Езд. 4:1–5; 2 Кор. 6:14; Езд. 5:1–5; Агг. 1; Езд. 4:6–24; Неем. 4; Неем. 6:1–13.
Памятный стих:
«Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе не отправили к Дарию и доколе не пришло решение по этому делу» (Езд. 5:5).
С 3-й по 6-ю главы книги Ездры структурированы тематически и охватывают различные исторические периоды противостояния восстановлению храма. Понимание этого тематического подхода поможет прояснить общую тему.
Впервые имя Ездры упоминается в Езд. 7:1. С его прибытием в 457 г. до Р. Х. все меняется, и город Иерусалим начал спазматически перестраиваться. Тринадцать лет спустя прибыл Неемия (по указу Артаксеркса в 444 г. до Р. Х.), и строительство стены наконец завершилось. Несмотря на интенсивное сопротивление, работа была завершена за 52 дня (см. Неем. 6:15).
Сопротивление делу Божьему — достаточно распространенная тема в книгах Ездры и Неемии; по этой причине неудивительно, что восстановление храма и Иерусалима способствовало развитию оппозиции и преследованиям. И в настоящее время независимо от нашего места пребывания работа Господня всегда встречает сопротивление. Сатана прикладывает все усилия, чтобы Евангелие не распространялось быстро, поскольку оно угрожает его господству. Как, согласно книгам Ездры и Неемии, иудеи справились с сопротивлением?
На первый взгляд, предложение помощи казалось добрым, добрососедским делом, и потому зачем отказываться от помощи? В некотором смысле ответ содержится в самом тексте. «Противники» пришли помочь им. Противники (враги)? Это само по себе дает мощный намек на то, почему израильтяне отреагировали именно таким образом.
Почему люди называются «противниками»? 4 Цар. 17:24–41 объясняет, что эти народы были переселены из других народов в Самарию и прилегающие области после выселения израильтян из Северного царства. Царь ассирийский послал туда священников, которые должны были научить переселенцев, как поклоняться Богу той земли, то есть Богу Израиля. К тому же действующая религия включала в себя также поклонение и языческим богам. Евреи боялись, что эта религия смешается с храмовым поклонением. Следовательно, лучшим и самым правильным было то, что они сделали, а именно: отказаться от подобных услуг.
Также следует помнить, как все начиналось. Вся история народа Божьего — это постоянный компромисс с языческими народами, живущими вокруг, который и привел к разрушению храма и к пленению. Вероятно, восстанавливая храм, меньше всего они желали сблизиться с народами, окружавшими их.
Что еще в этих текстах показывает, что этот отказ был правильным? Езд. 4: 4, 5.
Подумайте, как легко они могли бы оправдать принятие этой помощи. Что в данном контексте означает 2 Кор. 6:14?
Как упоминалось ранее, события Езд. 4:6–6:22 записаны не в хронологическом порядке. По этой причине мы сначала рассмотрим главу 5.
Прочитайте Езд. 5:1–5. Почему Бог посылает пророков Аггея и Захарию к Своему народу? Каков результат их пророчества?
Евреи остановились, потому что испугались. Но Бог послал их на родину, чтобы восстановить храм и город, и у Него был план. Поскольку они боялись, Он должен был что-то предпринять, чтобы поддержать их. По этой причине Бог призвал двух пророков. Сопротивление людей не останавливает Бога; даже если евреи спровоцировали это сопротивление своими действиями, Бог не оставил их. Он трудился через пророков, чтобы мотивировать их и побудить к действию.
Прочитайте Агг. 1. В чем заключалась весть для еврейского народа и что может быть полезно для нас?
«Чтобы вывести народ из кризиса, были призваны пророки Аггей и Захария. Они взволнованно изложили народу причину его столь бедственного положения. Пророки заявили, что люди не могут обрести материальное благополучие, потому что не ставят на первое место интересы Бога. Если бы израильтяне почтили Его, если бы они проявили должное уважение и учтивость, в первую очередь позаботившись о восстановлении Его дома, тогда бы Он пребывал среди них и благословлял их» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 573, 574).
«Народ той земли» писал обвинения против евреев и их работы сначала Дарию (см. Езд. 5; 6), затем царям Ксерксу (Ахашверошу) и Артаксерксу. Они делали все, что было в их силах, чтобы остановить работу в Иерусалиме.
Представители окружающих народов утверждали, что если город будет восстановлен, то царь потеряет свою власть над ним, потому что Иерусалим всегда в прошлом был местом восстания. К сожалению, царь Артаксеркс был склонен полагать, что евреи строят только потому, что хотят обрести независимость и, следовательно, спровоцировать конфронтацию. Он приказал прекратить работу и отправил армию, чтобы предотвратить дальнейшее строительство города. Этот силовой подход заставил Божью работу остановиться.
Прочитайте Езд. 4:23, 24. Почему евреи прекратили строительство? Разве они не знали, что Бог хочет, чтобы они восстановили город? Что стало для них непреодолимым препятствием?
Очевидно, евреи осознавали, что Бог призвал их восстановить город и храм, но по причине сильной оппозиции испугались. Возможно, они придумывали оправдания, такие как: «Сейчас неподходящее время» или: «Если бы Бог действительно хотел, чтобы мы совершили эту работу, то Он предоставил бы возможности», или: «Может быть, мы вообще не должны были сюда возвращаться». Когда любое противодействие мешает делать то, что, по нашему убеждению, Бог призывает нас делать, у нас есть склонность задавать вопросы и сомневаться в руководстве Бога. Мы можем легко убедить себя, что допустили ошибку. Страх может парализовать наш разум, и нас одолевают отчаяние и беспомощность, вместо того чтобы нам сосредотачиваться на силе Бога.
Испытывали ли вы что-либо подобное? Были ли вы когда-нибудь убеждены, что Бог призвал вас что-то совершить, а со временем вас стали одолевать сомнения? (Подумайте, например, об Иоанне Крестителе.) Чему вы научились из переживаний иудеев?
После остановки строительства народ снова начал работать. Люди молились, а Неемия создал активную охрану. Люди трудились в дневное и ночное время, чтобы быть готовыми к любым неожиданным атакам. Неемия также организовал вооруженную охрану вокруг стены, чтобы каждая семья была готова сражаться. Еще он разделил всех людей на две группы: одна работала, а другая держала оружие. Были также разработаны специальные положения для всех, кто работал на стене, поскольку они находились на самом опасном месте. Каждый из строителей держал меч одной рукой, а другой клал кирпич/камни и раствор. Они были готовы противостоять нападению и выполнили свою часть работы. Бог сделал все остальное. Вера Неемии в защиту Бога вдохновляет. Однако он не сидел на диване и не ожидал, что Бог сделает все за него. Люди подготовились в меру своих способностей.
Два библейских отрывка: «Не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» (Неем. 4:14) и «Бог наш будет сражаться за нас» (Неем. 4:20) являются самыми вдохновляющими утверждениями из записанных в Библии.
Евреи могли остановить строительство из-за постоянного сопротивления, но на этот раз, вместо того чтобы поддаться страху, они полагались на обетование, что Бог будет бороться за них. Когда мы сталкиваемся с сопротивлением в работе Божьей по причине своих убеждений или из-за того, что исполняем волю Божью, мы должны помнить, что «Бог будет сражаться за нас».
В конце концов евреи поняли, что Господь стоит за тем, что они делают, и это дало им смелость продвигаться вперед.
Почему так важно знать, что вы творите волю Божью? Следовательно, возникает важный вопрос: как узнать, что мы творим Божью волю?
В 6-й главе описывается несколько попыток лишить Неемию жизни. Санаваллат и Гешем продолжали посылать письма Неемии, чтобы под предлогом встречи заставить его прийти к ним. Встреча была предложена на равнине Оно, которая находилась на вражеской территории, что, таким образом, открывало истинное намерение приглашения. Санаваллат, Товия и Гешем видят возможности, которые продлятся только до тех пор, пока стена не будет достроена и ворота не закроются. Евреи находятся под защитой персидского царя, и потому их враги не могут пойти в открытую атаку. Но если они избавятся от руководителя, то смогут воспрепятствовать строительству или даже прекратить его навсегда. Они не сдаются. Даже когда Неемия не отвечает, они продолжают пытаться. Наверняка Неемии было неприятно на каждом шагу иметь дело с сопротивлением. Он твердо отвечает им: «Я занят большим делом» (Неем. 6:3).
По человеческим меркам Неемия служил виночерпием и советником у царя, что было престижной должностью, одной из самых высоких в то время на земле. Что в сравнении с этим восстановление города, лежащего в руинах, который не имел очевидного значения в тогдашнем мире? Справедливо ли то, что он называет это большим делом? Неемия считал работу для Бога «большой» и более важной, потому что понимал, что в Иерусалиме идет речь о чести Божьего имени.
Кроме того, когда Бог повелел поставить святилище, Он основал институт священства. Чтобы сохранить святилище святым и особым для людей, Он позволил только священникам выполнять обязанности внутри храма. Мы не можем общаться с Богом лицом к лицу и, соответственно, видеть Его лично, поэтому израильтянам следовало приходить в присутствие Бога с благоговением. Неемия знал, что двор храма был предназначен для всех, но не внутренние помещения. Предлагая встречу в храме, Шемаия не только проявляет себя как лжепророк, предлагая нечто противоречащее ясному Божьему указанию, но и разоблачает себя как предатель.
Как мы, живущие сегодня, без земного святилища можем ощущать Божью святость? Как понимание Божьей святости, в противовес нашей греховности, ведет нас ко кресту?
«Противостояние открытых врагов и разочарования в лжедрузьях — все, с чем встречались строители во дни Неемии, присуще и нашему времени: то же самое ожидает всех, кто трудится для Господа. Верующие подвергаются испытаниям не только со стороны своих врагов, которые обрушивают на них ярость, презрение и жестокость, но и со стороны друзей и помощников, которые ленивы, бездумны, равнодушны и ненадежны» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 644).
«В непоколебимой преданности Неемии делу Божьему и его постоянном доверии Богу кроется секрет того, почему враги не смогли поймать его в свои сети. Праздная душа становится легкой добычей искушения, но тот, кто имеет перед собою благородную цель, занятие, которое поглощает все его внимание, практически неуязвим для зла. У того, чья вера постоянно возрастает, всегда будут силы, ибо он полностью принимает Безграничную Любовь, делающую все для осуществления Своих благих планов. Истинные служители Божьи трудятся с неослабевающей решительностью, ибо их вечной опорой является престол благодати» (там же, с. 660).
Вопросы для обсуждения:
- Поставьте себя на место Зоровавеля и Иисуса и других руководителей, когда эти люди пришли к ним с предложением помощи. Оглядываясь назад, мы можем видеть, что они поступали правильно, не принимая это предложение. Будучи адвентистами, как мы можем знать, когда должны и не должны сотрудничать с другими, не поступаясь своей верой? Как нам определить, правильно мы поступаем или нет? Каким критериям мы должны следовать?
- Изучая библейскую историю, мы обнаруживаем опасность компромисса с миром. Действительно, вся история древнего Израиля вплоть до вавилонского плена была мощным примером этого компромисса. В то же время что происходит, когда люди впадают в крайность, пытаясь избежать этой опасности? Если Сам Иисус был обвинен в нарушении субботы (см. Ин. 9:14–16), разве у нас нет примера того, как Его обвинители впали в другую крайность? Как нам придерживаться золотой середины?