Мф. 5:2–16, 38–48; Рим. 12:20, 21; Лк. 16:19–31; 12:13–21; Мф. 25:31–46.
Памятный стих:
«И Царь скажет им в ответ: гистинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне“» (Мф. 25:40).
Мы увидели, что жизнь Иисуса Христа была наполнена заботой о других людях, особенно о страждущих и заблудших, поэтому Ему есть что сказать о том, как следует заботиться о других.
Учение Иисуса носит практический характер и направлено на то, чтобы научить нас жить как Его последователи. Господь призывает нас к делам справедливости, доброты и милосердия, которые Сам Иисус совершал на земле. Если мы последуем Его примеру, то будем служить другим, подобно Ему.
Иисус также говорил о Царстве Небесном. В Его описании Царство Небесное — это реальность, частью которой мы можем стать уже сейчас. Это образ жизни, который характеризует система приоритетов и моральных ценностей, отличных от тех, что приняты в земных царствах. Учение Христа излагает основные принципы этого Царства, делая особое ударение на том, как мы служим Богу и как следует относиться к другим людям. Мы также можем обнаружить, что служение другим: забота об их нуждах и поддержка — это один из способов, которым мы можем непосредственно служить Богу.
Прочитайте Мф. 5:2–16. Что общего у девяти групп людей, названных Иисусом «блаженными»?
Наряду с глубоким духовным смыслом этих слов мы также не должны упускать из виду их практическое значение. Иисус говорил о признании бедности в нас самих и в нашем мире. Он также говорил о праведности («справедливости» — в некоторых переводах), смирении, милости, миротворчестве и чистоте сердца. Нам следует обратить внимание на реальные перемены в нашей жизни и в мире, которые произведут эти качества, проявленные на деле. Важность практической стороны подчеркивается в следующем заявлении Христа, где Он призывает Своих учеников быть солью и светом в мире (см. Мф. 5:13–16).
При надлежащем использовании соль и свет оказывают значительное влияние на объект своего воздействия. Соль придает вкус, а также сохраняет продукты от порчи. Прекрасный символ для нас и пример того, каким должно быть наше служение для окружающих людей. Точно так же свет вытесняет тьму, выявляя препятствия и опасности, делая дом или город более безопасными и указывая путь кораблям. Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Оба эти символа, соль и свет, указывают нам как ученикам Христа на наш долг оказывать благотворное влияние на жизнь окружающих. Когда в нашей жизни есть сожаление о совершенных грехах, стремление сохранить чистоту сердца, смирение и милосердие, когда мы творим мир или подвергаемся притеснению, именно тогда мы являемся солью и светом этому миру. Таким образом, Иисус начинает эту проповедь с призыва воплотить эти порой непопулярные ценности Его Царства в нашей земной жизни.
Каким образом ваша община играет роль соли и света в обществе? Как улучшилось ваше общество благодаря служению церкви? С другой стороны, если бы ваша церковь перестала существовать, как бы это отразилось на вашем обществе?
Наставляя этих людей, Спаситель предложил им способ жить хорошо, достойно и мужественно независимо от жизненных обстоятельств. Один из примеров мы находим в Мф. 5:38–48. Содержащиеся здесь указания: «подставь другую щеку», «отдай и верхнюю одежду» и «иди два поприща» давно превратились в избитые выражения. Но, если задуматься, с их помощью Христос желает научить нас правильному отношению и правильным поступкам.
Ситуации, описанные Христом, для многих Его слушателей были личным опытом. Они часто подвергались несправедливым нападкам своих господ и хозяев. Нередко погрязали в долгах и теряли свою собственность, отходившую кредиторам. Также довольно часто им приходилось терпеть насилие от римских воинов, захвативших их землю. Иисус учил людей правильно реагировать в таких случаях, относиться к угнетателям лучше, чем они того заслуживали, и таким образом сохранять человеческое лицо. В то время как эти угнетатели пытались утвердить свою власть, у людей всегда была свобода выбора в отношении того, как реагировать на эти обстоятельства. Не оказывая сопротивления насилию и поступая великодушно, они тем самым разоблачали все зло совершаемого притеснения и несправедливости.
Сравните Мф. 5:38–48 и Рим. 12:20, 21. Как мы можем соблюдать эти радикальные принципы в своей жизни?
Иисус кратко изложил основную мысль «закона и пророков» (всех священных книг Ветхого Завета) в «золотом правиле»: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Каким образом вы можете исполнить это повеление Христа, чего бы это ни стоило?
Когда Христу задавали вопрос, Его ответ часто не совпадал с тем, что человек хотел услышать. Многие религиозные люди того времени потратили немало времени и сил, выясняя границы повеления: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).
Спаситель желал открыть Своим ученикам более глубокий смысл понятия «ближний», призывая любить не только своих близких и соседей, но делать добро всем людям: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44, 45).
Однако в своем стремлении испытать Иисуса Христа законник перешел к широко обсуждаемому вопросу: «Кто мой ближний?» (Лк. 10:29). В качестве примера Иисус рассказал историю о добром самарянине, но окончательный ответ на вопрос законника заключался не в определении понятия «ближний». Вместо этого Иисус фактически сказал: «Иди и будь ближним для всех, кто нуждается в твоей помощи» (см. Лк. 10:36, 37).
Прочитайте Лк. 10:30–37. Иисус сравнивает трех персонажей, которые видят на обочине дороги человека, нуждающегося в их помощи. На что указывает выявленная разница?
Иисус Христос в Своем учении критиковал тех, кто, выставляя напоказ свою мнимую религиозность, равнодушно относился к страданиям других людей. «На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте» (Э. Уайт. Желание веков, с. 497).
Указывая в Своей притче на человека, которого кто-то мог счесть язычником, Иисус желал показать, к чему призывает Бог всех Своих последователей. И когда мы, подобно слушателям Иисуса, приходим к Нему с вопросом «Как наследовать жизнь вечную?», Христос дает нам четкое указание — стать ближним для тех, кто в этом нуждается.
Сравните отрывки Лк. 16:19–31 и Лк. 12:13–21. Какие сходства и различия есть между этими историями и чему они нас учат?
В этих двух историях нет доказательств того, что эти люди нажили богатство нечестным путем. Возможно, они оба усердно трудились, усердно занимались хозяйством, и Бог их благословил. Но что-то пошло не так в их отношении к жизни, Богу, деньгам и другим вещам, и это стоило им вечности.
История о богаче и Лазаре свидетельствует о том, что выбор, который мы делаем в этой жизни, определяет нашу будущую участь. В том, как мы реагируем на тех, кто обращается к нам за помощью или нуждается в ней, проявляются наши приоритеты. Как указывает Авраам страдающему богачу, Священное Писание предлагает нам руководство, которого более чем достаточно для того, чтобы сделать лучший выбор: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16:29).
Иисус учил, что соблазн богатства может отвлечь нас от Его Царства и нужд других людей и привести к эгоизму и самоуверенности. Иисус призвал нас искать прежде всего Царства Его и делиться дарованными нам благословениями с окружающими людьми, а особенно — с нуждающимися.
Каким бы ни было наше материальное положение, каким образом можно соблюдать осторожность, не позволяя деньгам затуманить наш взор, заставив забыть о главном?
В главе 24 Иисус, отвечая на вопросы учеников, описал знамения последнего времени и предупредил, что Иерусалим будет разрушен. Христос также подчеркнул, что необходимо «бодрствовать» и жить праведной жизнью. Первая часть 25-й главы начинается с рассказа о мудрых и неразумных девах, она указывает на необходимость приготовления к неожиданному или отсроченному возвращению Христа. Рассказ о трех слугах побуждает нас жить праведно и c пользой во время ожидания нашего Господа. И, наконец, в притче об овцах и козлах куда более конкретно говорится о возложенных на Божий народ обязанностях.
Прочитайте Мф. 25:31–46. О чем говорит Иисус в этих стихах? Почему это нельзя считать спасением делами? Что на самом деле означает иметь спасительную веру?
Утверждение Иисуса о том, что, служа другим, мы в действительности служим Ему, должно преобразовать все наши взаимоотношения и мироощущение. Представьте, что вы можете пригласить Иисуса Христа на обед или посетить Его в больнице или тюрьме. Иисус сказал, что мы делаем это, когда служим людям в нашем сообществе. Какую невероятную возможность предлагает нам сегодня Христос!
Прочитайте с молитвой, что говорит Иисус в этих стихах. Как мы понимаем идею о том, что Он приравнивал Себя к голодным, нуждающимся, заключенным в тюрьму? Какое сильное обязательство это накладывает на нас как на Его последователей и на наш образ жизни?
«Христос разрушает преграду, созданную самолюбием и национальными предрассудками, и провозглашает любовь ко всей человеческой семье. Он выводит людей из тесного круга, в который заключило их самолюбие. Он стирает все географические границы и упраздняет условное и надуманное разделение на сословия. Он не делает различия между ближними и дальними, друзьями и врагами, но учит видеть в каждой нуждающейся душе ближнего, а весь мир считать полем нашей деятельности» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 42).
«Золотое правило лежит в основании истинного христианства, а все, что не соответствует ему, есть обман. Религия, не ценящая души, столь дорогие для Христа, что Он отдал за них Свою жизнь, религия, не требующая от нас внимательного отношения к человеческим нуждам, страданиям или правам, есть ложная религия. Если мы пренебрегаем правом бедных, страдающих и грешных на наше сочувствие, значит, мы предаем Христа. Многие называются именем Христовым, а от характера Христа отрекаются, именно по этой причине христианство ныне имеет так мало силы» (Э. Уайт. Нагорная проповедь Христа, с. 136, 137).
Вопросы для обсуждения:
- Какие библейские отрывки из тех, что мы изучали на этой неделе, нравятся вам больше всего? Почему?
- Эллен Уайт называет ложной религию, «не требующую от нас внимательного отношения к человеческим нуждам, страданиям или правам». Почему мы не должны обольщаться мыслью, что раз у нас есть «истина» (а она у нас есть), тогда все остальное не имеет значения?
- Как с помощью библейских стихов, указанных в уроке за четверг, мы можем понять, что еще подразумевает выражение «обладать истиной»?
Вывод: Для тех, кто являются гражданами и представителями Царства Божьего, учение Христа предусматривает иной образ жизни. На основании ветхозаветных стихов Иисус развил тему заботы о бедных и угнетенных, подчеркнув, что Его последователи, ожидая возвращения Христа, будут сострадать и совершать дела милосердия.