Дан. 4:1–33; Притч. 14:31; 4 Цар. 20:2–5; Ион. 3:10; Дан. 4:34–37; Флп. 2:1–11.
Памятный стих:
«И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан. 4:31).
Грех зародился в Люцифере, и первым его проявлением была гордость. Бог так говорит об этом в книге Иезекииля: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:17).
Гордость привела к падению Люцифера, поэтому он внушает людям гордость, побуждая их в своей гордыне восстать против Бога так же, как и он. Мы все падшие люди, и само наше существование полностью зависит от Бога. Любые наши дары, таланты и достижения исходят только от Бога. Поэтому мы не можем быть гордыми, хвастливыми или высокомерными, но смирение должно преобладать во всем.
Навуходоносору потребовалось много времени, чтобы понять важность смирения. Даже появление в огненной печи четвертого мужа, подобного «сыну Божию» (см. урок за прошлую неделю), не изменило его жизнь. Только после того, как Бог забрал у него царство и отправил жить с полевыми зверями, царь осознал свое истинное положение.
Бог посылает Навуходоносору второй сон, и на этот раз царь его не забыл. Но поскольку вавилонские мудрецы снова не в силах помочь, царь призывает Даниила объяснить значение этого сна. Во сне царь видит большое дерево, достигающее небес, и небесную Личность, Которая приказывает срубить дерево. Но главный корень останется в земле и будет орошаем росой небесной. Однако Навуходоносора взволновала вторая часть сна, когда «Бодрствующий и Святой» сказал: «Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен» (Дан. 4:13). Осознавая всю серьезность этого сна, Даниил вежливо выражает пожелание, чтобы значение этого сна относилось к врагам царя. Но верный посланию, переданному через этот сон, Даниил сообщает, что на самом деле сон касается самого царя.
Деревья в Библии символизируют царей, нации и империи (см. Иез. 17; 31; Ос. 14; Зах. 11:1, 2; Лк. 23:31). Таким образом, большое дерево — прекрасная иллюстрация высокомерного царя. Бог дает Навуходоносору силу и власть, но он упорно не признает того факта, что все его владения — от Бога.
Прочитайте Дан. 4:27. Какие слова царя указывают на то, что он до сих пор не внял предупреждению, которое послал ему Господь?
Чувство гордости опасно тем, что может заставить забыть, насколько мы зависимы от Бога во всем. И как только мы забываем об этом, то ступаем на опасный путь.
Каких высот вы достигли в своей жизни? Возможно ли гордиться своими достижениями, не допуская гордыни в своем сердце? Если да, то как вам это удается?
Даниил не только объясняет сон, он также указывает Навуходоносору на выход из ситуации: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24).
Навуходоносор проделал огромную работу по строительству Вавилона. Сады, система каналов, сотни храмов и другие строительные проекты превратили город в одно из чудес древнего мира. Но такое великолепие и красота, по крайней мере отчасти, достигаются путем эксплуатации рабов и пренебрежением нужд бедных людей. Кроме того, богатство империи тратится на удовольствия царя и его окружения. Таким образом, гордость Навуходоносора не только мешает ему признать Бога, но также заставляет его игнорировать проблемы и нужды нищих. Учитывая особую Божью заботу о бедных, неудивительно, что из других возможных грехов, которые Даниил мог осветить перед царем, он выделяет грех пренебрежения нуждами бедных людей.
Послание Навуходоносору отнюдь не является чем-то новым. Ветхозаветные пророки часто предостерегают Божий народ от угнетения бедных. В конце концов, сострадание к бедным является высшим выражением христианской благотворительности; и напротив, эксплуатация и пренебрежение нуждами нищих являются посягательством на Самого Бога. Заботясь о нуждающихся, мы признаем, что Господу принадлежит все, а это означает, что мы не владельцы, а просто управляющие Божьей собственностью.
Служа другим своими материальными благами, мы прославляем Бога и признаем Его владычество. Именно Божье право собственности должно в конечном итоге определять ценность и функцию материальных ценностей. В этом Навуходоносор и потерпел поражение. Мы также рискуем потерпеть неудачу, если не признаем Божье владычество над всеми нашими достижениями и не явим признание этого факта в своем стремлении помочь нуждающимся.
Прочитайте 4 Цар. 20:2–5; Ион. 3:10 и Иер. 18:7, 8. Был ли у царя шанс избежать наказания, согласно этим текстам?
К сожалению, Навуходоносор избрал трудный путь обучения, усвоив урок на горьком опыте. Обладая царской властью, Навуходоносор пренебрег размышлениями о своих отношениях с Богом. Таким образом, лишение власти и жизнь с полевыми зверями дает царю возможность признать свою полную зависимость от Бога. Заключительный урок, который Господь преподал высокомерному царю, заключается в том, что «всё во власти Неба» (Дан. 4:23; ИПБ). По Божьему замыслу цель суда над царем — показать, «дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Дан. 4:14).
Другими словами, наказание Навуходоносора должно стать уроком для каждого из нас. Поскольку мы принадлежим к числу «живущих», нам следует уделить больше внимания главному уроку, который необходимо усвоить: «Всевышний владычествует над царством человеческим».
Почему знание о том, что Всевышний владычествует над всем, является для нас столь важным уроком? Как этот факт должен повлиять на наше отношение к тем, кто находится в нашем подчинении?
Бог поражает Навуходоносора тяжелой болезнью, но в конечном итоге полностью восстанавливает его психическое здоровье. Интересно, что все меняется, когда по завершении семи лет, предсказанных пророком, больной царь возводит глаза к небу (см. Дан. 4:31).
«В течение семи лет Навуходоносор приводил в глубочайшее изумление своих подданных; в течение семи лет он находился в унизительном состоянии на глазах у всех. Когда же разум вернулся к нему, он, в смирении обращая взор к небесному Богу, признал, что это Божественная рука наказала его. Он перед всеми признал свою вину и величайшую милость Божью, благодаря которой он выздоровел» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 520).
Несомненно, когда мы обращаем взор к небесам, могут произойти большие перемены. Как только сознание к царю возвращается, он свидетельствует о том, что усвоил этот урок.
Но эта история не столько о Навуходоносоре, сколько о Божьей милости. Царь упустил три предыдущих возможности принять Бога Израиля как Господа своей жизни. Он мог сделать это, когда признал исключительную мудрость четырех молодых иудейских пленников (см. Дан. 1), когда Даниил истолковал его сон (см. Дан. 2) и когда трое иудеев были спасены в огненной печи (см. Дан. 3). Однако если даже это чудесное спасение не смирило его, то что бы тогда смогло это сделать? Несмотря на упорство царя, Бог дал ему четвертый шанс и в конце концов завоевал сердце царя и вернул на царскую должность (см. Дан. 4). Как показывает случай с Навуходоносором, Бог дает нам один шанс за другим, чтобы восстановить правильные взаимоотношения с Ним. Как писал Павел много веков спустя, Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). В этой истории мы видим яркий пример этой истины.
Каким образом Бог смирял вас? Какой урок вы из этого извлекли? Что вам нужно изменить, чтобы не совершать одних и тех же ошибок?
Что указывает на то, что Навуходоносор действительно искренне принял истинного Бога? Мы находим главное доказательство этого факта в том, что сам Навуходоносор является автором 4-й главы книги Даниила. Большая часть этой главы напоминает выдержку из собственной рукописи. В этом письме царь от своего имени рассказывает о своей гордости и безумии и смиренно признает действие Бога в его жизни. Древние монархи редко писали что-либо уничижительное о себе. Практически все древние царские документы, которые нам известны, возвеличивают царя. Поэтому документ подобного рода, в котором царь признает свою гордость и описывает свое звероподобное состояние, указывает на истинное обращение. Кроме того, написав письмо о своем опыте и смиренном признании Божьего владычества, царь поступает как настоящий миссионер. Он не в силах удержать в себе то, что испытал и узнал от истинного Бога. В его молитве и восхвалении Бога (см. Дан. 4:31–34) полностью раскрыта истинность духовного обращения.
У царя теперь другие ценности, и он признает предел человеческой власти. В глубокой благодарственной молитве царь превозносит силу Бога Даниила и признает, что «все живущие на земле ничего не значат» (Дан. 4:32). То есть у людей нет ничего своего, чем можно похвастаться. Таким образом, это последнее упоминание о Навуходоносоре в книге Даниила указывает на смиренного и испытывающего благодарность царя, который восхваляет Бога и предостерегает нас от гордости.
Бог продолжает менять жизни людей и сегодня. Какими бы гордыми или грешными ни были люди, у Бога достаточно милости и силы, чтобы непокорные грешники стали детьми Небесного Отца.
Прочитайте Флп. 2:1–11. Что, согласно этому отрывку, должно искоренить гордость из нашей жизни?
Намерение Божье о том, чтобы величайшее царство в мире прославило Его, теперь исполнилось. Всенародное признание милосердия, доброты и власти Господа стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 521).
Вопросы для обсуждения:
- «Гордость ведет ко всем другим порокам: это абсолютно враждебное Богу состояние духа. Возможно, вы думаете, я преувеличиваю. В таком случае вдумайтесь еще раз в мои слова… Чем больше гордости в человеке, тем сильнее он ненавидит это качество в других. Если вы хотите выяснить меру собственной гордыни, проще всего это сделать, задав себе вопрос: “Насколько глубоко я возмущаюсь, когда другие унижают меня, или отказываются меня замечать, или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно, или красуются и хвастают в моем присутствии?” Дело в том, что гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого. Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание» (К. С. Льюис. Просто христианство, с. 110). Исходя из вышеприведенной цитаты, что может помочь вам увидеть гордость в своей жизни?
- Темой, рассматриваемой в этой главе, а также и в некоторых предыдущих, является владычество Бога. Почему эта тема важна для нашего понимания? Как роль субботы в нашей жизни помогает нам понять эту важнейшую истину?