Неем. 5:1–5; Исх. 21:2–7; Мих. 6:8; Неем. 5:7–12; Втор. 23:21–23; Неем. 5:14–19.
Памятный текст:
«Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем. 5:11).
До сегодняшнего дня мы, люди, пытаемся решить вопросы богатства, бедности, разрыва между богатыми и бедными и возможности преодолеть эту пропасть. Да, Иисус сказал, что «нищих всегда имеете с собою» (Мф. 26:11), но вряд ли это может служить оправданием, чтобы не оказывать бедным людям помощь. Напротив, Писание увещевает нас помогать ближним. В противном случае мы не можем называть себя христианами.
Удивительно и то, что даже среди возвращенных изгнанников при восстановлении Иерусалима поднимается не только вопрос нищеты и бедности, но даже угнетения бедных богатыми. Эта проблема существовала до изгнания, и теперь, по возвращении евреев на родину, она снова поднимает свою уродливую голову.
На этой неделе мы увидим еще одно проявление этой старой как мир проблемы и узнаем, как Неемия ее решал. Очевидно, это притеснение усугублялось тем, что совершалось, если можно так выразиться, в «букве закона». Это должно быть примером того, насколько нам нужно быть осторожными, чтобы не сделать правила и положения закона самоцелью, а не средством отражения характера Иисуса.
Еврейская община объединилась под руководством Неемии против внешних врагов. Но не все благополучно в стране, которая терпит преследования и защищается от иностранной интервенции. Несмотря на силу и сплоченность против внешнего врага, общество разрушается изнутри. Руководители и богатые люди используют бедных и обездоленных людей для своей собственной выгоды, и ситуация настолько плоха, что люди кричат о помощи. Некоторые говорили, что у них нет еды, чтобы накормить детей; некоторые кричали, что из-за голода они заложили свою собственность и теперь ничего не имеют; другие стонали, что им приходится брать деньги взаймы и их дети стали рабами.
Кажется, что всему виной были голод и налоговые платежи, которые привели к тому, что более бедные семьи обратились за помощью к своим соседям. Персидское правительство ежегодно требовало налог в размере 350 талантов серебра от иудейской провинции (см. примечание к Неем. 5:1, “The Andrews Study Bible”, p. 598). Если человек не мог уплатить указанную часть обязательного налога, семья обычно закладывала свое имущество или брала кредит. При этом, если они не могли заработать деньги в следующем году, им нужно было как-то погашать задолженность, которая только увеличивалась. Обычным погашением задолженности была продажа в рабство. К этому времени люди уже потеряли свою землю, и теперь им приходилось отправлять кого-то из семьи, обычно детей, на службу кредитору, чтобы выплатить долг.
Бывают случаи, когда мы оказываемся в беде по причине наших собственных действий; например, болеем или находимся в затруднительном финансовом положении из-за собственной ошибки. В приведенной выше истории рассказывается о времени, когда государственная политика привела к росту числа нищих. Люди были пойманы в сети нищеты и не видели выхода.
Удивительно, но как тогда, так и сейчас люди вынуждены бороться с экономическим угнетением. Какой урок нам необходимо извлечь из того факта, что именно данная проблема часто упоминается в Библии?
Как бы сегодня нам ни было трудно принимать этот факт, но рабство было культурной нормой в древнем мире. Родитель мог либо сам стать рабом, либо продать своего ребенка. В социальном и юридическом плане родители имели право продавать своих сыновей и дочерей. Однако, поскольку Бог является Богом свободы, Он регулировал эту практику в Израиле, требуя от кредиторов освобождать своих рабов каждые семь лет. Таким образом Бог защищал людей от вечного рабства и выражал Свое желание, чтобы люди жили свободно.
Хотя кредитование было разрешено законом, взимания процентов не было (см. библейские правила против ростовщичества Исх. 22:25–27; Лев. 25:36, 37; Втор. 23:19, 20). И все же проценты, которые взимали кредиторы, были небольшими по сравнению с тем, что взимали окружающие их страны. Их вынуждали платить всего по одному проценту каждый месяц. В месопотамских текстах VII века упоминается, что процент на серебро составлял 50%, а на зерно — 100% в год. Таким образом, ставка по кредиту 12 процентов в год была очень низкой по сравнению с практикой стран Месопотамии. В целом, согласно Божьему Слову, единственное, что кредиторы делали неправильно, — это взимание процентов (см. Неем. 5:10), и, что интересно, люди даже не упоминали об этом в своей жалобе. Все остальное было в рамках как социальной нормы, так и положений закона. Почему же Неемия «возмутился»? Примечательно, что он не действует сразу, но серьезно обдумывает этот вопрос.
Восхищает тот факт, что Неемия так решительно пытается разрешить проблему. Он не игнорирует жалобы только потому, что они технически не нарушают закон или социально приемлемы, даже «хороши» по сравнению с практикой, существовавшей в других странах. В данной ситуации был нарушен дух закона. Особенно во время экономических трудностей люди должны помогать друг другу. Бог на стороне угнетенных и нуждающихся людей, и Он повелевает пророкам выступать против зла и насилия.
Как мы можем непреднамеренно нарушать дух закона, придерживаясь только буквы закона? Мих. 6:8.
Прочитайте Неем. 5:7–12. Какие аргументы приводил Неемия против существующего положения дел? Что он использует, чтобы убедить людей исправить данное положение?
Неемия созывает большое собрание — весь народ израильский был собран для решения этого вопроса. Он, скорее всего, рассчитывал на то, что в присутствии всего народа руководителям станет стыдно, возможно, даже страшно продолжать свою политику угнетения.
Первоначальный аргумент Неемии сосредоточен на рабстве. Многие из евреев, скорее всего, включая Неемию, купили свободу для других евреев из иностранного рабства. Теперь он спрашивает знатных и начальствующих, находят ли они приемлемым покупать и продавать своих соплеменников. Имеет ли смысл израильтянам выкупать из рабства израильтян и давать им свободу только для того, чтобы они оказались рабами в своем народе?
Начальствующие не дают ответа, потому что видят разумность данного аргумента; и Неемия не останавливается. Он спрашивает их: «Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?» (Неем. 5:9). Затем Неемия признает, что он сам давал взаймы людям деньги и хлеб. Объявив: «оставим им долг сей» (Неем. 5:10), он подтвердил закон, запрещающий эту практику, и продемонстрировал, что под его руководством люди должны заботиться друг о друге. Удивительно, но ответ единогласен. Начальствующие соглашаются простить все долги.
Поступали ли вы с выгодой по отношению к кому-то? Большинство из нас, если честно, должны ответить «да». Что мешает вам, в какой бы то ни было степени, теперь восстановить правильные взаимоотношения?
Несмотря на то, что начальствующие соглашаются восстановить и отдать то, что они конфисковали, Неемия не довольствуется просто произнесенными словами. Ему нужны надежные доказательства; потому он заставляет их принести клятву перед священниками. Это действие также имело бы юридическую силу в случае, если бы ему позднее пришлось обратиться к услугам юристов.
Но почему он произносит слова проклятия? Неемия совершает символический акт, собирая свои вещи, а затем потрясая ими в знак потери. Таким образом, те, кто будет идти против этой клятвы, потеряют все. В те времена было принято произносить проклятия, чтобы внушить другим значение определенного закона или правила. Люди в этом случае были менее склонны нарушать закон, если проклятие было связано с его нарушением. Неемия, по-видимому, считал, что это настолько важная проблема, что необходимо сделать что-то решительное, чтобы повысить вероятность успеха.
Что говорят следующие тексты Ветхого Завета о святости клятв? Числ. 30:2; Втор. 23:21–23; Еккл. 5:4, 5; Лев. 19:12; Быт. 26:31.
В конце концов, речь — влиятельный дар, данный людям Богом. И в наших словах есть сила, сила к жизни и смерти. По этой причине мы должны быть очень осторожны в своих словах, обещаниях и в устных обязательствах. Также важно, чтобы наши поступки соответствовали нашим словам. Сколько людей возненавидели христианство из-за тех, кто называют себя христианами, но чьи поступки противоречат словам?
Подумайте о том, какое влияние ваши слова оказывают на других. Как научиться быть очень осторожными в том, что, когда и как мы говорим?
Неемия, скорее всего, в данных стихах представляет отчет после возвращения ко двору царя Артаксеркса о 12-летнем губернаторстве в Иудее. Хотя губернаторы имели право получать доход от своих подданных, Неемия никогда не утверждал этого права, а, скорее, сам зарабатывал себе на жизнь. Он оплачивал не только свои расходы, но и расходы своей семьи и всего двора. Зоровавель, первый областеначальник, является единственным начальником, чье имя нам известно. Когда Неемия говорит «прежние областеначальники», он, вероятно, имеет в виду начальников, которые были между Зоровавелем и им. В результате к концу своего первого срока, он, скорее всего, остался ни с чем. Вместо того чтобы приобретать богатства, как можно было бы ожидать от престижного положения, он, вероятно, потерял богатство и все имущество. Неемия был богат, поэтому он мог обеспечивать ежедневным пропитанием многих людей и был щедр в этом (см. Неем. 5:17, 18).
Хотя действия Неемии не были идентичны действиям Авраама после того, как он спас тех, кого захватили в плен (см. Быт. 14), однако его действия раскрывают важнейший принцип.
Прочитайте Неем. 5:19. Как понимать это во свете Евангелия?
Действия Неемии являются примером того, как человек, призванный Господом на служение, ставит интересы дела Божьего выше собственных интересов и преимуществ. Это хороший урок для всех нас независимо от нашей конкретной ситуации. Легко работать для Господа, когда это не требует больших финансовых затрат.
Прочитайте Флп. 2:3–8. Каким образом прямо сейчас вы своей жизнью можете продемонстрировать принципы самоотречения, изложенные в данном отрывке?
«Когда Неемия услышал об этом жестоком насилии, он сильно возмутился. „Когда я услышал ропот их и такие слова, — говорит он, — я очень рассердился“. Он видел, что насильственное вымогательство можно искоренить, лишь безоговорочно поддержав справедливость. С присущей ему энергией и решительностью он начал разбираться в этом вопросе, чтобы облегчить положение своих ближних» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 648).
«Иисус сформулировал принцип, согласно которому клятва является ненужной. Он учит, что беспристрастная истина должна быть законом речи. „Но да будет слово ваше: ‘да, да’; ‘нет, нет’; а что сверх этого, то от лукавого“» (Э. Уайт. Правила счастливой жизни, с. 67).
«Эти слова осуждают все бессмысленные фразы и ругательства, которые граничат с ненормативной лексикой. Они осуждают обманчивые комплименты, уклонение от правды, лестные фразы, преувеличения, обман в торговле, которые имеют место в обществе и в деловом мире. Они учат, что нельзя назвать правдивым никого, кто пытается казаться тем, кем он не является, или чьи слова не передают реального чувства своего сердца» (там же, с. 68).
Вопросы для обсуждения:
- Почему эгоизм лежит в основе всех человеческих проблем при работе с финансами и межличностными отношениями?
- Как народ Божий может избежать жадности? Что Господь предусмотрел в данном случае? Изучите следующие тексты: Ис. 58:3–12 и Мих. 6:6–8.
- Поразмышляйте о даре речи и силе наших слов. Что означают слова, записанные в Ин. 1:1, 2, где Иисус назван «Словом»? Как это помогает нам понять важность слов и их значения?
- Много лет тому назад Иисус сказал, что бедные всегда будут среди нас. Мы призваны помогать нуждающимся. Как эти две идеи согласуются между собой, побуждая христиан оказывать помощь тем, кто менее удачлив?