Ион. 11:51, 52; Еф. 2:13–16; 2 Кор. 5:17–21; Еф. 4:25–5:2; Рим. 14:1–6; Деян. 1:14.
Памятный стих:
«Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:51, 52).
На прошлой неделе мы изучали, как единство проявляется в провозглашении общей вести, которая сосредоточена на Спасителе Христе и на истинах Писания, особенно важных в последнее время. Мы являемся теми, кто мы есть, благодаря вести, которую Бог доверил нам провозгласить по всему миру.
На этой неделе мы сосредоточим внимание на видимых проявлениях единства церкви в повседневной жизни христиан и миссии церкви. Иисус говорил, что церковь не просто провозглашает Божью весть о спасении и примирении. Единство церкви само по себе уже является значимым проявлением этого примирения. В мире, зараженном грехом и восстанием, церковь выступает в качестве видимого свидетельства спасения и силы Христа. Если со стороны церкви не будет исходить такого общего свидетельства, спасительная сила Креста вряд ли будет очевидна в этом мире. «Единство с Христом соединяет нас родственными узами друг с другом. Это единство является для мира самым убедительным доказательством величия и добродетели Христа, а также Его силы избавлять от греха» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1148. Комментарии Э. Уайт).
Прочитайте Ин. 11:51, 52 и Еф. 1:7–10. Какое событие в жизни Иисуса закладывает основание нашему единству как адвентистов седьмого дня?
«Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:51, 52). Как ни странно, Бог использовал Каиафу, чтобы объяснить смысл смерти Иисуса, хотя Каиафа и не знал, что делает, осуждая Иисуса на смерть. И священник даже не задумывался о том, насколько глубоким было его заявление. Каиафа полагал, что делает исключительно политическое заявление. Иоанн, однако, использовал его, чтобы показать значение заместительной смерти Христа для верного народа Божьего, который однажды будет собран «воедино».
Во что бы мы ни верили как адвентисты седьмого дня и что бы мы ни провозглашали, наше единство зиждется на принятии нами заместительной смерти Христа.
Мы также испытываем это единство во Христе при крещении. «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:26, 27). Крещение также связывает нас, поскольку оно символизирует нашу веру во Христа. У нас есть общий Отец, таким образом, все мы — сыновья и дочери Бога. И у нас есть общий Спаситель, в смерть и воскресение Которого мы крестились (см. Рим. 6:3, 4).
Почему наша общая вера в Иисуса превосходит все наши культурные, социальные, этнические и политические различия?
В Еф. 2:13–16 Павел излагает принципы, которые показывают, как действовал Христос для того, чтобы установить мир среди верующих: через Свою смерть на кресте Иисус сделал евреев и язычников одним народом и уничтожил этнические и религиозные барьеры, которые разделяли их. Если Христос смог объединить евреев и язычников в первом столетии, разве Он не в состоянии также разрушить любые расовые, этнические и культурные стены, разделяющие людей сегодня в нашей собственной церкви?
Только преодолев внутренние разногласия, мы можем обратиться к миру с вестью.
Во 2 Кор. 5:17–21 Павел утверждает, что во Христе мы — новое творение, примирившееся с Богом. Каково же тогда наше служение в этом мире? Как мы можем улучшить наше общество, действуя как единый церковный организм?
Как новое Божье творение верующие получают важнейшее служение — тройное служение примирения:
- Наша церковь состоит из верующих, которые некогда были оторваны от Бога, но благодаря спасительной благодати Христовой жертвы теперь объединены с Богом Святым Духом. Мы — Остаток, призванный провозгласить миру весть о последнем времени. Мы должны пригласить тех, кто все еще оторван от Бога, примириться с Ним и присоединиться к нам в нашей миссии.
- Церковь — это также Божий народ, члены которого примирились друг с другом. Единство с Христом означает, что мы едины друг с другом. Это единство — не просто высокий идеал, оно должно быть видимой реальностью. Примирение друг с другом, мир и согласие между братьями и сестрами — это безошибочное свидетельство миру о том, что Иисус Христос — наш Спаситель и Искупитель. «По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
3. Посредством этого служения примирения церковь говорит Вселенной о том, что Божий план искупления является истинным и могущественным. По сути, великая борьба сосредоточена на личности Бога и Его характере. Когда церковь культивирует единство и примирение, Вселенная видит проявление извечной мудрости Бога (см. Еф. 3:8–11).
Прочитайте Еф. 4:25–5:2 и Кол. 3:1–17, а затем ответьте на следующие вопросы. В каких сферах жизни мы призваны явить свою преданность Иисусу? Каким должно быть наше свидетельство о Евангелии Иисуса в общественной жизни?
Есть много других мест Писания, которые приглашают христиан следовать примеру Иисуса и свидетельствовать другим о Божьей благодати. Нам также предлагается содействовать благополучию других людей (см. Мф. 7:12); носить бремена друг друга (см. Гал. 6:2); жить в простоте и уделять больше внимания внутренней духовности, а не внешнему поведению (см. Мф. 16:24–26; 1 Петр. 3:3, 4); практиковать здоровый образ жизни (см. 1 Кор. 10:31).
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петр. 2:11, 12). Как часто мы недооцениваем влияние христианского характера на тех, кто наблюдает за нами? Терпение, проявленное в минуты раздражения, дисциплинированная жизнь в период напряженности и конфликтов, кротость в ответ на нетерпение и резкие слова — все это признаки Христова духа, которому мы призваны подражать. Поскольку адвентисты седьмого дня свидетельствуют в мире, который неправильно понимает характер Бога, мы становимся силой, творящей добро во славу Божью. Как представители Христа верующие должны быть известны не только высокой моралью, но и своим участием в благополучии других. Если наш религиозный опыт будет подлинным, он проявит себя и окажет влияние на мир. Единый организм верующих, показывающих характер Христа миру, действительно станет могущественным свидетельством.
Какое свидетельство вы представляете другим? Что в вашей жизни может побудить других следовать за Иисусом?
Прочитайте Рим. 14:1–6. Какие убеждения заставляли членов церкви в Риме осуждать друг друга, затрудняя братское общение?
Весьма вероятно, что эти убеждения были связаны с еврейским пониманием церемониальной нечистоты. Павел использует выражение «споры о мнениях» (Рим. 14:1), указывая тем самым, что поднимавшиеся вопросы не были определяющими для спасения, но выражали частное мнение каждого (см. Рим. 14:5).
Сначала эти споры касались разного рациона питания. Павел не рассматривает здесь употребление в пищу животных, запрещенных в Лев. 11. Нет никаких доказательств того, что ранние христиане начали употреблять свинину или мясо других нечистых животных во времена Павла. Мы доподлинно знаем, что Петр никогда не ел такой пищи (см. Деян. 10:14). Тот факт, что немощные ели только овощи (см. Рим. 14:2) и что поднимался также вопрос употребления напитков (см. Рим. 14:17, 21), указывает на то, что прежде всего речь шла о церемониальном осквернении. Об этом еще раз говорит употребление прилагательного «нечистый» (греч. койно`с) в Рим. 14:14. Этим словом в древнегреческом переводе Ветхого Завета обозначаются непригодные в пищу животные, а не нечистые животные из Лев. 11. По-видимому, в римской общине были люди, которые не ели вместе со всеми, потому что они не были уверены, что еда была надлежащим образом подготовлена или что она не приносилась до этого в жертву идолам.
То же самое касается спора о соблюдении определенных дней. Не обсуждался вопрос еженедельной субботы, поскольку мы знаем, что Павел соблюдал субботу регулярно (см. Деян. 13:14; 16:13; 17:2). Вероятно, речь шла о различных еврейских праздниках или днях поста. В этих текстах Павел призывает быть терпимыми к тем, кто искренно и добросовестно соблюдает эти ритуалы, если только они не рассматривают их как средства спасения. Единство среди христиан проявляется в терпении и снисходительности тогда, когда наблюдается разница мнений по второстепенным вопросам, не существенным для нашей веры.
Задайте в классе вопрос: есть ли что-то, во что мы верим и что практикуем как адвентисты седьмого дня, но что не носит характера безусловного требования?
В Деян. 1:14 и 2:46 употреблено слово «единодушно». Единодушие было результатом того, что они пребывали вместе, молитвенно желая, чтобы исполнилось обетование Иисуса послать им Утешителя.
В процессе ожидания легко можно было бы начать критиковать друг друга. Некоторые могли бы указать на то, что Петр отрекся от Иисуса (см. Ин. 18:15–18, 25–27), а Фома засомневался в Его воскресении (см. Ин. 20:25). Они могли бы вспомнить о том, как Иоанн и Иаков просили для себя высокие посты в Царстве Христа (см. Мк. 10:35–41), или то, что Матфей в прошлом был презираемым сборщиком налогов (см. Мф. 9:9).
Однако «в те дни глубокого самоисследования, чувствуя духовную жажду, они взывали к Господу о святом помазании, прося о благословении не только для себя, ведь на них было возложено дело спасения душ. Они понимали, что Евангелие должно быть проповедано миру, и положились на силу, что обещал Христос» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 37).
Братское общение между учениками и их усиленные молитвы подготовили их к знаменательному опыту Пятидесятницы. Приблизившись к Богу и отложив свои личные различия, ученики были подготовлены Святым Духом, чтобы стать бесстрашными и смелыми свидетелями воскресения Иисуса. Они знали, что Иисус простил им их многочисленные недостатки, и это дало им смелость продвигаться вперед. Они знали, что совершил для них Христос в их жизни. Они знали, что обетование спасения сокрыто в Нем, и, таким образом, «смысл жизни верующих состоял в стремлении отразить Христов характер и распространении Его Царства» (там же, с. 48). Неудивительно, что Господь смог совершить через них такие великие чудеса. Какой урок для нас как для церкви сегодня!
В чужой жизни всегда легко усмотреть ошибки. Как можно научиться не замечать ошибок других людей ради великой цели — исполнить волю Бога в единой церкви?
Следующая цитата показывает, как ранняя церковь, объединенная во Христе, смогла сохранить единство несмотря на все различия и тем самым стать могущественным свидетельством миру. «Писание иллюстрирует, как Святой Дух руководил ранней церковью в процессе принятия решений. Это происходило как минимум тремя тесно связанными друг с другом способами: через откровение (конкретное указание Духа Корнилию, Анании, Филиппу и результат жребия), через Писание (церковь принимала решение на основе Писания) и через принятие совместного решения (в процессе обсуждения и изучения церковь под воздействием Святого Духа достигала согласия). Похоже, что, сталкиваясь с культурными, доктринальными и богословскими спорами среди верующих, Святой Дух использовал консенсус как способ разрешения конфликтов. В этом процессе мы видим активную роль всего сообщества верующих, а не только его лидеров, а также первостепенную важность молитвы. Руководство Святого Духа ощущается в понимании общиной Слова Божьего, восполнении общинных нужд, а также в служении лидеров. Различные церковные решения были приняты в процессе, которым руководил Святой Дух и в котором Писание, молитва и опыт были элементами богословского осмысления» (Denis Fortin, “The Holy Spirit and the Church,” in Ángel Manuel Rodríguez, ed., Message, Mission, and Unity of the Church, pp. 321, 322).
Вопросы для обсуждения
- В классе ответьте на вопрос, заданный в уроке за среду: каким образом мы определяем, какие учения и практики существенны для нас как адвентистов седьмого дня, а какие — нет?
- Как мы должны относиться к христианам других конфессий, которые, как и мы, верят в смерть и воскресение Иисуса?
Вывод:
Наиболее убедительным доказательством единства является то, что братья и сестры любят друг друга по примеру Христа. Прощение грехов и дар спасения — лучшая объединяющая сила нашей церкви. Во Христе мы призваны явить миру наше единство и веру!