Откр. 19:6–9; Ин. 14:1–3; Откр. 19:11–16; Откр. 20:1–3; Иер. 4:23–26; Откр. 20:4–15; 21:2–8.
Памятный стих:
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5).
Падение Вавилона последнего времени — плохая новость для тех, кто сотрудничал с этой вероотступнической религиозной системой. Однако для Божьего народа это добрая весть (см. Откр. 19:1–7). По наущению Вавилона светские политические власти подвергли Божий народ гонениям и причинили ему вред (см. Откр. 18:24). Крушение этого великого противника несет с собой избавление и спасение для верного Божьего народа.
Падение Вавилона — это окончательный ответ на молитву Божьего народа в эпизоде с пятой печатью. Их вопль: «Доколе, Владыка?» символизирует мольбу гонимого и страдающего Божьего народа, которая звучит со времен Авеля и будет звучать до тех пор, пока Бог не вступится за Свой народ (см. Пс. 78:5; Авв. 1:2; Дан. 12:6, 7). Книга Откровение заверяет Божий народ: злу, притеснению и страданиям будет положен конец.
Настало время Христу установить Свое вечное Царство. Оставшиеся главы книги Откровение повествуют не только о падении Вавилона последнего времени, но также о сокрушении сатаны и полном уничтожении зла. Кроме того, нам дано некоторое представление и об установлении вечного Божьего Царства.
Две тысячи лет назад Христос оставил Свою небесную обитель, чтобы пригласить Своих последователей на брачную вечерю (см. Мф. 22:1–14), которая произойдет после Его воссоединения со Своей невестой — церковью. «Брак символизирует принятие Христом Своего Царства. Святой город, Новый Иерусалим… назван “невестой, женой Агнца”… В книге Откровение сказано, что дети Божьи будут гостями на брачной вечере (см. Откр. 19:9). Если они гости, значит, они не могут быть представлены также и невестой…
В притче, изложенной в 22-й главе Евангелия от Матфея, использован тот же символ брачного пира, и там ясно сказано, что следственный суд совершится до брака. Перед брачным пиром входит Царь, чтобы посмотреть, все ли гости одеты в брачные одежды, то есть все ли непорочны, омыты и убелены Кровью Агнца (см. Мф. 22:11; Откр. 7:14)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 426–428). После своей смерти и воскресения Жених вернулся в дом Своего Небесного Отца, чтобы «приготовить место» для Своего народа — гостей на Своей свадьбе (см. Ин. 14:2, 3). Они остаются на земле и готовятся к Его возвращению. В конце мировой истории Христос вернется и заберет их в дом Своего Отца.
В Откр. 19:8 говорится, что невесте Христа дано было облечься в чистый и светлый виссон. Это свидетельствует о том, что гости на свадьбе, входящие в город, не предъявляют свои дела в качестве заслуг. Таким образом, «виссон чистый и светлый» представляет «праведность святых» как результат союза с Христом, живущим в их сердцах. Следовательно, эти одежды символизируют Его праведность и факт, что Его народ «соблюдает заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Совершая служение на земле, Иисус рассказал притчу о брачном пире. Один из приглашенных гостей отказался от брачной одежды, предложенной ему царем, и предпочел остаться в собственной одежде, но был изгнан с брачного пира (см. Мф. 22:1–14).
Текст Откр. 3:18 свидетельствует о том, что Божий народ, живущий в конце времени, имеет величайшую нужду в одежде Христовой праведности, золоте веры и любви и Святом Духе. Предложение Иисуса лаодикийцам «купить» у Него эти дары свидетельствует, что Он просит нечто взамен. Мы отказываемся от воображаемой самодостаточности и самоуверенности, получая взамен жизнь верного послушания Христу и веру в Него как единственную надежду на спасение.
Мы не спасаемся делами, но какие «праведные дела» как результат веры характеризуют вашу жизнь?
В приведенном отрывке изображено Второе пришествие Христа — исполнение обетования, которого с нетерпением ожидали верующие всех времен. Подобно Христу, Его народ основывает свою веру на Божьем Слове. Тексты Откр. 19:11–16 — это кульминация многих побед Иисуса: Он одержал победу над сатаной на небесах, одолел его в пустыне, превозмог на кресте и окончательно сокрушит дьявола во время Своего возвращения.
«Вскоре на востоке появляется небольшое темное облако величиной в половину человеческой ладони. Это облако, окружающее Спасителя, издали кажется окутанным мглой. Народ Божий знает, что это знамение Сына Человеческого. В торжественном безмолвии они следят за тем, как оно приближается к земле, становясь все светлее и прекраснее, пока наконец не превращается в огромное белое облако, в основании которого — слава, подобная всепоглощающему огню, и над облаком — радуга завета. Иисус нисходит как могущественный Победитель. Теперь Он не “Муж скорбей”, пьющий горькую чашу позора и скорби, — это Победитель на небе и на земле, Судия живых и мертвых, “Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует”; “и воинства небесные следовали за Ним” (Откр. 19:11, 14). Бесчисленное множество святых ангелов, поющих прекраснейшие небесные гимны, сопровождают Иисуса. Все небо, кажется, заполнено светящимися существами; их “тьмы тем и тысячи тысяч”. Человеческое перо не в состоянии описать это зрелище; смертный разум не может постигнуть его величия и красоты» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 640, 641).
В отрывке 2 Фес. 1:8–10 Павел предлагает еще одно описание окончательной победы Христа во время Второго пришествия, когда все светские и религиозные власти, вступившие в заговор против Него, будут уничтожены, а Божий народ обретет избавление на веки вечные.
В 19-й главе книги Откровение описаны две вечери: одна в 9-м стихе, а другая — в стихах 17 и 18. На одной вечере ешь ты, на второй — «пожирают» тебя. Сложно представить столь разительный контраст между этими двумя участями. Что приведенные образы сообщают о том, насколько серьезно нам необходимо относиться к нашей вере и миссии, к которой призывает нас Господь?
Тысяча лет, или Тысячелетнее царство, начинается при Втором пришествии Христа. В это время сатана и его падшие ангелы скованы цепью. Заключение сатаны имеет символический характер, поскольку духовное существо невозможно физически сковать. Сатана скован обстоятельствами — язвы истребили нечестивых жителей земли, повергнув ее в хаос, подобный состоянию планеты до сотворения мира (см. Быт. 1:2). Земля в таком виде станет для сатаны местом заключения на тысячу лет. Поскольку на земле не будет ни единой человеческой души, которую можно было бы искусить или причинить ей вред, все, что остается сатане и его помощникам, — размышлять о последствиях своего восстания против Бога.
Прочитайте Откр. 20:4–16. Где находятся искупленные во время Тысячелетнего царства и что произойдет после него?
Согласно книге Откровение, Божьи дети проведут тысячу лет в небесных обителях, приготовленных для них Христом (см. Ин. 14:1–3). Иоанн видит сидящих на престолах царей и священников, которым дано судить мир. Иисус пообещал ученикам, что они сядут «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Павел утверждает, что святые будут судить мир (см. 1 Кор. 6:2, 3).
Этот суд выясняет степень законности Божьих деяний. На протяжении всей истории сатана ставил под сомнение Божий характер и Его деяния по отношению к Своему творению. Во время Тысячелетнего царства Бог позволит искупленным получить доступ к историческим записям, где они смогут найти ответы на все вопросы о справедливости Его решений относительно нечестивых, а также о Божьем водительстве в их собственной жизни. По истечении тысячи лет все вопросы относительно Божьей справедливости будут сняты. Божий народ окончательно убедится, что обвинения сатаны безосновательны. Теперь искупленные готовы стать свидетелями исполнения Божьего приговора на заключительном суде над нечестивыми.
У каждого из нас есть свои вопросы, остающиеся пока без ответа. Но однажды на каждый наш вопрос Бог даст ответ. Что это говорит нам о Божьем характере?
В тексте Откр. 21:1 читаем, что Иоанн увидел «новое небо и новую землю». Библия указывает на три неба: небесный свод, звездную Вселенную и место обитания Бога (см. 2 Кор. 12:2). В Откр. 21:1 речь идет об атмосфере Земли. Оскверненные Земля и небо не могут выдержать Божьего присутствия (см. Откр. 20:11). Наша планета будет очищена огнем и обретет свой первозданный вид (см. 2 Петр. 3:10–13).
Примечательно следующее: первое, что Иоанн наблюдает на новой земле, — отсутствие моря. Использование слова «море» с определенным артиклем наводит на мысль, что Иоанн, возможно, имел в виду море, окружавшее его на острове Патмос и ставшее символом отчуждения и страданий. Отсутствие этого моря на новой земле означает для Иоанна отсутствие боли вследствие разделения с теми, кого он любил.
Прочитайте Откр. 21:2–8 и Откр. 7:15–17. Какие существуют параллели между описаниями новой земли и Едемского сада в Быт. 2?
Жизнь без страданий и смерти на новой земле возможна благодаря Божьему присутствию среди Своего народа. Это присутствие явлено в Новом Иерусалиме и «скинии Бога» (Откр. 21:3), где Господь будет обитать со Своим народом. Благодаря Его присутствию жизнь на новой земле становится поистине райской.
Божье присутствие гарантирует свободу от страданий: не будет уже слез, смерти, скорби, плача и боли, являющихся следствиями греха. Грех уничтожен, «прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Эта истина нашла убедительное отражение в словах Марии и Марфы, когда умер их брат Лазарь: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21, 32). Сестры знали, что существование смерти в присутствии Христа невозможно. Точно так же неизменное присутствие Бога на новой земле обеспечит свободу от боли и страданий, которые мы испытываем в нынешней жизни. Это великая надежда, обещанная нам во Христе, — надежда, запечатленная Его кровью.
Почему обетование о новой жизни на новой земле так важно для нашей веры? Какой смысл имела бы наша вера без этого обетования?
Прочитайте Откр. 21:9–21. Как выглядит Новый Иерусалим?
Новый Иерусалим назван женой, невестой Агнца. Новый Иерусалим — это место, которое Христос готовит для Своего народа (см. Ин. 14:1–3).
Город окружает высокая стена с двенадцатью воротами — по трое ворот с каждой из четырех сторон, что позволяет отовсюду войти в город. Такая деталь свидетельствует об универсальном характере города. В Новом Иерусалиме любой имеет неограниченный доступ к Божьему присутствию.
Далее город изображен как правильный куб, имеющий по 12 тысяч стадий в длину, ширину и высоту. В ветхозаветном храме Святое святых имело форму правильного куба (см. 3 Цар. 6:20). Следовательно, Новый Иерусалим является центром поклонения Богу.
Прочитайте Откр. 21:21–22:5. Какие особенности внутреннего устройства города напоминают вам Едемский сад? Какое значение имеет обетование, что ничего уже не будет проклятого (см. Откр. 22:3)?
Самой яркой особенностью Нового Иерусалима является река воды жизни, исходящая от Божьего престола (см. Быт. 2:10). В отличие от реки в Вавилоне, возле которой Божий народ сидел в плену и тосковал по Иерусалиму (см. Пс. 136), на берегах реки жизни в Новом Иерусалиме странствующий Божий народ всех времен обретет свой дом. Теперь искупленные всех времен и народов составляют единую Божью семью.
Книга Откровение заканчивается описанием того же события, о котором говорилось во вступительной ее части: Вторым пришествием Христа в силе и славе, а также установлением вечного Божьего Царства. Возвращение Христа, когда Он воссоединится со Своей невестой, — кульминационный момент книги Откровение.
Однако изложенные в этой книге события не следует рассматривать как нечто нереальное. Второе пришествие Христа, которое произойдет в скором времени, — это первая реальность: оно будет буквальным, видимым и слышимым для всех (см. Откр. 1:7; Мф. 24:30; 1 Фес. 4:16). Вторая реальность заключается в том, что мы продолжаем ждать Его возвращения. Ожидая, мы должны иметь четкое понимание вести книги Откровение, которое можно обрести, перечитывая ее вновь и вновь, пока не исполнится все написанное и не настанет конец. Весть книги Откровение постоянно напоминает нам: в ожидании пришествия Христа нам не следует полагаться на земные блага, мы должны обратить свой взор на небо и на Того, в Ком заключается наша единственная надежда. Христос в книге Откровение — это ответ на все человеческие чаяния и устремления среди загадок и неопределенности земной жизни. В Его руках — будущее этого мира и наше будущее.
Книга Откровение также напоминает нам о том, что в преддверии конца нам поручена миссия провозгласить весть о скором пришествии Христа, свидетелем которого станет весь мир. Наше ожидание Его пришествия должно быть не пассивным, а активным. «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Откр. 22:17). Мы должны откликнуться на призыв. Это благая весть, о которой должен услышать каждый.
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте о Тысячелетнем царстве и о приговоре суда относительно мертвых нечестивых, который будет приведен в исполнение только по истечении тысячи лет. У спасенных будет тысяча лет, чтобы получить ответы на все свои вопросы. Только после этого Бог огласит окончательный приговор суда над нечестивыми. Что эта истина говорит нам о Боге?
- В тексте Откр. 1:3 обещаны благословения тем, кто читает, слушает, принимает во внимание и соблюдает слова пророчества книги Откровение. Подытоживая исследование этой книги, подумайте: какие истины вы для себя открыли, которые необходимо принять во внимание и воплощать в свою жизнь?