Откр. 6:1–14; Лев. 26:21–26; Иез. 4:16; Втор. 32:43; 2 Фес. 1:7–10.
Памятный стих:
«Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9, 10).
Глава 6 книги Откровение продолжает описание сцены из глав 4, 5, в которой Христос предстает достойным открыть запечатанную книгу, ведь Своими победоносными жизнью и смертью Он заново обрел то, что потерял Адам. Теперь Иисус готов снять с нее печати, чтобы выполнить до конца план спасения.
Пятидесятница ознаменовала начало проповеди Евангелия, благодаря которой Христос расширяет границы Своего Царства. Таким образом, снятие печатей связано с проповедью Евангелия и последствиями ее отвержения. Снятие последней, седьмой печати приводит нас к заключительному этапу мировой истории.
В Откр. 3:21 содержится ключ к пониманию семи печатей: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его». Главы 4, 5 сообщают о победе Христа и о том, что благодаря Своей жертве на Гологофе Он достоин быть нашим Небесным Первосвященником и открыть книгу. Последние стихи в 7-й главе повествуют о победителях, стоящих перед престолом Христа. Таким образом, в 6-й главе речь пойдет о борьбе Божьего народа за право воссесть вместе с Иисусом на престоле.
События семи печатей следует понимать в контексте ветхозаветных проклятий, выражающихся в виде меча, голода, язвы и полевых зверей (см. Лев. 26:21–26). Иезекииль определяет их как Божьи «четыре тяжкие казни» (Иез. 14:21). Это были дисциплинарные меры, которые Бог применял к людям, когда они проявляли неверность завету. Тем самым Он желал пробудить Свой народ, дабы тот осознал свое духовное состояние. Подобным образом четыре всадника являются Божьим инструментом, который Он использует с целью не дать Своему народу уснуть в ожидании возвращения Иисуса.
Мы наблюдаем также тесные параллели между первыми четырьмя печатями и текстами Мф. 24:4–14, где Иисус открывает грядущие события. Четыре всадника — это средство, благодаря которому Бог удерживает Своих детей на правильном пути, напоминая, что нынешний мир не является их домом.
В текстах Откр. 6:1, 2 образным языком также говорится о победе. Они перекликаются с отрывком Откр. 19:11–16, где Христос изображен как Всадник на белом коне во главе Своего небесного воинства ангелов, грядущий спасти Свой народ во время Второго пришествия. Белый цвет, символизирующий чистоту, ассоциируется с Христом и Его последователями. Всадник на коне держит лук, ему также дан венец (см. Откр. 6:2). Этот портрет напоминает нам образ Бога в Ветхом Завете — Всадник на коне с луком в руке, побеждающий врагов Своего народа (см. Авв. 3:8–13; Пс. 44:5, 6). Венец на голове всадника (см. Откр. 6:2) обозначен греческим словом стэ́фанос — «венец победы» (см. также Откр. 2:10; 3:11). Этот всадник идет вперед с целью побеждать.
В повествовании о первой печати изображена проповедь Евангелия, усилившаяся в день Пятидесятницы, посредством чего Христос начал расширять Свое Царство. Как тогда, так и сегодня существует много территорий, которые необходимо охватить проповедью. Множество людей нуждаются в том, чтобы стать последователями Иисуса, пока не будет одержана окончательная победа грядущим во славе Христом.
С пророческой точки зрения повествованию о первой печати соответствует послание к Ефесской церкви. В нем описан апостольский период первого века, в течение которого Евангелие стремительно распространялось по всему миру (см. Кол. 1:23).
Почему нам не следует забывать, что, сделав свой выбор в пользу Христа, мы встали на сторону Победителя?
Красный — цвет крови. У этого всадника большой меч, и ему дано взять мир с земли, что позволяет людям убивать друг друга (см. Мф. 24:6).
Повествование о второй печати изображает последствия непринятия Евангелия, проявившиеся во втором веке. Христос ведет духовную войну посредством проповеди Евангелия, но силы зла оказывают сильное сопротивление, поэтому преследования неизбежны. Всадник не совершает убийства, а забирает мир с земли, после чего неминуемо следуют гонения (см. Мф. 10:34).
Прочитайте Откр. 6:5, 6, а также Лев. 26:26 и Иез. 4:16. Исходя из описания всадника на вороном коне, что можно сказать о проповеди Евангелия в этот период?
Всадник на вороном коне держит меру для взвешивания продуктов. Звучит заявление: «Хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий» (Откр. 6:6). В той части мира зерно, масло и вино являлись товарами первой необходимости (см. Втор. 11:14). Тщательно взвешивать зерно означало испытывать величайшую нужду или голод (см. Лев. 26:26; Иез. 4:16). Во дни Иоанна динарий составлял дневную заработную плату (см. Мф. 20:2). При обычных обстоятельствах дневной заработок мог покрыть все нужды семьи на этот день. Однако по причине голода цены непомерно выросли. В эпизоде с третьей печатью сообщается, что заработной платы за целый рабочий день было достаточно для обеспечения необходимым количеством пищи только одного человека. Чтобы накормить небольшую семью, за дневную плату следовало купить три хиникса ячменя — более дешевого продукта для бедных.
Отрывок о третьей печати указывает на дальнейшие последствия непринятия Евангелия в четвертом веке, когда церковь обрела политическую власть. Если белый конь символизирует проповедь Евангелия, то вороной обозначает его отсутствие и упование на человеческие традиции. Зерно в Библии — символ Слова Божьего (см. Лк. 8:11). Отвержение Евангелия неизбежно приведет к голоду по Божьему Слову, о котором писал пророк Амос (см. Ам. 8:11–13).
Цвет коня в повествовании о четвертой печати передает греческое слово хлорос, обозначающее мертвенно-бледный цвет разлагающегося трупа. Имя всадника — смерть; его сопровождает ад (греч. ха́йдэс — могила) — место пребывания мертвых. Этим двоим дана власть умерщвлять людей мечом, голодом, мором и земными зверями на четвертой части земли (см. Мф. 24:7, 8).
Добрая весть заключается в том, что власть смерти и ада (могилы) ограничена четвертой частью земли. Иисус заверяет нас, что имеет ключи ада и смерти (см. Откр. 1:18).
Просмотрите еще раз содержание посланий к церквам в Ефесе, Смирне, Пергаме и Фиатире, записанных во второй главе книги Откровение. Сравните положение этих церквей со сценами, сопровождающими снятие первых четырех печатей. Какие параллели вы можете отметить?
Картины снятия семи печатей показывают будущее церкви. Подобно семи церквам, печати соотносятся с разными периодами в истории христианства. В апостольские времена Евангелие стремительно распространялось по всему миру. Затем последовал период гонений в Римской империи (конец I — начало IV вв.), отображенный в эпизоде со второй печатью. Третья печать указывает на период компромисса (V—VI вв.), во время которого наблюдался духовный голод по Библии, что привело к темным векам Средневековья. Повествование о четвертой печати как нельзя лучше описывает состояние духовной смерти христиан на протяжении почти тысячи лет.
В Откр. 6:6 сказано, что последствия голодного мора, господствовавшего в период третьей печати, не коснутся «елея и вина». Елей — символ Святого Духа (см. 1 Цар. 16:13; Деян. 10:38), а вино (то есть виноградный сок) символизирует пролитую за нас Кровь Иисуса Христа, дарующую нам спасение (см. Мф. 26:27, 28). Каким образом значение этих символов свидетельствует о том, что, невзирая порой на острую нехватку Слова Божьего, Святой Дух по-прежнему действует, а спасение во Христе доступно каждому желающему познать истину?
В Библии слово душа обозначает человека (см. Быт. 2:7). Мученичество Божьего верного гонимого народа представлено в этом отрывке в образе жертвенной крови, вылитой у основания жертвенника всесожжения в земном святилище (см. Исх. 29:12; Лев. 4:7). Божьи дети претерпели преследования и смерть за свою верность Евангелию. Они вопиют к Богу, умоляя Его вмешаться и оправдать их. В приведенных текстах говорится о царящей на земле несправедливости, но никак не о состоянии умерших.
Прочитайте Откр. 6:11, а также Втор. 32:43 и Пс. 78:10. Что было сказано мученикам из Божьего народа в ответ на их мольбы?
Святым мученикам были даны белые одежды, символизирующие праведность Христа, благодаря чему они получают оправдание — Его дар для принявших Божью благодать (см. Откр. 3:5; 19:8). Затем этим людям велено было успокоиться, пока их братья, которых ожидает такая же участь, не дополнят число. Важно отметить, что в греческом тексте Откр. 6:11 слово число отсутствует. В книге Откровение говорится не о конкретном числе мучеников, которое должно быть достигнуто до возвращения Христа, а о полноте их характера (греч. хе́ос плэрото́син означает «пока будут наполнены/завершены»). Божий народ достигнет духовной полноты благодаря одежде праведности Христа, а не ценой собственных заслуг (см. Откр. 7:9, 10). Святые мученики не будут воскрешены и оправданы, пока не настанет Второе пришествие Христа и не начнется Тысячелетнее царство (см. Откр. 20:4).
События, связанные с пятой печатью, исторически относятся к периоду, предшествовавшему Реформации, в течение которого миллионы людей претерпели мученическую смерть за свою верность (см. Мф. 24:21). Этот отрывок из Откровения также напоминает нам о страданиях, которым подвергался Божий народ на протяжении всей истории еще со времен Авеля (см. Быт. 4:10) и будет подвергаться до тех пор, пока Бог не взыщет за «кровь рабов Своих» (Откр. 19:2).
«Доколе, Владыка?» — на протяжении веков звучит вопль страдающего Божьего народа. Кто из нас никогда не боролся с несправедливостью в этой жизни? Какое утешение вы находите в повествовании о пятой печати, зная, что однажды справедливость восторжествует?
Прочитайте Откр. 6:12–14, а также Мф. 24:29, 30 и 2 Фес. 1:7–10. О чем сообщают эти тексты?
Последние три знамения шестой печати были предсказаны Иисусом в Мф. 24:29, 30. Как предвестники Второго пришествия они должны были исполниться по завершении «великой скорби» (Откр. 7:14) в 1798 году. Как и в пророчестве Христа, записанном в Мф. 24, солнце, луна, звезды (метеориты) и небо упоминаются здесь в буквальном значении. Употребление союза «как» рисует картину реальных предметов или явлений: солнце стало мрачным, как власяница; луна сделалась, как кровь; звезды пали на землю подобно тому, как смоковница роняет незрелые смоквы свои. Христиане в западном мире восприняли Лиссабонское землетрясение в 1755 году, «черный день» 19 мая 1780 года в восточной части Нью-Йорка и на юге Новой Англии, а также зрелищный метеоритный дождь над Атлантическим океаном 13 ноября 1833 года как исполнение предсказания Иисуса. Исполнение этого пророчества (Откр. 6:12–14) в свою очередь привело к целому ряду пробуждений и к осознанию близости пришествия Христа.
Прочитайте Откр. 6:15–17, а также Ис. 2:19; Ос. 10:8 и Лк. 23:30. Эти картины изображают представителей всех слоев общества, которые в панике пытаются скрыться от ужасного потрясения во время пришествия Христа. Обращаясь к горам и камням, они просят сокрыть их от «лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16). Настало время восстановить справедливость, ведь Христос грядет «прославиться во святых Своих» (2 Фес. 1:10). Участь нечестивых изображена в Откр. 19:17–21.
В заключение этих событий из уст пораженных ужасом нечестивых звучит риторический вопрос: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:17; см. также Наум. 1:6; Мал. 3:2). Ответ на этот вопрос содержится в тексте Откр. 7:4: устоять в тот день сможет только запечатленный Божий народ.
«И кто выдержит день пришествия Его?» (Мал. 3:2). Как бы вы ответили на этот вопрос? Какие аргументы из Библии могли бы привести? Поделитесь своими ответами в классе субботней школы.
Видение о семи печатях символически указывает на то, что Бог заботится о Своем народе на земле и научает его. Кеннет А. Стрэнд отмечает: «Писание заверяет нас в том, что Бог всегда заботился о Своем народе. Сама история свидетельствует, что Он постоянно пребывал со Своими детьми и поддерживал их. А во время великой эсхатологической развязки Господь дарует им полное оправдание и непостижимо щедрую награду — вечную жизнь. В книге Откровение поднимается и подробно излагается эта же тема, и она никоим образом не является из ряда вон выходящим пророческим откровением, которое не согласуется с библейской литературой в целом; она сообщает саму суть библейской вести. В книге Откровение подчеркивается, что Живой — Тот, Кто одержал победу над смертью и могилой (см. 1:18), — никогда не покинет Своих верных последователей. И даже претерпев мученическую смерть, они на правах победителей (12:11) получат “венец жизни” (см. 2:10; 21:1–4; 22:4)» (Kenneth A. Strand, “The Seven Heads: Do They Represent Roman Emperors?” in Symposium on Revelation—Book 2, Daniel and Revelation Committee Series, vol. 7, p. 206).
Вопросы для обсуждения:
- Какие ценные уроки вы извлекли для себя из повествования о семи печатях? Почему так важно знать, что, несмотря на столь бедственное положение дел на земле, верховная власть по-прежнему принадлежит Богу и все обетования, которые мы имеем во Христе, в конечном счете будут исполнены?
- Поразмышляйте над следующим утверждением: «Церковь по замыслу Божьему призвана сотрудничать с Ним в деле спасения людей. Она создана для служения, и ее задача — нести Евангелие миру» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 9). Подумайте о вашей местной церкви. Каким образом она могла бы проявлять еще большее рвение в распространении евангельской вести?
- Поделитесь в классе субботней школы своим ответом на последний вопрос в уроке за четверг. Кто может устоять в день пришествия Христа и почему? Каким должен быть наш образ жизни сегодня, чтобы мы могли быть готовы ко дню Его пришествия?