Лк. 1:46–55; 4:16–21; 7:18–23; Мф. 12:15–21; Мф. 21:12–16; Мк. 11:15–19; Ис. 53:3–6.
Памятный стих:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Иисус пришел на землю в том числе и для того, чтобы показать нам, каков Бог. Он открыл людям Бога через Свое учение, жертву, жизнь и Свое отношение к простым людям. Его дела оказывали преобразующее влияние на людей.
Этот аспект служения Мессии предсказывали ветхозаветные пророки, мать Христа Мария и даже Сам Спаситель, когда изложил Свою миссию в Своей первой записанной проповеди (см. Лк. 4). Кроме того, повествуя о жизни Христа, авторы Евангелия часто использовали язык ветхозаветных пророков, чтобы объяснить Его поступки. Таким образом, жизнь Иисуса соответствовала образу жизни этих пророков, включая их сострадание к бедным и угнетенным.
Однако религиозные вожди восприняли Иисуса Христа как угрозу, и это обстоятельство подтолкнуло их к совершению ужасного и жестокого поступка. Они арестовали Иисуса, несправедливо осудили Его и распяли. Бог в лице Иисуса Христа испытал на Себе несправедливость, и смерть Христа явила весь ужас этого зла. Но Своим воскресением Господь одержал славную победу, даруя нам жизнь, благость и спасение.
Прочитайте Лк. 1:46–55. Обратите внимание: Мария воздает Богу хвалу не только за то, что касается непосредственно ее («Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»; Лк. 1:49), но и за Божью заботу об Израиле в целом. Почему, поклоняясь Богу и восхваляя Его, мы не должны быть сосредоточены исключительно на себе?
Эта замечательная песнь хорошо смотрелась бы среди псалмов или писаний еврейских пророков. Марию переполняет чувство удивления и благодарности Богу. Очевидно, она видела Его действие в собственной жизни, но также была хорошо осведомлена об исполнении на различных уровнях Божьего замысла в отношении ее народа и человечества в целом.
Но в понимании Марии Бог не только могущественен и достоин хвалы, Он также милосерден и с особой заботой относится к смиренным, угнетенным и бедным. В ее песне появляются следующие строки: «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1:52, 53).
В самом начале истории земной жизни Иисуса Христа Он предстает как Правитель (см. Лк. 1:43), но Правитель иного царства. Многие комментаторы отмечают: Царство Божье, которое Иисус пришел установить, должно было стать «перевернутым царством» по сравнению с царствами этого мира в том, что касается социальных устоев. Судя по описаниям Христова Царства, могущественные и богатые люди этого мира занимают в нем низшую ступень в обществе, а бедные и угнетенные освобождены, «преисполнены благ» и возвышены.
Насколько церковь соответствует модели «перевернутого царства», описанного Марией? Каким образом можно реализовать этот идеал, избежав несправедливости по отношению к богатым и влиятельным людям, которые также приняли любовь Христа?
Иисус, казалось, подхватил мотив песни Марии о «перевернутом Царстве» и начал воплощать его в Своем служении. Пророчество Исаии должно было объяснить настоящие и будущие действия Христа. Кроме того, это был еще один способ выразить то, что Мария описала тридцатью годами ранее. Бедные, уязвленные и угнетенные находятся в центре Благой вести, которую принес для них Иисус.
Эти стихи из Ис. 61 Христос принял как Свое программное заявление. Его служение и миссия должны были стать одновременно духовными и практическими, и Он показал, что духовное и практическое — не столь отдаленные понятия, как нам иногда кажется. Для Христа и Его учеников практическая забота о людях была неотъемлемой частью духовной заботы.
Прочитайте и сравните отрывки Лк. 4:16–21 и 7:18–23. Почему, на ваш взгляд, Иисус ответил таким образом? Как бы ответили вы на подобные вопросы о Божественной природе и миссии Христа?
Посылая Своих учеников благовествовать людям, Иисус дал им поручение, которое также соответствовало этой миссии. Ученикам надлежало провозглашать весть о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7), а также исполнять последующее указание Христа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Их служение во имя Христа было отражением и воплощением ценностей и принципов Его служения и Царства, в которое Иисус приглашал людей. Ученики также должны были присоединиться к Иисусу в выполнении Его миссии, поднимая упавших, наименьших и заблудших.
Как мы можем сохранить баланс между этим служением и проповедью Трехангельской вести заблудшему миру? Почему все, что мы делаем, так или иначе связано с провозглашением «истины для настоящего времени»?
Можно предположить, что эти чудеса привлекали целые толпы народа, будучи прекрасным доказательством Его силы и власти для многих сомневающихся и критиков. Но так было не всегда. Иисус часто запрещал исцеленному человеку рассказывать о своем исцелении. И хотя исцеленным людям не всегда удавалось сохранить в тайне свое исцеление, Христос пытался показать, что Его чудеса — не просто зрелище, а нечто более важное. Главной целью Христа было даровать людям спасение.
Тем не менее, совершая чудеса исцеления, Иисус выражал Свое сострадание. Например, прежде чем поведать о том, как Христос накормил пять тысяч человек, Матфей пишет: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14:14). Иисус чувствовал боль этих людей и делал все, что было в Его силах, чтобы помочь им и исцелить их.
Прочитайте пророчество Исаии в Мф. 12:15–21. Каким образом Исаия и Матфей указывают на то, что Иисус делал нечто большее, чем просто исцелял больных, число которых порой достигало нескольких сотен?
«Каждое чудо, сотворенное Христом, было знамением Его Божественности. Он совершал то, что было предсказано в пророчествах о Мессии, но фарисеи расценивали эти дела милосердия как постоянное оскорбление. Иудейские вожди равнодушно взирали на человеческие страдания. Во многих случаях скорби, которые Христос старался облегчить, были вызваны их эгоизмом и притеснениями, и поэтому Его чудеса становились для них упреком» (Э. Уайт. Желание веков, с. 406).
Христовы чудеса исцеления были проявлением сострадания и справедливости. Но во всех случаях они не были самоцелью, а совершались с целью привести людей к вечной жизни (см. Ин. 17:3).
Прочитайте Мф. 21:12–16; Мк. 11:15–19; Лк. 19:45–48 и Ин. 2:13–17. Какое значение имеет тот факт, что эта история записана во всех четырех Евангелиях?
Неудивительно, что этот случай описывают все евангелисты. Эта драматическая история полна динамики и эмоционального накала. Очевидно, Иисус был сильно обеспокоен тем, что храм использовали подобным образом и заменили истинное поклонение продажей жертвенных животных. Какое осквернение! Бойкая торговля в храме жертвенными животными никак не представляла собой заместительную жертву Христа за грехи всего мира!
Реакция Христа хорошо вписывается в модель поведения еврейских пророков. В каждом евангельском повествовании либо Иисус, либо евангелист цитирует книги Исаии, Иеремии или Псалтирь для того, чтобы объяснить происходящее в этой истории. Народ признал Иисуса пророком (см. Мф. 21:11) и пришел к Нему, когда Он исцелял и учил в храме после изгнания торговцев. Эти люди находили исцеление в Его прикосновении и, слушая Его учение, обретали надежду.
Религиозные вожди также признавали Христа за пророка, но считали, что Он представляет угрозу их власти и стабильности их социального порядка. Поэтому вожди ушли, чтобы составить заговор с целью убить Иисуса Христа, подобно тому как их предшественники договаривались убить пророков в прошлые века (см. Лк. 19:47, 48).
Что со своей стороны можем сделать мы как члены церкви, чтобы в отличие от Иерусалимского храма наша церковь никогда не стала местом, нуждающимся в очищении? Какие действия могут осквернять ее?
С момента страдальческой молитвы Спасителя в Гефсиманском саду и до Своей смерти Иисус испытал насмешки, издевательства и страшные пытки. Пережитая боль усугублялась невинностью, чистотой и добротой Страдальца: «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7, 8). Через призму истории спасения мы видим величие жертвы Христа за нас, но нам не следует забывать о жестокости тех несправедливых страданий, которые Он испытал.
Прочитайте Ис. 53:3–6. Что произошло с Иисусом — невинной Жертвой за виновных? Как этот отрывок помогает нам понять, через что пришлось пройти Христу ради нашего спасения?
Во Христе Бог знает, что значит быть жертвой зла и несправедливости. Если убийство невинного человека — это злодеяние; то убийство Бога — больше чем злодеяние. Бог настолько уподобился нам в нашем сокрушенном и плачевном состоянии, что у нас нет причин сомневаться в Его сочувствии, сострадании и верности: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Какое чудесное откровение о характере нашего Бога! Сможет ли когда-нибудь наш разум до конца осознать ту благую весть о Боге, символом которой является крест?
Почему жертва Иисуса Христа как нашего Заместителя должна лежать в основе нашей миссии, особенно в благовестии нуждающимся?
«В Своем Слове Господь привел неопровержимые доказательства того, что нарушители Его Закона будут наказаны. Те, кто тешит себя мыслью, что Бог слишком милосерд, чтобы воздать грешнику по справедливости, пусть посмотрят на Голгофский крест. Смерть невинного Сына Божьего свидетельствует о том, что „возмездие за грех — смерть“, что всякое нарушение Закона Божьего должно повлечь за собой справедливое возмездие. Безгрешный Христос стал грешником за нас. Он взял на Себя вину за беззаконие, и Отец отвратил лицо Свое от Него. Сердце Его не выдержало, и Он умер. Эта великая Жертва была принесена ради того, чтобы грешники были искуплены. Никаким другим способом человек не мог получить освобождение от наказания за грех. И каждая душа, которая отказывается участвовать в примирении, приобретенном такой дорогой ценой, должна будет лично понести на себе вину и наказание за грех» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 539, 540).
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте вышеизложенную цитату Э. Уайт. Поговорите о вопиющей несправедливости: безгрешный Христос понес наказание, уготованное для грешников! Почему так важно всегда помнить эту величайшую истину?
- Иисус никогда не ратовал за политическую реформу, которая позволила бы установить то «царство», о котором Он говорил. В ходе земной истории было много очень печальных событий, когда люди во имя помощи обиженным и угнетенным прибегали к насилию и притеснению. Единственным результатом была замена одного деспотичного класса другим. Хотя христиане могут и должны трудиться по мере своих сил, чтобы помочь нуждающимся, почему не следует использовать политические методы для достижения этих целей?
- Поразмышляйте о том, что предусматривал план спасения. Праведный Христос пострадал за грешников — за каждого из нас. Почему эта великая жертва ради нашего спасения делает нас новыми людьми во Христе?
Вывод: В Евангелиях служение Христа перекликается с трудами ветхозаветных пророков. Ожидалось, что Мессия принесет Благую весть для бедных, свободу для угнетенных и исцеление для сокрушенных сердцем, и все это нашло отражение в служении Иисуса Христа. Перед Своей смертью на кресте Он ощутил на Себе всю тяжесть беззакония, но в конечном итоге победил все то зло, в котором погрязло падшее человечество. Благодаря Его смерти ради нашего спасения наши грехи могут быть прощены, и мы имеем обетование вечной жизни.