Исх. 16:16–18; Исх. 20:8–11; Втор. 5:12–15; Мф. 12:9–13; Лев. 25:1–7.
Памятный стих:
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
Суббота, освященная Господом, стала заключительным аккордом всей недели Творения. Как уже было сказано, в седьмой день Бог не только покоился, но также сделал отдых неотъемлемой частью жизни на земле. Суббота служила свидетельством того, что мы были созданы для взаимодействия с Богом и друг с другом.
Таким образом, неудивительно, что заповедь о субботе, входящая в Божий замысел относительно Его народа, была дана на этапе становления израильской нации. Она должна была сыграть ключевую роль в жизни евреев.
Часто, когда мы говорим о субботе, разговор сразу переходит в практическую плоскость: как ее соблюдать, чего не следует делать и т. п. Какими бы важными эти вопросы ни были, мы должны понимать ключевую роль субботы в мире и в жизни Божьего народа: она была призвана стать символом Божьей благодати и заботы. Иисус сказал, что седьмой день — суббота — был создан для всего человечества. Если правильно «помнить день субботний», это будет производить в нас изменения ежедневно и, как это было в случае с Иисусом, сделает нас благословением для других.
Этот ритм жизни, закрепившийся на протяжении сорока лет странствия по пустыне и свидетельствующий о Божьей бескорыстной заботе о Своем народе, должен был стать частью культуры израильского общества. Забота проявлялась во многих удивительных чудесах, одним из которых стала особая пища — манна. Каждое утро она покрывала землю вокруг израильского стана.
Прочитайте Исх. 16:16–18. Как вы считаете, какое значение имеет установленная мера для каждого человека?
Во 2 Кор. 8:10–15 Павел ссылается на эту историю как на пример того, какой должна быть жертвенность христиан: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность» (стих 14).
Важный урок как для израильтян, так и для нас, заключается в том, что Бог даровал нам все необходимое для полноценной жизни. Если мы возьмем себе только то, в чем нуждаемся, и будем готовы разделить свой избыток с другими, то наш Господь обо всем позаботится и восполнит наши нужды. Собирая только дневную норму пищи, израильский народ должен был научиться полагаться на Бога и верить, что Он усмотрит пропитание на следующий день. Угнетенный израильский народ, находясь в рабстве, привык сосредотачиваться на собственном выживании. Теперь же Господь хотел показать им жизнь на основе доверия, щедрости и великодушия.
Существовал еще один, более примечательный, аспект этой практики. Каждую пятницу землю покрывала двойная мера манны, и только в этот день люди должны были собрать дополнительное количество манны в рамках приготовления к субботе. Особый продовольственный запас на субботу также учил доверять Господу все свои нужды. Эта дополнительная мера манны, явленная по Божьей милости, позволяла им во всей полноте насладиться благословениями субботнего дня.
Благодаря каким приготовлениям в пятницу мы можем в более полной мере насладиться тем, что Бог предлагает нам в субботу?
Память — важный элемент во взаимоотношениях, которые Бог желает восстановить со Своим народом. В основе этих взаимоотношений лежит истина о том, что Бог — наш Творец и Искупитель. Обе эти роли упоминаются в каждой из двух версий четвертой заповеди и поэтому тесно связаны с субботой и ее соблюдением.
Израильтянам, вышедшим из земли, где преобладало великое множество ложных богов, необходимо было напомнить об истинном Боге как о Творце. Эту важную задачу выполняла суббота. Предоставление дополнительной порции манны в пятницу служило ярким примером Божьей творческой силы. Роль Бога-Творца наиболее ясно раскрыта в четвертой заповеди в 20-й главе книги Исход.
А вот в книге Второзаконие (глава 5) четвертая заповедь открывает нам Бога-Спасителя, даровавшего израильтянам свободу и избавление. Эту историю израильтяне должны были регулярно пересказывать своим потомкам. Каждую субботу они особым образом могли вспомнить пережитые события. Их первая история повествовала о фактическом физическом спасении от египетского рабства. Однако, по мере того как росло их понимание Бога и дарованного Им спасения, суббота также стала еженедельным символом и праздником их духовного спасения.
Эти два мотива к соблюдению субботы были связаны с восстановлением взаимоотношений между Богом и Его народом: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12). И, как мы убедились, эти слова относились не только к этой группе людей. Основываясь на этих взаимоотношениях, они должны были создать новый тип общества, которое бы проявляло милость к отверженным и служило благословением для всего мира.
«И повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). Соблюдая субботу как памятник нашего Творения и искупления, мы сможем продолжать укреплять наши взаимоотношения не только с Господом, но и с окружающими нас людьми. Бог милостив к нам, поэтому и мы должны быть милостивы к другим.
Как соблюдение субботы оказывает на нас благотворное влияние, делая нас более добрыми, заботливыми и сострадательными людьми?
Прочитайте Исх. 20:8–11. Что здесь говорится о рабах, пришельцах и даже животных? Что это означает?
Заповедь о субботе примечательна повышенным вниманием к другим людям. Сигве К. Тонстэд утверждает, что эта заповедь не имеет аналогов во всех остальных мировых культурах. Свое утверждение он аргументирует тем, что «заповедь о субботе выстраивает приоритеты снизу вверх, а не сверху вниз, прежде всего уделяя внимание самым слабым и уязвимым членам общества. Те, кто больше всех нуждается в отдыхе — раб, чужеземец и вьючное животное, выделены особо. В покое седьмого дня все обездоленные, включая бессловесных животных, находят благо» (The Lost Meaning of the Seventh Day, pp. 126, 127).
Заповедь сосредоточивает наше внимание на том, что суббота — это день, которым могут наслаждаться все слои общества. В свете субботы мы все равны. Если вы работодатель, то не имеете права заставлять ваших работников трудиться в субботу, потому что Бог и для них определил день отдыха. Если вы работник или даже раб, суббота напоминает о том, что вы также созданы и искуплены Богом, Который приглашает вас провести этот день особым образом. Даже те, кто не относится к народу, соблюдающему субботу: «пришелец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:10), — все должны ощутить благословение субботнего дня.
Эта идея должна была изменить менталитет израильтян, чьи воспоминания о собственном опыте рабства и отвержения были еще свежи. Теперь, когда они будут жить на новой земле, Бог не хотел, чтобы они переняли привычки своих бывших угнетателей. Дав израильтянам подробные законы для всего общества, Бог также установил для них (и для всех нас) особое еженедельное напоминание о том, что перед Богом мы все равны.
Как вы можете делиться благословениями субботнего дня со своим окружением? Как другие люди, находясь в вашем обществе, могут ощутить благословения от вашего соблюдения субботы?
Интересно, что ряд значительных исцелений Иисус совершил именно в субботу. Есть ощущение, что Он намеренно совершил эти чудеса в субботу, а не в какой-либо другой день, чтобы преподать важную истину. Часто в этих историях Иисус заявлял о целесообразности исцеления в субботу, а фарисеи нередко использовали Его слова в качестве предлога для своих заговоров с целью убить Иисуса.
Прочитайте истории об исцелениях, совершенных Иисусом в субботу, в Мф. 12:9–13; Мк. 1:21–26; 3:1–6 и Ин. 9:1–16. Какие моменты в этих повествованиях кажутся вам наиболее значимыми?
Иисус подтвердил, что суббота очень важна в нашей жизни. Нам нужно беречь субботнее время, развивая с его помощью наши отношения с Богом, семьями, церковью и нашим сообществом. Но соблюдение субботы не должно быть эгоистичным. Как сказал Иисус: «Итак, можно в субботы делать добро» (Мф. 12:12).
Многие члены церкви выполняют большую работу, заботясь о нуждах других людей. Но многие из нас также чувствуют, что для того, чтобы действительно помочь, мы должны трудиться еще больше. Мы знаем, что Бог заботится о тех, кто испытывает боль, угнетен или забыт, и что мы также должны заботиться о них. Поскольку у нас есть четкое указание отложить нашу повседневную работу и мы освобождены от напряжения трудовой недели, в субботу мы можем позаботиться о других людях. Это один из способов истинного и активного соблюдения субботы: «Согласно четвертой заповеди, субботний день был посвящен покою и богопоклонению. Любые мирские занятия воспрещались, но дела милосердия и благотворительности в этот день вполне соответствовали Божьему замыслу… Облегчать страдания несчастных, утешать скорбящих, помогать нуждающимся — таков труд любви, который прославляет Божий святой день» (Э. Уайт. Служение благотворительности).
Что вы делаете в субботу во благо другим?
Прочитайте Лев. 25:1–7. Что примечательно в данных указаниях? Каким образом вы могли бы воплотить этот принцип в свою жизнь и работу?
Субботний год позволял землям сельскохозяйственного назначения находиться под паром в течение года (в этот год никто ничего не сеял, позволяя земле восстановить свои ресурсы). Эта мудрая и эффективная земледельческая практика широко известна и применяется по сей день в сельском хозяйстве.
Седьмой год также имел особое значение и для рабов (см. Исх. 21:1–11). Если кто-то из израильтян был вынужден продаться в рабство, его должны были освободить в седьмой год. Точно так же непогашенную задолженность следовало полностью списать в конце седьмого года (см. Втор. 15:1–11).
Как и в случае с манной, которую Бог посылал израильскому народу в пустыне, отказ от посева в течение сезона также был актом доверия Богу. Собранного в шестой год урожая было достаточно, чтобы покрыть необходимые нужды в субботний год. Точно так же освобождение рабов и списание долгов были не только актом милосердия, но и проявлением веры в могущество Бога, способного восполнить все наши нужды. В определенном смысле люди должны были понять, что им не нужно притеснять других, для того чтобы обеспечить себя.
Принципы субботнего дня должны были находиться в тесной взаимосвязи с жизнью израильского общества в целом. Точно так же современное соблюдение субботы должно оказывать преобразующее влияние на нашу жизнь в остальные дни недели. В практическом смысле соблюдение субботы — это один из способов исполнить повеление Иисуса Христа — искать прежде Царства Божьего. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом… и это все приложится вам» (Мф. 6:32, 33).
Какое влияние соблюдение субботы должно оказывать на нас в остальные шесть дней недели? Если вы жадный, эгоистичный и легкомысленный человек с воскресенья по пятницу, есть ли прок в том, что вы не такой в субботу, если подобное раздвоение вообще возможно?
«Иисус объявил им: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Эта помощь согласуется и со служением ангелов Божьих, которые непрерывно движутся между небом и землей, чтобы помогать страдающему человечеству…
У человека также есть определенные обязанности в этот день: за больными нужно ухаживать, нуждающимся — оказывать помощь. Будет виновен тот, кто не облегчит страдания ближнего в субботу. Святой день Божьего покоя был дан для человека, и дела милосердия вполне отвечают его предназначению. Господь не желает, чтобы Его творение страдало от боли, которую можно облегчить в субботу, как и в любой другой день» (Э. Уайт. Желание веков, с. 206, 207).
Вопросы для обсуждения:
- Приходилось ли вам, столкнувшись с жизненным испытанием в вопросе субботы, проявить доверие Богу? Переживали ли вы опыт, подобный получению «манны небесной», когда Бог позаботился о вас в ответ на ваше доверие к Нему? Если да, поделитесь им с классом и расскажите, какой урок вы извлекли из него для себя.
- Из текста четвертой заповеди в Исх. 20:8–11 и Втор. 5:12–15 мы видим, что Бог обращает наше внимание на различные аспекты субботы. Какой из ее аспектов вы цените больше всего?
- В классе или индивидуально поразмышляйте, каким образом вы можете делиться благословениями и преимуществами субботы в своей общине.
- Какие изменения произошли в вашей жизни благодаря соблюдению субботнего дня? Есть ли другие сферы вашей жизни, на которые принципы, лежащие в основе соблюдения субботы, должны оказывать большее влияние?
Вывод: Бог даровал субботу как памятник нашего Творения и искупления, но этот день также имеет дополнительную практическую ценность. Он учит нас доверять Богу, зная, что Он восполнит все наши нужды. Субботний день также учит нас равенству, а его соблюдение способно преобразовать наши отношения с другими людьми. Своим примером Иисус показал, какой должна быть суббота. Исцеляя больных в этот день, Он недвусмысленно показал: суббота — это возможность послужить тем, кто нуждается в нашей помощи.