Рим. 8:20–23; Ин. 3:16, 17; Мф. 9:36; Еф. 2:8–10; 1 Ин. 3:16, 17; Откр. 14:6, 7.
Памятный стих:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8–10).
Говоря о Божьих повелениях, требованиях или указаниях, мы рискуем допустить мысль, что можно тем или иным образом поспособствовать нашему спасению и обрести благосклонность Бога. Но Священное Писание неоднократно указывает на то, что мы как грешники спасаемся исключительно по Божьей благодати через Иисуса Христа и Его заместительную смерть за нас на кресте. Разве мы можем что-либо к этому добавить? Эллен Уайт писала: «Если вы припомните все, что есть в человеке хорошего, святого, благородного и любезного, а затем предложите все это ангелам Божьим в качестве заслуги, играющей важную роль в деле спасения человеческой души, такое предложение будет воспринято как измена» (Вера и дела, с. 24).
Следовательно, наши дела милосердия и сострадания для нуждающихся не должны рассматриваться как способ исполнить закон. Напротив, по мере возрастания в нас чувства признательности за спасение будет расти и наше понимание тесной связи между Божьей любовью и Его заботой о бедных и угнетенных. Познавая Его любовь, мы будем делиться ею с другими. Удивительная Божья любовь объяла каждого из нас, и Господь призывает нас также проявлять эту любовь друг к другу.
Прочитайте Рим. 8:20–23. На какие цели плана спасения указывает этот отрывок?
С одной стороны, спасение касается каждого из нас и проявляется в наших личных отношениях с Господом. Но оправдание — это не просто прощение наших грехов. В идеале Господь посредством Иисуса Христа и силы Святого Духа создает Божью семью, которая дорожит своим прощением и свидетельствует миру о спасении добрыми делами.
Прочитайте Ин. 3:16, 17. Каким образом стих 17 открывает более глубокое значение предыдущего текста?
Божья любовь к людям безгранична. Нам радостно осознавать, что Он любит тех, кого любим мы. Он также любит тех, кому мы пытаемся донести весть Евангелия, и осознание этой истины мотивирует нас на миссионерскую работу. Но Он также любит и тех, кто нам неприятен или даже вызывает в нас страх. Бог любит всех людей, даже тех, кто нам не особо нравится.
Творение также свидетельствует о безграничной любви Господа. Священное Писание последовательно указывает на окружающий нас мир как на свидетельство Божьей благости: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Сама жизнь — это Божий дар, и независимо от своего отношения к Богу каждый человек получает этот подарок.
Как изменится наше отношение к другим людям и их жизненным обстоятельствам, если мы признаем, что они также являются Божьим творением и Господь их любит?
Поэтому вполне естественно, что мы, живые существа, испытываем боль, стеснения, скорбь и остро чувствуем трагедию мира и окружающих нас людей. Плач в Псалтири, скорбь Иеремии и других пророков, слезы и сострадание Иисуса Христа показывают уместность подобной реакции на все то зло, которое происходит в мире.
Прочитайте Мф. 9:36; 14:14; Лк. 19:41, 42 и Ин. 11:35. Какие события вызывали сострадание Христа? Что может смягчить наши сердца в этом мире боли и страданий?
Нам также необходимо помнить, что грех и зло происходят не просто «где-то там», будучи результатом чужой испорченности: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). В понимании библейских пророков грех являлся трагедией не потому, что кто-то нарушил «правила», а потому, что грех разрушил отношения между Богом и Его народом, и к тому же наш грех вредит другим людям. Зло всегда остается злом, какие бы формы и масштабы оно ни принимало.
Эгоизм, жадность, подлость, предрассудки, невежество и беспечность лежат в основе всего зла, несправедливости, нищеты и угнетения в мире. Исповедуя свою греховность, мы делаем первый шаг к тому, чтобы решить проблему этого зла и позволить Богу обрести Его законное место в наших сердцах: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
Проанализируйте свою жизнь. Какие у вас есть слабые места, доказывающие, что грех не обошел вас стороной? Где искать единственный правильный ответ и куда мы должны постоянно обращать наш взор?
Священное Писание говорит нам, что мы были созданы, чтобы поклоняться Богу и служить другим людям. Мы можем только представлять в уме, каким было бы это служение в безгрешной среде.
А пока мы знаем, каково жить в пораженном грехом падшем мире. К счастью для нас, Божья благодать, выраженная в жертве Иисуса Христа за грехи мира, открывает путь к прощению и исцелению. Именно благодаря ей наша жизнь меняется и становится более насыщенной. Кроме того, мы становимся Божьим инструментом, посредством которого Он желает поддержать и утешить других людей (см. Еф. 2:10). «Получающие призваны делиться с окружающими. Отовсюду слышны крики о помощи. Бог призывает людей радостно служить своим ближним» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 103).
Помните, что мы совершаем добрые дела не с целью обрести спасение или находиться рядом с Богом. Все это мы обретаем через веру в Иисуса Христа. Мы признаем себя грешниками и жертвами греха, которых, тем не менее, любящий Господь искупил Своей драгоценной кровью. Пока мы продолжаем бороться с эгоизмом и алчностью, самоотверженная и смиренная Божья благодать предлагает новую жизнь и преобразующую любовь.
Взирая на крест, мы видим великую и совершенную жертву Иисуса за нас и понимаем, что нам нечего добавить к тому, что нам предложено во Христе. Но это не означает, что теперь мы можем расслабиться и бездействовать. Напротив, преисполненные благодарности к нашему Господу, мы должны ответить Ему нашим служением. И что может быть лучше, чем ответная любовь, проявленная к другим людям?
Прочитайте 1 Ин. 3:16, 17. Каким должен быть наш отклик на искупительную жертву Христа, согласно данным текстам?
По мере того как первые верующие постепенно осознавали всеобъемлющий характер Евангелия, они не просто добавляли добрые дела в свою веру для убедительности. Эти дела были обусловлены их пониманием Евангелия, открытого в жизни, служении и смерти Иисуса Христа. Решая вопросы, которые встали сначала перед руководителями, такими как Павел и Петр (см. Деян. 10:9–20), а затем перед всей церковью на Иерусалимском соборе (см. Деян. 15), они начали осознавать, насколько кардинально Благая весть меняет их понимание всеобъемлющей Божьей любви и того, как ее следует воплощать в жизнь последователям Христа.
Что говорится в нижеприведенных текстах о человеческом роде? Какое влияние это должно оказывать на наше отношение к другим?
Мал. 2:10
Деян. 17:26
Рим. 3:23
Гал. 3:28
Гал. 3:28 — это богословский вывод, подытоживающий притчу Иисуса о добром самарянине. Вместо того чтобы спорить о том, кому мы обязаны служить, просто идите и служите. Также будьте готовы к тому, что вам самим могут послужить те, от кого вы этого совсем не ждали. Идея всемирной человеческой семьи реализуется теми, кого объединяют Евангелие и спасительная Божья любовь, призывающие нас к единству в Нем: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13).
Прочитайте Откр. 14:6, 7. Как общее понимание Евангелия, кратко изложенное в Ин. 3:16, находит свое отражение в провозглашаемой ангелом вести?
В Откр. 14:7 перечисляются три ключевых элемента, составляющие реакцию Бога на всемирное зло, бедность и угнетение на протяжении всей библейской истории.
Суд. Требование суда с целью восстановления справедливости исходит от всех угнетенных людей на протяжении истории. К счастью, Священное Писание открывает нам истину о том, что наш Бог всегда слышит зов тех, кто терпит бедствие. Эту мысль часто выражают псалмопевцы, к которым относятся несправедливо. Поэтому весть о Божьем суде приносит им утешение.
Поклонение. В писаниях еврейских пророков поклонение и добрые дела часто взаимосвязаны. Это особенно хорошо видно в тех случаях, когда пророки сравнивали поклонение людей, считавших себя частью Божьего народа, с их проступками и злодеяниями. Например, в Ис. 58 Бог открыто заявил, что истинное поклонение — это проявление доброты и заботы о бедных и нуждающихся (см. Ис. 58:6, 7).
Творение. В основе Божьего призыва к справедливости лежит мысль о том, что все человечество — это одна семья. Мы все созданы по Его образу, и Он любит каждого из нас. Мы все одинаково ценны в Его глазах, и поэтому нельзя никого эксплуатировать или угнетать ради несправедливой наживы или собственной выгоды. Вполне очевидно, что это провозглашение Евангелия последнего времени — широкомасштабный призыв принять спасение, искупление и восстановление, которые Бог хочет даровать падшему человечеству. Следовательно, даже во время суровых гонений, когда встанет вопрос об истинном и ложном поклонении (см. Откр. 14:8–12), у Бога будет народ, который станет отстаивать то, что правильно, а именно Божьи заповеди и веру в Иисуса Христа.
Каким образом мы можем служить нуждающимся и в то же время делиться с ними надеждой и предостережением, данными нам в Трехангельской вести?
«Бог считает Своим виноградником всю землю. И хотя теперь она оказалась в руках узурпатора, она все равно принадлежит Богу. Она принадлежит Ему не только по праву сотворения, но и по праву искупления. Христос пожертвовал Собою ради мира. „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного“ (Ин. 3:16). Благодаря этому одному дару было дано людям и все остальное. Весь мир ежедневно получает благословения от Бога. Каждая капля дождя, каждый луч солнца, пролитые на неблагодарное человечество, каждый листок, цветок и плод свидетельствуют о долготерпении Божьем и Его великой любви» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 301, 302).
«Во Христе нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (см. Гал. 3:28; Еф. 2:13)…
Каковы бы ни были различия в религиозных верованиях, зов всякого страдающего человека должен быть услышан и получить отклик…
Вокруг нас — бедные, уставшие души, нуждающиеся в сочувственном слове и поддержке делом. Вдовы, которые нуждаются во внимании и помощи, сироты, заботу о которых Христос вверил Своим последователям, — слишком часто люди проходят мимо них. Они могут казаться порой непривлекательными, но они тоже собственность Бога. Они также искуплены дорогой ценой и столь же ценны в Его глазах, как и мы. Они — члены великой семьи Бога, и христиане, будучи Его управителями, ответственны за них» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 386, 387).
Вопросы для обсуждения:
- Как встремлении творить добро избежать мысли отом, что это каким-то образом делает нас лучше и наделяет заслугами перед Богом?
- Являетсяли ваша церковь общиной, где «нет различия» между людьми ивсе едины во Христе? Как этого можно достичь?
- Как добиться правильного баланса втом, чтобы делать добро ипомогать нуждающимся и одновременно делиться с ними истинами Евангелия? Как мы можем научиться совмещать эти аспекты? Почему это так важно?
Вывод: Божья любовь, выраженная в плане спасения и воплощенная в жизни и жертве Христа, предлагает нам прощение, жизнь и надежду. Как получившие эту благодать мы стремимся поделиться ею с другими не для того, чтобы заработать спасение. Мы делаем это потому, что были для этого созданы. Таким образом, Евангелие преобразует отношения и побуждает нас служить тем, кто нуждается в этом больше всего.