Деян. 1:12–14; Деян. 2:5–13; Откр. 14:12; Деян. 2:42–47; Деян. 4:32–37; Деян. 5:1–11; 2 Кор. 9:8–15.
Памятный стих:
«И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
Церковное единство является результатом совместного духовного опыта в Иисусе, Который есть истина. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). В совместном духовном странствовании и опыте крепнут братские узы. Первые адвентисты имели такой опыт в миллеритском движении. В 1844 году они объединили свои сердца, пытаясь найти объяснение постигшему их разочарованию. Этот опыт дал рождение Церкви адвентистов седьмого дня и открыл истину о суде перед Вторым пришествием Христа.
Опыт учеников Иисуса после Его вознесения на небеса — пример единства верующих из самых разных слоев общества, достигнутого силой Божьего Слова, молитвы и духовного общения. Такой же опыт возможен и сегодня.
«Я считаю, что духовное общение является особенно важным элементом совместного поклонения… Ничто не заменит христианину той духовной связи, которая объединяет его с другими верующими и с Господом Иисусом Христом… Иисус Христос сначала привлекает человека к Себе, а затем объединяет его с другими верующими в Своем Теле — церкви» (Robert G. Rayburn, O Come, Let Us Worship, p. 91).
Прочитайте Деян. 1:12–14. Что делали ученики в течение этого десятидневного периода?
Мы можем представить эти десять дней как период интенсивной духовной подготовки и уединения, в течение которого ученики делились своими воспоминаниями об Иисусе, Его делах, наставлениях и чудесах. Они пребывали «единодушно… в молитве и молении» (Деян. 1:14).
«Ожидая исполнения обетования, ученики смиряли свои сердца в истинном раскаянии и исповедовали свое неверие перед Богом. Они вспоминали слова Христа, сказанные Им перед смертью, и начинали полнее понимать их смысл. В их памяти вновь воскресали полузабытые истины, и они пересказывали их друг другу. Они упрекали себя за непонимание слов Спасителя. Размышляя над Его чистой святой жизнью, события которой вновь проходили перед их глазами одно за другим, они понимали, что теперь никакой труд не покажется им слишком тяжелым и никакая жертва не будет для них слишком большой, если только они смогут засвидетельствовать о чудесном характере Христовом собственной жизнью. Если бы прожить эти три года заново! Если бы снова увидеть Господа! Как ревностно стремились бы они доказать Ему свою любовь и как искренне сожалели бы о том, что огорчали Его своим неверием. Но их утешало то, что они были прощены. И они решили, насколько это в их силах, искупить свое неверие мужественным исповеданием Его перед миром… Забыв все разногласия, всякое стремление к первенству, они сплотились в дружное христианское братство» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 36, 37).
Что бы вы хотели сделать иначе в том, что касается вашей веры? Каким образом ваши сожаления о прошлом побуждают стремиться к лучшему будущему?
В Ветхом Завете Пятидесятница была вторым из трех больших праздников, на котором должен был присутствовать каждый израильтянин мужского пола. Она праздновалась на пятидесятый день (греч. пентэкостэ) после Пасхи. Во время этого праздника евреи приносили Богу первые плоды своего летнего урожая в качестве благодарения.
Во времена Иисуса праздник Пятидесятницы, вероятно, включал также празднование получения Закона на горе Синай (см. Исх. 19:1). Это подтверждает важность Божьего Закона как неотъемлемой части христианской вести об Иисусе, Чья смерть предлагает каждому раскаявшемуся грешнику прощение за нарушение этого самого закона. Неудивительно, что один из важнейших текстов последних дней касается как закона, так и Евангелия: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
Как и тогда, когда Моисей получил Десять заповедей на горе Синай (см. Исх. 19:16–25; Евр. 12:18), в эту Пятидесятницу произошли многочисленные необычайные явления. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2–4).
Прочитайте Деян. 2:5–13. Каково значение этого удивительного события?
Пятидесятница была радостным праздником, праздником благодарения Господу за Его щедрость. Видимо, поэтому учеников ошибочно приняли за пьяных (см. Деян. 2:13–15). Божья сила особым образом проявилась в чуде говорения на разных языках, которые присутствовавшие понимали. Евреи со всей Римской империи, пришедшие в Иерусалим на праздник, услышали весть об Иисусе-Мессии — каждый на своем наречии.
Удивительным образом Пятидесятница помогла обратить вспять процесс рассеяния первоначальной человеческой семьи и образования этнических групп, начавшийся во времена Вавилонской башни. Чудо благодати сделало возможным воссоединение человеческой семьи. Единство Божьей Церкви в глобальном масштабе свидетельствует о природе Его Царства, в котором будет восстановлено все то, что было утрачено в Вавилоне.
Прочитайте Деян. 2:42–47. Чем занимались первые последователи Иисуса, составлявшие сообщество верующих? Чем обусловлено их удивительное единство?
Примечательно, что первым совместным делом общины новообращенных было изучение апостольского учения. Библейское обучение — важный способ содействия духовному росту новых верующих. Иисус дал поручение Своим ученикам научить их всему, что Он повелел им (см. Мф. 28:20). Новая община проводила время, слушая рассказы апостолов о Христе. Вероятно, эти рассказы касались жизни и служения Иисуса, Его наставлений, притчей, проповедей и чудес. Все они указывали на исполнение пророческих Писаний.
Верующие также проводили время в молитве и преломлении хлеба. Непонятно, относится ли выражение «преломление хлеба» к обряду Вечери Господней или просто указывает на совместную трапезу (см. Деян. 2:46). Члены новой общины часто и регулярно проводили вместе время как в Иерусалимском храме, который оставался для них главным местом поклонения, так и в частных домах. Они ели и молились вместе. Молитва — жизненно важный элемент сообщества веры и неотъемлемая составляющая духовного роста. Новое сообщество проводило время в поклонении. Написано, что все это они делали «постоянно».
Постоянное духовное общение создало верующим хорошую репутацию в Иерусалиме. Написано, что новые верующие находились «в любви у всего народа» (Деян. 2:47). Несомненно, результаты работы Святого Духа в их жизни произвели сильное впечатление на окружающих и свидетельствовали о том, что Иисус был истинным Мессией.
Чему приведенный пример может научить вашу местную церковь в вопросах единства, духовного общения и свидетельства?
Совместное пользование собственностью не было требованием общины, но стало добровольным проявлением любви друг к другу. Также это было конкретной формой выражения их единства. Подобная взаимная поддержка продолжалась в течение некоторого времени, и в Деян. 4 и 5 об этом подробно написано. Об этом также говорится в других местах Нового Завета.
Именно в таком контексте появляется рассказ о Варнаве. Он был богатым человеком и владел землей. Продав свое имущество на благо общины, он принес деньги апостолам (см. Деян. 4:36, 37). Варнава изображен как пример для подражания.
Прочитайте Деян. 4:32–37 и 5:1–11. Сравните поведение Варнавы с поведением Анании и Сапфиры. Что супружеская пара сделала не так?
Открыто солгав Святому Духу, эти люди также проявили жадность и алчность. Пожалуй, ни один грех не может разрушить братское общение и любовь быстрее, чем эгоизм и жадность. Если Варнава — положительный пример братского духа в ранней церкви, Анания и Сапфира — отрицательный. Лука честно рассказывает эту историю о недостойных членах общины.
Последняя заповедь Десятословия (Исх. 20:1–17), заповедь об алчности, отличается от остальных. Если другие заповеди говорят о действиях, которые явно нарушают Божью волю относительно человека, последняя заповедь говорит о том, что скрыто в сердце. Грех алчности проявляется не столько в поступках, сколько в мыслях. Любостяжание и его спутник эгоизм — это не столько видимые грехи, сколько состояние греховной человеческой природы. Они становятся видимыми только тогда, когда проявляются в эгоистичных действиях, таких как поступок Анании и Сапфиры. В определенном смысле последняя заповедь говорит о корне зла, которое проявляется в действиях, осуждаемых всеми остальными заповедями. Жадность этих людей, как и жадность Иуды, открыла путь для влияния сатаны, которое, в свою очередь, привело их ко лжи Богу.
Какими способами мы можем искоренить алчность в нашей жизни? Почему хвала и благодарность за то, что у нас есть, являются сильным противоядием от этого зла?
Прочитайте 2 Кор. 9:8–15. Каким, по словам Павла, будет результат щедрости, проявленной церковью в Коринфе?
Опыт единства в ранней церкви показывает нам то, что все еще можно сделать сегодня. Однако это единство едва ли было бы достигнуто без посвященности всех верующих. Лидеры ранней общины считали своей обязанностью укреплять единство во Христе. Любовь между мужем, женой и детьми требует ежедневного посвящения. Точно так же обстоит дело с единством верующих. Единство, которое мы имеем во Христе, поддерживается и проявляется многими способами.
Очевидно, что единству в ранней церкви способствовали молитва, поклонение, братское общение, общее видение и изучение Божьего Слова. Верующие не только осознавали свою миссию — проповедовать Евангелие всем народам, но также понимали, что им следует проявлять любовь и заботу друг о друге. Их единство проявлялось в щедрости и взаимной поддержке на уровне местной общины и в более широком масштабе — на уровне сотрудничества между церквами, даже если их разделяли большие расстояния.
«Их радушие и щедрость свидетельствовали о том, что они не напрасно приняли благодать Божью. Что еще могло произвести такую щедрость, если не освящение Духом Святым? Для верующих и неверующих это было чудом благодати» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 344).
Каким образом вы и ваша церковь испытали преимущества проявления щедрости по отношению к другим? Какие благословения получают те, кто помогает окружающим?
«Эта щедрость верующих явилась результатом излития Духа. У обращенных в евангельскую веру было „одно сердце и одна душа“. Их объединяла общая цель — содействовать успеху порученного им дела; и сребролюбию не могло быть места в их жизни. Они любили братьев и дело, которому себя посвятили, больше, чем деньги и имения. Поступки этих людей свидетельствовали о том, что для них человеческие души были дороже земных богатств.
Так бывает всегда, когда Дух Божий руководит жизнью человека. Люди, чьи сердца наполнены любовью Христа, будут следовать примеру Того, Кто, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой. Деньги, время, положение и все другие дары, полученные от Бога, ценятся ими постольку, поскольку они содействуют распространению Евангелия. Так было в первой церкви; когда члены современной церкви силой Духа Святого перестанут любить блага мира сего и будут охотно жертвовать во имя того, чтобы их ближние услышали Евангелие, проповедуемые истины окажут могучее влияние на слушателей» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 70, 71).
Вопросы для обсуждения
- Проанализируйте рассмотренные в уроке этой недели факторы единства ранней церкви. Как мы как церковь можем делать нечто подобное сегодня? Чего нам не хватает в сравнении с тем, что имели верующие в то время?
- Каким образом пример новозаветных церквей, которые собрали щедрое пожертвование для бедных в Иерусалиме, вдохновляет нас на аналогичное служение сегодня? Как решаются другие социальные проблемы? Какими путями местные общины могут помогать обществу, материально поддерживая нуждающихся и удовлетворяя другие потребности?
- Какие уроки можно извлечь из печальной истории Анании и Сапфиры? Насколько важна фраза, записанная в Деян. 5:5 и 5:11, о «великом страхе», который объял церковь из-за этих двух смертей?
Вывод:
Ранняя церковь испытала быстрый рост, потому что ученики Иисуса целенаправленно готовились к излитию обещанного Святого Духа. Их братское общение и общая вера были средством, которое Дух Святой использовал для подготовки их сердец к Пятидесятнице. После Пятидесятницы Святой Дух продолжил преобразовывать новое сообщество верующих, что проявилось в их щедром отношении друг к другу и в быстром росте церкви.