Откр. 4, 5; Иез. 1:5–14; Еф. 1:20–23; Евр. 10:12; Деян. 2:32–36.
Памятный стих:
«Не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).
На прошлой неделе мы исследовали послания Христа Своему народу на земле. Новое видение Иоанна переводит наш взор с земли на небо и открывает будущее — то, «чему надлежит быть после сего» (Откр. 4:1).
Видение, записанное в главах 4, 5 книги Откровение, происходит в небесном тронном зале. Сцены в этих главах, как и в главе 12, символически изображают Божий контроль над историей и планом спасения. Однако прежде чем начнет открываться будущее, нам показана центральная роль первосвященнического служения Христа на небесах в Его верховной власти над землей и в искуплении человеческого рода. Таким образом, в главах 4, 5 представлен пророческий взгляд на значение будущих событий, о которых пойдет речь в остальных главах книги.
Также можно отметить: если послания к семи церквам были написаны довольно простым языком, то с этого момента в книге используется образный язык, который не всегда легко истолковать. Этот язык заимствован из истории Божьего народа, записанной в Ветхом Завете. Чтобы правильно истолковать книгу Откровение, необходимо научиться понимать ее символический язык в свете Ветхого Завета.
Тексты Откр. 4:1–8; 5:8–12; Иез. 1:26–28 содержат описание небесного тронного зала. Что эти стихи сообщают нам о природе (сущности) этого места?
Через открытую дверь апостол увидел небесный храм и Божий престол. Престол символизирует Божье верховенство и высшую власть над творением, тогда как радуга вокруг престола знаменует собой Божью верность Своему слову (см. Быт. 9:13–16; Ис. 54:9, 10). Однако сатана — посягнувший на Божью власть противник Христа — пытается оспорить Божественный авторитет. Главный вопрос в великой борьбе между Богом и сатаной заключается в том, кому принадлежит право управлять Вселенной. Увиденный Иоанном небесный совет собрался в небесном тронном зале, чтобы подтвердить законность Божьего правления во Вселенной (см. Откр. 4:1–8; 5:11–14).
Прочитайте Откр. 4:8–11 и 5:9–14. Что в этих отрывках говорится об истинном поклонении? Почему Господь Бог и Агнец достойны поклонения?
В отрывке Откр. 4 мы видим общее описание тронного зала в небесном храме и постоянно проходящего там поклонения. И если в ходе поклонения в 4-й главе возвышается творческая сила Бога, то в 5-й главе прославляется искупление, дарованное закланным Агнцем. Эти главы свидетельствуют: истинное поклонение указывает на могущественные Божьи деяния — Творение и искупление — и воспевает их. Бог, сотворивший мир за шесть дней, имеет также власть и силу преобразовать его до первоначального состояния и превратить в вечные обители для Своего народа в соответствии со Своим обещанием.
Поразмышляйте о том, чему учит Евангелие: Тот, Кто сотворил не только нас и наш мир, но и всю Вселенную, стал Агнцем, закланным за нас (см. Откр. 5:12). Какую удивительную надежду эта весть дарует нам в мире, исполненном боли и смятения?
Число 24 — символическое. Это два раза по 12, а число 12 в Библии — символ Божьего народа. 24 старца могут олицетворять Божий народ во всей его полноте в ветхозаветное и новозаветное время. Число 24 также может служить символом глав 24 священнических черед, совершавших служение в земном храме (см. 1 Пар. 24:1–19).
Факт, что о 24 старцах никогда прежде в Библии не упоминалось, означает, что это новая группа в небесном тронном зале. Возможно, это люди, восставшие из мертвых в момент смерти Христа (см. Мф. 27:51–53).
Если это так, то 24 старца, вознесшиеся с Иисусом на небеса, становятся представителями человечества, чтобы засвидетельствовать справедливость деяний Бога, осуществляющего план спасения. В тексте Откр. 5:9 читаем, что 24 старца и четыре животных (стих 8) пали пред Агнцем, Который был заклан и жив. Вместе они поют новую песнь, восхваляя Агнца такими словами: «Достоин Ты… ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9, 10).
В отрывке Откр. 4:6–8 также упоминаются четыре животных, или четыре живых существа. Сравните их описание с изображением четырех живых существ в Иез. 1:5–14; 10:20–22, а также с описанием серафимов в Ис. 6:2, 3.
Четыре животных символизируют занимающих высокое положение существ, служащих Богу в качестве Его посредников и стражей Его престола (см. Пс. 98:1). Их крылья символизируют незамедлительное выполнение Божьих поручений, а глаза указывают на хорошую осведомленность. Присутствие этих существ вместе с 24 старцами и бесчисленным множеством ангелов вокруг престола (см. Откр. 5:11) свидетельствует о том, что в тронном зале представлены и небо, и земля.
Эти стихи в греческом тексте оригинала указывают на то, что книга лежала на престоле справа от Отца. Она ждала Того, Кто был бы достоин взять ее и «снять печати ее» (Откр. 5:2).
Эллен Уайт пишет, что в запечатанной книге содержится «история Божьего провидения, пророческая история народов и церкви. Здесь содержатся Божественные изречения, Его полномочия, заповеди, законы, все наставления Предвечного, а также история всех правящих сил народов. В этом свитке образным языком описано влияние каждого племени, языка и народа от начала земной истории и до ее завершения» (Э. Уайт. Рукописи, т. 9, с. 7).
Таким образом, запечатанная книга содержит Божественную тайну, касающуюся решения Богом проблемы греха и спасения падшего человечества. Полное осуществление этой тайны произойдет во время Второго пришествия Христа (см. Откр. 10:7).
Прочитайте Откр. 5:5–7. Почему Христос — единственный во Вселенной, Кто достоин взять запечатанную книгу и снять ее печати?
Изображенная Иоанном ситуация в тронном зале связана с восстанием сатаны. Хотя Создателем нашей планеты является Бог, она оказалась в плену у дьявола. Плач Иоанна символизирует слезы Божьего народа, ожидающего со времен Адама спасения от рабства греха. В запечатанной книге хранился Божий план решения проблемы греха. Несомненно, благодаря Своей безграничной силе Бог Отец Сам мог выполнить этот план. Однако искупление падшего человечества требовало особой жертвы, и ею стал Иисус. Он победил, поэтому достоин распечатать книгу, стать Властелином земли и нашим Посредником в небесном святилище.
Как мы можем научиться отводить Христу центральное место в нашей жизни?
Подойдя к престолу, Христос-Агнец берет книгу. Такое действие свидетельствует о том, что все необходимые полномочия и верховная власть принадлежат Ему (см. Мф. 28:18; Еф. 1:20–22). В этот момент вся Вселенная признаёт законное право Христа на управление землей. Христос вновь приобрел то, что однажды утратил Адам.
Христос взял свиток, и это означает, что в Его руках — участь всего человечества. Четыре живых существа и 24 старца пали пред Ним и поклонились, говоря: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан» (Откр. 5:9). Таким актом поклонения высокопоставленные ангелы и представители искупленного человечества подтверждают жертву Христа за людей. Своей кровью Он заплатил выкуп за падшее человечество и предлагает каждому человеку надежду на искупление и обетование будущих благ, которые мы едва можем себе представить.
К четырем живым существам и старцам присоединяется бесчисленное множество ангелов вокруг престола, воздающих хвалу Агнцу, Который был заклан и теперь жив, чтобы ходатайствовать за падший человеческий род (см. Евр. 7:25). Голоса присутствующих в тронном зале сливаются воедино в громком восклицании: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12).
В этот же миг все творение на небе и на земле объединяется в величественном поклонении Отцу и Христу: «Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13). В ответ на эту хвалу четыре живых существа и 24 старца восклицают: «Аминь», завершая восторженное поклонение в небесном тронном зале.
Ученые полагают, что однажды Вселенная либо взорвется, либо испытает коллапс, либо распадется на части. Какой разительный контраст представляет собой будущее, открытое в Слове Божьем! Как мы можем уже сейчас начать радоваться ожидающему нас будущему?
Прочитайте Деян. 2:32–36 и Ин. 7:39. Какую надежду и ободряющую весть вы находите в том, что Иисус служит на небесах как наш Первосвященник и Царь?
После воцарения Христа в небесном святилище произошло излитие Святого Духа на учеников. В тексте Откр. 5:6 упоминаются семь духов Божьих, «посланных во всю землю». Как мы уже исследовали ранее, семь духов указывают на полноту действия Святого Духа в мире. Во время восшествия Христа на престол Святой Дух был послан на землю. Этот факт связан с одним из первых действий Христа в роли нашего Первосвященника в небесном святилище. Излитие Святого Духа означает, что Иисус предстал пред Отцом и Его жертва за людей принята Богом.
«Вознесение Христа на небо было залогом того, что Его последователи получат обещанное благословение… Христос, войдя небесными вратами, воцарился там при общем ликовании и поклонении ангелов. Как только это совершилось, Святой Дух обильно излился на учеников, и Христос был воистину прославлен той славой, которую Он имел у Отца от вечности. Излитие Духа в день Пятидесятницы свидетельствовало о том, что Спаситель возведен на престол. В соответствии со Своим обетованием Он послал Своим последователям Святого Духа с небес в знак того, что как Царь и Священник Он принял всякую власть на небе и на земле и стал Помазанником над Своим народом» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 38, 39).
Прочитайте Евр. 4:16; 8:1. Какую ободряющую весть вы находите в заверении, что Иисус как Священник и Царь получил всякую власть на небе и на земле? Как вера в эту истину помогает преодолевать трудности в повседневной жизни и иметь уверенность в будущем?
Весть, записанная в главах 4, 5 книги Откровение, имеет огромное значение для Божьего народа, живущего в заключительный период истории земли. Излитие Святого Духа в день Пятидесятницы ознаменовало начало проповеди Евангелия всему миру, главным содержанием которой стал Иисус, взошедший на небесный престол как Первосвященник и Царь одесную Отца. Эта истина об Иисусе заняла центральное место в убеждениях ранних христиан (см. Евр. 8:1) и стала краеугольным камнем их проповеди (см. Деян. 2:32, 33; 5:30, 31). Она также была для них мотивирующим фактором, источником веры и мужества в гонениях и тяжелых жизненных ситуациях (см. Деян. 7:55, 56; Рим. 8:34). В результате многие люди откликнулись на проповедуемую ими весть. Через служение Святого Духа Божье Царство проявилось тогда и продолжает проявляться сегодня.
Мы никогда не должны забывать, что только благая весть о спасении во Христе может коснуться человеческих сердец, преобразовать их и помочь людям откликнуться на призыв вечного Евангелия — убояться Бога, воздать славу и поклониться Ему (см. Откр. 14:7). Наша единственная надежда заключается в Спасителе, нашем Первосвященнике и Царе в небесном святилище. Он пребудет со Своим народом до самого конца (см. Мф. 28:20). Будущее — в Его руках.
Давайте же всегда помнить, что, не упуская из виду сути Евангелия, мы сможем достичь полного успеха в проповеди последней вести заблудшему и страдающему человечеству. Ничто иное из проповедуемого нами не является более важным, чем Голгофский крест, красноречиво свидетельствующий о Боге.
Вопросы для обсуждения:
- Однажды на небесах мы поклонимся и воздадим славу Господу за Его доброту, силу и благодать. Каким образом уже сейчас мы можем подготовиться к тому великому дню? Другими словами, как можно с благодарностью в сердце поклоняться Богу и славить Его за все, что Он уже совершил, совершает и совершит в будущем?
- Прочитайте Откр. 4:11 и 5:9. В каких двух ролях выступают Отец и Сын в приведенных текстах? Каким образом выполнение Богом этих двух центральных в плане спасения ролей делает Его достойным нашего поклонения? Каким образом суббота отражает эти две удивительные истины о нашем Боге?