Пс. 9:8–10; 14–21; Пс. 81; Пс. 100; Пс. 145; Притч. 10:4; Притч. 13:23, 25; 30:7–9.
Памятный стих:
«Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» (Пс. 81:3, 4).
В Псалтири и книге Притчей представлен опыт общения с Богом не только во время поклонения в храме или другой религиозной деятельности, но и в обыденной жизни. Книга Притчей предлагает целый ряд мудрых практических советов, касающихся разных сфер жизни: от межличностных и семейных отношений до работы и управления государством. Псалтирь же представляет собой сборник песен, которые охватывают широкий спектр эмоций и духовных переживаний — от скорби до восторженной хвалы. Совершенно очевидно, что наша вера должна найти отражение во всех сферах нашей жизни, потому что Бог заботится о каждой из них.
Между тем, наблюдая за жизнью в этом падшем мире, мы едва ли сможем проигнорировать царящую в ней несправедливость. Фактически несправедливость неоднократно описывается как зло, от которого Господь хочет нас освободить. Он — наша единственная надежда в мире отчаяния.
Мы лишь кратко обозначим, что эти две книги говорят на данную тему, но, возможно, этот урок вдохновит вас активнее участвовать в служении бедным, угнетенным и забытым, которые нас окружают и которым мы обязаны помочь.
Тем не менее это песни тех, кто продолжает воспевать. Их жизнь и вера не погасли. Надежда все еще есть, и Богу необходимо вступиться, прежде чем станет слишком поздно и зло восторжествует, уничтожив угнетенных. Тем самым псалмопевцы пытаются преодолеть разрыв между заявлением о своей вере и жизненными испытаниями и трагедиями.
Прочитайте Пс. 9:8–10, 14–21. Можете ли вы себе представить обстоятельства, в которых находился Давид — автор этого псалма? Чувствуете ли вы конфликт между его верой в Божью милость и его состоянием в тот момент? Как вам удалось сохранить веру во времена суровых испытаний?
В книге Псалтирь неоднократно указывается лишь одно решение этого конфликта — это надежда и обетование о Божьем благом и справедливом суде. Со стороны может казаться, что зло и несправедливость в современном мире торжествуют, но Бог будет судить злодеев и нечестивцев. Их настигнет возмездие, тогда как обиженные и угнетенные будут восстановлены и возродятся.
В книге «Размышления о псалмах» К. С. Льюис описывает свое первоначальное удивление по поводу сильного желания Божьего суда и связанного с ним воодушевления, которые неоднократно выражают псалмопевцы. Отмечая, что сегодня многие читатели Библии склонны опасаться суда, Клайв Льюис пишет об изначальном представлении евреев о суде: «Только тогда добьется правды неисчислимое множество несправедливо обиженных людей. Конечно, они суда не боятся. Они знают, что дело их — правое. Но кто их выслушает, пока не придет Бог?» (К. С. Льюис. Размышления о псалмах, с. 11).
Даже сегодня, испытывая страдания и разочарования, все угнетенные могут обрести надежду, читая книгу Псалтирь.
Почему мысль о суде должна вызывать у нас не опасения и страх, а положительные эмоции?
Несмотря на предусмотренные Богом правила и общественный порядок, израильский народ неоднократно преступал закон, а их образ жизни противоречил Божьему замыслу. Подобно другим народам, они легко ступили на путь несправедливости и угнетения. Правители и судьи заботились только о себе, а их благосклонность можно было купить за деньги. Лишенные защиты и справедливого суда, простые люди, особенно бедные, подвергались эксплуатации.
Псалом 81 — ответ на подобную ситуацию. Бог предстает в роли Верховного Судьи, Который судит правителей и даже судей народа. В этом псалме акцент делается на том, что люди, уполномоченные производить суд на земле, «поставлены были судьями под руководством Бога» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 198). Они подчиняются Ему и выполняют свою работу как Его представители. С точки зрения псалмопевца, Божье правосудие — это образец того, как должно работать земное правосудие. Кроме того, оно содержит мерило, в соответствии с которым будет производиться суд.
В заключительной части псалма звучит обращенный к Богу призыв (см. Пс. 81:8), чтобы Тот вмешался и положил конец несправедливости, укоренившейся в стране. Подобно многим другим, этот псалом выражает вопль безгласных и угнетенных несправедливой системой, в которой они были вынуждены жить и работать.
В псалме 81 мы видим обращение к Богу как к Верховному Судье и Властелину Вселенной и всех народов. Нет более высокой инстанции, куда можно было бы обратиться с такой просьбой. Несмотря на то, что в земных судах мольбы бедных и угнетенных столь часто остаются без внимания, мы твердо верим, что есть справедливый высший суд нашего Господа, Который всегда поможет всем, кто нуждается в Его защите.
Иногда можно стать жертвой несправедливости, но в определенных ситуациях мы сами можем поступать несправедливо и извлекать из этого выгоду. В псалме 81 каждый из нас обретает понимание и мудрость независимо от того, относимся мы к угнетенным или угнетателям. Бог точно так же заботится о несправедливых судьях, называя их Своими детьми и желая, чтобы они изменили свою жизнь к лучшему (см. Пс. 81:6). Поэтому надежда есть даже для угнетателей, если только они позволят Господу изменить их сердца.
Псалом 100 — это псалом для лидеров. Считается, что Давид написал его в первые дни своего правления над Израилем. Не исключено, что в этот псалом вошли обеты, данные Давидом во время своего воцарения. Он на собственном опыте знал, что бремя власти налагает большую ответственность. Будучи в прошлом воином царя Саула, впавшим в царскую немилость, Давид стал свидетелем того, как царь, ступив на неверный путь, может нанести ущерб народу и своей семье. Давид решил, что его правление будет совершенно другим.
Далеко не все способны стать политическими или национальными лидерами, но у каждого из нас есть определенная роль в жизни, благодаря которой мы можем влиять на других и поощрять их. Это может быть наша работа, семья или церковь. Эллен Уайт пишет: «Обеты Давида, записанные в 100-м псалме, должны стать обетами всех, на кого возложена ответственность оберегать от дурного влияния свои семьи» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 119).
Мы должны быть готовы при возможности изложить эти принципы тем, кто руководит нами. Каждый из нас, оказывая влияние на других в той или иной сфере, может применять лидерские принципы Давида, которые помогут стать благословением для других.
Отправная точка для Давида — прославление Бога за Его милость и справедливость (см. Пс. 100:1). Эти качества определяли деяния Давида во время его царствования. Он желал научиться этим качествам и применять их в своей жизни и работе. Для этого он должен был противостоять коррупции, мошенничеству и иным злоупотреблениям властью.
Зная, что он не сможет поступать правильно без хороших советников, Давид обещает найти надежных помощников и назначить честных чиновников. Справедливость и милость должны были ознаменовать его правление, распространяясь на тех, кто работал с ним и на него.
Как можно наполнить свою жизнь добрым влиянием, которое поможет нам жить и руководить, проявляя справедливость и милосердие к нуждающимся?
Прочитайте Пс. 145. Какая весть содержится для нас в этой главе? О чем говорит Бог в Пс. 145:5–9?
Помимо неоспоримой роли Создателя этого мира (см. Пс. 145:6) Бог в этом псалме предстает также как Судья, Податель, Избавитель, Исцелитель, Помощник и Защитник. Все эти виды Его деятельности направлены на людей, нуждающихся в помощи. Это вдохновляющее видение того, что Бог совершает и желает совершить в нашей личной жизни и жизни общества во всем мире.
Иногда мы думаем, что должны заботиться о нуждающихся потому, что так сказал Господь. Но в псалме 145 сказано, что Бог уже давно совершает эту работу в нашей жизни, а нас приглашает присоединиться к Нему. Помогая бедным, угнетенным и больным, мы содействуем Божьей работе и служим Его целям. Нет большей привилегии, чем трудиться с Богом на Его ниве, совершая столь вдохновляющие дела, что описаны в псалме 145.
Но в этом сотрудничестве есть польза и для нас. Христиане часто говорят о своих поисках Бога и желании иметь более тесные отношения с Ним. Пс. 145:7–9 и другие стихи в Священном Писании указывают на то, что самый действенный способ найти Бога — присоединиться к Его работе. Если Господь трудится, чтобы поднять бедного, больного и угнетенного, то и мы должны работать с Ним. «Христос пришел на нашу землю жить и трудиться среди бедных и страждущих. Именно этим людям Он уделял больше всего внимания. И сегодня, в лице Своих детей, Он посещает бедных и нуждающихся, облегчая их горе и страдания.
Если бы не было страданий и нужды, мы бы не могли понять милости и любви Бога, не могли бы познать сострадательного и милосердного Небесного Отца. Евангелие выглядит особенно прекрасным и трогательным, когда возвещается самым нуждающимся и обездоленным» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 226).
Как служение другим может помочь нам приблизиться к Богу? Поделитесь личным опытом.
Прочитайте и сравните Притч. 10:4; 13:23, 25; 14:31; 15:15, 16; 19:15, 17; 30:7–9. Что в этих текстах говорится о богатстве, бедности и помощи нуждающимся?
В книге Притчей подчеркиваются особая забота и внимание Бога к бедным и уязвимым. Иногда люди бедны в силу обстоятельств, неверных решений или эксплуатации, но независимо от причин их бедственного положения Господь по-прежнему остается их Создателем (см. Притч. 22:2) и Защитником (см. Притч. 22:22, 23). Никто не должен угнетать этих людей или использовать их для собственной выгоды, какие бы ошибки они ни совершили.
И хотя книга Притчей предлагает нам лучшую жизнь в случае, если мы изберем мудрость и повиновение Богу, богатство не всегда является результатом Божьего благословения. Более важным и ценным аспектом в конечном итоге является верность Богу, а не материальные блага: «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притч. 16:8).
В книге Притчей затронут еще один важный вопрос — вопрос честности в бизнесе, управлении и отправлении правосудия (см. Притч. 14:5, 25; 16:11–13; 17:15; 20:23; 21:28; 28:14–16). Притчи не только касаются нашей жизни, но и дают представление о том, как в целом должно функционировать наше общество во благо всех людей, включая тех, кто нуждается в особой защите. Вновь звучит напоминание о том, что люди, занятые руководством и управлением, должны трудиться с Божьей помощью (см. Притч. 8:15, 16) и являть нуждающимся Его милость и сострадание.
Жалеть тех, кто находится в затруднительном положении, не составляет труда. Как мы можем превратить чувство жалости в действие?
«В псалмах Давида выражено все многообразие пережитого им — от терзаний виновной совести и самоосуждения до возвышенной веры и самого теснейшего общения с Богом. История его жизни говорит о том, что грех сулит только горе и стыд, но любовь Божья и милость Его беспредельны, что вера дает кающейся душе право усыновления, право быть сыном Божьим. Среди всех свидетельств, содержащихся в Его Слове, история жизни Давида является одним из сильнейших доказательств Божьей верности, справедливости и завета Его милости» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 754).
«Соблюдая эти принципы [книги Притчей], любое общество будет процветать, будь оно светское или религиозное, будут сбережены имущество и жизнь. Доверие и сотрудничество существуют в мире благодаря Закону Божьему, записанному в Его Слове и в сердцах людей, в которых, хотя и с трудом, можно еще рассмотреть его строчки, зачастую незаметные и почти стертые» (Э. Уайт. Воспитание, с. 137).
Вопросы для обсуждения:
- В какой сфере вы считаете себя лидером или влиятельным лицом? Как вы можете демонстрировать Божественную справедливость в этом аспекте своей жизни?
- Подумайте о культурных и социальных структурах той местности, где вы живете. Какую работу вы можете совершать в рамках существующей системы, чтобы улучшить условия жизни нуждающихся?
- Почему принципы справедливости и честности так важны для построения здорового общества?
- Хотя основное внимание в книге Притчей уделяется мудрым советам для благополучной жизни, как она раскрывает нам характер Бога?
Вывод: Псалтирь и книга Притчей особым образом призывают нас проявлять живую веру, невзирая на жизненные переживания и испытания. Кроме того, в обеих книгах представлены Божье видение общества и Его особая забота о бедных и угнетенных. Псалтирь и книга Притчей свидетельствуют о том, что Бог все видит и защищает тех, кого игнорируют или эксплуатируют. И если так поступает Господь, то и мы должны поступать так же.