Откр. 13; Откр. 17:8; Дан. 7:24; 2 Фес. 2:2–12; Откр. 12:14–16; 3 Цар. 18:38.
Памятный стих:
«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).
В 12-й главе книги Откровение мы видим нападки сатаны на верный Божий народ, включая гонения со стороны языческого Рима, а позже — папского Рима на протяжении 1 260 дней/лет (538–1798 гг.; см. Откр. 12:6, 13, 14 и урок 7, материал за вторник). В 13-й главе нападки сатаны в течение всей истории христианства описаны более подробно, и помогают дьяволу в этом два союзника, предстающие в образах зверей. Под руководством сатаны эти два зверя в конце времени объединят свои усилия в противостоянии Божьему делу искупления, желая завоевать доверие всего мира.
Нам необходимы слова предостережения, ведь исполнившиеся в прошлом пророчества легче истолковать, чем пророчества, которым еще предстоит исполниться, поэтому с ними следует быть более осторожными. Бог показывает, чему надлежит произойти в конце времени, дабы эти события не стали для нас неожиданностью, однако Он не излагает все подробности, которые нам хотелось бы знать.
Мы всегда должны помнить: хотя пророчества открывают нам события последнего времени, они не сообщают, когда и каким именно образом эти события будут происходить. Поэтому мы должны соблюдать осторожность, чтобы не плодить домыслы относительно значения пророчеств. Будем помнить, что пророчества в книге Откровение имеют практическую цель: научить нас, как следует жить сегодня и как приготовиться к будущему.
Иоанн видит ужасного зверя, выходящего из моря. Хотя зверь, как правило, представляет политическую власть, описание морского зверя указывает на политическую власть, доминирующей характеристикой которой является религия. Море символизирует густонаселенную территорию Европы, откуда морской зверь приходит к власти после падения Римской империи (см. Откр. 17:15).
Иоанн описывает зверя, выходящего из воды. Этот зверь имеет семь голов и десять рогов, как и дракон из Откр. 12:3, 4, что указывает на тесную связь с языческим Римом. На головах этого зверя богохульные имена, а на рогах — царские диадимы. Головы зверя — это царства, которые сатана использовал для преследования Божьего народа на протяжении всей истории (см. Откр. 17:9–11). Богохульные имена означают претензии зверя на Божественный титул. Десять рогов указывают на Дан. 7:24, символизируя народы, которые возникли после падения Римской империи. Все эти характеристики морского зверя указывают на папскую власть, возникшую из Римской империи.
Выходящий из воды зверь подобен барсу, ноги у него медвежьи, пасть львиная. Он сочетает в себе черты четырех зверей из Дан. 7:2–7, символизирующих мировые империи: Вавилон, Мидо-Персию, Грецию и Рим. Однако Иоанн, живущий в первом столетии, перечисляет их в обратном порядке, а это с его временной перспективы свидетельствует о том, что морской зверь имеет отношение к четвертому зверю из 7-й главы книги Даниила — Римской империи.
Дракон дал этому зверю свою силу, престол и великую власть. Подобно тому, как Отец дал Свой престол и власть Христу (см. Откр. 2:27), сатана наделяет зверя полномочиями своего соправителя и представителя на земле.
Отрывок Откр. 13:5–7 сообщает, что период гонений со стороны зверя составляет 42 месяца. Как мы уже говорили, преследование непорочной жены продолжалось в течение «времени, времен и полувремени», то есть 3,5 «времен», или пророческих «лет» (Откр. 12:13, 14; ср. Дан. 7:25). Если 42 пророческих месяца умножить на 30 дней, мы получим 1 260 дней/лет (см. Откр. 12:6). Таким образом, время, времена и полувремя, 42 месяца и 1 260 дней — это один и тот же временной период — 1 260 лет. Этот временной отрезок заканчивается тогда, когда Иоанн видит, что «одна из голов его [зверя] как бы смертельно была ранена». Исцеление этой «смертельной раны» указывает на период после 1798 года, когда происходит возрождение зверя и восстановление его власти. Исцеление смертельной раны вызывает всеобщее удивление, и народы мира поклоняются дракону и зверю.
Сравните Откр. 13:5–8 с Дан. 7:24, 25 и 2 Фес. 2:2–12. Каким образом действия морского зверя перекликаются с действиями малого рога и человека греха?
Действия морского зверя на протяжении 1 260 лет Писание расценивает как богохульство. В Новом Завете в большинстве случаев богохульство означает притязание на равенство с Богом (см. Ин. 10:33; Мф. 26:63–65) и присвоение Его полномочий (см. Мк. 2:7). Богохульство морского зверя направлено «на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6). Жилищем Бога является небесное святилище, где Христос совершает служение ради нашего спасения. Морской зверь стремится свести на нет посредническое служение Христа, пытаясь заменить его человеческим священством, которое заявляет о своем праве предоставлять спасение и прощение грехов. Присвоение полномочий, принадлежащих исключительно Богу, — основа богохульства.
Глава 13 книги Откровение указывает на период масштабного отступничества в христианстве, когда римский католицизм возложил титул и власть Бога на своего правителя — папу римского. Люди, отказавшиеся подчиниться Риму, подвергались гонениям и мученической смерти. И хотя сегодня подобные заявления расцениваются как резкие и даже фанатичные, настоящее не в силах стереть историю, как бы людям этого ни хотелось.
Как мы можем правильно толковать пророчества, касающиеся церковной истории, и в то же время проявлять доброту и осторожность, преподнося эти истины другим?
Прочитайте Откр. 13:11. Чем характеризуется второй зверь? В контексте Откр. 12:14–16 какое значение имеет факт, что этот зверь выходит из земли?
Иоанн видит появление другого зверя. В отличие от первого зверя, второй выходит из земли. Второй зверь — это мировая власть, оказывающая такое же влияние, как и первый зверь. Однако в отличие от морского зверя, имеющего ужасающий вид, земной зверь выглядит весьма безобидно — у него «два рога, подобные агнчим» (Откр. 13:11). Этот агнец является символом Христа. Таким образом, сила, действующая в последнее время, имитирует Христа.
Эта власть появляется на территории, где жена (истинная Божья церковь) обрела убежище от преследующей ее реки, извергнутой драконом по истечении 1 260 пророческих дней (см. Откр. 12:14–16). Налицо новый персонаж — мировая сила, возникшая после того, как морскому зверю была нанесена смертельная рана во время событий Французской революции. Это свидетельствует о том, что земной зверь даст знать о себе только в последнее время.
«Какая нация начала укрепляться и возвышаться в Новом Свете в 1798 году, обещая стать великой державой и привлекая к себе внимание мира? Толкование этого символа не вызывает никаких сомнений. Один-единственный народ соответствует данному пророчеству — оно безошибочно указывает на Соединенные Штаты» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 440).
Однако текст Откр. 13:11 показывает, что Америка (по большей части протестантская страна) в конце концов начнет говорить, как дракон, то есть как сам дьявол, оказывая влияние на весь мир, подобно Римской империи. В последнее время эта сила заставит весь мир поклониться первому зверю, которому была нанесена смертельная рана. Другими словами, США, однажды предоставив церкви защиту и убежище, в последнее время выступят в роли гонителя.
Когда Соединенные Штаты Америки впервые были отождествлены со вторым зверем из 13-й главы книги Откровение, это государство не имело и десятой доли той власти и влияния, которые принадлежат ему в настоящее время. Как данный факт подтверждает, что именно США представляют силу, о которой говорится в пророчестве?
Совершая чудеса, зверь с агнчими рогами убедит многих людей в истинности своих слов, хотя они полностью противоречат Священному Писанию. «Посредством спиритизма будут совершаться чудеса, исцеления больных, а также происходить многие другие неоспоримые сверхъестественные явления» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 588). С помощью этих чудес зверь с агнчими рогами способен убедить жителей земли сделать образ морского зверя, которому была нанесена смертельная рана.
Исцеление смертельной раны морского зверя означает восстановление римского папства в качестве религиозно-политической власти. Земной зверь также начнет говорить, как дракон, и осуществлять полномочия морского зверя, желая показать, что станет таким же нетерпимым, как и народы, представленные этими символами.
«Такие действия противоречат принципам этого государства, его свободолюбивым законам, недвусмысленным и торжественным положениям Декларации независимости и Конституции… Но непоследовательность такого шага как раз и представлена в символе, олицетворяющем эту власть. Ведь зверь с агнчими рогами, которые указывают на его кажущуюся чистоту, невинность и безобидность, тем не менее говорит, как дракон…
“Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя”. Эти слова указывают на такую форму правления, при которой законодательная власть находится в руках народа, и это самое поразительное свидетельство того, что Соединенные Штаты и есть то государство, о котором говорится в пророчестве.
Но что такое “образ зверя”? И как он будет сформирован? Образ этот создается двурогим зверем, который копирует первого зверя. Чтобы понять суть этого образа и как он формируется, мы должны хорошо знать особенности самого зверя, то есть папства.
Когда ранняя церковь утратила чистоту и простоту Евангелия, приняв языческие обряды и обычаи, она лишилась Духа и силы Божьей и, стремясь к господству над совестью людей, стала искать поддержки у светской власти. В результате сформировалось папство — церковь, которая контролировала государственную власть и использовала ее в собственных интересах, в особенности для расправы с “еретиками”…
Когда ведущие церкви Соединенных Штатов, объединенные вокруг тех доктрин, которые все они разделяют, начнут оказывать влияние на государство с целью внедрения своих установлений и поддержки своих организаций, тогда можно будет сказать, что в протестантской Америке сформировался образ (подобие) римской иерархии, неизбежным следствием чего станет применение гражданских мер наказания в отношении инакомыслящих…
“Образ зверя” символизирует ту разновидность отступнического протестантизма, которая выйдет на историческую арену, когда протестантские церкви обратятся за помощью к гражданской власти для принудительного распространения своих доктрин» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 442–445).
Прочитайте Откр. 13:16, 17, а также Втор. 6:4–8. Каким образом нанесение начертания на правую руку и чело связано с Божьими заповедями?
Все люди, независимо от своей социальной принадлежности, будут принуждаемы принять начертание зверя на правую руку или на чело. Подобно тому, как печать на челе является отличительной чертой Божьего народа (см. Откр. 7:3, 4; Откр. 14:1), начертание зверя указывает на поклоняющихся зверю.
Начертание зверя — это не печать и не знак, который можно увидеть. Его расположение на правой руке или челе напоминает данное Моисеем повеление израильскому народу — навязать Божий закон как памятный знак на руку или чело (см. Втор. 6:8). Знак на правой руке указывает на поведение, а знак на челе — на разум и умственное согласие. Некоторые примут начертание зверя для того, чтобы избежать угрозы смерти, тогда как другие будут полностью — душой и разумом — привержены этой вероотступнической системе поклонения.
Ключевым вопросом во время последнего кризиса будет поклонение и послушание Богу, выраженное в соблюдении Его заповедей (см. Откр. 14:12). В частности, заповедь о субботе станет критерием верности и послушания Богу. Суббота является отличительным знаком послушания верного Божьего народа (см. Иез. 20:12, 20), а начертание зверя — это знак преданности зверю.
Начертание зверя приводит к подмене Божьей заповеди человеческим постановлением. Самым большим доказательством этого факта является учрежденное людьми воскресное поклонение (см. Дан. 7:25) вместо субботнего поклонения, предусмотренного в Священном Писании нашим Творцом. Попытка заменить знамение Божьей власти на другой день — это попытка присвоить себе роль и силу Самого Бога. «Начертание зверя — это папская суббота… Когда выйдет указ, насаждающий поддельную субботу, и громкий клич третьего ангела предостережет людей от поклонения зверю и его образу, тогда… продолжающие преступать заповеди примут начертание зверя» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 234, 235).
В Откр. 13:18 читаем: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его — шестьсот шестьдесят шесть». О ком идет речь? Павел называет его «человеком греха» (2 Фес. 2:3). Это определение указывает на папскую власть, символом которой является морской зверь. Богохульные имена на головах морского зверя свидетельствуют о том, что он притязает на Божественный титул, якобы занимая место Сына Божьего на земле.
«Пока никто еще не принял начертание зверя. Время испытания еще не пришло. В каждой церкви есть истинные христиане, не исключая и католиков. Никто не осужден, пока не обрел света относительно соблюдения четвертой заповеди. Но когда выйдет указ, насаждающий поддельную субботу, и громкий клич третьего ангела предостережет людей от поклонения зверю и его образу, тогда будет проведена четкая граница между ложью и истиной и продолжающие преступать заповеди примут начертание зверя» (Э. Уайт. Евангелизм, с. 234, 235).
Грядет время, когда «начертание зверя» станет ключевым вопросом, и выбор дня поклонения послужит испытанием верности. Книга Откровение призывает Божий народ взять Библию и, исследуя собственное сердце, изучать пророческое слово, прилагая все усилия для того, чтобы с помощью Евангелия приобрести для Христа необращенные души.
Вопросы для обсуждения:
- Оценивая состояние современного мира, какие тенденции вы видите в религиозной и политической сферах, которые ведут к исполнению пророчества из 13-й главы книги Откровение?
- Каким должно быть наше отношение к христианам других деноминаций, когда мы ожидаем конца времени? Поразмышляйте над следующим утверждением: «Нашим служителям надо стремиться к сближению со служителями других деноминаций. Молитесь за них и вместе с ними, с теми людьми, за которых ходатайствует Христос. На них возложена торжественная обязанность. Как вестникам Христовым нам следует проявлять глубокий, искренний интерес к этим пастырям стада» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 78). Как в своем отношении к христианам других деноминаций мы можем избежать проявления надменного поведения или нехристианского духа? Каким образом мы должны проявлять уважение к ним и к их вере, не поступаясь библейскими принципами?