Дан. 9; Иер. 25:11, 12; 29:10; 4 Цар. 19:15–19; Мф. 5:16; Иак. 5:16.
Памятный стих:
«Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19).
Глава 9 книги Даниила содержит одну из величайших молитв в Библии. В решающие моменты своей жизни Даниил молился, чтобы преодолеть трудности, с которыми он сталкивался. Когда над Даниилом и его друзьями нависла угроза смерти из-за таинственного сна языческого царя, пророк обращается к Богу в молитве (см. Дан. 2). Позже, когда был издан царский указ, требующий, чтобы всякий человек возносил молитвы только к царю, Даниил не прекращает молиться (см. Дан. 6). Таким образом, исследуя молитву в Дан. 9, давайте помнить о том, что видение о 2300 вечерах и утрах в 8-й главе книги Даниила настолько поразило пророка, что он вновь прибегает к молитве. Несмотря на то, что общий смысл этого пророчества ему объяснили, Даниил не может понять период времени, упомянутый в разговоре двух небесных существ: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Только теперь, в 9-й главе, пророк получает более подробное откровение в ответ на искреннюю молитву.
Когда мы читаем эту молитву, становится ясно, что она является следствием глубокого изучения предыдущего Божьего откровения, данного Моисею и пророкам. Узнав из книги Иеремии, что период плена продлится семьдесят лет (см. Иер. 25:11, 12; Иер. 29:10), Даниил осознает важность исторического момента, в котором он живет.
Не будем забывать, что Даниил произнес эту молитву в 539 г. до н. э., в год, когда Персидская империя сменила некогда могущественный Вавилон. Прошло почти семьдесят лет с тех пор, как Навуходоносор завоевал Иерусалим и разрушил храм. Поэтому, согласно пророчеству Иеремии, народ Божий скоро вернется на родину. Доверяя Слову Божьему, Даниил знает, что с его народом вскоре произойдет нечто важное; как обещает Бог в Своем Слове, вавилонский плен скоро закончится, и иудеи вернутся на свою родину.
Изучая Священное Писание, Даниил также осознает, насколько серьезны согрешения его народа. Поскольку иудеи нарушили завет и разорвали свои отношения с Богом, то их изгнание и плен стали неизбежными (см. Лев. 26:14–45). Таким образом, именно изучение Божьего откровения помогает Даниилу понять важность времени и ощутить неотложность покаяния его народа перед Богом.
По мере приближения к последним дням земной истории нам нужно больше, чем когда-либо, изучать Божье Слово и жить согласно его принципам. Только Писание может дать нам авторитетное объяснение мира, в котором мы живем. В конце концов, Писание рассказывает историю великой борьбы между добром и злом, показывая, что история человечества закончится уничтожением зла и установлением вечного Божьего Царства. Чем больше мы изучаем Писание, тем лучше можем понять то, что сейчас происходит в мире, и наше место в нем. Кроме того, Библия учит нас не возлагать надежды на этот мир, у которого нет будущего.
Происходящее в мире порой кажется бессмысленным. Приведите примеры. Как мы можем попытаться объяснить это, обратившись к Библии?
В этой молитве следует особо отметить несколько моментов.
Во-первых, Даниил не просит каких-либо объяснений касательно бедствий, настигших еврейский народ. Он знает причину. В основной части молитвы Даниил сам рассказывает, почему так произошло: «И не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков» (Дан. 9:10). В конце 8-й главы мы видели, что Даниил в недоумении и не понимает видения о 2300 вечерах и утрах (см. Дан. 8:27).
Во-вторых, эта молитва является обращением к Божьему милосердию, к Божьей готовности простить Свой народ, даже если он согрешил и совершил зло. В этой молитве раскрыта суть Евангелия. Грешные люди, не полагаясь на собственные заслуги, ищут благодати и прощения, которых они не заслуживают. Не это ли пример для каждого из нас?
Прочитайте Дан. 9:18, 19. Какие еще аргументы приводит Даниил, чтобы Господь ответил на его молитву?
Еще один важный аспект молитвы Даниила — просьба к Богу исполнить Свое слово ради прославления Его же имени. Даниил молится не ради личной выгоды и благополучия своего народа, а ради славы Самого Бога (см. Дан. 9:17–19). Другими словами, молитва не должна остаться без ответа, ибо таким образом Божье имя будет возвеличено.
Прочитайте 4 Цар. 19:15–19. Чем молитва Езекии напоминает молитву Даниила? Что говорится в Мф. 5:16 о том, как мы можем прославить нашего Господа?
Молитва Даниила является лишь одной из важных ходатайственных молитв, записанных на страницах Священного Писания. Такие молитвы касаются Божьего сердца, предотвращая суд и даруя избавление народу от врагов. Когда Бог был готов уничтожить весь еврейский народ, ходатайство Моисея остановило Его карающую руку (см. Исх. 32:7–14; Числ. 14:10–25). И когда сильная засуха опустошила землю, Бог отвечает на молитву Илии и проливает дождь, чтобы оживить ее (см. 3 Цар. 18).
Когда мы молимся за членов нашей семьи, друзей, других людей или за различные события, Бог слышит наши молитвы и может вмешаться. Иногда для ответа на молитву может потребоваться много времени, но мы должны быть уверены, что Бог никогда не забывает нужд Своих детей (см. Иак. 5:16).
В этом случае Даниил играет роль ходатая или посредника между Богом и людьми. Изучая Священное Писание, пророк осознает, насколько люди погрязли в грехах, нарушив Божий закон и отвергая Божьи предупреждения. Признавая их плачевное духовное состояние, Даниил молится об исцелении и прощении. Но пророк также отождествляет себя со своим народом. В некоторых аспектах Даниил иллюстрирует роль Христа как нашего Заступника (см. Ин. 17). Однако есть и существенное различие: Христос безгрешен (см. Евр. 4:15) и поэтому не нуждается в исповедании личного греха или в жертве для получения прощения (см. Евр. 7:26, 27). Но Он особым образом отождествляет Себя с грешниками: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
«Если вы припомните все, что есть в человеке хорошего, святого, благородного и любезного, а затем предложите все это ангелам Божьим в качестве заслуги, играющей важную роль в деле спасения человеческой души, такое предложение будет воспринято как измена» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 24). Что эти слова говорят нам о нашей нужде в Ходатае?
Прочитайте Дан. 9:21–27. Что должно произойти в течение 70 седмин? Почему только Иисус может это сделать?
- «Чтобы покрыто было преступление». Еврейское слово «преступление» (пе́ша) указывает на умышленное нарушение со стороны низшего по отношению к высшему (например, Притч. 28:24). Это слово также встречается в Библии в отношении открытого неповиновения людей Богу (см. Иез. 2:3). Однако через кровь Иисуса Христа преступление против Бога покрыто, и людям предложено принять заслуги Голгофы.
- «Чтобы запечатаны были грехи». Глагол «запечатать» означает, что грехи прощены. Исповедуя свои грехи, мы можем быть уверены, что получаем прощение. Иисус прощает нас, несмотря на наши ошибки и грехи.
- «Заглажены беззакония». Как писал апостол Павел: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:19, 20). И сделать это может только Иисус Христос.
- «Чтобы приведена была правда вечная». Христос занял наше место на кресте и тем самым даровал нам благословение быть праведными перед Богом. Только верой мы можем получить эту праведность, исходящую от Бога.
- «Запечатаны были видение и пророк». Когда Христос принес Себя в жертву, ветхозаветные пророчества, указывающие на Его искупительное служение, были «запечатаны», то есть исполнились.
6. «И помазан был Святой святых». Святой святых, о котором здесь говорится, — это не личность, а место. Таким образом, это утверждение касается начала ходатайственного служения Христа в небесном святилище (см. Евр. 8:1).
Пророчество о семидесяти седминах разделено на три части: 7 седмин, 62 седмины и одна седмина (70-я).
Семь седмин (49 лет), скорее всего, относятся ко времени, в течение которого Иерусалим будет восстановлен. После этих семи седмин следуют шестьдесят две седмины (434 года), которые приведут к «Христу Владыке» (Дан. 9:25). Таким образом, через 483 года после указа Артаксеркса, то есть в 27 году н. э., Христос-Мессия принял крещение и был помазан Святым Духом для осуществления Своей спасительной миссии.
В течение семидесятой седмины произойдут другие важные события: 1) «предан будет смерти Христос» (Дан. 9:26). 2) «Он утвердит завет для многих» (Дан. 9:27; ИПБ) — это особая миссия Иисуса Христа и апостолов для еврейского народа в течение последней «седмины» — 27–34 гг. н. э. 3) «А в половине седмины прекратится жертва и приношение» (Дан. 9:27). Через 3,5 года после крещения (то есть в середине седмины) Иисус отменяет систему жертвоприношений, так как она утратила свое пророческое предназначение. Поскольку Христос предложил Себя как окончательную и совершенную жертву Нового Завета, то необходимость в каких-либо других жертвоприношениях отпала. Последняя седмина заканчивается в 34 г. н. э., когда Стефан принимает мученическую смерть, и проповедь Евангелия начинает звучать не только для евреев, но и для язычников.
Прочитайте Дан. 9:24–27. Даже в обетовании о Мессии мы читаем о насилии, войне и опустошении. Как это должно помочь нам увидеть среди всех этих бедствий надежду?
Также обратите внимание на то, как дата 1844 года соотносится с тем, что мы видели в 7-й и 8-й главах этой книги. Cуд в 7-й главе книги Даниила — то же самое, что очищение святилища в 8-й главе (см. уроки за последние две недели), происходит после 1260-летнего преследования (см. Дан. 7:25) и еще до Второго пришествия Иисуса и установления Его вечного Царства.
Вопросы для обсуждения:
- Богословы приводят убедительные доказательства, подтверждающие, что пророчество о 2300 вечерах и утрах и пророчество о 70 седминах — одно и то же пророчество. Почему они так говорят? Какие доказательства вы сами можете привести в пользу такого толкования?
- Чему мы можем научиться из ходатайственной молитвы Даниила и как она может помочь нам в наших молитвах за других?
- Жертва Христа — наша единственная надежда. Как понимание этого может помочь нам оставаться смиренными и, что самое важное, сделать нас более любящими и прощающими других? Чему нас могут научить тексты Лк. 7:40–47?
Обратите внимание на то, какое важное место занимает Священное Писание в молитве Даниила и его надежде. Ведь его народ потерпел жестокое поражение, люди были взяты в плен, их земля разорена, а столица разрушена. И все же у него есть надежда, что, несмотря на все это, люди вернутся домой. Откуда он мог черпать эту надежду, как не из страниц Священного Писания и записанных в нем Божьих обетований? Что это говорит нам о надежде, которую мы также можем почерпнуть из библейских обетований?