Еф. 5:23–27; Мф. 20:25–28; Тит. 1:9; Мф. 16:19; Гал. 6:1, 2; Мф. 28:18–20.
Памятный стих:
«Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20:26, 27).
Как адвентисты седьмого дня мы являемся христианами-протестантами, считающими, что спасение дается исключительно по вере в то, что Иисус Христос совершил для человечества. Нам не нужно посредничество церкви или ее иерархов, чтобы извлечь пользу из совершенного Христом для нас. То, что мы получаем от Христа, мы получаем непосредственно от Него как от нашего Заместителя на кресте и нашего ходатайствующего Первосвященника в небесном святилище.
Тем не менее церковь является Божьим творением, и Бог поместил ее здесь для нас не как средство спасения, но как способ выражения и провозглашения этого спасения миру. Церковь — это организация, созданная Иисусом для распространения Евангелия в мире. Организация важна, поскольку она закрепляет миссию церкви и делает возможным ее осуществление. Без церковной организации распространение спасительной вести Иисуса не было бы столь эффективным. Церковные руководители также важны, так как они способствуют единству и демонстрируют пример Иисуса.
На этой неделе мы изучим, почему церковная организация имеет решающее значение для миссии и как она может способствовать единству церкви.
Свою идентичность церковь также черпает у Христа, поскольку Он является Источником, Основанием и Автором ее веры и учения. Тем не менее церковь — это нечто большее, чем вера и учение, хотя эти факторы во многом формируют ее сущность. То, что представляет собой церковь, определяют Христос и Его слово, открытое в Писании. Таким образом, церковь получает свое лицо и предназначение от Христа.
В Еф. 5:23–27 Павел использует отношения между Христом и Его церковью, чтобы проиллюстрировать те отношения, которые должны быть между мужем и женой. Каковы основные принципы отношений между Христом и Его церковью?
Хотя мы можем не соглашаться с концепцией подчинения по причине того, что лидеры в течение многих столетий злоупотребляли ею, церковь, тем не менее, подчиняется Главе — Христу, Который имеет над ней власть. Наше признание Христа как Главы церкви помогает помнить, что мы преданы Господу и никому другому. Церковь должна иметь организацию, но эта организация всегда должна подчиняться авторитету Иисуса — истинного Руководителя нашей церкви.
«Церковь зиждется на Христе. И она должна повиноваться Ему как своему Главе. Она не может зависеть от человека или находиться под его управлением. Многие утверждают, что ответственное положение в церкви дает право предписывать другим, во что им веровать и как поступать. Бог не одобряет это. Спаситель говорит нам: „Все же вы — братья“. Все подвержены искушению, все могут ошибаться. И мы не можем положиться как на вождя ни на одно смертное существо. Скала веры — это живое присутствие Христа в церкви. И на нее могут положиться самые слабые, а те, кто считают себя сильными, окажутся слабейшими, если они не сделают Христа своей силой» (Э. Уайт. Желание веков, с. 414).
Как научиться полагаться на Христа, а не на «смертное существо»?
Во время одного такого случая Иисус ясно выразил Свои мысли относительно духовного лидерства среди Его народа. О каких принципах лидерства мы узнаем из увещевания Иисуса в Мф. 20:25–28? Как мы можем проявить этот принцип в нашей жизни, особенно в наших церквах?
«В этом кратком отрывке Иисус представляет нам две модели власти. Первая — это римская идея власти. В этой модели элита иерархически превозносится над другими. Она имеет право принимать решения и ожидать подчинения от тех, кто стоит ниже ее. Иисус ясно отверг эту модель власти, сказав: „Между вами да не будет так“ Вместо этого Он представил ученикам новую модель власти, противоположную той иерархической модели, с которой они были знакомы» (Darius Jankiewicz, “Serving Like Jesus: Authority in God’s Church,” Adventist Review, March 13, 2014, p. 18).
Концепция власти, которую Иисус представляет в этой истории, основана на двух ключевых словах: «слуга» (греч. диаконос) и «раб» (греч. дулос). В некоторых переводах слово «слуга» переводится как «служитель», а «раб» — как «слуга». При этом теряется значительная часть того, что хотел выразить Иисус. Иисус не имел намерения упразднить все властные структуры, но Он хотел подчеркнуть, что церковные лидеры должны прежде всего быть рабами и слугами Божьего народа. Полномочия даны им не для того, чтобы распоряжаться людьми, доминировать над ними или приобретать себе престиж и репутацию. «Христос же учреждал Свое Царство на других основах. Он призывает людей не властвовать, но служить, и сильным предлагает сносить немощи слабых. Власть, положение, талант, образование возлагают на своего обладателя большую обязанность служить своим товарищам» (Э. Уайт. Желание веков, с. 550).
Прочитайте Ин. 13:1–20. Какой пример лидерства Иисус оставил Своим ученикам? Чему Иисус хочет научить нас? Как мы можем проявить этот принцип в отношениях с другими людьми как в церкви, так и за ее пределами?
Заметьте, какое большое значение уделяет Павел тому, чтобы сохранить вероучение чистым. Это имеет решающее значение для единства, особенно потому, что наше учение объединяет церковь больше всего. Будучи адвентистами — людьми из разных социальных слоев, имеющими разное образование и происхождение, мы достигаем единства во Христе благодаря общему пониманию истины, которую дал Христос. Если мы засомневаемся в этом учении, наступят хаос и разделение, тем более что мы приближаемся к концу.
«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:1–4).
В этих словах Павел сосредотачивает внимание на Втором пришествии Иисуса и Дне суда. Апостол использует всю данную ему Богом власть (см. 1 Тим. 1:1), чтобы дать Тимофею этот важный совет. В контексте последних дней, когда ложные учения изобилуют и мир исполнен нечестия, Тимофей должен проповедовать Слово Божье. Это служение, к которому он призван.
Выполняя свое служение, Тимофей обязан проповедовать, обличать и увещевать. Эти глаголы перекликаются с глаголами, которые во 2 Тим. 3:16 описывают руководство, осуществляемое Писанием. Ясно, что работа Тимофея заключается в том, чтобы следовать и учить принципам, которые он находит в Писании, и делать это с должным терпением. Жесткие и строгие упреки редко приводят грешника к Христу. Следуя под руководством Святого Духа тому, что писал Павел, и практикуя подход лидера-слуги, Тимофей должен был стать значительной объединяющей силой в церкви.
Какими практическими способами мы можем помочь нашим церковным лидерам поддерживать единство в церкви? Как удостовериться в том, что мы всегда способствуем единству, даже при наличии спорных вопросов?
Как мы уже видели, Новый Завет подчеркивает важность сохранения чистоты библейского учения в противовес отступничеству и распространению ложного учения в последнее время. Не менее важно сохранение положительной репутации христианского сообщества путем борьбы с безнравственностью, нечестием и пороком. По этой причине говорится, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Прочитайте Мф. 16:19 и 18:15–20. Какие принципы Иисус оставил церкви, касающиеся внутренней дисциплины и увещевания провинившихся?
Библия поддерживает понятие дисциплины и нашей ответственности друг перед другом в духовной и нравственной жизни. Фактически одним из отличительных признаков церкви является ее святость, или отделенность от мира. В Библии можно найти множество примеров сложных ситуаций, когда церковь обязана была решительно выступить против аморального поведения. Церковь должна придерживаться моральных стандартов.
Каким принципам необходимо следовать при решении сложных вопросов в церкви? См. Мф. 7:1–5; Гал. 6:1, 2.
Мы не можем отрицать библейское учение о необходимости церковной дисциплины. Без дисциплины мы не можем быть верными Слову. Но обратите внимание на элемент милосердия во многих из этих наставлений. Дисциплина должна быть настолько милосердной, насколько это возможно. Мы также должны помнить, что все мы грешники и что всем нам нужна благодать. Таким образом, когда мы прибегаем к дисциплинарным мерам, мы должны делать это со смирением и пониманием собственных недостатков.
Как научиться проявлять в отношении оступившихся дух смирения, а не наказания?
В Мф. 28:18–20 Иисус дал Своим ученикам последние указания относительно их миссии в мире. Определите ключевые слова повеления Иисуса. Что означают эти слова для церкви сегодня?
Великое поручение Иисуса Своим ученикам включает в себя четыре ключевых глагола: «идти», «сделать учениками» (в Синодальном переводе — «научить»), «крестить» и «учить». Согласно правилам греческой грамматики, главный глагол в этом ряду — «сделать учениками», а остальные три глагола показывают, как этого добиться. Люди становятся учениками, когда верующие идут во все народы, проповедуют Евангелие, крестят людей и учат их соблюдать то, что повелел Иисус.
По мере того как церковь откликается на это поручение, Божье Царство расширяется, и все больше людей всех наций вливаются в ряды тех, кто принимает Иисуса как Спасителя. Подчиняясь повелению Иисуса креститься и соблюдать Его учение, они создают новую универсальную семью. Новые ученики также имеют заверение, что Иисус пребывает с ними каждый день, поскольку они сами обращают в христианство новых учеников. Присутствие Иисуса — это обещание присутствия Бога. Евангелие от Матфея начинается с сообщения о рождении Иисуса, Чье имя означает «с нами Бог» (Мф. 1:23), и в конце мы читаем обещание Иисуса пребывать с нами до Его Второго пришествия.
«Христос говорил ученикам, что труд их не будет легким… Он заверил их, что Сам пребудет с ними; Всемогущий защитит их, если они пойдут вперед с верой. Он призвал их быть мужественными и твердыми, ибо среди них Тот, Кто могущественнее ангелов, — Вождь воинства небесного. Он сделал все необходимое, чтобы они выполнили эту работу, и взял на Себя ответственность за ее успех, и до тех пор, пока они повинуются Его слову и трудятся вместе с Ним, они не потерпят неудачу» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 29).
Подумайте о значении обещания Иисуса пребывать со Своим народом до Его Второго пришествия. Каким образом это обещание исполняется в нашей жизни, когда мы стремимся выполнить поручение, данное Иисусом?
«Принципы хорошего лидерства применимы во всех общественных институтах, включая церковь. Однако лидер в церкви должен быть не только лидером. Он также должен быть слугой.
Существует кажущееся противоречие между ролями лидера и слуги. Как можно руководить и служить одновременно? Разве лидер не занимает почетную должность? Разве он не командует и не ожидает, что другие будут ему повиноваться? Как же тогда он занимает низшее положение слуги, получая приказы и выполняя их?
Чтобы разрешить этот парадокс, посмотрим на Иисуса. Он представлял собой высший образец лидера-слуги. Вся Его жизнь была служением. И в то же время Он был величайшим лидером, которого когда-либо знал мир» (G. Arthur Keough, Our Church Today: What It Is and Can Be, p. 106).
Вопросы для обсуждения
- Поразмышляйте об идее лидера-слуги. Есть ли примеры таких лидеров в светском обществе?
- Прочитайте еще раз Мф. 20:25–28. Что этот отрывок говорит о том, какой смысл Бог вкладывает в слово «бо́льший» (Мф. 20:26)?
- Что делать, если церковные лидеры колеблются и их человеческая природа мешает им выполнить свой долг — содействовать единству церкви?
- Почему так важно практиковать церковную дисциплину в духе милости и любви к тем, кто заблуждается? Почему при этом необходимо всегда помнить стих Мф. 7:12?
Вывод:
Хорошая церковная организация имеет большое значение для выполнения миссии церкви и сохранения единства верующих. Христос — Глава церкви, и церковные лидеры должны следовать Его примеру, ведя народ Божий. Единство сохраняется благодаря наставлению в Слове Божьем и жизни в согласии с этим Словом.