Дан. 5; Откр. 17:4–6; Пс. 95:5; Кол. 1:15–17; Рим. 1:16–32; Еккл. 8:11; Откр. 14:8.
Памятный стих:
«Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21).
В 5-й главе книги Даниила Слово Божье показывает нам яркий пример человеческого высокомерия, конец которому положен удивительным и драматическим образом. И хотя Навуходоносору потребовалось немало времени, чтобы усвоить Божий урок, по крайней мере, он усвоил его. А вот его внук Валтасар — нет. Использовав сосуды из храма во время пиршества, Валтасар оскверняет их. Такой акт осквернения равносилен не только противлению Богу, но и богохульству. Таким образом, Валтасар наполнил чашу своих беззаконий, действуя подобно небольшому рогу (см. Дан. 8), который «разрушил само Святилище Его» (Дан. 8:11; ИПБ). Лишив власти Валтасара, Бог показал, что Он совершит против врагов Своего народа в самые последние дни. События, описанные в 5-й главе книги Даниила, произошли в 539 г. до н. э., в ночь, когда Вавилон пал, захваченный мидо-персидской армией. Так произошел переход от золота к серебру, предсказанный во 2-й главе книги Даниила, — еще одно подтверждение тому, что Бог управляет этим миром.
Царь приказывает использовать священные сосуды из Иерусалимского храма как бокалы для вина. Навуходоносор, захватив Иерусалим, вынес сосуды из храма и поместил их в храм своего бога, из чего следует, что он хотя бы уважает их священный статус. Но Валтасар самым бесстыдным образом низводит священные сосуды до обычной посуды.
Выпивая из священных сосудов, вельможи Валтасара «славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. 5:4). Стоит отметить, что в перечне упомянуто шесть материалов. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему (систему, в основе которой число 60), в отличие от используемой сегодня десятичной системы (основанной на числе 10). Таким образом, шесть категорий богов представляют собой совокупность вавилонских божеств и, следовательно, полноту вавилонской религиозной системы. Интересно, что порядок материалов соответствует порядку компонентов истукана из сна Навуходоносора, за исключением дерева, заменившего глину. Камень, как и во сне, появляется последним. И хотя здесь он обозначает рабочий материал для изготовления идолов, он также вызывает Божий суд над мировыми империями (см. Дан. 2:44, 45), который символизирует Вавилон.
Это пиршество — прекрасная иллюстрация Вавилона последнего времени из книги Откровение. Подобно Валтасару, блудница держит золотую чашу, наполненную мерзостями и нечистотами своего блуда, которую она предлагает испить народам. Так, посредством ложных доктрин и искаженной системы поклонения современный Вавилон заманивает мир в свою сеть (см. Откр. 17:4–6), не обращая внимания на суд, который вскоре на него обрушится. Однако суд неизбежен.
Каким образом наше общество и культура оскверняют истину Божьего Слова? Чего нам нужно избегать, чтобы никоим образом не участвовать в этой скверне? Обсудите ответы на уроке.
По примеру Навуходоносора в предыдущих кризисных ситуациях (см. Дан. 2:2; Дан. 4:4) Валтасар призывает обаятелей, халдеев и гадателей объяснить таинственную надпись. В качестве награды царь обещает оказать им высокие почести: 1) багряницу — этот цвет в древние времена могли носить члены королевской семьи (см. Есф. 8:15); 2) золотую цепь — знак принадлежности к высокому социальному статусу (см. Быт. 41:42) и 3) должность третьего правителя в царстве. Эта последняя награда верно отображает исторические обстоятельства Вавилона того времени. Поскольку Валтасар был вторым правителем в качестве соправителя со своим отцом Набонидом, он предлагает должность третьего правителя. Но, несмотря на заманчивые награды, мудрецы снова не смогли дать вразумительного объяснения.
Царь ищет объяснения, но только обращается не к тем источникам. Вавилонские мудрецы не смогли объяснить значение фразы, хотя она была написана на знакомом им арамейском языке. Это напоминает слова из книги пророка Исаии: «…так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14). Процитировав этот стих, апостол Павел говорит: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:20, 21).
Некоторые истины слишком важны, чтобы предоставить людям самим их понять. Вот почему Бог вместо этого Сам открывает нам эти истины.
Подумайте о том, насколько ничтожными были награды Валтасара в свете грядущих событий. Что это говорит нам о том, насколько недолговечными могут быть вещи в мире и почему нам необходимо всегда помнить о вечности, совершая тот или иной поступок?
Поскольку все участники пира находились в смятении из-за таинственного послания на стене, пришла царица и дала мудрый совет озадаченному царю. Она напомнила ему о Данииле, чья способность толковать сны и разгадывать тайны была хорошо известна во времена Навуходоносора. Если бы Валтасар обладал такой же мудростью, как и его предшественник, он бы знал, к кому обратиться, чтобы понять смысл этой таинственной надписи. Вмешательство царицы оказалось весьма своевременным. Ее слова звучат как упрек Валтасару за то, что он упустил из виду единственного человека в царстве, способного помочь в этом деле. Она также дает царю устную характеристику Даниила: в пророке есть Дух святого Бога, свет, разум и Божественная мудрость, высокий дух и ведение. Он способен понимать и изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Он был поставлен главою тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей во времена Навуходоносора (см. Дан. 5:11, 12).
Возникает вопрос, почему Валтасар игнорировал Даниила. Текст не дает прямого ответа, но можно предположить, что Даниил, прослужив царю по крайней мере до третьего года его правления (см. Дан. 8:1, 27), оставил службу. Одним из факторов мог быть возраст Даниила. Ему было около 80 лет, и царь, возможно, захотел заменить «старую гвардию» более молодым поколением. Еще одной возможной причиной того, что царь не хотел общаться с Даниилом, было его нежелание слышать что-либо о Боге этого мудреца и повиноваться Ему. Но какой бы ни была причина или ряд причин, поразительно то, что человека с таким багажом мудрости и опыта, как у Даниила, можно было забыть так скоро.
Прочитайте Рим. 1:16–32. Как принцип, выраженный в этих текстах, проявляется не только в этой истории, но и в современном мире?
Вынуждаемый обстоятельствами, царь неохотно прибегает к помощи Даниила. Это больше указывает на отношение царя к Богу Даниила, чем к самому Даниилу.
С другой стороны, ответ Даниила на царское обещание о вознаграждении многое говорит о приоритетах и характере Даниила. Также вероятно и то, что Даниил, понимая значение таинственных слов, осознает всю бесполезность этой награды. Затем он объявляет царю приговор, указывая на три причины его обвинений.
Во-первых, Валтасар полностью проигнорировал опыт Навуходоносора. В противном случае он бы раскаялся и смирился, как и его предшественник.
Во-вторых, Валтасар использовал храмовые сосуды для распития вина и возвеличивания своих идолов. Здесь Даниил упоминает шесть видов материалов, используемых для изготовления идолов, в том же порядке, что и ранее (см. Дан. 5:4).
В-третьих, царь не счел нужным прославить единого Бога, «в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои» (Дан. 5:23).
Пролив свет на грехи царя, Даниил переходит к толкованию. Мы узнаем, что Божественная надпись состоит из трех арамейских глаголов (первый повторяется). Их основное значение должно было быть известно царю и его мудрецам: MEНE — «считать», ТЕКЕЛ — «взвешивать» и ПЕРЕС — «разделять».
Мидо-персидская армия уже была у ворот Вавилона, поэтому царь и мудрецы, должно быть, соотнесли надвигающуюся угрозу со значением этой надписи. Но мудрецы не решились сказать об этом царю. Только Даниил доказал, что способен расшифровать надпись и передать ее полный смысл Валтасару: «МЕНЕ — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ — ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:26–28). Весть безутешна и безрадостна.
Суд настиг царя очень быстро. Как мы можем научиться доверять Богу в тех случаях, когда справедливость и суд еще не наступили? (См. Еккл. 3:17; Еккл. 8:11; Мф. 12:36; Рим. 14:12).
При всех своих недостатках Валтасар — человек слова. Несмотря на плохие новости, он удовлетворен объяснением Даниила и дарует пророку обещанную награду. Похоже, что, признавая истинность толкования Даниила, царь косвенно признает существование и его Бога. Интересно, что теперь Даниил принимает дары, от которых ранее отказывался, вероятно потому, что эта награда больше не может влиять на его истолкование. Кроме того, в тот момент награда потеряла смысл, так как империи вскоре придет конец. Вероятно, из соображений вежливости пророк принимает награду, осознавая, что третьим правителем царства он будет всего несколько часов.
И, как было объявлено пророком, Вавилон пал. Все произошло очень быстро. Не было даже битвы. Согласно историку Геродоту, персы вырыли канал, чтобы осушить реку Евфрат, и вошли в город по руслу реки. В ту же ночь Валтасар был убит. Его отец, царь Набонид, покинул город, но позже сдался в плен новым правителям. Так величайшая империя, которую когда-либо знало человечество, прекратила свое существование. Вавилона, золотой головы, не стало.
«У Валтасара было много возможностей, чтобы познать и исполнить Божью волю. Он видел изгнание его деда Навуходоносора из общества людей. Он видел, что разум прославленного гордого монарха забрал Тот, Кто дал его. Он видел, как царя изгнали из собственного царства, и он нашел пристанище среди полевых зверей. Но любовь Валтасара к развлечениям и самовосхвалению стирала уроки, которые ему никогда не следовало забывать, и он совершал те же грехи, которые привели к суду над Навуходоносором. Валтасар упустил благосклонно предоставленный ему шанс, пренебрегая возможностями познакомиться с истиной» (Э. Уайт. Библейское эхо, 25 апреля 1898 г.).
Как мы можем узнать истину? Что означает «знать истину»? Когда мы сможем сказать, что познали всю истину, которую нам необходимо знать?
«История народов и сегодня очень многое говорит нам. Каждому народу и каждому человеку в отдельности Бог отвел определенное место в Своем великом плане. Сегодня все люди и все народы проверяются по отвесу, находящемуся в руках Того, Кто никогда не ошибается. Человек личным выбором решает свою участь, а Бог управляет всем, осуществляя Свои планы» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 536).
Вопросы для обсуждения:
- На уроке обсудите ответ на вопрос о том, как общество и культура оскверняют Божью истину. Какие способы вам известны и как мы, церковь и каждый лично, должны реагировать на такое осквернение?
- Как эта история помогает нам понять, что спасение — это не столько то, что мы знаем, сколько то, как мы поступаем в свете полученных знаний? (См. Дан. 5:22).
- Прочитайте Дан. 5:23. Какие важные духовные принципы содержатся в этом стихе? Например, как текст предупреждает нас об опасности неповиновения Богу? Или как он открывает нам Бога не только как Творца, но и Источник жизни?
Даже не зная значения этих слов, Валтасар испугался (см. Дан. 5:6). Что это говорит нам о жизни с нечистой совестью?