Пс. 113:9–16; Втор. 10:17–22; Пс. 100:1; Ис. 1:10–17; Ис. 58; Мк. 12:38–40.
Памятный стих:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:6, 7).
Даже при беглом чтении книг ветхозаветных пророков мы видим их обеспокоенность жестоким обращением с бедными и угнетенными. Пророки и Бог, от Чьего имени они говорили, были возмущены тем страшным беззаконием, которое захлестнуло весь мир (см. Ам. 1, 2). Но особое чувство гнева и скорби вызывало у них беззаконие, царившее в среде Божьего народа, получившего множество благословений. Учитывая их историю и данные Богом законы, этим людям следовало быть благоразумнее. К сожалению, благоразумия хронически недоставало, и пророкам приходилось указывать на преобладавшие в обществе пороки.
Интересно отметить, что многие из наиболее известных изречений ветхозаветных пророков о справедливости и несправедливости приведены в контексте повелений о поклонении. По мере изучения урока мы увидим, что истинное поклонение — это не только то, что происходит во время религиозного обряда. Это жизнь, исполненная заботы о благополучии других людей и стремления поддержать тех, кто угнетен и забыт.
Но прошло почти шесть недель, а от Моисея не было вестей с тех пор, как он взошел на гору. Народ стал задаваться вопросом, что с ним могло произойти. Уступив давлению толпы, Аарон сделал золотого тельца, и народ принес жертвоприношения перед ним, после чего «сел есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:6). И Господь, и Моисей были возмущены тем, как быстро люди отвернулись от Бога и впали в идолопоклонство. И только ходатайство Моисея спасло Израиль от заслуженного наказания (см. Исх. 32:30–34).
Именно идолопоклонство стало для Божьего народа камнем преткновения и причиной их частого падения. История израильских и иудейских царей характеризовалась периодами идолопоклонства и возмутительными поступками, к которым цари склоняли народ в поклонении ложным богам. На эту неверность неоднократно указывали пророки, посланные Богом, чтобы вновь обратить сердца людей к Нему. Наряду с призывами к возрождению и преобразованию очень часто звучали призывы к лучшему обращению с бедными, нуждающимися и беспомощными.
Прочитайте Пс. 113:9–16. Какой важный момент желает подчеркнуть автор?
Люди склонны уподобляться тому, кому поклоняются и на ком сосредотачивают все свои мысли. Вместо того чтобы поклоняться Богу справедливости, израильтяне избрали поклонение ложным богам соседних народов, таким как бог войны и бог плодородия. Поэтому вполне естественно, что, впав в идолопоклонство, Божий народ стал гораздо меньше заботиться о других, забыв о справедливости. Избрав поклонение идолам, люди перестали должным образом заботиться о ближних. Если бы они оставались верны Господу, то заботились бы о нуждающихся, подобно Ему.
Поразмышляйте о том, какое влияние оказывает на человека предмет его поклонения. Поклоняясь кому-то или чему-то, мы склонны уподобляться ему. Какие современные проявления этого принципа можно увидеть сегодня?
Прочитайте Втор. 10:17–22; Пс. 100:1; 145:5–10; Ис. 5:16; 61:11. Какие причины для поклонения и восхваления Бога указаны в этих стихах?
Эти причины для поклонения были хорошо известны израильскому народу. Периоды наиболее восторженного поклонения недавно освобожденных израильтян были обусловлены очевидным вмешательством Бога ради их спасения и блага. Например, после выхода из Египта и пересечения Красного моря Моисей и Мариам вели народ, воспевая хвалу Богу за спасение и все те чудеса, которые совершил для них Господь (см. Исх. 15).
Божьи справедливость и милосердие, явленные в этих событиях, должны были навсегда остаться в их памяти. Народ постоянно освежал эти истории в памяти, регулярно пересказывая их своим потомкам, поэтому Божьи деяния и справедливость даже спустя годы продолжали оставаться источником вдохновения для всех последующих поколений. Пример такого пересказа и поклонения записан во Втор. 10:17–22.
Во-первых, Божья справедливость — это неотъемлемая часть Его сущности, ключевой компонент Его характера. «Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов. 34:12). Бог справедлив и заботится о справедливости, и это также весомый повод, чтобы поклониться и воздать Ему славу.
Во-вторых, справедливость Бога беспристрастна. Он действует справедливо во благо Своему народу и всем бедным и угнетенным. В Священном Писании Бог предстает как Тот, Кто «услышал стенание угнетенных» (Иов. 34:28) и изо всех сил стремится исправить явные несправедливости нашего мира. В полной мере это осуществится в Божьем суде и воссоздании мира.
Если у древнего Израиля были причины прославлять Бога, то насколько же больше этих причин у нас после подвига Христа на Голгофском кресте?
Амос назвал своих современников «алчущими поглотить бедных и погубить нищих» (Ам. 8:4). Он видел их желание поскорее завершить религиозные обряды, чтобы вернуться к своей нечестной торговле на рынке, «чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» (Ам. 8:6).
Прочитайте Ис. 1:10–17; Ам. 5:21–24 и Мих. 6:6–8. Что Господь говорил этим «религиозным» людям об их ритуалах?
Через Своих пророков Бог выказывает презрение к религии и поклонению, которые оставляют без внимания страдания и притеснение окружающих. В Ам. 5:21–24 читаем, что Бог «ненавидит» и «отвергает» такое поклонение. Их собрания Он сравнивает со зловонием, а приношения и музыка отвергаются как бесполезный довесок.
В Мих. 6 показана вся абсурдность попытки угодить Богу принесением «тысяч овнов или неисчетных потоков елея» (ст. 7). Куда более абсурдной и чудовищной выглядит жертва своего первенца с целью снискать Божье расположение и прощение.
А ведь единственное, чего хотел от них Господь, заключалось в словах: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом» (Мих. 6:8).
Ловили ли вы когда-либо себя на мысли, что больше заботитесь о соблюдении религиозных форм и обрядов, чем о помощи нуждающимся? Какой урок вы вынесли для себя из этого опыта?
Прочтите Ис. 58. Что не так в отношениях между Богом и Его народом, судя по началу этой главы?
Как отмечалось ранее, эта критика адресована людям, активно соблюдающим все религиозные обряды. Создается впечатление, что они искренне ищут Бога, но их усилия тщетны. Поэтому Господь говорит, что им следует пересмотреть свой способ служения Богу. Господу угодно было истинное поклонение: «Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» (Ис. 58:6). Кроме того, ожидалось, что они накормят голодных, приютят бездомных и помогут нуждающимся.
Здесь не говорится, что подобные дела — единственная форма поклонения, но Господь представляет их как важнейший и преобладающий элемент истинного поклонения. Таким образом, поклонение заключается не только в нашем внутреннем состоянии, но и в том, что приносит благословение окружающим. «Истинная цель религии — освободить людей от их бремени греха, устранить нетерпимость и угнетение и содействовать справедливости, свободе и миру» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 306).
Результатом такого поклонения будет обилие благословений, которые Господь приготовил для Своих детей (см. Ис. 58:8–12). Если бы люди были меньше сосредоточены на себе, то обнаружили бы, что Бог работает с ними и действует через них, чтобы принести исцеление и восстановление.
Интересно, что в этой главе данный способ поклонения связан с «отрадой», которую несет соблюдение субботнего дня. Мы уже рассматривали некую взаимосвязь между соблюдением субботы и служением, но эти стихи включают в себя оба эти аспекта, призывая людей сделать свое поклонение живым и действенным и обрести Божье благословение. Размышляя над этими стихами, Эллен Уайт писала: «На тех, кто соблюдает субботу Господню, возложена обязанность по совершению работы милосердия и благотворительности» (Служение благотворительности, с. 121).
Как мы знаем, жизнь Иисуса Христа была наполнена заботой о людях и служением. Его взаимоотношения с другими людьми, Его чудеса исцеления и многие притчи свидетельствовали о том, что именно такой образ жизни является лучшим способом выразить истинную преданность Богу. Будучи главными критиками Иисуса, религиозные вожди сами подвергались порицанию Христа. Подобно верующим во времена пророка Исаии, эти люди полагали, что соблюдение всех религиозных обрядов гарантирует им близкие отношения с Богом, и в то же время эксплуатировали бедных и пренебрегали помощью нуждающимся. Их поклонение не согласовывалось с их поступками, поэтому Иисус резко осудил такое лицемерие.
Прочитайте Мк. 12:38–40. Замечание Иисуса Христа о том, что книжники «поядают дома вдов», кажется неуместным в этом перечне или Иисус желал этим что-то сказать? Как бы вы объяснили, почему они «примут тягчайшее осуждение»?
Пожалуй, самая устрашающая проповедь Христа, в частности, для религиозных деятелей, записана в Мф. 23. Иисус заявил, что их религия не только не помогает обездоленным, но и возлагает на них дополнительные бремена. Христос сказал, что своими действиями, а порой бездействием и отсутствием заботы они «затворяют Царство Небесное человекам» (Мф. 23:13).
Вторя словам пророков прошлых веков, Иисус также прямо указывает на разрыв между соблюдением серьезных религиозных обрядов и несправедливостью, которой они потворствовали с выгодой для себя. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Иисус отметил, что религиозные обряды и установленные обычаи сами по себе весьма полезны, но они не должны вытеснять справедливое отношение к другим.
Как мы можем избежать искушения думать, что нам достаточно знать истину?
«Обращая серьезное внимание народа на проявление благочестия в повседневной жизни, пророк только повторял советы, данные Израилю несколько столетий назад… Эти слова из столетия в столетие слуги Иеговы повторяли тем, кому угрожала опасность впасть в формализм и забыть о милости» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 326, 327).
«Я получила наставление направить внимание членов церкви на 58-ю главу книги Исаии. Внимательно прочитайте ее и постарайтесь уяснить, какое служение принесет жизнь в наши церкви. Евангельская работа должна совершаться нашей щедростью, а также и нашим трудом. Когда вы встречаете страждущие души, нуждающиеся в помощи, подайте ее им. Когда вы видите голодных, накормите их. Совершая этот труд, вы будете делать именно то, что делал Христос. Святое служение Господа было служением благотворительности. Призывайте наших людей повсюду включаться в эту работу» (Э. Уайт. Служение благотворительности, с. 29).
Вопросы для обсуждения:
- Думалили вы когда-нибудь о справедливости и делах милосердия как о способе поклонения? Каким образом подобное понимание поклонения меняет ваше отношение к заботе о других?
- Как нам недопустить пренебрежения «важнейшим в законе» (Мф. 23:23) в нашей христианской жизни (как в личной, так и в церковной)? Можете ли вы вспомнить несколько примеров из жизни, когда вы «оцеживали комара, а верблюда поглощали» (Мф. 23:24)?
- Почему лицемерие считается грехом? Что плохого впопытке показать себя с лучшей стороны?
- Как Божья забота илюбовь по отношению к бедным и нуждающимся, выраженные через пророков, меняют наш взгляд на мир?
Вывод: Пророки обличали злодеяния людей, которые думали, что поклоняются Богу. Для Иисуса Христа и Его пророков поклонение несовместимо с несправедливостью, и подобная религия является лицемерием. Истинное поклонение, угодное Богу, исключает любое притеснение и подразумевает заботу о бедных и нуждающихся.