Мал. 4:5, 6; Мф. 11:14, 15; 17:10; 3 Цар. 16:29 –17:24; 3 Цар. 18:20–45; Мф. 3:2.
Памятный стих:
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6).
Мы проживаем нашу жизнь поэтапно. Одни этапы проходят хорошо, другие — нет. Одни семьи выдерживают удары и сохраняют единство, другие разрушаются.
Какими бы ни были наше личное состояние или состояние нашей семьи на определенном жизненном этапе, мы можем и должны жить в свете Божьих обещаний, полагаясь на них всем сердцем и душой. В конце концов, они — наша единственная надежда. Единственная, но какая чудесная! Слово Божье изобилует обетованиями, на которые мы, наши близкие и наша церковь всегда можем положиться, какой бы сезон жизни мы ни проходили.
В последнюю неделю квартала мы рассмотрим некоторые библейские истории, обетования и различные опыты. Мы будем стремиться извлечь уроки для себя, в каком бы положении мы ни находились. Затруднения, страхи и беспокойства сопровождают нас на протяжении всей жизни. К счастью, мы поклоняемся Богу, Который не только знает все, с чем мы сталкиваемся, но и держит ситуацию под контролем.
Во дни Малахии Бог обращался к народу со словами: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам». В ответ народ заносчиво вопрошал: «Как нам обратиться?» (Мал. 3:7). Разочарованный пророк провозгласил, что для пробуждения будет дан еще один шанс. Напоминая о начатой пророком Илией реформе, результатом которой было обращение сердец (см. 3 Цар. 18:37), Малахия предсказал еще одно его пришествие, цель которого — «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6).
Согласно еврейской традиции, Илия придет лично как предвестник Мессии (ср. Мф. 17:10; Мк. 6:15). Однако Новый Завет рассматривает приход Иоанна Крестителя как исполнение этого пророчества (см. Мф. 11:14, 15; Лк. 1:17).
Что, по вашему мнению, означают слова «обратит сердца»?
В отношении этой фразы возможны несколько трактовок: 1. Она указывает на примирение Израиля с Богом. Бог как Отец (см. Ис. 63:16) «не вечно гневается» на Своих детей (см. Мих. 7:18, 19), но призывает их обратиться к Нему (см. Ис. 44:22; Мал. 3:7). 2. Эта фраза указывает на воссоединение потомков с их верующими прародителями через обновление завета. Пророческий призыв к Божьему народу последовать вере патриархов много раз звучал в Ветхом Завете. Пребывание в земле обетованной напрямую зависело от верности завету (см. Втор. 4:29–31). 3. Обращение сердец подразумевает восстановление и обновление семейных взаимоотношений. От взаимоотношений между родителями и детьми зависит право на наследие земли и Божьи благословения (см. Притч. 2:21).
Какая связь между восстановлением отношений с Богом и восстановлением отношений в наших семьях? Почему первое должно предшествовать второму?
Каким образом Илия опроверг языческие предубеждения и вдохнул новую жизнь в семью? См. 3 Цар. 16:29–17: 24; ср. Лк. 4:25, 26.
Илия стал нежелательной персоной в стране после того, как изрек проклятье о засухе. Бог укрыл его в самом неожиданном месте — в жилище бедной вдовы в Сарепте Сидонской, неподалеку от родного города Иезавели. Илия устроил для вдовы одно из неприятнейших испытаний. Он просит ее использовать последний хворост, остатки масла и муки, для того чтобы накормить его, а свое будущее доверить Богу. Ее вера стала легендарной. Позже Сам Иисус похвалил ее (см. Лк. 4:26). Чудо появления масла и муки на протяжении многих дней помогло женщине лучше понять характер Иеговы. Затем ее единственный сын заболевает и умирает. Выражая свою скорбь Илии, она отражает взгляды религии, распространенной в тех местах. Именно эта извращенная религия, угрожавшая Израилю, требовала принесения в жертву детей за грехи их родителей (см. 3 Цар. 17:18; ср. Иер. 19:5; Мих. 6:7).
Каким образом воссоединение с сыном повлияло на духовное состояние финикийской вдовы? См. 3 Цар. 17:24. Чему мы можем научиться из ее слов?
Реакция матери показывает влияние вести Илии. Вера в Бога и в силу Его слова возрастает в сердце, когда жизнь восстанавливается и семья воссоединяется. Многие сегодня, уделяя особое внимание только доктринам, остаются духовно теплыми. Однако когда истины Слова Божьего переживаются на личном опыте и обновляются семейные взаимоотношения, вера в сердце крепнет все больше и больше.
Каких семейных воссоединений вы все еще ждете? Какие Божьи обетования дают вам надежду на воссоединение?
На горе Кармил Илия жаждал восстановления завета со стороны своего народа. Он страстно желал, чтобы народ обратился к вере отцов. За таким обращением последовало бы исцеление их самих, их семей и всей страны.
Время вечерней жертвы. После того как языческие жрецы потерпели неудачу, так и не сумев принести жертву, пришла очередь Илии. Он не торопился. Указание на время дня здесь не случайно, оно направляет внимание на Божий спасительный план, который открывается в служении святилища (ср. Исх. 29:41). Приглашение: «подойдите ко мне» (3 Цар. 18:30) напоминает приглашение Спасителя, обращенное к грешникам (ср. Мф. 11:28). Родители, сталкивающиеся с непослушанием своих детей, могут быть уверены, что Бог любит их так же сильно, как Он любил израильтян. Бог непрестанно работает над тем, чтобы всех непослушных привлечь к себе.
Внимание Илии к жертвеннику Иеговы эквивалентно тому, как в наше время Иисус и Его спасающая милость превозносятся в наших семьях. Семейное богослужение — это возможность говорить с Ним в молитве, а также возможность говорить о Нем друг с другом, снова пережить безвозмездный дар спасения и размышлять над Его учением.
Ответ, о котором просил Илия, был бы знаком, что Бог снова принимает их. 3 Цар. 18:37 говорит: «Да познает народ сей… и Ты обратишь сердце их к Тебе». Мы не можем обратить своих сердец к Господу, мы только можем взывать к Его милости, и Он безвозмездно дарует ее нам.
Всепоглощающий огонь ниспал, но не на виновных, а на жертву, указывая на Христа, Который стал «жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Раскаяние и прославление полились из уст народа. Из-за того, что ложные жрецы не ответили на призыв Божий, они были казнены. И освежающий дождь как бы ознаменовал собой, что проклятие снято с земли.
В каком состоянии находится ваш домашний жертвенник? И если он нуждается в восстановлении, каким образом вы можете сделать это?
Обратите внимание на основные аспекты вести Иоанна. Каким образом его весть служила «обращению сердец»? См. Мф. 3:2, 8; 14:4; Мк. 1:4; Лк. 3:3, 8, 9, 11, 13, 14.
Подобно земледельцу, который вспахивает твердую почву, готовя ее для семян, Иоанн осуждал грех и призывал грешников к раскаянию. Наша человеческая натура такова, что без исследования своих сердец, без осознания нашего истинного состояния мы не чувствуем надобности стремиться к чему-то лучшему. Весть Иоанна направила людей к святым Божьим требованиям, она напомнила народу об их нужде в Его безгрешной праведности. Истинное покаяние всегда отмечено повиновением и тем, что человек ищет Божьей помощи, для того чтобы изменить себя. Показывая поверхностность, эгоизм и лицемерие тех, кто называл Авраама своим отцом, Иоанн пытался открыть более глубокое значение веры их отцов.
Как Иоанн Креститель своей вестью приготовил путь Иисусу? См. Ин. 1:35–37; 3:27–30.
Иоанну было показано, что Иисус был Агнцем Божьим. Представляя Иисуса таким образом (см. Ин. 1:29, 36), он буквально обращал людей к Богу. Андрей и еще один ученик Иоанна Крестителя — Иоанн (который написал Евангелие и описал день крещения Христа) оставили его и стали первыми учениками Иисуса. Весть Илии не только указывает на нужду в покаянии, она указывает на Того, Кто спасает от греха. Это восторженная весть о Спасителе, которая лично знакомит людей с Ним.
Если бы Иоанн Креститель пришел в ваш дом, как вы думаете, что бы он вам сказал?
С молитвой прочитайте Лк. 1:17. Как эти слова выражают суть нашей миссии?
Небесный Отец обратил сердца Своих детей к Себе и друг к другу посредством Креста Христова. Весть Илии призывает семьи поверить в эту невероятную благую весть (см. 2 Кор. 5:18–21; ср. Еф. 2:11–18) и стать людьми, преисполненными милостью, а Дух Святой взрастит в них урожай любви.
Мир отчаянно нуждается в проявлении бескорыстной заботы, неизменной верности и непоколебимом посвящении Господу. По милосердию Божьему христианская семья может проявлять все это. Кроме того, мы должны понимать, что весть, которую мы несем миру, актуальна также и для нас самих. До тех пор, пока принципы Евангелия, единства, любви, самоотверженности не будут действовать среди нас, особенно в наших семьях, мы будем бессильны делиться этим с другими. Все красноречивые проповеди, все логические объяснения и библейские аргументы недостаточны: мир нуждается в том, чтобы видеть, как проявляются в нашей жизни, и особенно в наших семьях, покаяние, обращение, любовь и приверженность тому, о чем мы проповедуем. Подобно Иоанну Крестителю, который обладал силой, изменяющей жизнь людей и делавшей его проповедь эффективной, мы можем делать то же самое посредством благодати Божьей, если согласны взаимодействовать с Ним.
Через Христа мы стали частью небесной семьи (см. Еф. 3:15). Поэтому, каким бы ни был состав нашей семьи, мы призваны быть свидетелями Бога, Которому обязались служить, и ничто не может сделать наше свидетельство более эффективным, чем демонстрация миру того, какой может быть семья благодаря силе Евангелия.
Что особенного вы можете сделать, чтобы показать своим близким, семье или кому-то еще, что вы любите их и заботитесь о них?
«Наша весть должна быть такой же конкретной, как весть Иоанна. Он обвинял царей за их беззаконие. Несмотря на то, что его жизнь была в опасности, он никогда не допускал, чтобы истина, звучащая из его уст, теряла силу. В наш век она должна возвещаться так же верно» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1184. Комментарии Э. Уайт).
Вопросы для обсуждения:
- Всем классом обсудите значимость вести Илии для вашей местной церкви. Что вы можете сделать для того, чтобы помочь своей церкви понять эту весть и свою роль в ее распространении?
- При желании поделитесь собственным опытом обращения. Какие после этого произошли изменения? Как это изменило вашу жизнь и жизнь ваших семей?
- Если мы видим себя в роли Иоанна Крестителя, чего нам следует ожидать?
- Всем классом составьте «Декларацию семейных принципов», которая раскрывала бы библейскую концепцию семьи. Будьте готовы поделиться ею со всей церковью.
- Если ваши дети на данном этапе отошли от Господа, на какие обетования вы можете положиться?