Дан. 2:1–16; Деян. 17:28; Дан. 2:17–49; Пс. 137; Ин. 15:5; Втор. 32:4; 1 Петр. 2:4.
Памятный стих:
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила» (Дан. 2:20).
Воды, омывающие Гренландию, наполнены множеством айсбергов самых разных форм и размеров. Иногда маленькие льдины движутся в одном направлении, а их более массивные «собратья» — в другом. Это происходит потому, что ветра на поверхности могут увлечь за собой льдины небольших размеров, в то время как огромные тяжеловесные массы льда несут глубинные океанские течения. Когда мы рассматриваем взлеты и падения народов на протяжении всей истории, это похоже на влияние поверхностных ветров и глубоких океанских течений. Ветра представляют собой все переменчивое и непредсказуемое, как и воля человека. Но одновременно с этими порывами и штормами действует другая сила, еще более мощная и очень похожая на океанские течения. Это верное движение Божьих мудрых и суверенных целей. Эллен Уайт писала: «Но, подобно звездам в их непрерывном движении по предназначенному пути, намерения Божьи не знают ни спешки, ни промедления» (Желание веков, с. 32). И хотя взлет и падение наций, идеологий и политических партий, казалось бы, происходит по усмотрению одного только человека, 2-я глава книги Даниила показывает, что именно Бог руководит историей человечества и подводит ее к своему великому завершению.
В древнем мире ко снам относились очень серьезно. Если сон вызывал дурное предчувствие, его истолковывали как указание на надвигающуюся катастрофу. Таким образом, вполне объяснимо, почему Навуходоносор столь обеспокоен сном, который он не мог вспомнить, что делало этот сон еще более зловещим. Вавилонские мудрецы полагали, что боги могут открыть толкование снов, но в этом конкретном случае они ничего не могли сделать, потому что царь забыл сон. Если бы он рассказал им содержание сна, они предложили бы свое толкование, чтобы угодить царю. Но в этой беспрецедентной ситуации, когда мудрецы не смогли рассказать царю, что ему снилось, они были вынуждены признать, что «никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью» (Дан. 2:11).
Разочарованный царь приказывает убить всех мудрецов Вавилона. Подобная жестокость не являлась чем-то новым в древнем мире. Исторические источники свидетельствуют о том, что из-за заговора Дарий I казнил всех чародеев, а Ксеркс приговорил к смертной казни инженеров, построивших мост, который обрушился. Когда Навуходоносор издал этот указ, Даниил и его товарищи только что закончили обучение и вошли в круг царских советников. По этой причине приказ о казни, изданный царем, распространялся также и на них. Фактически, язык оригинала свидетельствует о том, что казни стали производиться незамедлительно, а Даниил и его друзья были следующими на очереди. Но Даниил с «советом и мудростью» (Дан. 2:14) обратился к Ариоху — человеку, ответственному за казнь. В итоге Даниил просит немного времени у самого царя, чтобы разгадать тайну сна. Интересно, что хотя царь обвинил волхвов в том, что они пытались выиграть «время», он, тем не менее, удовлетворяет просьбу Даниила. Даниил, безусловно, соглашается с мудрецами, что ни один человек не может разгадать такую тайну, но пророк также знает Бога, Который может открыть как содержание, так и толкование этого сна.
Богословы используют термин «имманентность», когда говорят о близости Бога к Своему творению. Если Господь послал царю Навуходоносору такой сон, то что это говорит нам о том, насколько Господь близок к нам? (См. также Деян. 17:28).
Прочитайте Дан. 2:17–23. Какие два вида молитвы представлены в этих стихах?
В этой главе мы видим два вида молитвы. Первая — молитва-прошение, в которой Даниил просит Бога открыть содержание сна и его толкование (см. Дан. 2:17–19). Слова этой молитвы не приведены, но говорится, что Даниил и его друзья «просят милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими» (Дан. 2:18). Когда они молятся, Бог отвечает на их прошение и открывает содержание и толкование царского сна. Мы можем быть уверены, что всякий раз, когда мы просим «милости у Бога небесного», наши молитвы также будут услышаны, даже если ситуация будет не столь драматична, как в этом отрывке, потому что Бог Даниила — это и наш Бог.
Получив Божий ответ на свое прошение, Даниил и его друзья прославляют Бога в молитве благодарения и хвалы. Они славят Бога за то, что Он является Источником мудрости, и за Его суверенную власть над всеми царствами и их политической историей. Из этого мы можем извлечь важный урок. Когда мы молимся и обращаемся к Богу с многочисленными просьбами, как часто мы прославляем и благодарим Его за ответы на наши молитвы? История об Иисусе Христе и десяти прокаженных — наглядный пример человеческой неблагодарности. Из десяти исцеленных возвращается только один, чтобы «воздать славу Богу» (Лк. 17:18). Пример Даниила не только напоминает нам о важности благодарения и хвалы, но также открывает характер Бога, Которому мы молимся. Когда мы обращаемся к Господу в молитве, то доверяем Ему совершать то, что принесет нам благо, и поэтому нам следует всегда прославлять и благодарить Его.
Прочитайте Пс. 137. Как эта благодарственная молитва может помочь нам научиться быть благодарными Богу независимо от обстоятельств?
В ответ на молитву Бог открывает содержание сна и его толкование. И Даниил без колебаний говорит царю, что разгадка тайны исходит от «Бога на небесах». Кроме того: прежде чем рассказать сон и истолковать его, Даниил упоминает о невысказанных тревожных мыслях царя, посетивших его на ложе в бессонную ночь. Эта дополнительная, хотя и косвенная информация еще больше подчеркивает достоверность Божьей вести, потому что такие подробности были известны только царю, а значит, узнать о них Даниил мог только сверхъестественным образом. Но, переходя к истолкованию сна, Даниил рискует вновь вызвать гнев царя, ведь сон содержит недобрую весть для Навуходоносора.
Прочитайте Дан. 2:31–49. Какая участь ждет царство Навуходоносора в его сне?
Царю приснился огромный истукан с головой «из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:32, 33). В конце концов камень «ударил в истукана» (Дан. 2:34), и тот был полностью разрушен и развеян, как прах на ветру. Даниил объясняет, что различные металлы представляют собой последовательность царств, которые будут сменять друг друга на протяжении всей земной истории. Для Навуходоносора суть ясна: Вавилон со всей своей мощью и славой исчезнет, и на смену ему придет другое царство. За ним в свою очередь последуют другие, пока их не заменит совершенно иное царство: вечное Царство Бога, которое пребудет вовек.
Посмотрите, насколько недолговечны дела рук человеческих. Что это говорит нам о величайшей надежде, которую мы имеем во Христе, и только в Нем Одном (см. Ин. 6:54; 2 Кор. 4:18)?
Пророчество, переданное во сне Навуходоносора, представляет собой общий пророческий план и служит образцом для последующих, более подробных пророчеств книги Даниила (главы 7, 8 и 11). Кроме того, 2-я глава книги Даниила не является условным пророчеством. Это апокалиптическое пророчество: окончательное предсказание того, что Бог предопределил и действительно осуществит в будущем.
- Голова из золота представляет Вавилон (626–539 гг. до н. э.). Действительно, никакой другой металл не мог бы лучше представить могущество и богатство вавилонской империи, чем золото. Библия называет его «золотою чашею в руке Господа» (Иер. 51:7; ср. с Откр. 18:16). Древний историк Геродот сообщает, что изобилие золота служило украшением города.
- Грудь и руки из серебра символизируют Мидо-Персию (539–331 гг. до н. э.). Поскольку серебро ценится меньше золота, эта империя уступала в силе и величии Вавилону. Кроме того, серебро было подходящим символом для персов, потому что они использовали его в своей системе налогообложения.
- Медные чрево и бедра указывают на Грецию (331–168 гг. до н. э.). В Иез. 27:13 читаем, что греки обменивались медной посудой. Греческие солдаты были известны своей медной броней. Их шлемы, щиты и боевые топоры были медными. Геродот сообщает, что фараон Древнего Египта Псамметих I увидел во вторжении греческих пиратов исполнение слов оракула, предсказавшего появление «медных мужей, выходящих из моря».
- Железные голени представляют Рим (168 г. до н. э. — 476 н. э.). Как объяснил Даниил, железо представляло сокрушительную силу Римской империи, которая просуществовала дольше, чем любое из предшествующих ему царств. Железо было идеальным металлом для символического описания этой империи.
5. Ноги частью железные, частью глиняные представляют разделенную Европу (476 г. — Второе пришествие Христа). Смесь железа с глиной прекрасно иллюстрирует события, которые произошли после падения Римской империи. Хотя было предпринято много попыток объединить европейские государства, начиная с брачных союзов между королевскими династиями и заканчивая нынешним Европейским союзом, разделение и разобщенность преобладали и, согласно этому пророчеству, будут оставаться таковыми до тех пор, пока Бог не установит вечное Царство.
Во сне особое внимание уделяется событиям, которые произойдут в «последние дни» (Дан. 2:28). Какими бы могущественными и богатыми ни были металлические (и глиняные) царства, все они не что иное, как прелюдия к установлению царства из камня. В то время как металлы и глина могут быть в некоторой степени обработаны руками человека, камня из сна они не коснулись. Другими словами, хотя каждое из царств с течением времени приближается к своему концу, царство, представленное камнем, будет пребывать вовек. Метафора скалы или камня часто символизирует Бога (например, Втор. 32:4; 1 Цар. 2:2; Пс. 17:32 — «защита», букв: «скала»), камень также указывает на Мессию (Пс. 117:22; 1 Петр. 2:4, 7). Таким образом, камень как нельзя лучше символизирует установление вечного Божьего Царства.
Некоторые утверждают, что это царство было установлено во время земного служения Христа и что распространение Евангелия является свидетельством того, что Царство Божье охватило весь мир. Тем не менее царство, представленное камнем, возникает только после того, как четыре основных царства пали, а человеческая история достигла времени разделенных царств, представленных ступнями и пальцами истукана. Этот факт исключает исполнение пророчества в первом веке, потому что земное служение Христа происходило во время владычества Рима, четвертого царства.
Но камень уступает место горе. То есть «камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:35). Гора напоминает гору Сион — место, где стоял храм как представительство Царства Бога на земле во времена Ветхого Завета. Интересно, что камень, оторвавшись от горы, становится самой горой. Эта гора, которая, согласно тексту, уже существует, скорее всего, указывает на небесный Сион, небесное святилище, откуда Христос придет, чтобы установить Свое вечное Царство. И в Иерусалиме, который сойдет с небес (см. Откр. 21:1–22:5), пророчество об Божьем Царстве найдет свое окончательное исполнение.
Во 2-й главе книги Даниила содержится достоверная информация обо всех царствах. Почему для нас логично и разумно довериться пророчеству об установлении последнего царства — вечного Божьего Царства? Почему так неразумно не верить пророчеству?
Хотя «невооруженному человеческому глазу история человечества может казаться хаотическим взаимодействием противоборствующих сил… Даниил уверяет нас, что все это происходит под пристальным вниманием нашего Господа, Который контролирует ход событий, чтобы мы могли достичь лучшего будущего, уготованного для нас Богом» (Уильям Х. Шей. Даниил: руководство для читателей, с. 98).
Вопросы для обсуждения:
- Приятно осознавать, что, несмотря на хаос и страдания этого мира, Господь держит все под контролем и доведет нас до славного конца. Но пока мы еще остаемся на греховной земле, наша роль — облегчить страдания, существующие в этом падшем мире. Каким образом мы можем это сделать?
- Как можно объяснить службу и, по-видимому, преданность Даниила и его товарищей языческому царю, который нанес колоссальный ущерб еврейскому народу?
Существует мнение, что камень, «отторгнутый от горы не руками», относится к распространению Евангелия в мире. Это не соответствует истине по ряду причин, включая и то, о чем говорится в Дан. 2:35. Камень сокрушил предыдущие царства, и «ветер унес их, и следа не осталось от них». Этого не произошло после распятия Христа на Голгофе. Кроме того, те, кто пытается отождествить царство из камня с церковью, не учитывают того факта, что это царство заменит все другие формы человеческого правления. Оно охватывает весь мир. Следовательно, только Второе пришествие Христа может привести в действие процесс, представленный как кульминация этого пророческого сна. Почему Второе пришествие Христа в последние дни является единственным разумным толкованием символа камня?