Дан. 6; 1 Цар. 18:6–9; Мф. 6:6; Деян. 5:27–32; Мк. 6:14–29; Евр. 11:35–38.
Памятный стих:
«Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан. 6:4).
После того как мидо-персы захватили Вавилон, новый правитель Дарий признал мудрость Даниила и пригласил его участвовать в управлении страной. Престарелый пророк настолько преуспевает в своих государственных обязанностях, что новый царь назначает его главным управляющим всего мидо-персидского царства.
Однако уже в начале главы Даниил сталкивается с завистью сатрапов. В этой истории мы увидим, что Даниил верен не только своим обязанностям в управлении, но, что самое важное, — своему Богу. Его верность Богу прямым образом влияет на его верность и в других сферах деятельности.
Испытание Даниила служит примером для Божьего народа последнего времени. Эта история не утверждает, что Бог всегда избавляет Свой народ от испытаний и страданий, но гарантирует, что в последнее время Бог защитит Свой народ и одержит победу над злом.
Прочитайте Дан. 6:1–5, а также Быт. 37:11 и 1 Цар. 18:6–9. Какую роль играет зависть во всех этих историях?
Административные способности Даниила впечатляют царя, но вызывают зависть у сатрапов. Поэтому они сговариваются, чтобы избавиться от него, обвинив в коррупции. Но поиски каких-либо зацепок тщетны, они не находят повода для обвинений в административной деятельности Даниила. «Но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем» (Дан. 6:4). Арамейское слово «верный» (ама́н) также может быть переведено как «заслуживающий доверия».
Даниил безупречен, поэтому сатрапы не могут предъявить ему даже ложного обвинения. Однако они замечают, насколько Даниил верен своему Богу и насколько он послушен Его закону. Они начинают понимать: для того чтобы избавиться от Даниила, им придется создать ситуацию, в которой Даниил столкнется с дилеммой — подчиниться либо закону Бога, либо закону империи. Основываясь на информации, которую они узнали о Данииле, они теперь уверены, что при надлежащих условиях он поставит Божий закон выше долга перед империей. Какое удивительное свидетельство верности Даниила!
Происходила ли в вашей жизни борьба с завистью и как вы с ней справились? Почему зависть настолько смертоносна, что разрушает нашу духовную жизнь?
Издание указа, который царь позже хотел отменить, создает впечатление, что Дарий глупец. Однако он просто угодил в ловушку хитрых и достаточно умных подданных, которые ловко сыграли на политических мотивах недавно созданного царства. Дарий децентрализовал правительство и поставил 120 сатрапов, чтобы сделать управление более эффективным. Однако такое действие влекло за собой определенный риск в будущем. Влиятельный сатрап мог с легкостью поднять восстание и расколоть царство. Таким образом, закон, обязывающий всех в течение 30 дней обращаться с мольбой только к царю, представляется хорошей стратегией для укрепления верности царю и, следовательно, предотвращения мятежа. Но служащие обманывают царя, утверждая, что это предложение поддерживают «все» князья, сатрапы, мудрецы и советники. Есть одна неточность: Даниил не включен в этот список. Кроме того, перспектива обращения к царю как к богу, скорее всего, льстила честолюбию царя.
Нет никаких доказательств того, что персидские цари когда-либо претендовали на божественный статус. Тем не менее указ, возможно, был направлен на то, чтобы сделать царя единственным представителем богов в течение 30 дней. Это означало, что молитвы богам должны возноситься через него. К сожалению, царь не задумывался о мотивах этого предложения. Поэтому он не понял, что закон, цель которого была предотвратить заговор, сам по себе был заговором с целью уничтожить Даниила.
Два аспекта этого закона заслуживают внимания. Во-первых, наказание за нарушение этого закона: виновного должны бросить в львиный ров. Поскольку свидетельств о применении где-либо такого рода наказания нет, возможно, это было специальным предложением завистников Даниила. В древности ближневосточные монархи время от времени устраивали охоту на львов, поэтому львов отлавливали, запирали в клетках, и они всегда были доступны для охоты. Следовательно, такой способ наказания был возможен. Во-вторых, указ невозможно отменить. Невозможность отмены «закона Мидян и Персов» также упоминается в Есф. 1:19 и Есф. 8:8. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский упоминает случай, когда Дарий III (не путать с Дарием из книги Даниила) изменил свое решение, но не смог отменить смертный приговор, вынесенный невиновному человеку.
Прочитайте Дан. 6:10. Почему Даниил не молился просто в тиши, чтобы его никто не видел?
Даниил — опытный государственный деятель, но прежде всего он Божий слуга. Таким образом, он единственный член правительства, который может понять, что стоит за указом царя. Для Дария указ представляет собой возможность укрепить единство царства, но для заговорщиков это план избавления от Даниила.
Конечно, настоящие причины и мотивы сюжета заключаются в великой борьбе между Богом и силами зла. В этот период (539 г. до н. э.) Даниил уже получил видения, записанные в 7-й (553 г. до н. э.) и 8-й (551 г. до н. э.) главах книги Даниила. Таким образом, он может воспринимать царский указ не просто как политическую интригу между людьми, но и как проявление этого вселенского конфликта. Видение о Сыне Человеческом и поддержка ангела, который объяснил ему значение видения (см. Дан. 7), могли придать ему смелости в сложившихся обстоятельствах. Возможно, он также размышлял об испытании своих друзей, которые отважно противостали постановлению Навуходоносора (см. Дан. 3).
Таким образом, указ не повлиял на привычный образ жизни Даниила, и он продолжает делать то, что делал всегда в своей горнице: молиться три раза в день с открытыми окнами в сторону Иерусалима. Несмотря на запрет обращаться с мольбой к кому-либо (человеку или богу), кроме царя, Даниил не принимает никаких мер предосторожности и не скрывает свою молитвенную жизнь в течение этих тридцати дней. Он один среди десятков князей и других служащих не подчинился царскому указу. Его открытая молитвенная жизнь свидетельствует о том, что для него верность Богу превыше верности царю и исполнения царского указа.
Прочитайте Деян. 5:27–32. Почему, действуя вопреки человеческому закону, мы должны быть всегда уверены, что действительно выполняем Божью волю? (Подумайте о людях, которые, по вашему мнению, заблуждались, но предпочли умереть, сохранив верность своим убеждениям и системе ценностей!)
Заговорщики вскоре замечают, что Даниил молится, то есть делает именно то, что запрещено указом. И когда они предъявляют обвинение царю, то говорят о нем с презрением: «Даниил, который из пленных сынов Иудеи» (Дан. 6:13). Один из главных управляющих империи, любимец царя, в их глазах всего лишь пленник. Кроме того, они настраивают царя против Даниила, говоря, что он «не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный» (Дан. 6:13). И только теперь царь понял, что оказался в ловушке, подписав указ. В тексте говорится, что он «даже до захождения солнца усиленно старался избавить его» (Дан. 6:14). Но все его усилия спасти пророка от предписанного наказания оказались напрасны. Нерушимый закон мидян и персов должен быть строго соблюден. Царь, не желая этого, вынужден отдать приказ бросить Даниила в львиный ров. Дарий надеется, что Бог спасет Даниила, и эту надежду выражает в словах, которые звучат как молитва: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» (Дан. 6:16).
Библейский текст не сообщает, что Даниил делал среди львов, но, вероятнее всего, он молился. И Бог в ответ на молитву Даниила посылает Своего ангела, чтобы защитить его. Наступило утро, Даниил жив и готов вернуться к исполнению своих повседневных обязанностей. Комментируя этот эпизод, Эллен Уайт пишет: «Бог не помешал врагам Даниила бросить его в львиный ров. Он разрешил злым ангелам и нечестивцам до определенного момента осуществлять свой злой умысел, для того чтобы сделать избавление Своего слуги более примечательным, а поражение врагов истины и праведности более полным» (Пророки и цари, с. 543, 544).
У этой истории счастливый конец (по крайней мере, для Даниила). Но ведь есть примеры, даже в Библии (см. Мк. 6:14–29), которые не заканчиваются таким чудесным освобождением. Как нам следует их воспринимать?
Важным моментом повествования является тот факт, что Дарий превозносит Бога и признает Его владычество. Это является кульминацией всех прославлений из прошлых глав (см. Дан. 2:20–23; Дан. 3:28, 29; Дан. 4:31–34). Подобно Навуходоносору, Дарий прославляет Бога за спасение Даниила, но делает также следующий шаг: отменяет свой предыдущий указ и повелевает, чтобы все «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым» (Дан. 6:26).
Безусловно, спасение Даниила — это чудо, его верность вознаграждена, зло наказано, а честь и могущество Господа оправданы. Но события, описанные в этой главе, — лишь небольшой пример того, что произойдет во всемирном масштабе. Божий народ будет освобожден, зло наказано, а Господь оправдан перед всей Вселенной.
Прочитайте Дан. 6:24. Что в этом стихе может вызвать у нас беспокойство и тревогу и почему?
В этом повествовании есть доля несправедливости: жен и детей, которые, насколько нам известно, не принимали участия в заговоре, постигла та же участь, что и виновных. Как можно объяснить такое правосудие?
Во-первых, следует отметить, что царь выносит и исполняет приговор в соответствии с персидским законом, согласно которому семья разделяет наказание виновного. Согласно древнему принципу, вся семья несет ответственность за преступление одного из членов семьи. Это не означает, что это правильно и справедливо, но лишь указывает на то, что эта история соответствует нашим сведениям о персидском законе.
Во-вторых, мы должны отметить, что библейское повествование сообщает об этом событии, но не одобряет действий царя. Фактически, Библия четко запрещает казнить детей за грехи родителей (см. Втор. 24:16).
Перед лицом несправедливости, подобной этой и многим другим, какое утешение можно найти в таких текстах, как 1 Кор. 4:5? О чем здесь говорится и почему это так важно?
Вопросы для обсуждения:
- Француз Жан-Поль Сартр однажды написал: «Таким образом, можно сказать, и это лучше всего делает понятным фундаментальный проект человеческой реальности, что человек есть бытие, которое проектирует быть Богом» (Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии, с. 724). Как эта цитата помогает понять одну из причин, из-за которой царь попал в ловушку? Почему каждый из нас, независимо от положения в обществе, должен быть осторожным с этим опасным желанием, каким бы слабым оно ни было? В каких еще случаях мы можем пожелать стать подобными Богу?
- Как мы можем засвидетельствовать о нашей верности Богу и Его закону другим людям? Будет ли у них твердая убежденность, что вы будете отстаивать свою веру ценой своей работы или даже жизни?
- Какие черты характера Даниила делают его человеком, которого Бог может эффективно использовать для Своих целей? Как можно развить в себе такие же качества, полагаясь на помощь Бога?
Каким образом Даниил мог бы оправдать временные изменения в своей молитвенной жизни в связи с изданием указа? Являлось бы это компромиссом? Если да, то почему?