книга Песни Песней; Быт. 2:7; 1 Кор. 7:3–5; Ин. 17:3; 1 Ин. 1:9; Рим. 1:24–27; Гал. 5:24.
Памятный стих:
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8:6).
Во всех сезонах жизни важное место занимает брак. Далеко не все создают семью, но для тех, кто решился на этот шаг, брак приносит как проблемы, так и благословения. Одним из благословений является сексуальная жизнь. Прекрасный дар сексуальности, реализуемый в нужное время и в нужном месте, может быть чудесным выражением любви.
Вопреки распространенному мнению, Библия не порицает секс. Она выступает против злоупотребления людьми этим чудесным даром Творца.
Книга Песни Песней, одна из самых коротких и, возможно, наименее читаемых книг Библии, описывает отношения между молодой невестой Суламитой и ее возлюбленным, которым, как считается, был сам царь Соломон. Книга раскрывает тайны человеческой близости и наслаждения супружеской любовью в браке. Хотя книга Песни Песней часто воспринимается аллегорически как символ взаимоотношений Бога и Божьего народа, Христа и церкви, в первую очередь это поэма о любви и настоящих отношениях мужчины и женщины.
На этой неделе мы рассмотрим тему брака в этой книге Ветхого Завета.
Некоторые религии верят в дуализм — философию, которая рассматривает человеческое тело как помеху для духовной жизни. То есть тело считается плохим, а «дух» — хорошим. Однако в Писании человеческое тело, включая его сексуальные характеристики, является неотъемлемой частью всего существа. Жизнь — это «тело» и «душа» (см. Быт. 2:7). Псалмопевец посвящает всего себя поклонению Богу (см. Пс. 62:1; 84:2). Весь человек должен быть освящен, отделен для той святой цели, которую определил Бог.
В книге Песни Песней отражается одобрительный взгляд Библии на человеческое тело в контексте темы сексуальных отношений. Как это видно в следующих текстах? См. Песн. 1:2, 13; 2:6; 5:10–16; 7:1–9.
Священное Писание в этих текстах передает восхищение человеческим телом. Физические аспекты супружеской любви не должны вызывать смущение. Через них открыто проявляется весь спектр человеческих эмоций.
Во многих культурах существуют сильные сексуальные табу. Женатым парам зачастую бывает трудно правильно обговаривать вопросы своей интимной жизни. Аналогичным образом, дети часто лишены возможности узнать о сексуальности в условиях христианской семьи, где правильная информация соединяется с Божественными ценностями. Библия, открыто говоря о сексуальности, призывает Божий народ относиться к этому важному аспекту жизни без смущения, принимая его с уважением и достоинством как чудесный дар Творца.
Как мы можем защитить себя от культурных предубеждений, которые сводят сексуальность к унизительной животной страсти, о которой нельзя говорить без стыда? Как Библия показывает нам ошибочность подобного отношения?
Книга Песни Песней показывает, как друзья проводят вместе время, открыто общаются и заботятся друг о друге. Книга показывает, как два хороших друга становятся брачными партнерами. Жена говорит: «Это друг мой» (Песн. 5:16). Слово друг выражает дружбу и близость без сексуального подтекста. Счастлив тот муж или та жена, чья супруга или чей супруг — дорогой друг.
На протяжении всей поэмы интимные комплименты и любовные жесты передают сильное притяжение, физическое и эмоциональное наслаждение, которое мужчина и женщина находят друг в друге. Естественная интимность романтической любви — это дар Творца, который помогает мужчине и женщине прилепиться друг к другу в браке. Поскольку супруги открыты для действия Божественной любви в их сердцах, их человеческая любовь становится «утонченной и чистой, возвышенной и благородной» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 99).
Эти стихи также передают самые возвышенные мысли о любви. Истинная любовь, однако, не является естественной для человеческого сердца; это дар Святого Духа (Рим. 5:5). Такая любовь связывает мужа и жену в крепком союзе. Посвященная любовь необходима в отношениях между родителями и детьми, чтобы вызвать чувство доверия у молодого поколения. Самоотверженная любовь связывает верующих в Теле Христа. Книга Песни Песней призывает нас сделать эту любовь движущей силой в наших отношениях с супругами.
Как описанная разновидность близости по-своему отражает ту близость, которую мы можем иметь с Богом? Какие еще параллели можно провести между ними?
Как книга Песни Песней представляет принцип взаимности в интимной жизни супружеской пары? См. Песн. 4:7–5:1. Как описание этого принципа перекликается с наставлением Павла в 1 Кор. 7:3–5?
Соломон приглашает Суламиту: «Пойдем со мной» (Песн. 4:8). Его невеста откликается. Позже она приглашает его: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой» (Песн. 4:16). Он также откликается (см. Песн. 5:1). Таким образом, Писание показывает, что в такой интимной обстановке нет места принуждению или манипуляциям. Оба партнера свободно и с любовью входят в эти отношения. «Мой сад» — «его сад».
Имена «Соломон» и «Суламита» образованы от еврейского слова шалом, означающего «мир» или «целостность». Их восхищение носит взаимный характер (Песн. 4:1–5; 5:10–16). Баланс в их отношениях просматривается даже в поэтической форме, где реплики супругов чередуются. Брачный обет «мой возлюбленный принадлежит мне, а я ему» (Песн. 2:16) напоминает язык Эдема: «Это теперь кость от моих костей и плоть от моей плоти» (см. Быт. 2:23).
Как описание брачного союза как «познания» обогащает понимание наших отношений с Богом? См. Быт 4:1, 25; 1 Цар. 1:19; Лк. 1:34; Ин. 17:3; 1 Кор. 8:3.
Библия использует слово познание применительно к интимной близости мужа и жены. В процессе этого «познания» супруги открывают друг перед другом свои сокровенные тайны. Не только два тела, но и два сердца объединяются в «одну плоть». Термин «познание» также описывает взаимоотношения между людьми и Богом. Для проницательного христианина близкие отношения супругов, для которых характерны посвященность и бесконечное восхищение друг другом, помогают глубже понять самую возвышенную и святую тайну — союз Христа и церкви.
О чем говорит Соломон в следующих отрывках? Песн. 4:12, 16; 5:1; 8:8–10.
В книге Песни Песней находится одно из самых убедительных библейских доказательств того, что, согласно Божьему плану, люди не должны вступать в сексуальные отношения до брака. Об этом говорится в описании детства Суламиты, где ее братья задаются вопросом, является ли она «стеной» или «дверью» (Песн. 8:8, 9). Используя метафорический язык, они выясняют, осталась ли она целомудренной до брака (стена) или вела беспорядочную половую жизнь (дверь). Будучи взрослой женщиной, она утверждает, что сохранила невинность и предстанет чистой перед мужем: «Я стена» (Песн. 8:10). Соломон подтверждает, что Суламита сохранила девственность до своей брачной ночи, называя ее «запертым садом, заключенным колодезем, запечатанным источником» (Песн. 4:12). Исходя из собственного опыта, она может призывать своих подруг к осторожности в вопросах любви и брака. Три раза в книге Песни Песней Суламита обращается к «дщерям Иерусалимским», убеждая их не будить в себе сильную любовную страсть до соответствующего момента (см. Песн. 2:7; 3:5; 8:4), то есть до тех пор, пока они по ее примеру не вступят в брачный союз.
Возлюбленный снова приглашает свою невесту пойти с ним (см. Песн. 2:10; 4:8). До свадьбы она не могла принять его приглашение, но теперь приглашает возлюбленного в свой сад (см. Песн. 4:16), и он с радостью соглашается (см. Песн. 5:1). Его привлекла не только ее красота — Суламита пленила его сердце (см. Песн. 4:9). Ее ласки лучше вина (см. Песн. 4:10), и он счастлив от того, что она принадлежит ему раз и навсегда: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12). В союзе с этой совершенной женщиной он чувствует себя так, словно достиг обетованной земли: «Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим!» (Песн. 4:11).
В чем состоит благая весть для людей, которые сожалеют о своих неверных решениях, касающихся выражения сексуальности? См. 1 Ин. 1:9; Пс. 102:12; Ис. 55:7; Ин. 8:11.
Как относится Писание к сексуальным практикам, не соответствующим замыслу Творца? См. Лев. 20:7–21; Рим. 1:24–27; 1 Кор. 6:9–20.
Писание не одобряет все, что изменяет или разрушает образ Бога в человеке. Запретив определенные сексуальные практики, Бог учит Свой народ правильным целям сексуальности. Когда опыт человека расходится с предписаниями Бога, душа осуждается за грех.
Какое руководство дано верующим христианам в вопросе выражения сексуальности в падшем мире? См. Рим. 8:1–14; 1 Кор. 6:15–20; 2 Кор. 10: 5; Гал. 5:24; Кол. 3:3–10; 1 Фес. 5:23, 24.
Верующие ждут освобождения от последствий греха в момент прихода Христа. Они ожидают в вере, считая себя умершими для греха посредством смерти Христа на кресте и ожившими в Нем посредством Его воскресения. Благодаря непрестанной молитве, бдительности и силе Духа они считают свою греховную природу распятой и стремятся во всем повиноваться Христу. Они признают, что их тела и сексуальность принадлежат Богу, и используют их в соответствии с Божественным замыслом.
Бог прощает тех, кто раскаивается в грехе (1 Ин. 1:9). Евангелие позволяет людям, которые в прошлом вели распущенный образ жизни, присоединиться к обществу верующих. Грех настолько извратил сексуальность, что некоторые люди, возможно, никогда не достигнут полного исцеления в этой сфере. Кто-то предпочтет безбрачие сексуальным отношениям, запрещенным Божьим Словом.
Как мы как церковь относимся, например, к гомосексуалистам? Как их собственное отношение к своей сексуальной ориентации влияет на наш ответ?
Как показывает книга Песни Песней, сексуальная любовь может быть замечательным даром в браке. Но прочные отношения не могут быть основаны исключительно на внешней красоте и физических наслаждениях. Наши тела стареют и распадаются, и никакие диеты, физические упражнения или хирургические операции не помогут нам быть вечно молодыми. Брак Соломона и Суламиты — это преданные отношения на всю жизнь. Возлюбленные трижды заявляют, что принадлежат друг другу (см. Песн. 2:16; 6:3; 7:10). В первом случае это признание взаимной принадлежности (ср. Еф. 5:21, 33). Во втором случае Суламита меняет утверждения местами, демонстрируя свое подчинение мужу (см. также Еф. 5:22, 23). В третий раз Соломон выражает свою любовь и влечение к ней (см. Еф. 5:24–32). Подобную любовь не в силах потушить никакие воды (Песн. 8:7), она подобна печати, которую невозможно сломать (Песн. 8:6).
Вопросы для обсуждения:
- Как описание Соломоном своей прекрасной жены (см. Песн. 4:1–5; 6:8 и 7:1–9) перекликается с реакцией Адама, когда тот впервые увидел Еву? (См. Быт. 2:23). Как муж должен относиться к своей жене? (См. Еф. 5:28, 29).
- В книге Песни Песней присутствует аллегория отношений между Богом и Его народом, между Иисусом и Его церковью. Хотя аллегорическое толкование требует осторожности, в каких аспектах отношения Соломона и Суламиты можно сравнить с нашими отношениями с Богом? Ср. также Ис. 54: 4, 5; Иер. 3:14; 2 Кор. 11: 2.
- Прочитайте Притч. 31:26; Песн. 5:16 и Притч. 25:11. Какое влияние оказывают наши слова? Вдохновляем ли мы свою половину на духовный рост или способствуем упадку, ослабляем или укрепляем свой брак? Используйте следующие тексты в качестве дополнительной иллюстрации: Иак. 1:26; 3:5–11.