Неем. 13:23–25; Втор. 7:3, 4; 2 Кор. 6:14; Езд. 9, 10; 1 Кор. 7:10–17.
Памятный стих:
«И сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять мое лицо к Тебе, Боже мой; потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (Езд. 9:6).
Ездра и Неемия стали руководителями нации, где смешанные браки с язычниками стали нормой. Оба руководителя были сильно обеспокоены этим фактом, поскольку они хотели привести народ в тесные отношения с Богом. Им было известно о том отрицательном влиянии, которое неверующие или идолопоклонники могли оказать на людей Израиля, и видели ужасные последствия этого на протяжении всей истории. Религии Ханаана распространялись по всему Израилю, пока поклонение Ваалу и Астарте не стало настолько популярным, что стало совершаться на каждом высоком холме. Более того, влияние, которое языческие супруги оказывали на израильтян, было пагубным. В свое время Валаам посоветовал моавитянам послать своих женщин к израильтянам, чтобы израильтяне отвернулись от Бога, и тогда произошло великое отступление. К сожалению, он был прав. Супруги не только оказывают влияние друг на друга, но влияют и на веру своих детей.
Как разрешили Ездра и Неемия ситуацию, связанную со смешанными браками в Израиле? Оставили все как есть или восстали против нее? На этой неделе мы рассмотрим, как два руководителя подошли к решению данного вопроса.
Поскольку дети не разговаривали на арамейском языке (язык, используемый во время изгнания) или на иврите, они не могли понять учения из Писания. Это была настоящая проблема, потому что знание Божьего откровения могло быть искажено или даже исчезнуть. Книжники и священники исследовали Тору в основном на арамейском языке, чтобы сделать проповедь понятной людям. Однако, поскольку матери были из Аммона, Ашдода и Моава и, как правило, больше всего времени проводили с детьми, неудивительно, что дети вообще не разговаривали на языке своих отцов. Язык, на котором мы говорим, информирует нас о концепциях, потому что мы используем словарный запас, присущий данной культуре. Потеря библейского языка означала бы потерю своей особой идентичности. Таким образом, Неемия считал недопустимым потерю связи со Словом Божьим и, следовательно, связи с живым Богом, Господом еврейского народа.
Исследователи Библии отмечают, что действия Неемии были, скорее всего, публичным позором для людей как часть предписанных наказаний в то время. Когда сказано, что Неемия упрекал и проклинал их, мы не должны даже допускать, что Неемия использовал нецензурную речь и ругательства. Скорее всего, он напоминал им проклятия завета. Книга Второзаконие в 28-й главе описывает проклятия, которые произойдут с теми, кто нарушил завет. Очень возможно, что Неемия выбрал библейские слова, чтобы они осознали ошибочность своих действий и последствия своего неправильного выбора.
Более того, когда в тексте говорится, что Неемия «некоторых из мужей бил, рвал у них волоса» (Неем. 13:25), вместо того чтобы представлять себе Неемию злым и разъяренным, следует отметить, что телесное наказание в те времена было формой общественного наказания. Такое отношение применялось только к «некоторым» из них, то есть к руководителям, которые способствовали всеобщему неправильному поведению. Эти действия должны были служить в качестве предания публичному позору. Неемия хотел, чтобы люди поняли серьезность своего положения и результаты, к которым привел их выбор.
Как мы должны реагировать, когда, по нашему мнению, в церкви есть нарушения?
Соломон глубоко погрузился в грех из-за сделанного выбора. Точнее, можно сказать, что Соломон вызвал свою собственную гибель, не подчинившись Божьему повелению, данному царям Израиля: «И чтобы он [царь] не умножал себе жен, дабы не отвратилось сердце его» (Втор. 17:17). Жизнь Соломона — это отрицательный пример: он не только женился на нескольких женщинах, но, более того, как указывает Неемия, он выбрал женщин, которые не поклонялись Богу.
Почему Неемия был прав в том, что упрекал народ за смешанные браки с язычниками? Быт. 6:1–4; Быт. 24:3, 4; Быт. 28:1, 2; Втор. 7:3, 4; 2 Кор. 6:14.
Повеление не вступать в брак с язычниками было связано не с национализмом, а с недопустимостью идолопоклонства. Библейские герои женились на представительницах других национальностей. Моисей женился на Сепфоре, мадианитянке; Вооз женился на Руфи, моавитянке. Повеление о смешанных браках заключается в том, чтобы не выходить замуж за кого-то или не жениться на ком-то, кто исповедует другую веру или вообще неверующий. Проблема заключалась в том, что иудеи во времена Ездры и Неемии женились на людях, не верующих в Бога. Ричард М. Дэвидсон в книге «Пламя Яхве» пишет: «Едемский план брака… призывал к взаимодополняющей целостности двух партнеров в духовной вере, а также к другим значимым ценностям». Языческие жены в этой истории не приняли решения отказаться от поклонения идолам. Следовательно, Неемия, возможно, был более опечален, чем возмущен выбором людей, поскольку для него это продемонстрировало отсутствие реального посвящения Богу.
Библия дает практические советы, которые помогают сосредоточить свое внимание на Боге и призваны сделать наше счастье максимально полным. Точно так же и повеление не связывать себя узами брака с теми, кто не разделяет нашу веру, призвано помочь нам вести более счастливую жизнь и поощрять взаимную преданность Богу.
Какие уроки мы можем извлечь из этой истории, которые помогут нам защитить нашу веру и нашу семью?
К Ездре подошли руководители народа с вопросом о смешанных браках. Терминология, которую они использовали, перечисляя страны, участвующие в мерзостях, указывает на их познания о Торе, поскольку список берется непосредственно из библейских текстов. Интересно, что гражданские руководители сообщили эту новость Ездре, поскольку даже духовные руководители нации, священники и левиты были виновны в этом нарушении.
«Рассмотрев причины богоотступничества, которые привели к вавилонскому пленению, Ездра понял, что основной из них являлось именно смешение Израиля с языческими народами. Он понимал, что если бы Израиль повиновался повелениям Господним и держался в стороне от окружающих народов, то был бы избавлен от многочисленных унижений и страданий. И теперь, когда Ездра узнал, что, невзирая на прошлое, знатные люди осмелились нарушить законы, данные в качестве защиты против богоотступничества, сильное возмущение охватило его. Он подумал о благости Бога, позволившего Своему народу снова обосноваться в родной земле, и праведный гнев и скорбь объяли его душу при виде их неблагодарности» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 620).
Слово «отдельный» используется для контраста объектов. Фактически, это означает полные противоположности. Этим заявлением люди признали свое понимание и знание Божьей заповеди, чтобы держаться подальше от ложных религий. Они понимали: никто не может утверждать, что брак с неверующим человеком не повлияет на брачные отношения или на воспитание совместных детей. Они понимали, насколько серьезной стала ситуация.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить веру в своих домах и семьях, даже если мы ошибались в прошлом?
Вместе все собрание решило отправить чужих жен. Удивительно, но даже те, кто женился на них, согласились с планом, за исключением четырех мужчин, упомянутых по имени в Езд. 10:15. Евреи пообещали отпустить своих супруг, и план должен был быть осуществлен в течение трех месяцев. В итоге 113 еврейских мужчин отправили домой своих жен (см. Езд. 10:18–43). Интересно, что в Езд. 10:44 упоминается, что в некоторых из этих смешанных браков уже были дети. Отправка матерей с детьми не кажется рациональной или даже приемлемой для нас. Однако мы должны помнить, что это было уникальное время, когда Бог начинал возрождение еврейского народа и, в определенном смысле, возрождение отношений с Ним. Полное исполнение Божьих повелений требовало радикальных мер.
Специфические слова в Езд. 10:11, 19 «отлучить» (badal) и «отпустить» (yatza) не используются нигде в Писании для определения развода. Ездра, скорее всего, знал терминологию, регулярно используемую для развода, но он решил не использовать ее. Таким образом, очевидно, что Ездра не считал браки действительными после того, как было обнаружено, что они были заключены с нарушениями повелений Торы. Другими словами, браки были аннулированы, потому что они противоречили закону. Этот процесс заключался в ликвидации недействительных браков. Однако нам не сообщается информация о том, что произошло с этими женами и детьми и какое влияние это действие оказало на сообщество. Согласно обычаю того времени, бывшие мужья позаботились бы о переезде своих бывших жен и их детей. Жены обычно возвращались в дома своих родных отцов.
Однако со временем некоторые еврейские мужчины снова стали жениться на неверующих, и, возможно, некоторые даже вернулись к женам, которых они отпустили ранее. Краткосрочный характер решения можно отнести к человеческой природе и нашей непоследовательности в своей преданности Богу. Даже те из нас, кто считает себя сильным в вере, должны признать, что в нашей жизни бывают периоды меньшей посвященности Богу, когда наше хождение с Ним оставляет желать лучшего. К сожалению, человечество все время противится тому, чтобы отдать Богу первое место в своей жизни.
Каковы были ваши переживания во времена «меньшей преданности Богу»? Какие уроки вы извлекли из этого?
Рассмотрите, как Павел решал вопрос браков с неверующими людьми. Внимательно изучите 1 Кор. 7:10–17. Какое отношение должно быть у нас к подобным бракам?
Поскольку у нас нет однозначного повеления в Библии о том, что делать с межконфессиональными браками, было бы крайне неразумно настаивать на оставлении неверующего супруга верующим и, принимая во внимание ситуацию, возникшую во времена Ездры, рекомендовать таким супружеским парам расстаться. Возникшая ситуация была одноразовым событием и соответствовала воле Бога (см. Езд. 10:11), потому что будущее всего Израиля оказалось под угрозой. Иудеи потеряли свой статус поклонников живого Бога.
Известно, что в еврейском поселении в Египте (во время Ездры и Неемии), где руководители допускали смешанные браки, возникла религия, согласно которой у Яхве появилась языческая супруга — богиня Анат. Кроме того, мессианская линия оказалась в опасности. По этой причине данное одноразовое мероприятие не должно восприниматься как предписание о разрыве браков и семей, когда верующий женится на неверующем. Однако библейское повествование действительно демонстрирует, что Бог ценит партнерство в браке, когда оба супруга являются верующими людьми. Сатана счастлив, когда мы вступаем в брак с человеком, не разделяющим нашу преданность Богу, потому что он знает, что если оба супруга будут иметь одинаковые убеждения, тогда они будут успешнее в выполнении своей миссии для Бога.
Хотя Библия ясно советует не вступать в брак с неверующими (см. 2 Кор. 6:14), Бог не лишает Своей благодати тех, кто сделал другой выбор. Бог дает возможность тем, кто женился на неверующих, оставаться верными Ему и своим супругам. Бог не оставляет нас, даже когда мы делаем выбор вопреки Его воле, и если мы просим Его о помощи, Он предоставит ее. Это не означает, что мы вправе делать все, что хотим, а затем рассчитывать, что Бог все равно благословит нас. Скорее, когда мы приходим к Нему с нуждой и смиренным сердцем, Он всегда слышит. Без Божьей благодати не было бы надежды ни для кого из нас, потому что все мы грешники.
«Прилежное исполнение возложенных Богом обязанностей характеризует истинно верующих. Люди должны пользоваться обстоятельствами как орудиями Божьими для исполнения Его воли. Быстрые и решительные действия в нужный момент увенчиваются славными победами, в то время как промедление и небрежность принесут неудачу и бесчестие Богу. Если руководители дела Божьего не проявляют рвения, если они равнодушны и не устремлены к цели, тогда церковь будет беззаботной, ленивой, любящей развлечения, но если они исполнены святого желания служить Богу, и только Ему одному, тогда церковь будет единодушной, исполненной надежды и энергии. Слово Божье богато резкими и яркими контрастами. Грех и святость стоят рядом, чтобы, рассматривая их, мы могли уклоняться от одного и избирать другое. Страницы, описывающие ненависть, лживость и вероломство Санаваллата и Товии, описывают также и благородство, посвященность и самоотверженность Ездры и Неемии. Мы вольны избрать то или иное. Ужасные последствия нарушения заповедей Божьих противопоставлены благословениям, являющимся результатом повиновения. Мы сами должны решить: будем ли страдать от одного или испытывать радость от другого» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 676).
Вопросы для обсуждения:
- Когда мы читаем эти истории, кажется очевидным, что многие из иудеев не были посвящены Богу, поэтому и выбрали языческих жен. Ездра не оставляет их в таком положении, но пытается исправить их в надежде на изменение. А действительно ли произошло изменение? Изменив свое поведение, изменились ли они внутри? Возросла ли их посвященность Богу? Какие у нас есть доказательства того, что многие из них в действительности не изменились? Чему мы можем научиться на их ошибках? Насколько важно истинное изменение сердца?
- Как мы можем помочь людям в нашей церкви решить проблемы, возникающие из-за неразумных браков?
- Хотя принципы Бога вечны и абсолютны, культуры народов сильно отличаются. Почему мы должны учитывать эти отличия, когда применяем Божьи принципы в различных ситуациях своей жизни?