Откр. 1:9–18; Деян. 7:54–60; Мф. 12:8; Исх. 20:11; Дан. 10:5, 6; Откр. 1:20; Откр. 2:1–7.
Памятный стих:
«Имеющий ухо да слышит, что́ Дух говорит церквам» (Откр. 2:7).
В псалме 72 псалмопевец Асаф, глядя на надменность нечестивых, выражает смущение и недоумение. В сравнении с исполненной страданиями жизнью праведников жизнь нечестивых выглядит легкой и беззаботной. Такая кажущаяся несправедливость глубоко взволновала псалмопевца (см. Пс. 72:2–16), который в замешательстве вошел во святилище (см. Пс. 72:16, 17). Здесь, в присутствии Бога, он обрел определенное понимание происходящего.
Спустя века престарелый апостол оказался заключенным на скалистом острове за свое верное свидетельство. Находясь в заключении, он получил известие о том, что вверенные его попечению церкви испытывают страдания. И именно в этот критический момент апостолу было показано видение, в котором он созерцал воскресшего Христа в небесном святилище. Как и псалмопевцу, Господь открыл Иоанну некоторые тайны жизни и сопутствующую ей борьбу. Сцена в святилище вселила в апостола уверенность в присутствии и неустанной заботе Христа. Свою уверенность он передал церквам и последующим поколениям христиан, которые будут жить вплоть до окончания мировой истории.
Приступая к исследованию служения Христа в небесном святилище, на этой неделе мы также рассмотрим первое из семи особых посланий для Его церкви. Хотя эти послания адресованы семи церквам в Азии, они также имеют значение и для нас сегодня. На следующей неделе мы будем исследовать вести Христа остальным шести церквам.
Патмос — пустынный скалистый остров в Эгейском море длиной в 16 км и максимальной шириной в 10 км. Римляне использовали его вместе с соседними островами в качестве места ссылки политических преступников. Раннехристианские авторы, жившие в сравнительно близкое к периоду написания книги время, едины во мнении, что римские власти сослали Иоанна на Патмос за его проповедь Евангелия. Престарелый апостол перенес все тяготы римского заключения на острове Патмос. Вероятно, к нему относились, как к преступнику, и заковали в кандалы. Апостол испытывал недостаток пищи, был вынужден выполнять каторжные работы и терпеть произвол римских надсмотрщиков.
«Патмос, пустынный скалистый остров в Эгейском море, был превращен римскими властями в место ссылки преступников; но для раба Божьего эта мрачная обитель стала вратами неба. Здесь, вдали от повседневного шума и суеты, не имея возможности активно трудиться для Господа, Иоанн общался с Богом, Христом и небесными ангелами, получая от них наставления для церкви на все времена» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 570).
Кто еще из библейских героев претерпел трудности и лишения по причине своей верности Богу? См. Дан. 3:14–20; Деян. 7:54–60.
Последователям Христа следует всегда помнить: в тяжелых обстоятельствах они не одиноки. Иисус, посетивший Иоанна на Патмосе со словами надежды и поддержки, по-прежнему пребывает со Своим народом, чтобы поддерживать его в сложных ситуациях.
Как научиться различать страдания во имя Христа и страдания по другим причинам, включая наш неправильный выбор? Как относиться к страданиям, причину которых мы не в силах постичь? Как мы можем научиться доверять Господу в любой ситуации?
«Господь славы явился сосланному апостолу в субботу. Иоанн так же свято чтил ее на Патмосе, как и в то время, когда проповедовал народу в городах и селениях Иудеи. Он считал своими все драгоценные обетования, данные относительно этого дня» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 581).
Греческий текст ясно свидетельствует о том, что апостол Иоанн получил видение в седьмой день — субботу. И хотя апостол с нетерпением ожидал будущих событий, включая Второе пришествие Христа (ср. Откр. 1:7), также называемое «днем Господним» (см. Ис. 13:6–13; 2 Петр. 3:10), в данном случае Иоанн говорил о конкретном дне недели, в который получил видение.
Нет никаких сомнений в том, что для страдающего апостола эта суббота стала предвкушением жизни без страданий, которая будет дарована ему и верным всех времен после Второго пришествия. В иудейском понимании суббота является предвосхищением «грядущего мира» (евр. ола́м хаба́).
«Установленная Богом в Едеме суббота была… дорога для Иоанна на этом уединенном острове…
Что это была за суббота для одинокого ссыльного, который всегда имел огромную ценность для Христа, а теперь был возвеличен более чем когда-либо! Так много ему еще не доводилось узнать об Иисусе. Никогда прежде он не слышал такую возвышенную истину» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 955).
Сравните два варианта четвертой заповеди Декалога в Исх. 20:11 и Втор. 5:15. Эти тексты указывают на седьмой день, субботу, как на памятник Творения и избавления, ибо Господь сотворил и искупил нас. Как мы можем каждую субботу сосредоточивать внимание на Боге как на Творце и Искупителе? Подумайте также о том, мог ли Господь ограничиться только ролью Творца?
Иоанн видит Иисуса — Первосвященника, облаченного в ризы и ходящего среди светильников.
Образ ходящего среди светильников Иисуса указывает на полученное древним Израилем обетование о том, что их Бог будет ходить среди них (см. Лев. 26:12). В книге Откровение светильники символизируют семь церквей в Азии, которым изначально было адресовано это послание (см. Откр. 1:20). Кроме того, светильники олицетворяют Божью церковь на протяжении истории. Посредством Святого Духа Иисус продолжает заботиться о Своей церкви на земле. В символическом хождении Иисуса среди светильников можно усмотреть исполнение данного Израилю обетования завета: Господь непрестанно будет пребывать со Своим народом на нашей земле, пока не возьмет его в вечные обители.
Образ Иисуса как Первосвященника среди светильников заимствован из обрядовой практики священнического служения в скинии и в Иерусалимском храме. Повседневной обязанностью священника было поддерживать огонь в светильниках, находившихся во Святом. Он должен был подрезать или менять фитиль и доливать масло в гаснущие светильники. Следовательно, священник знал, в каком состоянии находится каждая отдельная лампа. Точно так же Иисус осведомлен о нуждах и обстоятельствах Своих детей и лично ходатайствует за них.
Прочитайте Откр. 2:2, 9, 13, 19; 3:1, 8, 15. Насколько Иисус осведомлен о состоянии и нуждах Божьего народа?
Иисус использует применительно к Себе Божьи имена «первый и… последний» (см. Откр. 1:17; Ис. 44:6; 48:12). Прилагательным «последний» переведено греческое слово э́схатос, от которого происходит слово «эсхатология» (учение о конце времени). Это свидетельствует о том, что библейская эсхатология сосредоточена на Христе, за Которым в конце истории будет последнее слово. Он «живой» и имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Благодаря смерти и воскресению Иисуса Ему дана была власть открыть врата смерти (Пс. 9:14). Он поднимет из могилы к вечной жизни каждого, уповающего на Него (1 Кор. 15:21–23). Верным последователям Иисуса не стоит бояться, ведь даже мертвые находятся под Его присмотром. И если у Господа под контролем даже мертвые, то насколько больше Бог заботится о живущих на земле! (См. 1 Фес. 4:16, 17).
Иисус поручил Иоанну отправить семи церквам послания, записанные в главах 2 и 3 книги Откровение. Они имеют трехуровневое применение:
- Историческое применение. Первоначально эти вести были адресованы семи церквам, расположенным в процветающих городах Азии I века. Местные христиане столкнулись с серьезными испытаниями. В языческих храмах нескольких городов учредили обязательное поклонение императору в знак преданности Риму. Граждане также должны были участвовать в публичных мероприятиях и языческих религиозных обрядах. Отказавшись повиноваться этому требованию, многие христиане столкнулись с преследованием и даже пережили мученический опыт. Выполняя поручение Христа, Иоанн написал семь посланий, чтобы помочь этим людям в испытаниях.
- Пророческое применение. Факт, что книга Откровение является пророческой, а в качестве адресатов посланий были избраны только семь церквей, также указывает на пророческий характер посланий. Духовное состояние семи церквей совпадает с духовным состоянием Божьей церкви в разные периоды истории. Согласно замыслу Господа, семь посланий призваны представить панорамный обзор духовного состояния христианства от первого века и до конца истории земли.
- Универсальное применение. Хотя изначально эти семь посланий были адресованы церквам в Азии, содержащиеся в них уроки применимы к христианам всех времен. Послания были отправлены одним письмом, которое необходимо было прочитать верующим в каждой церкви (см. Откр. 1:11; Откр. 22:16). Таким образом, в них представлены разные категории христиан во всех местах и во все времена. К примеру, если христианство в целом сегодня представлено Лаодикийской церковью, то отдельным христианам могут быть присущи характерные черты других церквей. Благая весть заключается в следующем: в каком бы духовном состоянии мы ни находились, Бог снисходит до уровня Своего творения, чтобы снова возвысить его и спасти (см. Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 22).
Представьте себе, что Господь написал вашей местной церкви письмо о ее нынешнем духовном состоянии и испытаниях. Каким было бы содержание такого письма?
Прочитайте Откр. 2:1–4. Как Иисус представляет Себя Ефесской церкви? Какие ее качества заслуживают одобрения Иисуса? Что вызывает Его обеспокоенность?
С самых первых дней отличительной особенностью ефесян были верность и любовь (см. Еф. 1:15, 16). Невзирая на внешние и внутренние проблемы, христиане в Ефесе сохраняли твердость веры. Они были трудолюбивы и послушны истине, не допускали в свою среду лжеапостолов. Но их любовь ко Христу и ближним начала ослабевать. И хотя эти люди сохраняли твердость в вопросах веры, без Христовой любви даже их «светильник» (то есть церковь) оказался под угрозой.
Прочитайте Откр. 2:5–7. На выполнении каких трех действий настаивает Иисус, чтобы Ефесская церковь смогла возродить свою первую любовь, посвящение Христу и ближним? Как связаны между собой эти аспекты?
Сложившаяся ситуация в Ефесской церкви соответствует общей ситуации и духовному состоянию церкви в период приблизительно с 31 по 100 год. Отличительными особенностями апостольской церкви были любовь и преданность Евангелию. Но к концу первого века церковь стала утрачивать первую любовь и, как следствие, отдаляться от простоты и чистоты Евангелия.
Представьте себя частью общины, чья любовь ослабевает. Члены такой общины могут не допускать явных грехов и даже совершать правильные поступки, но при этом духовно умирать от формализма и холода. Как данный Иисусом совет может помочь церкви исправить эту ситуацию?
«Преследования Иоанна обратились в инструмент благодати. Слава воскресшего Спасителя наполнила Патмос блеском. Иоанн увидел Христа в человеческом обличье со следами гвоздей на руках и ногах — вечным свидетельством Его величия. И вот ему снова было позволено взирать на воскресшего Господа, облаченного такой славой, на которую человек не может взирать без страха за свою жизнь.
Явление Христа Иоанну должно доказать всем, верующим и неверующим, что у нас есть воскресший Господь. Эта истина должна стать живой силой для церкви. Иногда над народом Божьим сгущаются темные тучи. Кажется, что притеснения и гонения вот-вот истребят его окончательно. Но именно в такое время преподаются самые поучительные уроки. Подобно тому как звезды ярче всего сияют на темном небе, так и самые яркие лучи Божьей славы пронзают самый густой мрак. Чем темнее небо, тем ярче и выразительнее лучи Солнца правды — воскресшего Спасителя» (Э. Уайт. Наставник молодежи, 5 апреля 1900 г.).
Вопросы для обсуждения:
Иоанн передает читателям увиденное и услышанное на острове Патмос. Что видите и слышите вы, читая Откр. 1:12–20? Какие слова утешения вы здесь находите?
Первый ангел в Откр. 14:7 призывает людей, живущих на земле в конце времени: «Поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». Эта же формулировка используется в Исх. 20:11. Что весть первого ангела сообщает нам о значении субботы в последнее время?
Многие христиане сталкиваются со странным явлением: чем дольше они в церкви, тем легче их вере истощиться или совсем иссякнуть, хотя все должно быть наоборот. Ведь чем дольше мы ходим с Иисусом, тем больше должны знать о Нем и Его любви к нам. Как же нам научиться не только поддерживать огонь веры, но и разжигать его все ярче и ярче?