Дан. 3; Откр. 13:11–18; Исх. 20:3–6; Втор. 6:4; 1 Кор. 15:12–26; Евр. 11.
Памятный стих:
«Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17).
«Таким образом эти юноши, наделенные Святым Духом, засвидетельствовали перед всеми людьми о своей вере в то, что Бог, Которому они поклонялись, есть единственный и истинный живой Бог. Это проявление их веры явилось самой красноречивой демонстрацией их принципов. Чтобы убеждать идолослужителей в силе и величии живого Бога, Его слуги должны являть свое благоговение перед Богом. Они должны показывать, что Он один достоин почитания и поклонения и что никакие соображения, даже сохранение собственной жизни, не смогут заставить их сделать малейшую уступку идолослужению. Эти уроки имеют прямое и жизненное отношение к нашему существованию в эти последние дни» (Э. Уайт. В небесных обителях, с. 149). Хотя столкновение с угрозой смерти из-за поклонения сегодня может казаться чем-то донаучным и диким, Священное Писание ясно говорит о том, что в конце времени нечто подобное произойдет в нашем высокоразвитом мире, но уже в мировом масштабе. Таким образом, благодаря этой библейской истории мы можем по-новому взглянуть на проблему, с которой, согласно Писанию, столкнется Божий народ.
Между сном царя и сооружением истукана, возможно, прошло около 20 лет. Но похоже, что царь так и не смог забыть свой сон и принять тот факт, что на смену великому Вавилону придут другие царства. Не желая быть всего лишь золотой головой, царь приказал сделать всю статую из чистого золота, чтобы заявить своим подданным, что его могущественное царство не будет идти на поводу истории.
Такое гордое заявление напоминает строителей Вавилонской башни, которые в своем высокомерии пытаются бросить вызов Самому Богу. Не менее высокомерен и Навуходоносор. Он многого достиг как правитель Вавилона и не может смириться с мыслью о том, что его царство в конечном итоге просто исчезнет. Таким образом, стремясь к самовозвышению, он возводит истукана, чтобы укрепить свою власть и заодно проверить преданность своих подданных. Хотя неясно, изображал истукан царя или какое-то божество, нам следует помнить, что в древности границы, разделяющие политику и религию, часто были размыты, а то и вовсе отсутствовали.
Мы также не должны забывать, что у Навуходоносора уже было две возможности познакомиться с истинным Богом. Первая — когда он проверяет знания молодых евреев и находит их в десять раз мудрее других мудрецов Вавилона. Вторая — когда все другие мудрецы не смогли напомнить царю его сон, а Даниил рассказал о его размышлениях перед сном, сам сон и его толкование. И царь признал превосходство Бога, Которому служит Даниил. Но, на удивление, все предыдущие уроки, в которых раскрывался истинный Бог, не мешают Навуходоносору вернуться к идолопоклонству. Почему? Скорее всего, причина в гордости. Грешные люди не хотят признавать тот факт, что их материальные и интеллектуальные достижения тщетны и обречены на исчезновение. Иногда мы можем вести себя как маленькие навуходоносоры, поскольку слишком много внимания уделяем нашим достижениям и забываем о том, насколько бессмысленными они могут быть перед лицом вечности.
Как нам научиться избегать этой коварной ловушки, в которую угодил Навуходоносор?
Поле Деир (в переводе с аккадского — «место, окруженное стеной»), на котором воздвигли золотого истукана, создает впечатление огромного святилища. Печь, вполне возможно, заменяет жертвенник. Вавилонская музыка также становится частью служения. Перечислены семь типов музыкальных инструментов, словно для того, чтобы передать полноту и действенность церемонии поклонения.
Сегодня на нас обрушивается мощный информационный поток, направленный на то, чтобы мы приняли новые взгляды и в целом начали вести иной образ жизни. Современные преемники вавилонской империи делают все, чтобы мы отказались от приверженности авторитету Бога, выраженному в Его Слове, и отказались от верности Богу. Очарование мира временами непреодолимо, но нам не стоит забывать, что мы должны принадлежать только Богу-Творцу.
Согласно пророческому календарю, мы живем в последние дни земной истории. 13-я глава книги Откровение сообщает о том, что жители земли поклонятся образу зверя. Никто не сможет избежать этой участи: «Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» (Откр. 13:16).
Сказано, что образу зверя поклонятся шесть категорий людей: «малые и великие, богатые и нищие, свободные и рабы». Число зверя — число 666 — акцентирует внимание читателя на цифре шесть и указывает на то, что истукан, построенный Навуходоносором, — всего лишь прообраз действий эсхатологического Вавилона в последние дни (символизм шести и шестидесяти см. в Дан. 3:1). Поэтому нам следует обратить особое внимание на то, что происходит в этом повествовании и как Бог суверенно руководит делами мира.
Поклонение — это не просто преклонение перед чем-то или кем-то и открытая демонстрация своей верности. Перечислите другие, более скрытые способы, к которым мы можем прибегать, поклоняясь чему-то или кому-то еще, кроме нашего Господа?
Прочитайте Исх. 20:3–6 и Втор. 6:4. О чем говорится в этих текстах и как их содержание повлияло на жизненную позицию трех молодых людей?
Следуя приказу царя, все люди под звуки музыкальных инструментов падают ниц и поклоняются золотому истукану. Только трое — Седрах, Мисах и Авденаго — осмелились ослушаться приказа. «Доброжелатели» вавилоняне немедленно доводят это дело до сведения царя. Обвинители пытаются разгневать царя, указывая на то, что: 1) он сам поставил этих юношей управлять всей областью Вавилонской; 2) эти иудеи не служат богам царя; 3) они не поклоняются золотому истукану, возведенному царем (см. Дан. 3:12). Но прежде чем обрушить на них свою ярость, царь предлагает им второй шанс. Царь готов повторить всю церемонию заново, чтобы они могли отказаться от своей позиции и поклониться истукану. Если же они откажутся, то незамедлительно будут брошены в огненную печь. И Навуходоносор завершает свое обращение самым высокомерным утверждением: «Какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан. 3:15).
Наделенные дерзновением свыше, они отвечают царю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:17, 18).
Хотя им известно, что Бог может освободить их, у них нет гарантии, что Он это сделает. Тем не менее они отказываются повиноваться повелению царя, осознавая, что их могут сжечь заживо. Как мы можем обрести такую веру?
Бросив верных евреев в огонь, Навуходоносор озадачен присутствием в печи четвертого человека. Сам царь определяет четвертую личность как «Сын Божий» (Дан. 3:25).
Царь не смог больше ничего добавить к этому описанию, но мы знаем, Кто это. Он предстает перед Авраамом до разрушения Содома и Гоморры, борется с Иаковом у ручья Иавок и является Моисею в горящем кусте. Это Иисус Христос, Который пришел показать, что Бог пребывает со Своим народом в его бедах.
Эллен Уайт пишет: «Но Господь не забыл о Своих детях. Как только свидетели Его были брошены в печь, Сам Спаситель появился среди них и пребывал вместе с ними в огне. В присутствии Господина жары и холода пламя огня утратило свою истребляющую силу» (Пророки и цари, с. 508, 509).
Как Бог говорит в книге Исаии: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).
Хотя нам нравятся подобные истории, возникает вопрос о тех, кто не был избавлен от преследований за свою веру таким чудесным образом. Можно вспомнить печальный опыт Исаии и Захарии, которых казнили нечестивые цари. На протяжении всей земной истории, вплоть до наших дней, верные христиане терпели ужасные страдания, которые закончились для них не чудесным избавлением, а мучительной смертью. Это лишь один из тех случаев, когда верующим даровано чудесное избавление, но нам известно, что такое случается очень редко.
С другой стороны, какое чудесное избавление получит верный Божий народ, независимо от участи здесь, на земле? (См. 1 Кор. 15:12–26).
Прочитайте Евр. 11. Что такое вера, согласно этому отрывку?
Для того чтобы обрести такую веру, нам нужно понимать, что такое вера. У некоторых людей восприятие веры количественное, они измеряют свою веру по количеству ответов, которые, как им кажется, они получают от Бога. Например, они едут в торговый центр и молятся о хорошем месте на парковке. Если это удалось, люди приходят к выводу, что у них сильная вера. Если все места заняты, они могут подумать, что их вера недостаточно сильна, чтобы Господь услышал их молитвы. Такое понимание веры весьма опасно, потому что человек пытается манипулировать Богом, не учитывая Божьего руководства и мудрости.
На самом деле истинная вера, проявленная друзьями Даниила, измеряется качеством наших взаимоотношений с Богом и вытекающим из этого абсолютным доверием Ему. Подлинная вера не стремится подчинить волю Бога своим желаниям; скорее, она подчиняет свою волю Божьей воле. Трое иудеев точно не знали, что приготовил для них Господь, когда решили бросить вызов царю и остаться верными Богу. Они решают поступить правильно невзирая на последствия. Это то, что действительно характеризует зрелую веру. Мы проявляем настоящую веру, когда молимся Господу о том, чего хотим, но доверяем тому, что Он делает. Мы знаем, что Господь желает для нас наилучшего, даже если порой не понимаем, что происходит и почему.
Каким образом мы можем упражняться в вере изо дня в день, даже в мелочах, которые помогают нашей вере расти и готовиться к более серьезным испытаниям? Почему во многих отношениях испытания в мелочах являются наиболее важными?
Время скорби, ожидающее народ Божий, потребует непоколебимой веры. Его дети должны будут засвидетельствовать, что только Он является Тем, Кому они поклонятся, и ничто, даже угроза собственной жизни не заставит их пойти ни на малейшие уступки ложному служению. Для верных сердец постановления смертных грешников утратят всякое значение перед словом вечного Бога. Быть может, их ожидает тюремное заключение, изгнание или смерть, но они не изменят истине» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 512, 513).
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте 1 Петр. 1:3–9. Почему Бог одних спасает от страданий, а других нет? Или ответы на подобные вопросы нам просто не нужно знать сейчас? В случаях, когда чудесного избавления не происходит, почему мы должны доверять Божьей благодати несмотря на разочарование?
- Если бы эта история закончилась смертью иудеев в огненной печи, какие уроки мы могли бы извлечь из нее?
- Каким будет внешний признак того, кому мы поклоняемся, согласно нашему пониманию событий последнего времени? Что это говорит нам сейчас о важности субботнего дня?
- Прочитайте Лк. 16:10. Как слова Христа помогают нам понять, что значит действительно жить по вере?
Прочитайте Дан. 3:15. В этом стихе Навуходоносор произносит слова: «Какой Бог избавит вас от моей руки?» Как бы вы ответили на этот вопрос?