Неем. 13:1–9; Втор. 23:3–6; Неем. 13:10–14; Числ. 18:21–24; Неем. 13:15–22; Ин. 5:5–16.
Памятный стих:
«И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!» (Неем. 13:22).
В период между событиями 12-й и 13-й глав Неемия возвращается в Вавилон. Хотя мы не знаем, как долго его не было, но во время его отсутствия (вероятно, около 430–425 г. до Р. Х.) народ отступил. Хотя они заключили с Богом завет: во-первых, не вступать в брак с идолопоклонниками; во-вторых, тщательно соблюдать субботу; и, в-третьих, поддерживать служение в храме и его служителей десятинами и приношениями (см. Неем. 10), они нарушили все три обещания.
Возвратившись, Неемия обнаружил весьма слабую преданность Богу. Народ перестал возвращать десятины и приношения, начал использовать храмовые комнаты для других целей, перестал соблюдать субботу и даже не пренебрегал смешанными браками с окружающими народами. Хуже всего то, что руководители, которых он поставил, способствовали ухудшению отношений израильтян с Богом. Неудивительно, что Неемия был поражен, когда обнаружил эти перемены. Вместо того, чтобы одобрить эти действия, он действовал ради Божьей славы.
Прочитайте Неем. 13:1–9. Кем были Елиашив и Товия? Почему соделанное ими было недопустимым? Обратите внимание на Неем. 2:10, 19; 3:1; 12:10, 22; 13:28.
И Елиашив, и Товия — известные персонажи в книге Неемии. Елиашив был первосвященником народа и отвечал за храм. Товия Аммонитянин упоминается как враг Неемии, который яростно выступал против его работы в Иерусалиме. Союз Елиашива и Товии стал возможным посредством брачного соглашения.
Несмотря на то, что записи о брачной связи не сохранились, мы знаем, что у Товии было еврейское имя (что означает «Господь благ»), и, скорее всего, он имел еврейские корни. Считается, что семья его жены была связана с семьей Елиашива. Кроме того, у Санаваллата Хоронита, другого противника Неемии, имелась дочь, которая была замужем за внуком Елиашива. По этой причине круг интриг вокруг Неемии, должно быть, был интенсивным, поскольку высокопоставленные чиновники иудеи были связаны с людьми, противостоящими Неемии.
Во время отсутствия руководителя первосвященник выделил Товии одну из комнат в храме, которая была предназначена для хранения десятины, даров и приношений. Товия получил постоянное место жительства в храме, таким образом став как бы одним из руководителей народа. Враги Неемии наконец достигли того, чего хотели: вытеснить Неемию и стать руководителями. К счастью, Неемия не собирался сидеть сложа руки и ничего не делать.
Почему народ Божий на протяжении истории — будь то евреи в древнем Израиле или христиане Нового Завета, — так легко сбивать с правильного пути? Как мы можем избежать их ошибок?
Певцы, привратники и другие служители в храме вынуждены были вернуться к работе на своих полях, чтобы прокормить свои семьи, потому что работа Божья не поддерживалась. Вся установленная система десятин и приношений была разрушена. Неемии пришлось начинать все сначала. Его действия по выбрасыванию посторонних вещей из храма указывают на его отчаяние.
«Не только храм был осквернен, но и приношения использовались неправильно. Это пагубно сказалось на желании народа жертвовать. Люди утратили свое рвение, усердие и неохотно возвращали десятины. Хранилище дома Божьего пополнялось очень скудно, и многие из певцов и других служителей храма, не получая надлежащей поддержки, были вынуждены оставить работу Божью и приняться за другой труд» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 670).
Удивительно наблюдать, что все иудеи снова собрались вместе и восстановили разрушенное. Люди были на стороне Неемии против Товии и Елиашива, потому что они, должно быть, поняли, что Неемия делал все, что мог, на благо народа. Кроме того, Неемия приставил к кладовым храма людей, которых он считал верными и заслуживающими доверия. Им был доверен сбор десятины и приношений, а также обеспечение надлежащего хранения товаров и распределение ресурсов среди соответствующих служителей. Другими словами, Неемия прибыл и искоренил коррумпированную систему руководства.
Хотя Неемия назначил верных людей над храмом, коррумпированный первосвященник Елиашив не потерял своего положения, потому что был потомком Аарона. Вероятно, его разрушительная работа в храме могла быть нейтрализована мерами Неемии по назначению других священников, однако он все еще оставался первосвященником.
Неемия молился: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!» (Неем. 13:14). Что в данной молитве выдает Неемию как обычного человека?
Прочитайте Числ. 18:21–24; Мал. 3:10; Мф. 23:23; 1 Кор. 9:7–14; 2 Кор. 9:6–8; Евр. 7:1, 2. Что эти тексты говорят нам о важности десятины и приношений не только в храмовом служении, но и сегодня?
Без сбора десятины и пожертвований храм не мог функционировать. Когда прекратилось поступление десятин, служение в храме остановилось, и вся система поклонения оказалась под угрозой. Поскольку служители храма пошли искать другие рабочие места, чтобы прокормить свои семьи, они не могли сосредоточиться на заботе о храме. Следовательно, поклонение Богу стало проходить в меньшей мере.
«Система десятины красива в своей простоте. Ее справедливость раскрывается в пропорциональном требовании к богатым и бедным. По мере того как Бог дает нам Свое имущество в пользование, мы должны возвращать Ему десятину.
Когда Бог призывает принести десятины (см. Мал. 3:10), Он не ожидает благодарности или великодушия. Хотя благодарность должна присутствовать в наших отношениях с Богом, мы возвращаем десятины, потому что Бог дал такое повеление. Десятина принадлежит Господу, и Он просит, чтобы мы вернули ее Ему» (Вероучение Церкви адвентистов седьмого дня, с. 304).
Подобно тому, как это произошло с израильским храмом, наша церковь распалась бы без поддержки десятины и приношений членов церкви. Наши церковные службы не будут функционировать без людей, которым выплачивается жалованье за качественное служение, планирование и управление церковью для Бога. Богослужения тоже станут некачественными. Но важнее всего то, что без десятины и приношений остановится евангельское служение.
Более того, мы возвращаем десятину, потому что Бог установил систему в Своем Слове. Случается, что Бог не объясняет, почему Он дает то или иное повеление. Он ожидает нашей веры в то, что Он контролирует ситуацию. Нам необходимо знать, как работает система, а затем доверить ее в Его руки.
Почему возвращение десятины настолько важно для нашей духовности и определяет меру нашего доверия Богу?
Нелегко стать на защиту Бога, когда вы в меньшинстве. Поскольку Бог повелел святить субботний день и не выполнять никакую работу в этот день, Неемия намеревался проследить исполнение этой заповеди в Иерусалиме. Несомненно, он чувствовал моральную обязанность занять определенную позицию, а затем действовать.
Суббота стала кульминацией творческой недели, потому что это был особый день, когда люди должны были обновляться и восстанавливаться, проводя время с Богом и не совершая повседневных дел и занятий.
Существует такое выражение: «Чем больше Израиль соблюдал субботу, тем дольше суббота поддерживала Израиль». Дело в том, что седьмой день, суббота, был и остается мощным средством, помогающим поддерживать веру в тех, кто по благодати Божьей стремится соблюдать его и наслаждаться физическими и духовными преимуществами, которые он нам предлагает.
Прочитайте Неем. 13:17–22. Что делает Неемия, чтобы остановить «куплю и продажу» в субботу?
Поскольку Неемия является руководителем Иудеи, он видит свою роль как исполнительного государственного лица, претворяющего определенные правила в жизнь. Поскольку правила в Иудее были основаны на Божьем законе, он становится хранителем этого закона, включая соблюдение субботы. Возможно, если бы знатные иудеи выступили против нарушений, внесенных первосвященником, Неемия не оказался бы в такой ситуации. Однако руководители и знатные люди, возможно, уже возмущались, что Неемия заставил их вернуть бедным то, что они у них отобрали; и, таким образом, похоже, не возражали против изменений, внесенных Елиашивом и Товией.
Неемия сначала обличает знатных, а затем приказывает, чтобы ворота были закрыты, и ставит своих слуг для охраны. Когда рынок просто перемещается из города за стену, он принимает еще более решительные меры и угрожает наложить руку на торговцев в следующую субботу. Неемия, должно быть, был человеком слова, потому что торговцы поняли суть этого предупреждения и постарались держаться от него подальше.
«Неемия бесстрашно обличил их в небрежном отношении к своим обязанностям. „Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? — сурово спросил он их. — Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу“. Затем он распорядился, чтобы „когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою… запирать двери, и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы“, и, питая больше доверия к своим слугам, чем к тем, кого могли назначить иерусалимские магистраты, он поставил их у ворот следить за исполнением своего приказа» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 671, 672).
Предупреждение Неемии об осквернении субботы наряду с другими предупреждениями о ее нарушении, по-видимому, эхом отдавалось во все века даже во времена Иисуса. В Евангелии мы читаем, как религиозные руководители ратовали за правильное соблюдение субботы.
Прочитайте Мф. 12:1–8; Мк. 3:1–6; Лк. 6:6–11; Ин. 5:5–16. В чем проблема и как понимание истории древнего Израиля помогает объяснить, почему возникло противоречие?
В своем рвении «не осквернить субботу» эти религиозные лидеры стали настолько фанатичны, что обвиняли Иисуса, «Господина субботы» (см. Лк. 6:5) в ее нарушении. Подумайте, как можно извратить даже хорошее! Ирония заключается в том, что, хотя многие из этих людей выражали большую обеспокоенность по поводу исполнения закона, они забыли более важные вопросы этого закона: справедливость, милосердие и веру (см. Мф. 23:23).
Как нам быть осторожными, чтобы не совершать ту же ошибку, что и этот народ, будь то вопрос субботы или чего-то еще, важного для нашей веры?
«Когда Неемия объяснил им уставы Божьи и напомнил, какие страшные наказания постигли Израиль в прошлом за подобный грех, их совесть пробудилась, и это послужило началом существенных перемен, отвративших Божий гнев и возвративших утраченные благословения.
Некоторые, причастные к священническому служению, просили за своих языческих жен, говоря, что не могут расстаться с ними. Но ни положение, ни звание не могли послужить основанием для снисхождения. Если кто-то из священников или начальников отказывался порвать связь с язычниками, то немедленно отстранялся от служения Богу. Внук первосвященника, женатый на дочери печально известного Санаваллата, не только был отстранен от служения, но и немедленно изгнан из Израиля. „Вспомяни им, Боже мой, — молился Неемия, — что они опорочили священство и завет священнический и левитский!“» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 673, 674).
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте цитату Э. Уайт, приведенную выше. Обсудите в классе повеление Неемии отправить иноплеменных жен домой, не делая никаких исключений даже для тех, кто, казалось, любил своих жен и не хотел от них отделяться. Считаете ли вы, что Неемия был слишком суров, слишком непоколебим и мог бы сделать некоторые исключения? Почему да или почему нет? В этом же контексте как церковь должна проявлять любовь и понимание и в то же время оставаться последовательной и не пренебрегать истинами Божьими?
- Хотя мы знаем, что нет ничего законнического в соблюдении седьмого дня субботы так же, как нет ничего законнического в том, чтобы не желать чужого, не воровать и не лгать, как нам не сделать соблюдение субботы (или соблюдение какой-либо иной заповеди) законничеством? Почему Крест и подвиг Христа, совершенный ради нас, является самой мощной защитой от ловушки законничества?
- В то же время как нам защититься от опасностей, возникающих в результате медленного, но неуклонного компромисса, с каким столкнулся Неемия?