Ин. 14:1–3; Ис. 11:1–10; Откр. 21:1–5; 1 Фес. 4:13–18; Откр. 22:1–5; Ис. 35: 4–10.
Памятный стих:
«Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13).
Одним из величайших обетований Библии является обещание Иисуса прийти снова. Наша надежда зиждется на этом обетовании и его значении для нас. Когда Христос возвратится на облаках небесных, все земное и человеческое, временное и порой бессмысленное, будет сметено. После Тысячелетнего царства на небесах Земля обновится и станет местом обитания искупленных, которые наконец воссоединятся со своим Господом и друг с другом.
Надежда на Второе пришествие Христа — главная тема Нового Завета, и на протяжении веков христиане жаждали выполнения этого обетования. Мы как адвентисты седьмого дня также ожидаем Его возвращения. В действительности, само наше название провозглашает эту надежду.
В данном заключительном уроке мы рассмотрим это обещание и его значение для христианского единства. Нашему единству во Христе часто угрожают человеческие ограничения и слабости. Но нам уже не нужно будет искать лекарство от разобщенности, потому что разобщенности больше не будет. Когда Христос придет во второй раз, мы будем едины с Господом и наконец воссоединимся и сформируем одну большую семью.
Ранние христиане называли возвращение Христа «блаженным упованием» (Тит. 2:13). Они ожидали, что все пророчества и обетования Писания будут исполнены при Втором пришествии, поскольку это — главная цель христианского странствования. Все, кто любит Христа, с нетерпением ждут того дня, когда они смогут общаться с Ним лицом к лицу. Его слова в этих стихах указывают на близость отношений не только с Иисусом, но и друг с другом.
Христиане верят в это обетование, потому что Библия заверяет нас в его исполнении. Наша уверенность основана на словах Иисуса: «Приду опять» (Ин. 14:3). Подобно тому, как было предсказано Первое пришествие Христа, предсказано и его Второе пришествие, даже в Ветхом Завете. Перед Потопом Бог сказал патриарху Еноху, что пришествие Христа во славе положит конец греху. «О них [нечестивцах] пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: “Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» (Иуд. 14, 15).
За тысячу лет до того, как Иисус пришел на эту землю, царь Давид также пророчествовал о пришествии Мессии, Который соберет вместе Божий народ. «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”» (Пс. 49:3–5).
Второе пришествие Иисуса тесно связано с Его Первым пришествием. Пророчества, предсказавшие Его рождение и служение (см., например, Быт. 3:15; Мих. 5:2; Ис. 11:1; Дан. 9:25, 26), лежат в основе нашей надежды и доверия к обетованиям Второго пришествия. «Он же [Христос] однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею… Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:26, 28).
Как можно уже сейчас найти для себя надежду и утешение в обетовании Второго пришествия?
Библия начинается с рассказа о сотворении Земли (см. Быт. 1; 2). Это описание прекрасного и гармоничного мира, вверенного нашим прародителям — Адаму и Еве. Идеальный мир и дом для человеческого рода, созданного Богом. В двух последних главах Библии говорится о том, что Бог воссоздаст заново совершенный и гармоничный мир для искупленного человечества (см. Откр. 21; 22), удалив разрушительные последствия греха.
Во многих местах Библия говорит, что этот вечный дом искупленных будет реальным местом, а не воображаемой фантазией или мечтой. Искупленные смогут увидеть, услышать, обонять, осязать и ощутить новый опыт, новую жизнь. Пророчество из 11-й главы книги Исаии — прекрасный отрывок, предвещающий приход Мессии и начало новой эпохи. Он положит конец насилию и провозгласит вечный мир. Царствование Бога на новой земле установит всеобщую гармонию.
Прочитайте Откр. 21:1–5. Что исчезнет навсегда в процессе установления новой гармонии?
Эллен Уайт писала о том, что ждет искупленных:
«Уходящие в вечность годы будут открывать все более глубокие и славные истины о Боге и о Христе. По мере умножения познания будут увеличиваться любовь, благоговение и счастье. Чем больше люди будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Его характером. А когда Иисус откроет перед ними богатство тайны искупления и удивительные достижения великой борьбы с сатаной, сердца искупленных воспламенит еще большая любовь, с еще более великим восторгом они заиграют на золотых арфах, несметные тысячи голосов присоединятся к могучему хору славословия» (Э. Уайт. История спасения, с. 432, 433).
Как мы можем понять характер Бога уже сейчас? Что гармоничная жизнь в единстве с другими говорит нам о характере и природе Бога?
Прочитайте 1 Фес. 4:13–18. Какое обетование содержит этот отрывок? Что здесь говорится о надежде на восстановление отношений?
Второе пришествие Христа глубоко коснется всего человечества. «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). В этот момент умершие праведники будут воскрешены и получат бессмертие (см. 1 Кор. 15:52, 53). «Мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16). Это тот момент, которого мы все ждем. Воскрешенные воссоединятся с теми, кому не хватало их присутствия и любви. Вот как ликует Павел об этом событии: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).
В момент воскресения оживут не больные, ветхие, изуродованные тела, которые опускались в могилу, но новые, бессмертные, совершенные тела, не тронутые грехом. Испытав на себе заключительный этап работы Христа по восстановлению, воскресшие святые будут отражать совершенный образ Бога, задуманный при Творении (см. Быт. 1:26; 1 Кор. 15:46–49).
В момент Второго пришествия Иисуса, когда воскреснут умершие искупленные, живущие на земле праведники также изменятся и обретут новые, совершенные тела. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53). Итак, две группы искупленных — воскрешенные и преображенные праведники будут «восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).
В наш научный век некоторые христиане пытаются найти естественное объяснение чудес. Почему, согласно обетованию о воскресении, только сверхъестественные действия Бога могут спасти нас?
Подумайте о чудесном городе искупленных, Новом Иерусалиме, который описывает Иоанн в Откр. 21:2, 9–27. Что говорят эти стихи о единстве и гармонии, которые будут царить в этом городе?
Прочитайте Откр. 22:1–5. Река жизни, которая течет от престола Бога, и дерево жизни — две другие важные черты нового города. Какова будет их цель на новой земле?
Дерево жизни, к которому Адам потерял доступ из-за своего падения (см. Быт. 3:22–24), будет восстановлено Христом в Новом Иерусалиме. Доступ к этому дереву — одно из обетований для победивших (см. Откр. 2:7). На нем будет двенадцать видов плодов, каждый месяц — новый вид. На новой земле «из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23). Упоминание об «исцелении народов» также подчеркивает намерение Бога устранить все барьеры между людьми и восстановить человечество в соответствии с первоначальным замыслом: объединить всех людей, племена и нации в одну нераздельную семью, живущую в гармонии и мире и воздающую славу Богу.
«Выражение “исцеление народов” образно относится к устранению всех национальных и языковых барьеров и стен… Листья дерева жизни залечат раны в отношениях между народами. Неевреи перестанут быть „язычниками“, но объединятся в одну семью как истинный народ Божий (ср. 21:24–26). То, что ожидал Михей много веков назад, теперь исполнится: “И перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это” (Мих. 4:3, 4, ср. Ис. 2:4). Там, на берегах реки жизни искупленные пригласят своих ближних под дерево жизни (см. Зах. 3:10). Целительные листья дерева излечат все раны — расовые, этнические, племенные или языковые, которые столетиями разрывали и разделяли человечество» (Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ: Commentary on the Book of Revelation, p. 593).
Несколько раз в книге Исаии мы читаем о «новом» (см. 42:9, 10; 43:19; 48:6; 62:2). В главе 65 мы видим новый порядок вещей. Между всеми творениями Бога царят мир и гармония. Проклятия завета, обрушившиеся на землю за непослушание и восстание (см. Лев. 26:14–17; Втор. 28:30), будут отменены навсегда, потому что греха больше не будет. Вместо них будут обильные благословения, дома для проживания и прекрасная еда.
Какой будет жизнь в таком прекрасном месте? Некоторые люди задаются вопросом, сможем ли мы узнать наших друзей и членов семьи, после того как наши тела получат бессмертие и преобразятся в Божье подобие. После воскресения Христа Его ученики смогли узнать Его. Мария узнала Его голос (см. Ин. 20:11–16). Фома узнал внешний облик Иисуса (см. Ин. 20:27, 28). Два ученика в Эммаусе узнали Его манеры за обеденным столом (см. Лк. 24:30, 31, 35). Поэтому, если наши тела будут похожи на воскресшее тело Иисуса, мы, безусловно, сможем узнать друг друга. У нас есть все основания полагать, что в вечности мы продолжим отношения с теми, кого знаем и любим.
«Там искупленные познают, подобно тому, как и они познаны. Нежные чувства любви и участия, которые Сам Бог насадил в душе человека, будут выражены там самым прекрасным образом и получат дальнейшее развитие. Чистое общение со святыми существами, гармоничная жизнь в обществе блаженных ангелов и верных всех веков, которые омыли одежды свои и убелили их Кровью Агнца, святые узы, связывающие воедино „всякое отечество на небесах и на земле“ (Еф. 3:15), — все это будет составлять блаженство искупленных» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 677).
«Посему мы не унываем… Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:16–18). Как в преходящем мире научиться понимать невидимое и вечное?
«Воскресение и вознесение нашего Господа являются убедительными свидетельствами триумфа святых Божьих над смертью и могилой, а также залогом того, что небо отверсто для очистивших и убеливших одежды своего характера кровью Агнца. Иисус вознесся к Отцу как представитель рода человеческого. И Бог позволит всем, кто отражает Его образ, созерцать Его славу и вкусить ее.
Там приготовлены жилища для странников, пришедших с земли. Там их ожидают одежды праведных, увенчанные коронами славы и пальмовыми ветвями, напоминающими о победе. Все, что озадачивало нас на путях провидения Божьего в этом мире, тогда станет ясным. Что было недоступно нашему пониманию, теперь найдет свое объяснение. Пред нами откроются тайны благодати Божьей. Все, что смущало наш ограниченный человеческий разум и в чем мы видели нарушенные обещания, теперь откроется нам совершенной и прекрасной гармонией. Мы поймем, что только бесконечная любовь вела нас через переживания, казавшиеся наиболее трудными. Осознав же нежную заботу Того, благодаря Кому все содействует нашему благу, мы будем ликовать невыразимой радостью в полноте славы Божьей» (Э. Уайт. Советы для Церкви, с. 358).
Вопросы для обсуждения
- Хотя многие христиане верят в буквальное Второе пришествие Иисуса, что делает уникальной адвентистскую надежду на Второе пришествие Христа?
- Как мы, рожденные в грехе существа, исполненные греха и живущие в грешном мире, можем по-настоящему осознать, насколько чудесная новая жизнь ждет нас на новом небе и новой земле? Почему, несмотря на наши ограничения, нам все же следует попытаться представить, как все это будет выглядеть?
- Несомненно, что, каким бы ни было наше существование на новой земле, мы будем жить в единстве со всеми. Что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы подготовиться к этому?
Вывод:
Библия убедительно говорит о том, что наша Земля будет восстановлена, а последствия греха навсегда исчезнут. Наконец-то человечество преобразится в подобие Божье, и все люди будут жить в гармонии. Наше нынешнее духовное единство во Христе станет тогда живой и вечной реальностью.