Быт. 18:11; Иер. 31:25; Мф. 11:28; Пс. 126; Притч. 22:6; 1 Цар. 3:10–14; Флп. 3:13.
Памятный стих:
«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).
Рождение человека — явление настолько обычное, что мы не всегда осознаем, какое это чудо. Представьте себе, что чувствовала Ева, держа на руках свое дитя — первенца Каина. Появлению этого маленького беззащитного ребенка предшествовали физиологические изменения на протяжении беременности и мучительная боль при родах. А что чувствовала престарелая и уже не способная к деторождению Сара, склонившись над своим сыном Исааком? Должно быть, произнося каждый раз его имя, она улыбалась. Анна, вымаливавшая долгое время дитя у Господа, держала Самуила и говорила: «О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него» (1 Цар. 1:27). А каким изумлением было наполнено сердце совсем еще юной девушки Марии, когда она с трепетом и благоговением прижимала к себе своего сына — Сына Божьего!
В то же время не каждому дана привилегия и ответственность быть родителем. На этой неделе мы рассмотрим дар родительства с его проблемами, страхами, удовлетворением и радостью.
Дети — это благословение. Но почему-то Бог не всех благословляет детьми. Некоторые надеются и молятся о семье, и Бог милостиво отвечает на их мольбу, иногда чудесным образом, как в случае с Сарой; другие столь же горячие прошения перед престолом Бога остаются безответными. Каждый раз, видя, как друзья благодарят Бога за беременность и обнимают своих детей, эти люди думают о своем пустом гнезде, и рана в их сердце растет. Даже безобидный вопрос: «Сколько у вас детей?» причиняет боль, напоминая об элитном клубе, в котором нет места бездетным.
Те, кто испытывает подобные чувства, должны осознать, что Бог понимает их печаль. Псалмопевец говорит о Боге: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?» (Пс. 55:8). «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13), хотя иногда и кажется, что Он молчит.
В то же время некоторые люди по разным причинам решают не заводить детей. В нашем мире, исполненном страдания, боли, зла и потенциальных бедствий, такое решение можно понять. В некоторых случаях люди могут предпочесть усыновить чужого ребенка вместо того, чтобы иметь собственных детей. Воспитывая детей, которые уже появились на свет, они дают им шанс на гораздо лучшую жизнь, чем та, которую они могли бы иметь.
Независимо от того, есть у нас дети или нет, мы можем жить с уверенностью в Божьей любви к нам и Его заинтересованности в нашем благополучии. В то же время давайте всегда стараться проявлять тактичность в отношении бездетных людей.
У Иисуса никогда не было Своих собственных детей. Какой урок мы можем извлечь из этого факта?
Иногда нам кажется, что матери-одиночки — женщины, зачавшие ребенка вне брака. Однако это не всегда так. Агарь заставили родить ребенка от Авраама, а затем ее выгнали вместе с ее ребенком (см. Быт. 16:3, 4; 21:17). Вирсавия забеременела в результате сексуальных действий влиятельного человека (см. 2 Цар. 11:4, 5). Илия был послан в Сарепту, чтобы помочь матери-вдове (см. 3 Цар. 17:9). Когда Иисус начал Свое служение, Иосиф, его приемный отец, умер. «Смерть разлучила ее с Иосифом, который вместе с ней хранил тайну рождения Иисуса. Теперь не осталось никого, кому она могла бы доверить свои надежды и опасения. Последние два месяца были для нее особенно тревожными» (Э. Уайт. Желание веков, с. 145).
Быть родителем-одиночкой — это, пожалуй, одна из самых сложных задач для человека. Многие сталкиваются с материальными трудностями, встречают проблемы при взаимодействии с другим родителем. Им недостает времени на себя или для того, чтобы пообщаться с Богом. Их волнует вопрос, будут ли они когда-нибудь снова любимы.
Какие обетования даны всем людям, включая одиноких родителей, в следующих стихах? См. Иер. 31:25; Мф. 11:28; Иер. 29:11; 32:27; Притч. 3: 5, 6; Ис. 43: 1, 2.
Мы как церковь должны помогать родителям-одиночкам. Иаков писал: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак. 1:27). Сюда можно добавить слова: «И одиноких родителей в их затруднениях». Помощь, которую мы можем предложить, необязательно должна быть финансовой. Мы могли бы дать им возможность немного отдохнуть, помолиться или почитать Божье Слово, забрав к себе на некоторое время их детей. Мы можем чему-то научить их детей или отремонтировать что-то в доме. Есть множество способов поддержать одиноких родителей.
Оставив в стороне суждения о том, как они оказались в такой ситуации, что конкретно вы можете сделать, чтобы помочь одиноким родителям?
Когда вы хотите приготовить свое любимое блюдо, вы следуете рецепту. Если вы добавите все необходимые ингредиенты и выполните все необходимые шаги, чаще всего вы получите желаемый результат. Воспитание не похоже на приготовление пищи. Нет двух одинаковых детей, и даже если вы воспитываете ребенка так же, как и других детей, они могут оказаться совершенно разными. Эти отличия могут быть обусловлены половыми различиями, очередностью появления на свет, темпераментом и множеством других причин. Божье намерение состоит в том, чтобы родители направляли своих детей и учили их любить Его и повиноваться Ему (см. Втор. 6:4–9; Пс. 77:5–7). Бог учит родителей: «Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22:6), чтобы родителям не пришлось на каждом шагу опекать своих детей и опасаться неправильных решений.
Мы хотим, чтобы наши дети выросли из милых, беззащитных малышей в самостоятельных и успешных взрослых, поэтому наша главная обязанность заключается в том, что они узнали Бога, полюбили Его и научились Ему служить. Как родители мы можем следовать плану духовного развития детей, изложенному во Второзаконии 6. В нем содержатся четыре важных предписания: признавать Господа своим Богом (см. Втор. 6:4), всецело любить Его (см. Втор. 6:5), дорожить Его Словом (см. Втор. 6:6) и делиться с нашими детьми своим знанием о Нем (см. Втор. 6:20–23).
В 6-й главе книги Второзаконие говорится о двух важных принципах. Во-первых, это принцип «внушай —говори» (Втор. 6:7). Внушение относится к формальному обучению, а разговор относится к неформальным наставлениям. В обоих случаях библейская истина провозглашается на уровне отношений родителя и ребенка. Формальное обучение может происходить и во время семейного поклонения, когда мы вместе изучаем Слово Божье. Неформальное обучение имеет спонтанный характер и играет еще более важную роль. Жизненные иллюстрации могут стать эффективным средством для того, чтобы поделиться библейской истиной (см. Быт. 18:19).
Второй принцип — «навяжи—напиши» (Втор. 6:8, 9). Духовная истина должна проявляться в наших поступках («рука») и взглядах («голова»). Также она должна стать частью нашей частной («косяки дома») и общественной («ворота») жизни. Она должна изливаться из наших сердец в наши дома, а из наших домов — в мир.
Родители ответственны за то, чтобы сделать своих детей учениками Иисуса. Есть родители, которые считают, что единственный способ научить своих детей и исправить их — как можно чаще применять физическое наказание (см. Притч. 22:15; 23:13; 29:15). Подобные тексты неправильно толкуются, что приводит к жестокому обращению с детьми и подавлению личности. Часто это влечет за собой бунт против родителей и Бога.
Библия учит родителей управлять с добротой (см. Еф. 6:4; Кол. 3:21) и наставлять детей в праведности (см. Пс. 77:5; Притч. 22:6; Ис. 38:19). Как родители мы должны обеспечивать своих детей всем необходимым (см. 2 Кор. 12:14) и служить для них хорошим примером (см. Быт. 18:19; Исх. 13:8; Тит. 2:2). К нам обращен призыв разумно направлять своих домочадцев (см. 1 Тим. 3: 4, 5, 12) и дисциплинировать своих детей (см. Притч. 29:15, 17), в то же время отражая любовь Божью (см. Ис. 66:13; Пс. 102:13; Лк. 11:11).
Как ни печально, но в Библии также есть примеры неправильного воспитания. Исаак и Ревекка избрали себе любимчиков среди своих сыновей — Исава и Иакова (см. Быт. 25:28). Позже Иаков аналогичным образом приблизил к себе Иосифа (см. Быт. 37:3). Илий, будучи сам религиозным лидером, не смог наставить своих детей (см. 1 Цар. 3:10–14). Самуил, которого также воспитывал Илий, оказался несовершенным отцом (см. 1 Цар. 8:1–6). Царь Давид, совершив прелюбодеяние и заказав убийство, подал своим детям плохой пример. Царь Манассия принес своих детей в жертву демонам (см. 4 Цар. 21:1–9), как и царь Ахаз (см. 4 Цар. 16:2–4).
К счастью, в Писании также есть примеры хорошего воспитания. Мардохей был прекрасным приемным отцом Гадассе — царице Есфирь (Есф. 2:7), и Иов регулярно молился за своих детей (Иов. 1:4, 5). Из всех этих примеров — хороших и плохих — мы можем извлечь уроки по воспитанию детей.
Какие уроки мы можем извлечь из примеров воспитания, которые находим в Библии? Каким образом мы можем использовать некоторые из этих принципов во взаимодействиях с теми, кто не является нашими детьми?
Иногда как родитель вы делаете все необходимое — учите своих детей правильным вещам, живете в соответствии с вашими знаниями о Боге, устраиваете отпрысков в хорошую школу, регулярно посещаете церковь, участвуете с детьми в миссионерской работе, а они оставляют ту веру, в которой вы их воспитали. Боль может быть невыносимой, а беспокойство об их спасении — не оставлять нас ни на минуту. Далеко не всегда виноваты родители. У детей есть своя голова на плечах, и они в конечном итоге несут личную ответственность перед Богом за свои действия.
Некоторые воспринимают слова «он не уклонится от него [правильного пути], когда и состарится» как обещание, гарантию того, что надлежащее воспитание всегда приведет к спасению ребенка. Но книга Притчей излагает общие принципы, а не дает безусловные обещания. Этот стих заверяет нас в том, что полученные в детстве уроки запоминаются на всю жизнь. Каждый ребенок достигает того возраста, когда он либо принимает наследие своих родителей, либо отвергает его. Те родители, которые старательно наставляли своих детей, могут быть уверены в том, что преподанные в отчем доме истины навсегда останутся в их детях, и, если когда-либо дети заблудятся, семена, посаженные в их сердцах, будут постоянно призывать их вернуться домой. Быть хорошими родителями — наш выбор; то, какими будут наши дети, — их выбор.
Что должен делать родитель, когда ребенок сбивается с пути? Предайте своих детей Богу в искренней молитве. Бог как никто другой понимает вашу боль, ведь Его многочисленные дети повернулись спиной к Нему — идеальному Родителю. Вы можете поддерживать своих блудных детей любовью и молитвой и стоять рядом с ними, когда они борются с Богом.
Не стесняйтесь просить поддержки и молитвы, не вините себя и не заботьтесь о блудном ребенке в ущерб остальным членам семьи. Воспитание блудного сына может разрушить вашу семью; поэтому займите единую позицию с вашим супругом и установите четкие границы для вашего ребенка. Помните, что Бог любит вашего сына или дочь больше, чем вы, надейтесь на лучшее и верьте, что Бог работает с вашим ребенком.
В такой ситуации вполне естественно винить себя. Даже если вы допустили в прошлом ошибки, почему будет лучше сосредоточиться на будущем и на Божьих обетованиях? См. Флп. 3:13.
«Родители, вам надо преподать своим детям первый урок достойного поведения, когда вы нянчите их на руках. Учите их подчиняться вашей воле. Этого можно добиться, имея твердую руку и проявляя настойчивость. Родителям надо в совершенстве владеть собой и мягко, но в то же время решительно склонять волю ребенка в нужную сторону, пока он не научится исполнять ваши желания.
Родители начинают воспитывать детей слишком поздно. Они не подавляют первую вспышку недовольства и строптивости, и дети растут упрямыми. Чем старше и крепче они становятся, тем сильнее укрепляется их упрямство» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 218).
Вопросы для обсуждения:
- Что значит быть «дитятей» Божьим? Как понимать этот образ и какое утешение можно найти в нем?
- Один отец вскоре после рождения своих детей сказал следующее: «Благодаря детям я узнал две важные богословские истины. Первая — свобода воли; вторая — греховность человеческой природы». Как могли маленькие дети открыть ему эти истины?
- В какой период лучше всего формировать волю у ребенка? Как это сделать? Как можно сформировать волю наших детей в соответствии с Божьим замыслом, если мы сами не полностью подчиняемся Его воле?
- Подумайте о родителях-одиночках. Как ваша церковь может практически помочь им и детям, которых они самостоятельно воспитывают?
- Как можно поддержать родителей, чьи дети отошли от веры?