Откр. 2:8–29; 3:1–22; Ис. 61:10.
Памятный стих:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
C острова Патмос Иисус отправил через Иоанна письмо с семью посланиями для Своего народа. И хотя послания были адресованы церквам в Азии, они также на символическом языке передают состояние церкви на протяжении всей христианской истории.
Детальное сравнение посланий свидетельствует о том, что они имеют одну и ту же шестичастную структуру. Каждое послание начинается с обращения Иисуса к конкретной церкви по имени. Во второй части после словосочетания «так говорит» Иисус представляет Себя каждой церкви при помощи описаний и символов, содержащихся в первой главе. Каждое из описаний наилучшим образом соответствует особым нуждам конкретной церкви. Тем самым Иисус подчеркивает, что Он способен помочь верующим в борьбе и разных жизненных ситуациях. Затем Иисус дает церкви оценку и подсказывает выход из ее сложного положения. В заключительной части каждого послания звучит призыв внимать словам Святого Духа и обетование для церкви.
Как мы узнали из предыдущего урока, исследуя послание к Ефесской церкви, Иисус предлагает надежду и удовлетворяет потребности каждой церкви в каждой ситуации. В этом мы убедимся и на этой неделе, изучая следующие шесть посланий. Точно так же Он может удовлетворить сегодня и наши нужды.
Прочитайте Откр. 2:8–11. Какова связь между тем, как Иисус представляет Себя Смирнской церкви, и ее положением? В какой ситуации оказалась эта церковь? Какое предостережение Иисус дает ей относительно предстоящих событий?
Послание к церкви в Смирне применимо к церкви постапостольского периода, когда христиане претерпевали жестокие гонения со стороны Римской империи. «Десять дней» из Откр. 2:10 указывают на десять лет гонений Диоклетиана с 303 г. по 313 г. н. э., пока Константин Великий не издал Миланский эдикт, благодаря которому христиане обрели религиозную свободу.
В Пергаме были сосредоточены различные языческие культы, в том числе культ Эскулапа — греческого бога врачевания, которого изображали в виде змея и называли «спасителем». Люди съезжались из разных уголков мира в храм Эскулапа, чтобы получить исцеление. Пергам играл ключевую роль в насаждении культа поклонения императору, которое, как и в Смирне, носило обязательный характер. Неудивительно, что Пергам в книге Откровение описан как город, где находится престол сатаны.
Прочитайте Откр. 2:12–15. Как Иисус представляет Себя Пергамской церкви? Как Он оценил ее духовное состояние?
Христиане в Пергаме столкнулись и с внешними, и с внутренними угрозами. В то время как большинство из них сохраняли верность, так называемые николаиты пошли на компромисс с язычеством с целью избежать гонений. Подобно Валааму, который впал в вероотступничество и совратил израильтян на путь греха и восстания против Бога по дороге в землю обетованную (см. Числ. 31:16), они избрали, как им казалось, более удобный и выгодный путь, предпочитая изменить своим религиозным принципам. Хотя Иерусалимский собор постановил воздерживаться от «идоложертвенного» и «блуда» (Деян. 15:29), члены церкви под действием учения Валаама пренебрегали этим постановлением, отвергнув его. Единственное решение, которое Иисус может предложить Пергаму: «Покайся» (Откр. 2:16).
Церковь в Пергаме — это пророческая картина церкви, существовавшей в период приблизительно с 313 по 538 г. Хотя некоторые люди в церкви оставались верными, духовный упадок и вероотступничество стремительно возрастали.
Что значит не отрекаться «от веры Моей» (Откр. 2:13; см. также Откр. 14:12)? Как отказ отречься от веры может помочь нам противостоять уступкам и быть верными до смерти (см. Откр. 2:10)?
Прочитайте отрывок Откр. 2:18–29. Как Иисус представляет Себя этим людям (см. также Дан. 10:6)? Какие качества церкви Иисус высоко оценил, а какими был обеспокоен?
Фиатирская церковь, как и Пергамская, пошла на компромисс с языческим окружением. Иезавель — имя жены царя Ахава, которая привела Израиль к отступничеству (см. 3 Цар. 16:31–33). Иисус описывает ее как духовно безнравственную. Те, кто пошел на компромисс в вопросе истины и принял «нечистое» языческое учение, совершили духовное прелюбодеяние.
Церковь в Фиатире символизирует общее состояние христианства в период приблизительно с 538 по 1 517 год. Беда пришла в церковь не извне, а изнутри. Библию заменили преданием, духовенство и священные реликвии вытеснили из поля зрения людей священство Христа, а дела стали считать средством спасения. Людей, не поддававшихся разлагающему влиянию, подвергали гонениям и даже смерти. На многие века (см. Дан. 7:25) люди практически забыли о Евангелии, пока начавшаяся в 1517 году Реформация не напомнила о нем.
Поразмышляйте о совете Иисуса: «Только то, что имеете, держи́те, пока приду» (Откр. 2:25). Какое значение эти слова имеют для нас как церкви в целом и для каждого в отдельности? О чем говорит Иисус?
Прочитайте Откр. 3:1–6, а также Мф. 24:42–44 и 1 Фес. 5:1–8. К каким трем действиям Иисус настоятельно призывает христиан Сардиса, чтобы улучшилось их духовное состояние? Как призыв Иисуса бодрствовать соотносится с состоянием города в тот момент истории?
Некоторых христиан в Сардисе Иисус называет верными, однако большинство — духовно мертвые. Верный Свидетель обвиняет церковь не в каком-то явном грехе или вероотступничестве (подобно Пергамской и Фиатирской церквам), а в духовном оцепенении.
Послание Сардийской церкви пророчески соотносится с духовным состоянием протестантов в постреформационный период (примерно 1565–1740 гг.), поскольку церковь скатывалась к безжизненному формализму и духовному самодовольству. В результате усиливающегося влияния догматизма и секуляризации в церквах истины о спасительной благодати Евангелия и преданности Христу отошли на второй план. И хотя церковь в этот период продолжала существовать физически, в духовном отношении она была мертвой.
Послание Сардийской церкви адресовано также каждому поколению христиан. Некоторые христиане постоянно с восторгом говорят о своей былой верности Христу. Но, к сожалению, таким людям практически нечего рассказать о своих нынешних отношениях со Христом. Их религия носит номинальный характер, тогда как сердце нуждается в истинной религии и искреннем посвящении Евангелию.
Всегда осознавая истину о спасении исключительно по вере в Христа, в каких случаях мы могли бы сказать, что наши дела не найдены «совершенными» перед Богом? Что значит эта фраза и как мы можем «усовершенствовать» наши дела пред Ним? См. Мф. 5:44–48.
Прочитайте Откр. 3:7–9. Какая существует связь в этом послании между тем, как Иисус представляет Себя церкви, и ее положением? Что говорят о состоянии церкви слова Иисуса: «Ты не много имеешь силы» (Откр. 3:8)? Какое обетование Он дает этим людям?
Послание к Филадельфийской церкви хорошо применимо к великому возрождению протестантизма во время Первого и Второго пробуждений, произошедших в Великобритании и Америке примерно в 1740–1844 гг. Получив небесный свет, народ Господа действительно стремился соблюдать Божье Слово (см. Откр. 3:8). Внимание было сосредоточено на повиновении Божьим заповедям и чистоте жизни. «Открытая дверь» — это путь в небесное святилище, ведь мы встречаем также упоминание о «храме Бога Моего» (Откр. 3:12, ср. с Откр. 4:1, 2). Одна дверь затворяется, а другая отворяется, что указывает на перемену, которой надлежало произойти в первосвященническом служении Христа в 1844 году.
Прочитайте Откр. 3:10–13. Что в этих текстах указывает на то, что времени осталось мало и близок час пришествия Христа? Какое значение имеет начертание имени Бога на Его народе (см. 2 Тим. 2:19)? Если имя отражает характер человека, что тогда текст Исх. 34:6 сообщает нам о Боге и людях, носящих Его имя?
Великое возрождение произошло в церквах по обе стороны Атлантики. В годы, предшествовавшие 1844 году, весть о скором пришествии Христа провозгласили во многих частях мира. Обещание написать Божье имя на победителях свидетельствует о том, что Божий народ будет отражать Его характер. Весть о скором пришествии Христа имеет большое значение, но не менее важной является весть о том, что Христос обещает приготовить Свой народ к этому великому событию, даровав прощение грехов и вложив Свой закон в сердца людей (см. Флп.1:6; Евр. 10:16, 17).
Какое значение лично для вас имеет надежда на скорое пришествие Христа? Какую уверенность вселяет в нас обещание Христа закончить начатый Им труд?
Поскольку в городе не было собственных источников, вода поступала сюда по длинному акведуку из горячих источников в Иераполе. В Лаодикию вода приходила уже теплой.
Прочитайте Откр. 3:14–17 и Ос. 12:8. Каким образом дух самодостаточности жителей Лаодикии проник в среду лаодикийских христиан?
Иисус не порицал христиан из Лаодикии за серьезный грех, ересь или отступничество. Их проблема заключалась в самодовольстве, ведущем к духовному оцепенению. Подобно поступавшей в город воде, состояние этих людей не было ни холодным, ни горячим, но теплым. Они считали себя богатыми и ни в чем не нуждающимися, однако в духовной сфере были нищими, нагими и слепыми.
Лаодикийская церковь символизирует духовное состояние Божьей церкви на заключительном этапе земной истории. Об этом свидетельствуют параллели с некоторыми текстами книги Откровение, в которых речь идет о событиях последнего времени. Один из них записан в Откр. 16:15 и указывает на «белые одежды» праведности Христа, в которых нуждается духовно нагая Лаодикия (см. Откр. 3:18). Призыв хранить одежды свои и не ходить нагим содержится в самом центре отрывка, указывающего на духовную Армагеддонскую битву. Сначала эта временна`я параллель Иисуса может показаться весьма странной, ведь тогда получить эти одежды будет уже невозможно, поскольку испытательный срок для каждого закончится. Но призыв хранить свои одежды появляется во взаимосвязи с шестой язвой и Армагеддоном, ибо Иисус желает напомнить Лаодикии о заблаговременном приготовлении к этому страшному конфликту, пока не стало слишком поздно. Таким образом, Откр. 16:15 предупреждает лаодикийцев: если они не внемлют совету Христа, предпочитая оставаться нагими (см. Откр. 3:17, 18), то во время Его пришествия будут постыжены и погибнут (см. 1 Ин. 2:28–3:3).
Иисус заверяет лаодикийцев в Своей любви к ним и призывает их к покаянию (см. Откр. 3:19). В заключение Христос указывает на Себя как на Возлюбленного из книги Песнь Песней (5:2–6), Который стоит у двери, стучит и желает войти (см. Откр. 3:19). Каждому, кто отворит дверь и впустит Иисуса, обещана вечеря с Ним, а в конечном итоге они будут царствовать со Христом на Его престоле (см. Откр. 20:4).
Прочитайте Откр. 3:18–22. Какой совет Иисус дает лаодикийцам? Что символизируют золото, белая одежда и глазная мазь (см. 1 Петр. 1:7; Ис. 61:10; Еф. 1:17, 18)? О чем этот совет свидетельствует нам — адвентистам седьмого дня, считающим себя Лаодикийской церковью?
Семь посланий к церквам свидетельствуют об их постепенном духовном упадке. Ефесская церковь хранила верность, хотя со временем и утратила свою первую любовь. Церкви в Смирне и Филадельфии большей частью оставались преданными вере. Пергамская и Фиатирская церкви все больше и больше шли на компромисс, пока подавляющее большинство верующих полностью не отошли от чистой Христовой веры. Сардийская церковь оказалась в очень непростом положении. Большая часть членов этой церкви поступала вопреки Евангелию, а в Филадельфии лишь небольшая горстка верующих сохранила верность Богу. Лаодикийская церковь же находилась в состоянии такого духовного оцепенения и самодовольства, что о ней нельзя было сказать ничего хорошего.
В конце каждого послания Иисус дает обетование внимающим Его совету. И мы видим интересную закономерность: чем глубже духовный упадок в церквах, тем больше дано обетований. Ефесская церковь, которой Иисус передает первую весть, услышала только одно обетование. Каждая последующая церковь, демонстрируя ухудшение духовного состояния верующих, получает больше обетований, чем предыдущая. Последняя, Лаодикийская, церковь также получила единственное, но величайшее обетование: воссесть вместе с Иисусом на престоле (см. Откр. 3:21).
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом увеличивающееся количество обетований на фоне усугубляющегося духовного упадка в церквах отражает принцип: там, где умножается грех, преизобилует благодать (Рим. 5:20)? Поразмышляйте об этом, приняв во внимание следующую цитату: «Церковь, какой бы немощной и немногочисленной она ни была, является единственным на земле объектом наивысшего внимания со стороны Христа. Он постоянно печется о ней, укрепляя ее Своим Святым Духом» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 396).
- Среди христиан бытует мнение, что в промышленных, торговых и столичных городах быть христианином весьма непросто. В процветающих городах Азии жили христиане, которые, испытывая давление со стороны языческого населения, остались верны Евангелию и непоколебимы в своей преданности Богу. Какой урок можно извлечь из их опыта? Подумайте об этом в контексте молитвы Иисуса, записанной в Ин. 17:15–19. Как применить принцип «в мире, но не от мира» к современным христианам, особенно к тем из них, которые живут в крупных городах?
- Каким образом мы как адвентисты седьмого дня можем прислушаться к советам, адресованным Лаодикийской церкви?