Дан. 8; Дан. 2:38; Быт. 11:4; Лев. 16; Евр. 9:23–28.
Памятный стих:
«И сказал мне: “на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится”» (Дан. 8:14).
Видение 8-й главы книги Даниила было послано пророку в 548/547 гг. до н. э. В нем Даниил получает объяснение видения из 7-й главы. В отличие от видений из 2-й и 7-й глав здесь Вавилон уже не упоминается. Видение начинается с Мидо-Персии, потому что в это время персы уже захватили Вавилон и стали следующей мировой державой. Видения в 7-й и 8-й главах параллельны друг другу. Язык и символы в 8-й главе меняются, потому что Даниил все свое внимание направляет на очищение небесного святилища в связи с небесным Днем искупления. Таким образом, отличительная особенность 8-й главы — в концентрации внимания на небесном святилище. В то время как в 7-й главе показаны небесный суд и Сын Человеческий, принимающий Царство, 8-я глава сообщает об очищении небесного святилища. Таким образом, как показывают параллели между этими двумя главами, очищение небесного святилища, изображенного в Дан. 8, соответствует сцене суда Дан. 7.
Как и во 2-й и 7-й главах книги Даниила, здесь дано еще одно видение о взлете и падении мировых империй, но с другого рода символикой. Эти символы имеют непосредственное отношение к Божьему святилищу. Символы овна и козла используются здесь из-за их связи со служением в святилище, происходящим в День искупления, который был временем суда для древнего Израиля. Овнов и козлов использовали в качестве жертвоприношений в служении святилища, но только в День искупления они упоминаются вместе. Следовательно, эти два животных намеренно представлены в этой главе, чтобы напомнить о Дне искупления, занимающем центральное место в видении.
Вначале Даниил видит овна, бодающегося в трех разных направлениях: к западу, к северу и к югу (см. Дан. 8:4). Действия овна указывают на расширение его власти: «…и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался» (см. Дан. 8:4). Как объясняет ангел, овен с двумя рогами представляет Мидо-Персидскую империю (см. Дан. 8:20), а три направления, скорее всего, указывают на три главных завоевания этой мировой державы.
Затем появляется козел с большим рогом, символизирующий Греческую империю под командованием Александра Македонского (см. Дан. 8:21). То, что козел движется, «не касаясь земли» (Дан. 8:5), означает, что он двигался очень быстро. Эта символика передает скорость завоевания Александра, который в 7-й главе представлен в образе крылатого барса. Но, как указывает пророчество, когда козел «усилился, то сломился большой рог» (Дан. 8:8) и уступил место четырем рогам, обращенным на четыре стороны света. Это произошло после смерти Александра Македонского в Вавилоне в возрасте 33 лет (июнь 323 г. до н. э.), а его власть разделили между собой четыре генерала его великой армии.
В Дан. 2:38 по Дан. 8:20, 21 упоминаются названия трех из четырех империй. Как этот удивительный факт подтверждает правильность нашего толкования данных пророчеств?
После описания четырех рогов, обращенных на «четыре ветра небесных», в библейском тексте говорится, что из одного вышел небольшой рог. Вопрос заключается в том, исходит ли этот рог/власть от одного из четырех рогов, символизирующих четырех генералов Александра, или от одного из четырех ветров. Грамматическая структура текста на языке оригинала указывает на то, что этот рог вышел от одного из четырех небесных ветров. И поскольку эта власть возникает после Греческой империи и ее четырех ответвлений, общее понимание сводится к тому, что этот рог — Рим, сначала языческий, а затем папский. «Этот небольшой рог представляет Рим в оба его периода — языческий и папский. Даниил увидел Рим сначала в период языческой империи, ведущий борьбу против еврейского народа и первых христиан, а затем в папский период, который продолжается в наши дни и будет существовать в будущем» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 841).
Согласно библейскому тексту, небольшой рог вначале совершил горизонтальное движение и «чрезвычайно разросся к югу, и к востоку, и к прекрасной стране» (Дан. 8:9). Эти три направления соответствуют трем основным областям, которые попали под господство языческого Рима.
Поскольку небольшой рог становится в видении основным действующим лицом, его устремление вверх требует детального рассмотрения. Рог сильно напоминает небольшой рог из 7-й главы, это очевидно из сравнения: 1. Оба рога вначале небольшие (см. Дан. 7:8; Дан. 8:9). 2. Позже они становятся огромными (Дан. 7:20; Дан. 8:9). 3. Оба являются символами преследующих властей (см. Дан. 7:21, 25; Дан. 8:10, 24). 4. Оба самовозвеличиваются и произносят хулу на Бога (см. Дан. 7:8, 20, 25; Дан. 8:10, 11, 25). 5. Оба нацелены на Божий народ (см. Дан. 7:25; Дан. 8:24). 6. Оба ограничены в своей деятельности рамками пророческого времени (см. Дан. 7:25; Дан. 8:13, 14). 7. Оба действуют до конца земной истории (см. Дан. 7:25, 26; Дан. 8:17, 19). 8. Обоих ожидает сверхъестественное уничтожение (см. Дан. 7:11, 26; Дан. 8:25). Если в 7-й главе небольшой рог представляет папство, то устремление вверх и разрастание небольшого рога в 8-й главе должно представлять ту же власть. Таким образом, как и во 2-й и 7-й главах, последняя главная власть — это Рим, как языческий, так и папский.
В Дан. 8:10 небольшой рог пытается в духовном смысле воспроизвести попытку строительства Вавилонской башни (см. Быт. 11:4). Слова «воинство» и «звезды» могут обозначать Божий народ в Ветхом Завете. Израиль провозглашен воинством/ополчением Господа (см. Исх. 12:41). Даниил также описывает верный Божий народ, называя его сияющим, как звезды (см. Дан. 12:3). Очевидно, что это не буквальное нападение на небесные тела, а преследование Божьего народа, чье «жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Хотя языческие императоры убили тысячи христиан, основное внимание уделяется стремительному возвышению небольшого рога. Таким образом, окончательное исполнение этого пророчества связано с папским Римом и его преследованиями на протяжении веков.
Кроме того, в Дан. 8:11 говорится о «Вожде», который в других отрывках книги Даниила назван «Христос Владыка» (Дан. 9:25), «Михаил, князь ваш» (Дан. 10:21) и «Михаил, князь великий» (Дан. 12:1). Эти выражения свидетельствуют не о ком ином, как об Иисусе Христе. Иисус Христос — Вождь вышеупомянутого «воинства» и наш Первосвященник на небесах. Поэтому папство и религиозная система, которую оно представляет, искажает и пытается упразднить священническую роль Христа.
В Дан. 8:11 «ежедневная жертва» упомянута в связи с ежедневным служением в земном святилище, частью которого были жертвоприношения и ходатайство. Именно через это служение грешники получали прощение, а их грехи посредством жертвенной крови переносились в скинию и накапливались там в течение года до Дня искупления. Земное святилище наглядным образом иллюстрировало заступническое служение Христа в небесном святилище. Итак, согласно пророчеству, папство заменяет ходатайство Христа на ходатайство священников. Посредством такого поддельного поклонения небольшой рог отнял у Христа заступническое служение и символически «разрушил само Святилище Его» (Дан. 8:11; ИПБ).
«И он, повергая истину на землю, действовал и успевал» (Дан. 8:12). Христос провозглашает Себя истиной (см. Ин. 14:6), а также указывает на Слово Божье как на истину (см. Ин. 17:17). Папство, напротив, запрещает перевод Библии на национальные языки, оставляя право толковать Священное Писание только за руководством церкви, а также ставит человеческие традиции на один уровень с Библией.
Из данного урока мы многое узнали о деятельности папства. Как нам не попасть под влияние человеческих традиций?
После дерзкого нападения рога на небесное воинство и святилище Даниил слышит речь «одного святого» (скорее всего, ангела), который объявляет, что святилище будет очищено. Для понимания этих слов нужно помнить, что очищение святилища, о котором говорится в Дан. 8:14, соответствует сцене суда, описанной в Дан. 7:9–14. Поскольку суд осуществляется на небесах, то и святилище должно находиться там же. Таким образом, 7-я глава описывает действия Бога в отношении человечества с перспективы суда, а 8-я глава описывает то же самое с перспективы святилища.
Земное святилище было построено по небесному образцу и служило иллюстрацией плана спасения. Каждый день грешники приносили свои жертвы в святилище, где получали прощение за свои исповеданные грехи. Так как грехи в некотором смысле оставались в святилище, то в результате святилище осквернялось. Поэтому для очищения святилища от хранившихся в нем грехов требовался периодический процесс очищения. Он назывался Днем искупления и проводился раз в год (см. Лев. 16).
Почему небесное святилище нуждается в очищении? По аналогии мы можем сказать, что исповеданные грехи принявших Иисуса Христа были «перенесены» в небесное святилище подобно тому, как грехи кающихся израильтян были перенесены в земное святилище. В День искупления на земле убивали множество жертвенных животных, что символизировало будущую смерть Иисуса Христа, благодаря которой грешники могли быть оправданы в День искупления.
Поэтому как в День искупления на земле святилище очищалось кровью животных, так и на небесах только кровь Христа оправдывает нас на суде. Очищение святилища в Дан. 8:14 является небесным аналогом земного служения. Мы как грешники нуждаемся в жертвенной крови Иисуса Христа, благодаря которой можем получить прощение наших грехов и предстать перед небесным судом.
Прочитайте Евр. 9:23–28. Как эти стихи раскрывают спасение, которое мы имеем в Иисусе Христе благодаря Его жертве за нас?
Какие временные рамки обозначают 2300 вечеров и утр? Во-первых, следует отметить, что после того, как Даниил увидел овна, козла, а также действия и ущерб, причиненный небольшим рогом, кем-то задается важный вопрос (см. Дан. 8:13). Этот вопрос в первую очередь касается событий, которые произойдут в конце, а не в течение этого пророческого периода. Кроме того, этот период не может быть ограничен только продолжительностью действий небольшого рога, поскольку понятие «видение» включает в себя временной период от овна до действий небольшого рога. Следовательно, это должен быть длительный период фактического исторического времени.
На вопрос: «На сколько времени простирается это видение?» (видение включает овна [Мидо-Персия], козла [Греция], небольшой рог и его действия [Рим, языческий и папский]) прозвучал ответ: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Этот период очень длинный, потому что он начинается во времена Мидо-Персидской империи и охватывает временные рамки существования Греческой империи, а также языческого и папского Рима — тысячи лет. Согласно историческому методу толкования (см. урок 1), этот пророческий период должен быть рассчитан по принципу «день за год», из чего следует, что 2300 вечеров и утр соответствуют временному отрезку в 2300 лет. Если интерполировать 2300 вечеров и утр вне принципа «день за год», то 2300 дней составят чуть более шести лет, что было бы чрезвычайно коротким временем для осуществления всех событий видения. Следовательно, здесь действует принцип «день за год».
В 8-й главе книги Даниила нет информации, которая позволила бы нам определить начало и конец этого периода времени. Но в 9-й главе предоставлены весьма важные сведения (см. урок 10).
2300 лет этого пророчества составляют самые долгие временные рамки пророчества в Библии. Только представьте: 2300 лет! Это долгий срок, особенно по сравнению с продолжительностью нашей жизни сегодня. Как этот контраст может помочь нам научиться терпению в отношениях с Богом и в ожидании событий последнего времени?
Дан. 2 | Дан. 7 | Дан. 8 |
Вавилон | Вавилон | —— |
Мидо-Персия | Мидо-Персия | Мидо-Персия |
Греция | Греция | Греция |
Языческий Рим | Языческий Рим | Языческий Рим |
Папский Рим | Папский Рим | Папский Рим |
—— | Суд на небесах | Очищение святилища |
Второе пришествие
[Камень оторвался от горы без содействия рук] |
Второе пришествие
[Святые получают Царство] |
Второе пришествие
[Сокрушен — не рукою] |
Между этими главами проведена параллель. Не только последовательность народов, но и сцена суда в 7-й главе, происходящего после 1260 лет (538–1798 гг.) папского Рима, непосредственно соотносится с очищением святилища, которое в 8-й главе происходит также после Рима. Иначе говоря, небесный суд в 7-й главе — это суд, завершающий земную историю, и такое же значение имеет очищение святилища в 8-й главе книги Даниила. Нам представлены два разных описания одного и того же события, и оба происходят после 1260-летнего периода преследования небольшим рогом.
Вопросы для обсуждения:
- Как вышеприведенная таблица указывает на то, что очищение святилища, так же как и суд в 7-й главе книги Даниила, должно произойти после 1260-летнего периода пророчества о небольшом роге, но до установления окончательного Божьего Царства?
Пророчество Даниила в 8-й главе изображает историю, наполненную жестокостью и злом. Два зверя, символизирующих две мировые империи, сражаются друг с другом (см. Дан. 8:5–7). Могущественная власть небольшого рога, возникшая после них, осуществляет насилие и преследования (см. Дан. 8:23–25). Священное Писание не преуменьшает страдания в этом мире. Как этот факт может помочь нам научиться доверять Богу и Его милости, несмотря на все то зло, которое царит вокруг нас?