Деян. 6:1–6; Деян. 10:1–23; Мф. 5:17–20; Деян. 11:3–24; Деян. 15:1–22; Ам. 9:11, 12.
Памятный стих:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27, 28).
Одна из самых сложных задач любого христианского сообщества — поддерживать единство, когда возникают разногласия по вопросам, касающимся церкви и ее миссии. Эти разногласия могут привести к разрушительным последствиям.
Современные христианские общины ничем не отличаются от тех, которые мы видим в Новом Завете. Люди остаются людьми, и разногласия, даже касательно основных вопросов, обязательно появятся. Ранние христиане столкнулись с конфликтами, причиной которых были межличностные предубеждения и серьезные различия в толковании ключевых ветхозаветных историй и практик. Эти конфликты могли разрушить церковь на корню, если бы не заботливые апостолы и лидеры, которые искали водительства Святого Духа и Писания для разрешения этих напряженных ситуаций.
Несколько недель назад мы говорили о состоянии единства, в котором находилась ранняя церковь. На этой неделе мы рассмотрим, как ранняя церковь разрешала внутренние конфликты, которые подрывали ее единство и угрожали ее существованию. Что это были за конфликты, как они решались и чему можно научиться из этого опыта?
Некоторые христиане предвзято относились к вдовам, приехавшим из диаспоры и говорившим на греческом языке, и давали им меньше пищи, чем местным вдовам. Такое отношение стало причиной раскола в ранней общине верующих. Было ли так на самом деле, Библия не говорит. Говорится только, что некоторые люди полагали, что это так. Этот конфликт угрожал единству церкви. Удивительно, что этническое разделение проявилось в церкви так быстро.
Прочитайте Деян. 6:2–6. Какие простые шаги предприняла ранняя церковь для решения этого недоразумения?
Ранняя церковь стремительно росла, и этот рост все сильнее и сильнее обременял апостолов. Назначение семи человек, традиционно называемых диаконами (хотя Новый Завет не называет их так), облегчило напряженность в Иерусалимской церкви и позволило привлечь больше людей к церковному служению.
Апостолы внимательно выслушали жалобы грекоязычных верующих и попросили их подключиться к решению проблемы. Этой группе было доверено избрать семь человек в помощь апостолам, и они рекомендовали семь грекоязычных учеников. Эти люди были «изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3). Служение апостолов, которые до этого должны были проповедовать Слово Божье и раздавать пищу вдовам, было разделено на две части, одинаково важные для провозглашения Евангелия. Лука использует одно и то же слово — «служение» (греч. диакония), говоря о проповеди Слова апостолами (см. Деян. 6:4) и о раздаче пищи диаконами (см. Деян. 6:1).
Какое значение имеет тот факт, что руководители созвали «множество учеников» (Деян. 6:2), чтобы найти решение?
Прочитайте Деян. 10:1–23. Что в этом отрывке показывает, что Святой Дух работал над сердцами многих людей, готовя путь для принятия язычниками Евангелия?
Должно быть, Петру это видение показалось странным. Он был потрясен им, потому что никогда не принимал нечистую или оскверненную пищу, будучи правоверным евреем и соблюдая закон (см. Лев. 11; Иез. 4:14 и Дан. 1:8). Однако это видение говорило не о принципах питания, а о барьерах между евреями и язычниками, которые затрудняли распространение Евангелия. Подобные барьеры можно наблюдать по сей день.
В первые десятилетия христианство в основном состояло из евреев, которые приняли Иисуса как Мессию из ветхозаветных пророчеств. Первые верующие в Иисуса были правоверными евреями, которые были научены повиноваться закону. Они не считали, что Евангелие Иисуса Христа стирает или отменяет предписания Ветхого Завета (см. Мф. 5:17–20).
Прочитайте Деян. 10:28, 29, 34, 35. Как Петр понял смысл видения, которое получил в Иоппии? Что привело его к такой интерпретации?
События, описанные в книге Деяний, указывают на работу Святого Духа, Который подготовил путь для язычников, чтобы они были приняты в христианское сообщество. Для этого им не нужно было сначала принимать обрезание и становиться евреями. В том, что это действительно воля Божья, Петра и его друзей убедило излитие Святого Духа на Корнилия и его семью, аналогичное излитию Духа на учеников Иисуса в день Пятидесятницы (см. Деян. 10:44–47). Если Святой Дух может быть дан язычникам таким же способом, каким Он был дан евреям, тогда очевидно, что обрезание не является обязательным условием для того, чтобы стать верующим в Иисуса как в Мессию. Такое заключение стало причиной серьезного богословского спора среди ранних христиан.
Прочитайте Деян. 11:4–18. Что сказал Петр, объясняя работу Святого Духа и Его водительство в этом событии? На что он хотел обратить внимание в своем рассказе?
Хотя некоторые усомнились в правомерности действий Петра и его решении крестить язычников, многочисленные свидетели (см. Деян. 11:12) подтвердили, что Святой Дух действительно явил Свое присутствие так же, как и в Пятидесятницу. Водительство Святого Духа было очевидно. «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (см. Деян. 11:18).
Прочитайте Деян. 11:19–24. Что произошло дальше в жизни ранней церкви?
Возможно, некоторые в Иерусалиме сочли, что произошедшее с Корнилием и его семьей было исключением и такой опыт не будет повторяться. Но Святой Дух продолжил Свою работу. Поскольку ученики Иисуса рассеялись за пределами Иерусалима и Иудеи по причине гонений, начавшихся после смерти Стефана (см. Деян. 8:1), и отправились в Самарию, Финикию, Кипр и Антиохию, все больше и больше язычников принимали Иисуса как своего Спасителя. Именно это предсказывал Иисус (см. Деян. 1:8). Учитывая столь огромный приток язычников, нетрудно понять растерянность, в которой пребывали еврейские верующие.
Как наши узкие взгляды на церковь и данную нам весть могут помешать нашему свидетельству?
Угроза единству церкви, с которой столкнулись ранние христиане, была реальной и труднопреодолимой. Некоторые иудеохристиане считали, что спасение возможно только для тех, кто принадлежит к Божьему народу завета, что подразумевало обязательное обрезание. Будучи верными иудеями, еврейские верующие также полагали, что им следует избегать любых контактов с язычниками, которые могут помешать их собственному спасению.
У евреев были очень строгие правила касательно общения с язычниками. Эти правила быстро стали камнем преткновения для новой христианской общины, когда апостолы стали проповедовать язычникам, которые хотели последовать за Иисусом. Поскольку, согласно ветхозаветным предсказаниям, Мессия был Спасителем Божьего народа завета, не должны ли язычники сначала стать евреями, а затем следовать тем же правилам завета, чтобы получить спасение?
Прочитайте Деян. 15:3–22. Какие вопросы были подняты на Иерусалимском совете?
Проблема была обусловлена противоречием с устоявшимся толкованием ветхозаветных текстов об обрезании и отношениях с язычниками. Апостолы, пресвитеры и делегаты из Антиохии сидели вместе, но, похоже, долгое время не могли найти решение.
Но затем Петр, Варнава и Павел высказали свое видение. Петр говорил о том откровении, которое дал ему Бог, и о даре Святого Духа, Который открыл путь для миссии язычникам. Затем Павел и Варнава поделились своими опытами того, что Бог сделал через них для язычников. В результате многие сердца открылись для новой истины. Петр сказал: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:11). Многовековая традиция была сломлена под напором Евангелия.
Доводилось ли вам менять свое мнение относительно того, во что вы глубоко верили? Чему вас научил этот опыт?
Прочитайте Ам. 9:11, 12 и Иер. 12:14–16. Какие предсказания сделали эти ветхозаветные пророки относительно соседних с Израилем народов?
Хотя Иаков цитирует Ам. 9, мысль о спасении языческих народов просматривается и в других ветхозаветных пророчествах. Таково было намерение Бога — спасти весь мир через свидетельство и опыт Израиля. На самом деле, призыв Бога к Аврааму включал благословение всех народов через него и его потомков (см. Быт. 12:1–3). Водительство Святого Духа, служение Петра, Варнавы и Павла среди язычников, обращение многих язычников — все это было свидетельством, которым нельзя было пренебречь. Это свидетельство помогло руководителям христианской общины в Иерусалиме понять, что многие пророчества Ветхого Завета теперь исполняются. В действительности Бог уже дал законы, регулирующие присутствие язычников в Израиле, и применимые к ним ограничения (см. Лев. 17, 18). Иаков также ссылается на эти законы, объявляя решение (см. Деян. 15:29). Каждому стало ясно, что Бог призывает язычников присоединиться к Его народу и получить спасение в Иисусе. Водительство Святого Духа дало им более глубокое понимание Писания и раскрыло важные истины, которых они не видели раньше.
В Деян. 15:30–35 сказано о реакции верующих в Антиохии на принятое в Иерусалиме решение: «Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении» (Деян. 15:31).
Здесь, в книге Деяний, показан выдающийся пример того, как ранняя церковь, подчиняясь Слову Божьему, руководствуясь принципами любви, единства и доверия, под руководством Святого Духа предотвратила возможное разделение.
Как этот отрывок показывает, насколько важно для нас не только слушать то, что говорят другие, но и допускать мысль, что они могут быть правы, даже если они говорят не совсем то, что мы хотим услышать?
«Собор состоял из апостолов и учителей, основавших христианские церкви среди иудеев и язычников, а также из избранных представителей различных церквей. Так, здесь присутствовали иерусалимские пресвитеры, посланцы от антиохийской общины, представители наиболее влиятельных церквей. Собор проходил под знаком здравомыслия, просвещенности и достоинства, отличавших церковь, созданную по воле Божьей. Присутствовавшие пришли к выводу, что Сам Бог дал им ответ, даровав язычникам Духа Святого; и им оставалось только следовать Его руководству.
Этот вопрос не был поставлен на голосование среди всех членов церкви. Апостолы и пресвитеры, влиятельные и здравомыслящие люди, подготовили и огласили постановление, принятое затем всеми христианскими церквами. Но не все были довольны решением; нашлись честолюбивые и самоуверенные братья, не согласившиеся с ним и дерзнувшие действовать по-своему. Они роптали, придирались к братьям, предлагали новые планы и стремились ослабить влияние людей, которым Бог поручил возвещать евангельскую весть. С самого начала церковь сталкивалась с подобными препятствиями, которые не раз еще будут возникать на ее пути» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 196, 197).
Вопросы для обсуждения
- Какие шаги по разрешению противоречий, обнаруженные в изученных на этой неделе отрывках, можно применить в случае возникновения разногласий в вашей общине? Хотя в данном случае церковь столкнулась с богословским вопросом, каким образом содержащиеся в этом рассказе уроки могут помочь церкви в случае, когда единству угрожают культурные, политические или этнические вопросы? Какие важные принципы мы можем заимствовать?
- Прочитайте еще раз вышеприведенную цитату Эллен Уайт. Несмотря на положительный исход, не все были довольны им. Какой урок можно извлечь из этого?
Вывод:
Ранняя церковь столкнулась с внутренними разногласиями по ряду вопросов, что могло оказать на нее разрушительное воздействие. Мы увидели, как церковь, под руководством Святого Духа и в подчинении Слову Божьему, смогла разрешить эти конфликты и предотвратить раскол.