Деян. 2:42–47; 4:32–37; Мф. 25:38, 40; Деян. 9:36; 2 Кор. 8:7–15; Рим. 12; Иак. 2:1–9.
Памятный стих:
«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).
Стихи, содержащие Великое поручение Христа (см. Мф. 28:18–20), относятся к числу самых известных в Священном Писании, по крайней мере, для христиан. Часто они служат девизом для всевозможных миссионерских и евангельских проектов. Вдохновленные этими стихами, христиане отправляются во все уголки земли, иногда рискуя жизнью, чтобы провозгласить Евангелие всему миру.
Что сказал Иисус в Своем Великом поручении? Делать людей учениками, крестить их и учить «соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Многое из того, что Иисус нам повелел, связано с заботой о нуждающихся и больных — людях, которые не могут сами о себе позаботиться. Поэтому нам необходимо помнить о том, что эти наставления Христа для первых учеников были не столько новым заданием, сколько продолжением миссии, которую Он уже совершал среди них. Таким образом, этот аспект учения Иисуса можно ясно увидеть в жизни новой церковной общины в рамках выполнения Великого поручения.
Прочитайте Деян. 2:42–47 и 4:32–37. Какие ключевые элементы можно выделить в этих описаниях ранней церкви?
Хотя израильскому народу, видимо, так и не удалось в полной мере реализовать Божий план и стать справедливым и щедрым обществом, ранняя церковь со всей серьезностью отнеслась к предписанию: «Среди вас не должно быть бедных» (Втор. 15:4; РБО). Одним из практических выражений их веры было распределение всех материальных ресурсов. Даже средства от продажи земли и домов (см. Деян. 4:34–5:2) использовались для восполнения нужд единоверцев, а также для того, чтобы нести благословение другим людям, особенно через служение исцеления (см. Деян. 3:1–11; 5:12–16).
Тем не менее это сообщество было далеко не идеальным и также должно было решать возникающие проблемы. Так, например, по мере роста числа верующих нарастала напряженность в вопросе управления этими ресурсами, особенно применительно к ежедневной раздаче продовольствия вдовам (см. Деян. 6:1). Ученики, являвшиеся неформальными лидерами группы, хотели сосредоточиться на проповеди Евангелия. Чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, им нужно было провести некоторую реорганизацию.
Таким образом, были избраны семь человек для того, чтобы решать практические вопросы общины. Это было первым признанием наличия в церкви различных видов служения и даров. В то же время это показало, насколько важно практическое служение для жизни и свидетельства церкви. «Людям, которым было поручено надзирать за вновь созданной церковью Господа, надлежало руководствоваться теми же принципами благочестия и справедливости, что и правителям народа Божьего во времена Моисея и Давида» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 95).
Постарайтесь представить себе практическую жизнь ранней церкви. Как можно воплотить эти же принципы сегодня?
Прочитайте описание Тавифы и ее служения в Деян. 9:36. Как можно охарактеризовать вашу жизнь и служение по аналогии с этим стихом? Как бы вы хотели, чтобы описали вас и ваше служение?
Судя по всему, служение Тавифы было настолько посвященным, что ее считали «ученицей» Христа (см. Деян. 9:36), а вера, энергия и забота этой девушки о других были известны даже за пределами ее родного города.
Петр находился в близлежащем городе Лидда, и жители Иоппии попросили его прийти в связи со скоропостижной смертью Тавифы (см. Деян. 9:37–41). По прибытии в Иоппию Петра встретило много людей. Ему показали одежду, которую она сшила, и, несомненно, рассказали множество историй о помощи Тавифы.
Тот факт, что Петр тогда помолился о Тавифе и Бог воскресил ее, безусловно, не гарантирует жизнь без трудностей и проблем для тех, кто посвящает свою жизнь служению другим. В конце концов Тавифа оказалась на одре болезни и умерла, а Стефан, один из семи первых диаконов, назначенных для служения вдовам в церкви, стал первым мучеником (см. Деян. 7:54–60). Жизнь служения — это не ровная гладкая дорога; порой это тернистый и трудный путь.
Однако в этой истории Бог явил Свою любовь и силу как в жизни Тавифы, так и в ее смерти, что оказало сильнейшее влияние на жителей Иоппии: «Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (Деян. 9:42).
Насколько заметно ваше участие в жизни других людей и насколько значителен ваш вклад в работу церкви в сравнении со служением Тавифы? Какие имеющиеся у вас практические навыки можно использовать в служении другим (например, умение шить одежду)?
В Гал. 2 Павел отмечает еще один важный элемент указаний, полученных от Иерусалимского собора для дальнейшего совершения служения среди язычников: «Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности» (Гал. 2:10).
И Павел продолжал неотступно следовать этому повелению на протяжении всего служения (см. Деян. 20:35). Подобно ранней церкви в Иерусалиме, Павел расширил видение христианской общины, чтобы охватить всех единоверцев.
Прочтите 2 Кор. 8:7–15. Какую связь усматривает Павел между Евангелием и щедрыми пожертвованиями?
Павел опирался на два ветхозаветных текста, призывая верующих к щедрости и заботе о своих единоверцах в трудных обстоятельствах. Он напомнил, как Бог щедро восполнил нужды израильтян в пустыне, послав им манну. Этот пример апостол привел в качестве модели взаимной поддержки и помощи в церковном сообществе (см. 2 Кор. 8:15). Также он процитировал Пс. 111:9 «Как написано: „расточил и ро́здал нищим; правда его пребывает в век“» (2 Кор. 9:9).
Павел призывал своих читателей осознанно жертвовать, регулярно откладывая часть своего дохода, чтобы при последующем посещении их церкви он или Тит смогли забрать эти пожертвования и доставить нуждающимся христианам в Иерусалиме. Павел использовал пример одной церкви, чтобы побудить другие церкви к подобной щедрости. «Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» (2 Кор. 9:13).
Как нам следует расставлять приоритеты в благотворительности, если у нас нет возможности жертвовать на каждое дело или нужду?
Прочитайте Рим. 12 и подведите итог. Обратите внимание на повеление проявлять любовь и заботу к другим людям, особенно к нуждающимся.
В некотором смысле глава 12 — это краткое изложение многих тем, которые Павел подробно рассматривает в других своих посланиях. Он говорит о разных ролях и дарах внутри церкви, включая служение другим, моральную поддержку и щедрые даяния (см. стихи 3–8). И все это должно претворяться в жизнь с воодушевлением и прежде всего с любовью (см. стихи 9–11).
Павел показывает практическую сторону такой жизни. Он призывает верующих проявлять терпение во времена скорби и гонений, заботиться о нуждающихся, быть миротворцами во всех возможных случаях и, как отмечалось ранее, побеждать зло добром (см. Рим. 12:20, 21).
В этой главе описана жизнь обновленного человека, его служение Богу — как личное, так и в составе церковной общины. Павел хотел донести до новообращенных последователей Христа важную мысль: их жизнь, приоритеты и поступки должны кардинально измениться в ответ на великую жертву Христа на кресте и дарованную надежду на вечную жизнь. Они знали, каково жить в деспотичном и зачастую жестоком обществе в самом центре Римской империи, но Павел учит их жить по-другому: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).
От каких взглядов и привычек вам необходимо сегодня избавиться, чтобы жить и любить так, как подобает последователю Иисуса Христа?
Поскольку в те времена имя Иаков было весьма распространенным, за этим церковным лидером закрепилось почетное прозвище — Праведный (Справедливый). Оно характеризовало мудрого лидера, который должным образом уделяет первоочередное внимание заботе об обездоленных и угнетенных. Послание Иакова, посвященное практическому благочестию и мудрой жизни во Христе, часто называют «новозаветной книгой Притчей».
Иаков желал напомнить своим читателям важную истину: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). Кроме того, он акцентирует наше внимание на том, что истинная религия, которая действительно имеет ценность в глазах Бога, сосредоточена на заботе о нуждающихся и угнетенных, а также противостоит разлагающему влиянию окружающего общества (см. Иак. 1:27).
Прочитайте Иак. 2:1–9 и 5:1–5. Насколько отличается отношение Иакова к богатым от общепринятого отношения к ним в обществе? Какие особые указания дает Иаков нам — членам церкви — в отношении того, как мы должны обращаться с бедными и богатыми в церковной общине?
Иаков утверждает, что желать людям благополучия и даже обильных Божьих благословений будет бесполезно и неуместно, если эти люди страдают от холода и голода. Обеспечение реальной пищей и одеждой станет куда более полезным проявлением нашей заботы о них, чем все благородные чувства и добрые пожелания (см. Иак. 2:14–16). Иаков использует это как пример взаимодействия нашей веры и конкретных дел в контексте наших отношений с Богом. Он также повторяет основную идею учения Христа: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:8), показывая, как эту заповедь следует соблюдать в повседневной жизни. Служение Богу и другим является проявлением истинной веры и не преследует цели заслужить спасение.
Почему даже на эмоциональном уровне нам легче иметь дело с состоятельными людьми, чем с бедными?
«Спаситель отдал Свою драгоценную жизнь, чтобы создать церковь, которая заботилась бы о скорбящих и искушаемых. Верующие могут быть бедными, необразованными и скромными людьми, но во имя Христово они будут трудиться везде: дома, среди соседей, в церкви и за ее пределами, и результаты этих трудов проявятся в вечности» (Э. Уайт. Желание веков, с. 640).
«Бескорыстие и щедрость наполняли первоапостольскую церковь радостью, ибо верующие знали, что своими усилиями они помогают просвещать светом Евангелия пребывающих во тьме. Их радушие и щедрость свидетельствовали о том, что они не напрасно приняли благодать Божью. Что еще могло произвести такую щедрость, если не освящение Духом Святым? Для верующих и неверующих это было чудом благодати» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 344).
Вопросы для обсуждения:
- Как ваша церковь может больше походить на ту, что описана в первых главах книги Деяний? Какие практические шаги вы можете предложить?
- Церковь адвентистов использует принципы, которые мы обсуждали на этой неделе, при распределении десятин и приношений между различными частями мира. Каковы преимущества такой системы распределения ресурсов по всему миру?
- Являются ли, на ваш взгляд, указания, обобщенные в Рим. 12, выполнимыми в нашей сегодняшней жизни?
- Прочитайте Иак. 5:1–5. Здесь апостол в довольно резкой форме осуждает богатых людей, вторя суровым обличениям ветхозаветных пророков. Почему такие резкие выражения уместны и необходимы в данной ситуации?
Вывод: Побуждаемые поручением Христа и силой Святого Духа, ученики и все верующие решили делиться вестью об Иисусе и совершать Его миссию везде, где только возможно. Взяв за основу учение Христа и Писания Ветхого Завета, ранняя церковь стала новым обществом, члены которого делились с нуждающимися всем, что имели. Своим примером и наставлениями в своих посланиях первые христианские лидеры призывали всех верующих наполнить свою жизнь твердой верой и усердным служением нуждающимся.