Откр. 8:1–13; Числ. 10:8–10; Иез. 10:2; Откр. 10:1–11; Дан. 12:6, 7; Откр. 11:1–13; Лев. 16.
Памятный стих:
«Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр. 10:7).
В эпизоде с пятой печатью мы увидели, что вопль притесняемого Божьего народа отражает вопль верных всех времен. Символическим языком эти верные изображены как души под жертвенником, взывающие к Богу о справедливости и воздаянии: «Доколе, Владыка?» (Откр. 6:10). Голос свыше настоятельно призывает их подождать, поскольку приближается день, когда Бог совершит суд над причинившими им боль. В отрывке Откр. 6:15–17 изображен Иисус, Который возвращается на землю, чтобы произвести суд над обидчиками Его верных последователей.
В видении о пятой печати описаны переживания Божьего народа, страдающего на протяжении всей истории земли. Страдания начались со времен Авеля и будут продолжаться до тех пор, пока в конечном счете Бог не совершит суд и не взыщет «кровь рабов Своих» (Откр. 19:2). Страдающий Божий народ должен оставаться твердым и верить, что Бог слышит его молитвы.
Последующее видение о семи трубах свидетельствует о том, что на протяжении всей истории Бог вступался за Свой притесняемый народ и совершал суд над его обидчиками. Семь труб призваны заверить Божий народ в том, что Небеса неравнодушны к его страданиям.
Прочитайте Откр. 8:3, 4 в контексте изложенного ниже описания ежедневного служения в Иерусалимском храме. Еврейские комментаторы Библии объясняют, что во время вечерней жертвы агнца возлагали на жертвенник всесожжения, а кровь проливалась у основания жертвенника. Священник вносил в храм золотую кадильницу и воскурял фимиам на золотом жертвеннике во Святом. Когда он завершал это служение, семь священников трубили в трубы, что свидетельствовало об окончании храмовых жертвоприношений того дня.
Можно отметить, что язык вечерней жертвы используется в отрывке Откр. 8:3–5. Примечателен такой факт: ангел принимает фимиам возле золотого жертвенника, «который перед престолом» (Откр. 8:3). Фимиам символизирует молитвы Божьего народа (см. Откр. 5:8). Теперь на их молитвы Бог даст ответ.
Тексты Откр. 8:3–5 содержат важную информацию относительно труб в книге Откровение:
Семь труб — это Божьи суды, грядущие на непокорное человечество в ответ на молитвы Его гонимого народа.
Звук труб раздается после смерти Иисуса-Агнца, и одна за другой трубы звучат на протяжении всей истории вплоть до Второго пришествия (см. Откр. 11:15–18).
Прочитайте Откр. 8:5 и Иез. 10:2. Как видение Иезекииля о нисхождении огня на отступнический Иерусалим проливает свет на значение семи труб в книге Откровение?
Ангел наполняет кадильницу огнем с жертвенника и бросает ее на землю. Примечательно, что огонь взят с жертвенника, на который были возложены молитвы святых. Этот факт свидетельствует о том, что семь трубных судов поразят жителей земли в ответ на молитвы Божьего народа и Бог вступится за него в Свое время. Бросание кадильницы на землю также может быть предупреждением о том, что ходатайство Христа не будет длиться вечно. Время испытания закончится (см. Откр. 22:11, 12).
В контексте храмового служения звуки труб были неразрывно связаны с молитвой. Во время поклонения в храме или в праздничные дни трубы «напоминали» Богу о Его завете с народом. Трубы также служили напоминанием людям о том, что они должны быть готовы ко дню Господнему (см. Иоил. 2:1). Во время сражения трубные звуки передавали основные указания и предупреждения, а также являли собой зов к Богу о спасении Его народа. В этом ключе и следует понимать семь труб в книге Откровение.
Прочитайте Откр. 8:13; 9:4, 20, 21. Кто подвержен судам семи труб?
События, происходившие после звучания труб, свидетельствуют о вмешательстве Бога в историю в ответ на молитвы Его народа. И если печати касались преимущественно тех, кто признает себя частью Божьего народа, то трубы предвещают суды, которые будут ниспосланы на жителей земли (см. Откр. 8:13). В то же время они служат предостережением для жителей земли, призывая их покаяться, пока не стало слишком поздно.
Cемь труб охватывают ход событий со времени Иоанна и до скончания века (см. Откр. 11:15–18). Они звучат до тех пор, пока на небе происходит ходатайственное служение (см. Откр. 8:3–6), а на земле провозглашается Евангелие (см. Откр. 10:8–11:14). Суды, сопровождающиеся звуком труб, носят частичный характер, поскольку оказывают влияние лишь на третью часть творения. Седьмая труба провозглашает: пришло время Богу взять правление в Свои руки. Семь труб относятся примерно к тем же периодам, что семь церквей и семь печатей:
Видение о первых двух трубах предвещает суды, которым подвергнутся народы, распявшие Христа и преследовавшие раннюю церковь, а именно восставший Иерусалим и Римская империя.
Видение о третьей и четвертой трубах описывает небесный суд в отношении отступничества христианской церкви в средневековый период.
Видение о пятой и шестой трубах изображает враждующие стороны в религиозном мире во время позднего средневекового и постреформационного периодов. Эти периоды характеризуются усиливающейся дьявольской деятельностью, в результате которой мир оказался вовлеченным в Армагеддонскую битву.
История нашей земли преисполнена кровопролитий, боли и скорби. Как эта печальная действительность может помочь нам осознать всю красоту и великолепие того, что обещал нам Иисус?
Прочитайте Откр. 10:1–4. О чем говорится в приведенных стихах?
«Могущественный Ангел, дающий указания Иоанну, был не кто иной, как Иисус Христос» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 971). Он ставит Свои ноги на море и на землю, что свидетельствует о Его законном праве управлять Вселенной, а также о глобальном характере вести, которую Он собирается провозгласить. Ангел восклицает громким голосом, как рыкает лев. Львиный рык в данном контексте символизирует Божий голос (см. Ос. 11:10; Откр. 5:5).
Прочитайте Откр. 10:5–7. Сравните этот отрывок с Дан. 12:6, 7. Какие слова объединяют приведенные тексты?
В утверждении Ангела о том, что «времени уже не будет» (Откр. 10:6), используется греческое слово хро́нос («промежуток времени»), свидетельствующее о том, что Ангел указывает на определенный временной период. Это отсылает нас к Дан. 12:6, 7, где ангел утверждает, что преследование святых будет продолжаться в течение времени, времен и полувремени. Согласно оригиналу, выражение времени, времен и полувремени означает год, два года и полгода, что в сумме составляет три с половиной года. По еврейскому лунному календарю год равен 360 дням, значит, три с половиной года — это 1 260 дней. В книгах Даниила и Откровение пророческий день символизирует год (см. Числ. 14:34; Иез. 4:6), поэтому 1 260 дней — это 1 260 лет (538–1798 гг.), на протяжении которых папство преследовало церковь (ср. Дан. 7:25).
Утверждение о том, что времени уже не будет, указывает на временные пророчества Даниила, в частности, на 2 300 пророческих дней из Дан. 8:14 (457 г. до н. э. — 1 844 г. н. э.). После этого периода других пророческих временных периодов уже не будет. Эллен Уайт пишет: «Указанное время, о котором Ангел возвещает с торжественной клятвой… становится концом пророческого времени, пророческих периодов, которые будут предшествовать возвращению нашего Господа. То есть людям не будет дана другая весть, содержащая конкретные времена и сроки. После периода времени, простирающегося с 1 842 до 1844 года, не может быть дано никаких конкретных пророческих периодов. Самый продолжительный из них закончился осенью 1844 года» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 971).
Согласно процитированному отрывку, почему нам следует воздерживаться от установления сроков и дат относительно будущего?
Поедание Иоанном свитка (символизирующего книгу Даниила) и сопутствующие ощущения сладости и горечи указывают на снятие печатей с пророчеств Даниила о конце времени. Здесь в лице Иоанна представлена Церковь Остатка, на которую возложена миссия провозглашать вечное Евангелие (см. Откр. 14:6, 7) по завершении 1 260 дней/лет из пророчества Даниила (см. Дан. 7:25).
Контекст свидетельствует о том, что видение Иоанна указывает на сладостно-горький опыт в конце пророческого 2300-летнего периода. Когда последователи Миллера, основываясь на пророчествах Даниила, заключили, что Христос вернется в 1844 году, для них это была радостная весть. Но когда Христос так и не пришел, эти люди испытали горечь разочарования и вновь принялись исследовать Священное Писание для более четкого понимания.
Данное Иоанну поручение «опять пророчествовать» миру указывает на миссию соблюдающих субботу адвентистов, которым доверено провозглашать весть о Втором пришествии в рамках пророчеств Даниила и Откровения.
Прочитайте Откр. 11:1, 2. Что Иоанну было велено делать?
Этот отрывок является продолжением видения из 10-й главы книги Откровение. Иоанну было велено измерить храм, жертвенник и поклоняющихся там. Библейская концепция измерения неразрывно связана с судом (см. Мф. 7:2). Храм, который необходимо было измерить, находится на небесах, где Иисус совершает служение ради нас. Упоминание о храме, жертвеннике и поклоняющихся указывает на День искупления (см. Лев. 16:16–19). Этот день являлся также Судным днем, поскольку Бог судил грехи Своего народа. Таким образом, текст Откр. 11:1 указывает на суд перед Вторым пришествием. Этот суд касается исключительно Божьего народа — поклоняющихся в храме.
Стих Откр. 11:1 свидетельствует о том, что весть о небесном святилище составляет сердце последнего евангельского провозглашения, включающего оправдание Божьего характера. В этой вести заключается вся полнота евангельской истины об искупительном служении Христа и Его праведности — единственном средстве спасения для человеческого рода.
Осознавая ключевую роль крови в обрядах, совершаемых в День искупления (см. Лев. 16), как мы можем помнить о том, что весть о суде — благая весть? Почему эта истина так важна?
Сама идея двух свидетелей берет свое начало в еврейской правовой системе, которая предполагает наличие по меньшей мере двух человек, способных засвидетельствовать об истинности чего-либо (см. Ин. 8:17). Два свидетеля символизируют Библию — Ветхий и Новый заветы. Эти два свидетеля неотделимы друг от друга. Божий народ призван провозглашать библейскую весть миру во всей полноте — «всю волю Божию» (Деян. 20:27).
В вышеприведенном отрывке мы видим облеченных во вретище свидетелей, пророчествующих на протяжении пророческого периода 1 260 дней/лет (538–1798 гг.). Вретище — это одежда, которую носили в знак траура (см. Быт. 37:34); она указывает на тяжелые времена, когда библейские истины, казалось, были похоронены, а на смену им пришли человеческие традиции.
Прочитайте Откр. 11:7–13. Опишите своими словами, что произошло с двумя свидетелями по прошествии 1 260 лет.
Зверь, убивший двух свидетелей, выходит из обиталища сатаны. Убийство свидетелей в исторической перспективе соотносится с атеистическими нападками на Библию и борьбой с религией в период Французской революции. Антирелигиозной системе, сформированной во Франции, были свойственны моральное разложение Содома, атеистическая самонадеянность Египта и непокорность Иерусалима. То, что произошло с Иисусом в Иерусалиме, теперь происходит с Библией под действием этой антирелигиозной системы.
Воскресение свидетелей указывает на великое возрождение интереса к Библии в период после Французской революции, что привело к возникновению адвентистского движения, восстановлению библейской истины, образованию Библейских обществ и всемирному распространению Слова Божьего.
Перед самым концом мир станет свидетелем последнего всемирного провозглашения Слова Божьего (см. Откр. 18:1–4). Эта последняя весть вызовет сопротивление злых сил, которые будут творить чудеса, чтобы прельстить мир и вовлечь поклоняющихся зверю в последнюю битву против верных Божьих свидетелей (см. Откр. 16:13–16).
Видение о седьмой трубе вкратце излагает содержание остальных глав книги Откровение: 1). И рассвирепели язычники: в главах 12–14 мы видим разъяренного сатану (см. Откр. 12:17), который с двумя своими союзниками — зверем из моря и зверем из земли — готовит народы мира к борьбе против Божьего народа. 2). Пришел гнев Твой: в ответ на гнев язычников Бог посылает семь последних язв, которые названы яростью Божьей (см. Откр. 15:1). 3). Время судить мертвых: сцена суда изображена в Откр. 20:11–15. 4). Возмездие Божьим рабам представлено в Откр. 21–22. 5). Погубить губивших землю: в Откр. 19:2 говорится, что Вавилон конца времени осужден, ибо растлил землю. Истребление сатаны, его воинства и двух союзников — это заключительный акт в драме великой борьбы (см. Откр. 19:11–20:15).
Вопросы для обсуждения:
- Порой мы обнаруживаем, что проповедь Евангелия может приносить горечь (см. Откр. 10:10). Наши слова не принимают, подвергают насмешкам, да и мы сами можем быть отвергнуты и осмеяны. Нередко проповедь Евангелия может даже вызвать противодействие. Какие библейские персонажи сталкивались с подобного рода испытаниями и какой урок мы можем извлечь для себя из их опыта?
- Поразмышляйте над следующим утверждением: «Вновь и вновь я получаю предостережения относительно установления времени. Народ Божий никогда вновь не получит вести, которая будет основана на сроках. Нам не дано знать ни определенного времени излития Святого Духа, ни времени пришествия Христа» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 188). Чем чревато составление чрезмерно подробных пророческих схем последних событий после 1844 года? Как уберечь себя от подводных камней, которые скрываются за этими схемами?