Мф. 6:25–33; Иак. 1:5–8; 2:15, 16; Ис. 52:7; 1 Ин. 3:16–18; Ис. 58:1–10.
Памятный стих:
«Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде» (Пс. 111:4, 5).
Священное Писание содержит множество примеров Божьей заботы о бедных и угнетенных, а также призывает Божий народ служить таким людям. Несмотря на внимание, уделяемое в Библии этим вопросам, данное повеление исполняется лишь от случая к случаю, и нужды таких людей будут полностью восполнены только с возвращением Христа и последующими чудесными событиями.
А пока зло по-прежнему царит на земле, находящейся под пагубным влиянием дьявола и его ангелов. Это зло часто проявляется в нищете, насилии, угнетении, рабстве, эксплуатации, эгоизме и алчности. В таком мире наши общины, церкви и семьи должны противостоять злу, как бы трудно порой это ни было. Откликаясь на Божью любовь и повинуясь Его повелениям, освященные жертвой Иисуса Христа и принявшие Его служение под руководством Святого Духа, мы должны проявлять сострадание и настойчиво стремиться «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом» (Мих. 6:8).
Прочитайте Мф. 6:25–33. Какое заверение мы находим в этих стихах и как оно должно влиять на наши приоритеты?
Иисус учил: «Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» (Мф. 6:25). Разумеется, эти вещи важны, но мы должны рассматривать их в свете Божьего Царства. Это означает, что мы должны правильно выстроить свои жизненные приоритеты. Когда Библия призывает нас заботиться о других людях, этот призыв также приобретает для нас приоритетное значение, поскольку мы желаем следовать примеру Христа. В идеале это помогает нам меньше сосредотачиваться на себе и больше на других.
Этот особенный набор приоритетов также меняет наши взаимоотношения с власть имущими. Священное Писание учит христиан уважать органы власти и по возможности во всем им подчиняться (см. Рим. 13:1–7). Однако следует помнить, что может возникнуть ситуация, когда нам нужно будет повторить слова апостола Петра: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Отвечая на вопрос о повиновении властям, Спаситель сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).
Люди, наделенные какой-либо властью, часто прибегают к угрозам или насилию с целью ее удержать. На примере жизни Иисуса Христа мы видим, что праведный образ жизни не означает пассивности перед лицом зла. Например, рассматривая вопрос рабства в Америке, Эллен Уайт писала: «Когда человеческие законы вступают в противоречие со Словом и Законом Божьим, нам следует повиноваться последнему, какими бы ни были последствия. Мы не должны повиноваться закону нашей страны, требующему отдавать раба его господину, и нам придется пережить последствия нарушения этого закона. Человек не может быть чьей-то собственностью. Бог владеет им по праву, а человек не может присваивать себе творение рук Божьих» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 201, 202).
Где находится грань между повиновением властям и защитой тех, кто стал жертвой деспотизма?
Сострадание. Осознание и сочувствие чужой боли — это первые шаги к действию. Необходимо поддерживать и взращивать свою восприимчивость к чужому страданию. Сегодня люди говорят о «притуплении чувства сострадания», ведь в нашей жизни происходит столько горя и трагедий, что люди уже устали от ситуаций, требующих от них эмоциональных затрат и финансовой поддержки. Спаситель хорошо знал о боли и зле, окружавших Его, но, тем не менее, не утратил способности сострадать. Так должно быть и в нашей жизни.
Обучение. Так как многие ситуации, связанные с несправедливостью и нищетой, являются весьма сложными, очень важно выслушать и понять, чем мы можем помочь в подобных случаях. Существует множество примеров, когда те, кто пытался помочь, только усугубляли ситуацию своими благими намерениями. Хотя это не повод для бездействия, мы должны искать приемлемые способы оказания помощи.
Молитва. Сталкиваясь с проблемой, мы стараемся незамедлительно действовать. Но Библия напоминает нам, что молитва — такое же практическое действие, что и остальные. Мы можем изменить жизнь бедных и угнетенных к лучшему, вознося молитвы за них и за власть имущих (см. 1 Тим. 2:1, 2). Кроме того, необходимо просить в молитве о Божьем руководстве, чтобы мы смогли помочь им наилучшим образом (см. Притч. 2:7, 8).
Ожидания. Еще один важный элемент в служении по облегчению страданий — наличие правильных ожиданий с учетом социальных, политических и личных обстоятельств. Наша задача заключается в том, чтобы предоставить людям выбор и возможности, которых в противном случае у них не было бы. Иногда то, как люди используют эти возможности, может нас разочаровать, но мы должны уважать их выбор. Какую бы работу мы ни совершали в служении страждущим, нам следует руководствоваться таким принципом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Прочитайте Иак. 1:5–8. Какую роль должна играть молитва в христианской жизни? Согласно Иак. 2:15, 16, что можем сделать лично мы для тех, за кого молимся?
Щедрость является одним из величайших жизненных принципов и ключевым качеством «боящихся Господа», что неоднократно отмечалось в псалме 111: «Благо тому, кто щедр и охотно взаймы дает и честно ведет все дела свои» (Пс. 111:5; ИПБ).
Что говорится в следующих текстах о щедрости в отношении нуждающихся? Лев. 25:35–37; Пс. 118:36; 2 Кор. 8:12–15; 1 Ин. 3:16–18; 1 Тим. 6:17–19.
В своих новозаветных посланиях Павел часто акцентировал внимание на великодушии и щедрости Бога, о которых наиболее полно свидетельствует жертва Иисуса. Его смерть дарует нам надежду и побуждает жить, проявляя щедрость по отношению к другим: «Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Флм. 1:6).
Щедрость — это жизненное качество, сочетающее в себе великодушие, смелость и заботу о других. Многие факторы в нашей личной жизни, обществе и культуре побуждают нас сосредоточиться на себе и приберечь как можно больше для самих себя. И давайте будем честны: большинство из нас склонны заботиться в первую очередь о себе, независимо от обстоятельств.
Если мы имеем живую веру, то она приведет нас к самоотречению и самопожертвованию. Наша вера поможет нам взглянуть на мир и живущих в нем людей глазами нашего Господа, тем самым пробудив в нас стремление помочь нуждающимся.
Благотворительные фонды и организации опираются в своей работе на человеческую щедрость. Такая щедрость поддается измерению и носит практический характер. Но крупные пожертвования необязательно указывают на щедрую душу (см. Мк. 12:41–44). Щедрая жизнь гораздо ценнее, чем любое пожертвование. Нам необходимо развивать щедрость во всем, что мы делаем. Большинству людей не свойственно это качество. Это получаемый по благодати дар, который необходимо активно и целенаправленно проявлять в жизни, независимо от сопротивления нашего грешного, эгоистичного человеческого естества.
Как еще мы можем проявлять щедрость, помимо щедрых пожертвований?
Насилие является главной причиной страданий. А цена войны — многочисленные жертвы и сломанные жизни. Ресурсы, направляемые на военную индустрию, было бы лучше использовать для восполнения человеческих нужд и смягчения страданий жертв войны и ветеранов, даже среди «победителей». Кроме того, есть масса мелких конфликтов в семьях и общинах, которые наносят непоправимый ущерб. Таким образом, в стремлении восстановить справедливость нельзя забывать о миротворчестве.
В основе Евангелия лежит милостивый и великий акт Божьего миротворчества, примиряющий грешников с Создателем (см. 2 Кор. 5:18–21). И примирение, которое мы обретаем, побуждает нас становиться для других послами этого примирения.
См. Ис. 52:7. Каким образом мы воплощаем в жизнь то, что написано в этом тексте?
Евангелие мира также становится стимулом, образцом и способом служения в нашем жестоком мире: «Сердце, пребывающее в согласии с Богом, причастно к небесному миру и будет распространять на всех окружающих его благословенное влияние. Подобно росе, дух мира низойдет на сердца, утомленные и усталые от земной борьбы» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 28).
В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Он не только установил заповедь: «Не убивай», но и расширил ее значение. Спаситель говорит о том, что мы не должны гневаться или таить обиду (см. Мф. 5:21–26), но, напротив, нам следует любить наших врагов и молиться за тех, кто нас преследует (см. Мф. 5:43–48). Существует множество вдохновляющих историй о людях, посвятивших свою жизнь миротворчеству в различных горячих точках мира. Они несут примирение и исцеление, облегчая страдания, причиненные этими конфликтами.
Каким образом ваша церковь на местном уровне могла бы выступить в роли миротворца?
Христиане часто говорят о том, что они должны быть «руками и ногами» Христа, ссылаясь на призыв к практическому служению другим. Но, судя по описанию в Библии роли пророка, Бог в первую очередь призывает мужчин и женщин быть Его голосом и выступать в интересах Бога, а также в интересах тех, кого Бог желает защитить (см. Пс. 145:6–10).
Прочитайте Ис. 58:1–10. Насколько эта весть, данная в определенное время, в конкретном месте и контексте, актуальна для нас сегодня? Какие изменения произошли в нашем мире с тех пор, как пророк Исаия написал эти слова?
Призыв пророков к справедливости всегда был непопулярным. Но, получив поручение от Бога и осознавая Его жажду справедливости, они искренно сочувствовали положению бедных и угнетенных и всегда желали своему обществу лучшего. Поэтому эти пророки осмелились стать голосом для безгласных, невзирая на сопротивление, лишения и опасность (см. 1 Петр. 3:17).
Церковь адвентистов седьмого дня, основываясь на своем понимании Евангелия и призыве проповедовать Христа, может способствовать борьбе со злом, господствующим в мире.
«Адвентисты седьмого дня считают, что действия, направленные на сокращение нищеты и сопутствующей ей несправедливости, являются важной составляющей социальной ответственности христиан. Библия ясно свидетельствует об особом внимании Бога к бедным и о том, как должны относиться к немощным людям Его последователи. Все люди созданы по образу Бога и являются получателями Божьего благословения (см. Лк. 6:20). Оказывая помощь бедным людям, мы следуем примеру и учению Иисуса Христа (см. Мф. 25:35, 36). Адвентисты седьмого дня как духовное сообщество выступают за справедливое обращение с бедными и „открывают уста свои за безгласного“ (Притч. 31:8), осуждая тех, кто „похищает права у малосильных“ (Ис. 10:2). Мы принимаем активное участие в служении нашего Господа, Который „сотворит… справедливость бедным“ (Пс. 139:13)» (Официальное заявление адвентистов седьмого дня по проблеме глобальной нищеты, 24 июня 2010 г.).
«Ни на небе, ни на земле мы не найдем истины, явленной более могущественно, чем та, которая подтверждается делами милосердия по отношению к нуждающимся в нашем сочувствии и нашей помощи. Такова истина, как она есть в Иисусе. Если носящие имя Христа будут в своей жизни следовать золотому правилу, то дело Евангелия в наши дни будет сопровождаться такой же силой, как во времена апостолов» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 137).
«Возвышенная любовь к Богу и бескорыстная любовь друг к другу — это лучший дар, который может ниспослать наш Небесный Отец. Эта любовь — не минутный порыв, а Божий принцип, неиссякающая сила. Она не может зародиться в неосвященном сердце, но живет лишь там, где царствует Христос… Эта любовь, пребывающая в сердце, наполняет жизнь благоуханием и благотворно влияет на окружающий мир» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 551).
Вопросы для обсуждения:
- Исследуя урок этой недели, мы увидели, что Евангелие по-прежнему побуждает нас действовать ради блага других и служить им подобно тому, как это делал Христос. Как это расширило ваше понимание того, что Бог совершил и для нас, и как Он проявляет к нам Свою любовь?
- Выступление в защиту тех, кто лишен права голоса, участие в миротворчестве и подобные мероприятия могут вывести нас на общественную и политическую арену. Однако Церковь адвентистов седьмого дня всегда последовательно выступала за отделение церкви от государства. В чем разница между неприемлемой для церкви политической деятельностью и служением по установлению мира на общественных началах?
- Какой шаг или действие, обсуждаемые в уроке за эту неделю, вы хотели бы предпринять в своей жизни и общине? Как это можно осуществить?
- О решении какой проблемы, связанной с угнетением людей, вы решили молиться в своей общине или на более широком уровне?
Вывод: Звание последователей Иисуса меняет нашу жизнь, порождая стремление содействовать Богу в Его заботе о бедных и угнетенных. И хотя это непростое служение редко пользуется популярностью, оно изменит наши приоритеты и побудит сделать все возможное, чтобы облегчить страдания в окружающем нас мире.