Откр. 14:6–12; Мф. 24:14; Еккл. 12:13, 14; Исх. 20:2–11; Ис. 21:9; 34:8–10.
Памятный стих:
«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
Книга Откровение сообщает: сатанинские обольщения последнего времени будут настолько успешны, что мир выберет поклонение зверю и примет его начертание. Тем не менее в Откр. 14:1–5 повествуется, что у Бога будет Свой Остаток — люди, которые в отличие от большинства избрали Господа.
Выбор, который предстоит сделать жителям земли в конце времени, заключается не в том, поклоняться или не поклоняться (каждый чему-то поклоняется), а в том, кому поклоняться. Поклоняющиеся зверю получат начертание на правую руку или на чело, символизирующее их решение служить вероотступнической системе своими делами или разумом.
В то же время мир станет свидетелем масштабного провозглашения Евангелия, которого не бывало со дня Пятидесятницы. Прежде чем излить суды на непокорное человечество, Бог пошлет весть предостережения «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6). Бог желает, чтобы никто не погиб и каждый мог обрести спасение, именно поэтому Христос отдал Свою жизнь ради каждого из нас. Вопрос заключается в том, примем ли мы эту жертву или нет.
Прочитайте Откр. 14:6, а также Мф. 24:14. Весть первого ангела названа «вечным Евангелием» (Откр. 14:6). Что это название открывает нам относительно содержания и назначения вести первого ангела? Почему эта весть лежит в основе нашей веры?
Первой вестью для людей последнего времени является Евангелие в контексте наступившего часа Божьего суда. Евангелие — это благая весть о Боге, Который дарует людям спасение на основании веры в Иисуса Христа и Его жертву за них. Евангелие названо «вечным», потому что Бог никогда не изменяется. Его план был разработан еще до нашего существования (см. 2 Тим. 1:9; Тит. 1:2). Весть первого ангела сообщает и о спасении, и о суде. Это добрая весть для тех, кто воздает славу Богу и поклоняется Ему как своему Создателю, но она также предупреждает о суде тех, кто отвергает Творца и данное Им знамение истинного поклонения — седьмой день, субботу.
В описании вестей трех ангелов отмечено, что они провозглашаются «громким голосом» (Откр. 14:7, 9). Неотложные и важные вести должны услышать все, поскольку они касаются вечной участи каждого человека. Именно поэтому их необходимо донести всякому племени, и колену, и языку, и народу. Это провозглашение особо значимо потому, что в конце времени зверь получит власть «над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7). Сатанинские обольщения всемирного масштаба столкнутся с провозглашением Евангелия в последнее время, которое также охватит весь мир.
Божий народ провозглашает Трехангельскую весть для того, чтобы противодействовать сатане и его союзникам последнего времени — дракону, символизирующему язычество/спиритизм, морскому зверю, символизирующему римский католицизм, и лжепророку, или зверю с агнчими рогами, — представителю отступнического протестантизма (см. Откр. 13). Они будут действовать в период шестой язвы (см. Откр. 16:13, 14). Таким образом, миру предложены две соперничающие вести, которые преследуют одну цель — завоевать доверие жителей земли.
Мы как адвентисты седьмого дня призваны провозглашать истины последнего времени — Трехангельскую весть — всему миру. Каким является ваш личный вклад в эту миссию? Что еще вы могли бы для этого сделать?
Прочитайте Откр. 14:7, а также Еккл. 12:13, 14. Что значит убояться Бога? Какое отношение к Евангелию имеют страх Божий и соблюдение Божьих заповедей? (См. также Рим. 7:7–13). Какая существует связь между ощущением благоговейного страха перед Богом и прославлением Бога?
Призыв «убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7) звучит в контексте «вечного Евангелия». Осознание того, что́ Христос совершил ради нашего спасения, находит положительный отклик в нашем сердце.
В Библии благоговейный страх перед Богом и прославление Бога являются тесно взаимосвязанными понятиями (см. Пс. 21:24; Откр. 15:4). Вместе они указывают на правильные взаимоотношения с Богом (см. Иов. 1:8) и повиновение Ему.
Бояться Бога не означает испытывать ужас перед Ним. Это означает уважительно и серьезно относиться к Нему и позволить Ему владычествовать в нашей жизни. Божий народ последнего времени — это люди, боящиеся Бога (см. Откр. 11:18; 19:5). Господь желает, чтобы Его народ любил Его (см. Втор. 11:13; Мф. 22:37), повиновался Ему (см. Втор. 5:29; Еккл. 12:13) и отражал Его характер (см. Быт. 22:12).
Для Божьего народа очень важно воздавать Ему славу, потому что «наступил час суда Его» (Откр. 14:7). Здесь говорится о следственном суде, который предшествует возвращению Христа. Цель этого суда — на основании мотивов, слов и поступков определить наш окончательный выбор: являемся ли мы верными Божьими служителями или нет (см. 1 Кор. 4:5; Мф. 12:36, 37; 2 Кор. 5:10). По завершении суда будет решена участь каждого человека (см. Откр. 22:11), и Иисус придет, чтобы воздать каждому по делам его (см. Откр. 22:12).
В 14-й главе книги Откровение сказано, что суд является частью Евангелия. Для людей, поддерживающих правильные взаимоотношения с Богом, суд несет добрую весть, ведь он предусматривает оправдание, спасение, свободу и вечную жизнь. Однако непокорным суд не сулит ничего хорошего, пока они не покаются и не обратят свой взор к Богу, приняв предостерегающую весть последнего времени о часе суда. Бог желает, чтобы никто не погиб, но все покаялись (см. 2 Петр. 3:9).
Сможете ли вы благодаря собственной праведности устоять на суде? Какой вердикт можно вынести, основываясь на вашей жизни? Что ваш ответ говорит о вашей нужде в Евангелии?
Прочитайте первые четыре заповеди Декалога (см. Исх. 20:2–11). Затем прочитайте 13-ю главу книги Откровение. Как требование зверя поклониться ему (см. Откр. 13:7, 8), создание образа зверя для поклонения (см. Откр. 13:14, 15), хула на Бога и Его имя (см. Откр. 13:5, 6), принятие начертания зверя (см. Откр. 13:16, 17) свидетельствуют о нападках сатаны на первые четыре заповеди Декалога во время последнего кризиса?
Поклонение является главным понятием первых четырех заповедей Декалога. В книге Откровение сказано, что соблюдение этих заповедей станет критерием верности Богу во время последнего кризиса (см. Откр. 14:12). Последняя борьба между Христом и сатаной развернется вокруг вопроса поклонения и первых четырех заповедей.
Вторая часть призыва первого ангела подчеркивает главный вопрос во время последнего кризиса. Призыв «поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7) — это почти точная цитата из четвертой заповеди Декалога (см. Исх. 20:11). Данный факт свидетельствует о том, что призыв поклониться Богу как Создателю — это призыв и к соблюдению субботы.
Покой и поклонение в седьмой день, субботу, является особым знаком наших взаимоотношений с Богом (см. Исх. 31:13; Иез. 20:12). Весть первого ангела является призывом к поклонению Творцу.
«В то время как соблюдение лжесубботы по государственному закону и вопреки четвертой заповеди будет открытой клятвой верности богоборческой власти, соблюдение истинной субботы в знак повиновения Закону Божьему будет свидетельством верности Творцу. Люди, принявшие знак покорности земным властям, получат начертание зверя, а те, кто избрал знамение верности Божественной власти, получат печать Божью» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 605).
Как в нашем понимании соотносятся Творение и спасение? Почему так важно покоиться в субботу, как это делал Бог?
Прочитайте Откр. 14:8, а также Откр. 18:2 и Ис. 21:9. Двукратное повторение слова «пал» указывает на постепенное вероотступничество Вавилона и символизирует несомненность его полного морального упадка. Почему падение Вавилона описано в прошедшем времени, если мы также читаем о нем как о событии будущего?
Вавилон последнего времени в книге Откровение — это союз ложных религиозных систем, включающий римский католицизм и отступнический протестантизм. Они посвятят себя служению сатаны, выраженному в борьбе с Божьим народом (см. Откр. 13:11–18; Откр. 16:13; Откр. 17:5). Этот вероотступнический религиозный союз проявит надменность древнего Вавилона, превознося себя выше Бога и желая занять Его место в мире. Весть второго ангела предупреждает Божий народ о том, что эта порочная система, отказавшись принять свет Евангельслкой вести последнего времени, будет все дальше и дальше отходить от истины. Пока «христианские церкви не объединятся полностью с миром, окончательного падения Вавилона не произойдет» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 390).
Прочитайте еще раз Откр. 14:8, а также Откр. 17:2 и 18:3. Каким образом Вавилон опаивает мир вином своего блуда? Что символизирует это вино?
В 17-й главе книги Откровение Вавилон последнего времени предстает в образе блудницы, которая опаивает народы земли вином блудодеяния (см. Откр. 17:2).
Под вавилонским вином подразумеваются лжеучения и ложное евангелие, предлагаемые этой вероотступнической религиозной системой. Сегодня многие протестантские церкви в вопросах исполнения библейского пророчества стремительно стирают различия, разделявшие их когда-то с Римской католической церковью, и отходят от библейской истины. Мы становимся свидетелями того, как разлагающее влияние вавилонского вина продолжает проникать в учение протестантизма: теистическая эволюция, косвенно отличающаяся от упоминания о сотворении мира в вести первого ангела; теологические традиции, занимающие место принципа sola Scriptura; изменение этических норм (в частности, отвержение библейского определения пола, брака) и т. д. Когда люди будут упоены вавилонским вином, Вавилон склонит их к поклонению морскому зверю и заставит принять его начертание.
В противовес верному Божьему народу, в Откр. 14:9, 10 содержится предупреждение об участи тех, кого постигнет Божий гнев. Излитие Божьего гнева в Ветхом Завете символически представлено в образе испития вина из чаши (см. Иер. 25:15, 16). На суровость суда над поклоняющимися зверю указывает факт, что чаша содержит цельное вино ярости Божьей. В древние времена люди часто разбавляли вино водой с целью ослабить его пьянящее действие. Неразбавленное вино символизирует излитие Божьего гнева во всей его полноте, без малейшего намека на помилование.
Прочитайте Откр. 14:10, 11, а также Откр. 20:10–15. Как отрывки Ис. 34:8–10 и Иуд. 7 проливают свет на утверждение: «И дым мучения их будет восходить во веки веков»?
Фраза о муках в огне и сере указывает на полное уничтожение. Огонь и сера являются орудиями суда (см. Быт. 19:24; Ис. 34:8–10). Образ восходящего дыма уничтожения используется в Библии довольно часто. О будущем уничтожении Едома огнем и серой пророчествовал Исаия: «И будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис. 34:9, 10). Иуда описывает участь Содома и Гоморры, называя их городами, подвергшимися казни «огня вечного» (Иуд. 7). В вышеприведенных текстах не говорится о вечном горении, ведь ни один из упомянутых городов сегодня не объят пламенем. Вечными будут последствия, но никак не огонь. В книге Откровение выражение «огонь вечный» подразумевает полное уничтожение; огонь будет гореть до тех пор, пока не уничтожит все на своем пути.
Знание того, что нечестивые не будут вечно мучиться в адском огне, дает повод для благодарности. Тем не менее сам факт возмездия внушает ужас. Что неизменность и суровость возмездия говорят нам о возложенном на нас священном долге — предупредить людей о грядущих событиях?
Книга Откровение показывает, что в конце времени Божьему народу поручено провозглашать миру Евангелие последнего времени. Возложенная на нас миссия может показаться сложной, почти невыполнимой. Однако мы имеем обетование о Божьей силе.
«При завершении великого дела Евангелия сила Божья должна проявляться так же, как при его начале… Эта весть будет распространяться не столько с человеческой мудростью, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства уже были даны. Семя было посеяно, теперь оно взойдет и принесет плоды» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 611, 612).
После провозглашения последней Божьей вести произойдет великое разделение людей в мире на две группы: любящие Бога, повинующиеся Ему и повинующиеся зверю. Это разделение представлено в образе двух жатв: сбора пшеницы в кладовые (см. Откр. 14:14–16) и сбора виноградных ягод, которым надлежит быть истоптанными в точиле (см. Откр. 14:17–20). Последнее разделение мы рассмотрим в главах 17, 18 книги Откровение.
Вопросы для обсуждения:
- Кто еще провозглашает Трехангельскую весть, кроме адвентистов седьмого дня? Что этот факт говорит нам о важности нашей миссии? Насколько серьезно нам следует к ней относиться?
- Почему тема суда столь непопулярна среди многих христиан? Какое значение для современных христиан имеет концепция суда перед пришествием? Как вы можете помочь своим единоверцам лучше понять истинное значение суда перед пришествием Христа?
- Поразмышляйте о вопросе субботы в контексте событий последнего времени. Вопрос в том, кому мы поклонимся — Сотворившему «небо и землю» (Откр. 14:7) или власти зверя? В Библии говорится, что седьмой день — суббота — является самым первым (Быт. 2:2, 3) и основополагающим знамением сотворения Богом «неба и земли». Что эта истина говорит нам о том, почему суббота — одна из Божьих заповедей (Откр. 14:12) — сыграет ключевую роль во время последнего кризиса.