Ин. 17:1–26; 1 Ин. 5:19; Ин. 13:18–30; Ин. 5:20–23; Мк. 9:38–41; Откр. 18:4; 1 Ин. 2:3–6.
Памятный стих:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20, 21).
Евангелие от Иоанна показывает нам, что в первую очередь заботило Иисуса, когда обозначилась неизбежность Его предательства и смерти. В пяти важнейших главах (главы 13–17) записаны последние слова Иисуса и Его молитва, которую иногда называют «первосвященнической» (глава 17).
«Это подходящее определение, потому что наш Господь в этой молитве говорит о жертвенном служении, в котором Он одновременно и священник, и жертва. В то же время это молитва за тех, за кого приносится жертва, — учеников, присутствовавших в верхней горнице, и тех, кто впоследствии уверует через их свидетельство» (F. Bruce. The Gospel of John, p. 328).
В центре этой молитвы — забота Иисуса о единстве Своих учеников и тех, кто уверует в Него позже. Это ключевая тема Его молитвы: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:20, 21).
Без осмысления этой молитвы невозможно полноценное обсуждение темы церковного единства и нашего единства во Христе. О чем молился Иисус, за кого молился и что означает Его молитва для нас сегодня?
Прочитайте Ин. 17:1–5. В чем суть молитвы Христа и что она значит для нас?
Сначала Иисус помолился за Себя. Ранее в Евангелии от Иоанна Иисус отмечал, что Его час еще не настал (см. Ин. 2:4; 7:30; 8:20). Но теперь Он знал, что час Его жертвы приблизился. Наступал час драматического завершения Его земной жизни, и Он нуждался в силе, чтобы завершить Свою миссию. Это был подходящий момент для молитвы.
Иисус прославит Своего Отца, исполнив Его волю, даже если нужно будет вынести крест. В том, что Иисус принял крест, не было проявления фатализма; скорее, Он так распорядился властью, которую дал Ему Отец. Он умер не смертью мученика, но охотно прославил Своего Отца, выполнив миссию, ради которой пришел на землю: умереть на кресте в качестве Жертвы за грехи мира.
Что такое вечная жизнь, согласно Ин. 17:3? Что значит знать Бога?
Прежде всего Иисус говорит нам, что вечная жизнь заключается в нашем личном познании Бога. Это не спасение делами или знаниями, а, скорее, опыт познания Господа благодаря тому, что Иисус сделал для нас на кресте. Это познание становится реальным благодаря личным отношениям с Отцом. Люди склонны ограничивать знание фактами и деталями, но здесь Иисус призывает к более глубокому и содержательному опыту — личным отношениям с Богом. Целью Первого пришествия Иисуса было также направить человечество в его поисках более значимого и спасительного познания Бога и единства друг с другом, к которому приводит это познание.
В чем разница между знанием о Боге и личным знанием Бога? Что помогло вам познать Бога?
Затем Иисус молится за Своих учеников, которым грозит серьезная опасность потерять веру в Него в предстоящие дни, когда Его физически не будет с ними. Тем самым Он передает Своему Отцу заботу о них.
Молитва Иисуса — о защите учеников в мире. Иисус не молится за мир, потому что знает, что мир не живет по воле Отца (см. 1 Ин. 5:19). Но поскольку мир — это место, где ученики будут выполнять свое служение, Иисус молится, чтобы они были сохранены от зла в мире. Иисус беспокоится за весь мир, ведь Он пришел спасти его. Но распространение Евангелия напрямую связано со свидетельством тех, кто идет и проповедует Благую весть. Вот почему Иисус должен ходатайствовать за них, чтобы зло не одолело их (см. Мф. 6:13).
Один ученик, однако, был поражен злом. Ранее в тот же вечер Иисус упомянул, что один из них решил предать Его (см. Ин. 13:18–30). Хотя Иисус указывает на тот факт, что Писание предсказало предательство Иуды (см. Пс. 40:10), Иуда не был жертвой судьбы. Во время Тайной вечери Иисус продемонстрировал ему знак любви и дружбы (см. Ин. 13:26–30). «Во время Пасхальной Вечери Иисус проявил Свою Божественность, показав, что знает предательский замысел Иуды. Он послужил Иуде с той же нежностью, что и остальным ученикам. Но и этот последний призыв любви остался безответным» (Э. Уайт. Желание веков, с. 720).
Зная, что зависть и ревность могут разделить учеников, как это случалось ранее, Иисус молится за их единство. «Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Такое единство не может быть достигнуто человеческими усилиями. Оно может быть исключительно результатом и даром Божественной благодати. Их единство обусловлено единством Отца и Сына, и это единство станет непременным условием эффективного служения в будущем.
Для служения также необходимо освящение, или посвященность истине. Действие Божьей благодати в сердцах учеников преобразило их. Но если им предстояло свидетельствовать о Божьей истине, эта истина должна была изменить и их.
Что значит быть «не от мира»? Что в нас и нашем образе жизни делает нас «не от этого мира»?
Прочитайте Ин. 17:20–26. Каким было наибольшее желание Иисуса в отношении тех, кто позже поверит в евангельскую весть? Почему так важно, чтобы эта молитва исполнилась?
Поскольку Отец и Сын едины, Иисус молился, чтобы и будущие верующие были едины. В Евангелии от Иоанна Иисус несколько раз упомянул о единстве Отца и Сына. Они никогда не действуют независимо друг от друга, но всегда едины в Своих действиях (см. Ин. 5:20–23). Они оба настолько исполнены любви к падшему человечеству, что Отец был готов отдать Своего Сына ради этого мира, а Сын — отдать за него Свою жизнь (см. Ин. 3:16; 10:15).
Единство, о котором говорит в этой молитве Иисус, — это единство любви и миссии. Такое же единство связывает Отца и Сына. «По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Проявление такого единства в любви будет служить для всех подтверждением их отношений как с Иисусом, так и с Отцом. «Проявление искреннего единства должно стать убедительным свидетельством истины Евангелия» (Andreas J. Köstenberger, John, Baker Exegetical Commentary on the New Testament, p. 498). Именно так мир узнает, что Иисус есть Спаситель. Другими словами, единство, о котором молился Иисус, не может быть невидимым. Как мир может убедиться в правдивости Евангелия, если не увидит любовь и единство среди Божьего народа?
«Бог выводит Свой народ, чтобы он стоял как одно целое на фундаменте вечной истины… Богу угодно, чтобы все Его дети пришли в единство веры. Непосредственно перед Своим распятием Христос молился о том, чтобы Его ученики были одним целым, как Он един с Отцом, и чтобы мир уверовал, что Отец послал Его. Эта наиболее трогательная и дивная молитва дошла через тьму веков до нашего времени, и она особенно насущна сегодня, ибо в ней есть такие слова: „Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их“ (Ин. 17:20). Как же ревностно нужно стремиться последователям Христа сделать свою жизнь ответом на эту молитву!» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 17).
Что мы делаем в нашей жизни и в церкви, чтобы достичь представленного здесь единства? Если мы хотим, чтобы наша церковь была единой, почему каждому из нас так важно усмирять свою эгоистичную природу?
Адвентисты седьмого дня склонны понимать молитву Иисуса в Ин. 17 как прямой призыв к единству своей церковной деноминации. Мы должны быть едины как церковь, чтобы выполнить нашу миссию, чтобы возвестить Трехангельскую весть миру. С этим все понятно.
Но как насчет единства с другими христианами? Как мы должны относиться к ним в свете того, о чем молился Иисус?
Несомненно, мы верим, что у Бога есть верные люди и в других церквах. Кроме того, в Библии ясно сказано, что у Бога есть верные дети даже в Вавилоне: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).
В то же время из книги Откровение мы знаем о великом отступничестве среди тех, кто исповедует имя Христа. Мы также знаем, что в последние дни многие ложные христианские течения объединятся друг с другом и с государством, чтобы начать преследование (см. Откр. 13:1–17). Поэтому адвентисты всегда проявляют осторожность, когда звучат призывы к единству с другими церквами, и не участвуют в экуменическом движении.
Как же тогда мы должны относиться к другим конфессиям? Относительно совместного служения Церкви адвентистов седьмого дня с другими христианами Эллен Уайт написала следующее: «Когда человек полностью покорит свою волю Богу, Святой Дух будет влиять на сердца людей, которым он служит. Мне было показано, что мы не должны сторониться активисток этого союза [Женского союза за христианское воздержание]. Объединяясь с ними ради пропаганды полного воздержания от спиртного, мы не должны приносить в жертву свои убеждения относительно соблюдения седьмого дня, но можем выказать им свое одобрение в отношении позиции, занимаемой ими по вопросу воздержания. Открыв дверь и пригласив их к сотрудничеству с нами в этой сфере, мы сможем получить их помощь, а они смогут услышать от нас новые истины, которые Дух Святой желает запечатлеть в их сердцах» (Служение благотворительности, с. 163).
Говоря о конкретной ситуации, имевшей место в ее время, Эллен Уайт излагает принципы совместного служения с другими христианами, которых мы можем придерживаться и сейчас.
Во-первых, мы можем сотрудничать с ними в социальной сфере. Во-вторых, если мы объединяемся с ними, мы должны делать это таким образом, чтобы не скомпрометировать наши доктрины и принципы. В-третьих, мы можем и должны использовать это «единство», чтобы поделиться с другими драгоценными истинами, которыми мы благословлены.
В современном обществе люди в большинстве своем стремятся быть законопослушными гражданами, но эти же люди часто преуменьшают важность соблюдения Божьих заповедей. Некоторые даже утверждают, что Божья благодать отменяет Божьи заповеди. Но это небиблейское учение: «Соблюдение заповедей — это не условие для познания Бога, а знак того, что мы знаем Бога/Иисуса и любим Его. Поэтому знание Бога — это не просто теоретическое знание, но оно выражается на практике» (Ekkehardt Mueller. The Letters of John, р. 39). Сам Иисус обращал на это внимание: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:15, 21). «Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:2, 3).
Прочитайте Ин. 13:34, 35. Какую новую заповедь Иисус дал Своим ученикам и как она связана с идеей единства между последователями Иисуса?
Повеление любить ближнего своего, как самого себя, не было новым. Его можно найти в указаниях, которые Бог дал Моисею (см. Лев. 19:18). Новым стало повеление Иисуса ученикам — любить друг друга так, как Он возлюбил их. Пример самоотверженной любви Иисуса стал новым этическим принципом для христианского сообщества.
Какой замечательный образец для нас! Жизнь Иисуса была живой демонстрацией любви в действии. Вся работа благодати — это непрерывное служение любви, полное самоотверженных и ревностных усилий. Жизнь Христа была непрестанным проявлением любви и самопожертвования во благо других. Принцип, которым руководствовался Христос, должен определять отношения членов Его народа друг с другом. Каким могущественным свидетельством для мира была бы такая любовь! Какая великая объединяющая сила заключается для нас в такой любви!
Как мы можем научиться проявлять к другим такую же самоотверженную любовь, как и Иисус?
«Хотя Церковь адвентистов седьмого дня — всемирная церковь со многими местными общинами, адвентисты не утверждают, что являются Вселенской церковью Христа. Вселенская церковь выходит за рамки любой деноминации. Она является одновременно видимой и невидимой, поскольку состоит из тех, кто верит в Иисуса и следует за Ним. Этот специфический богословский вопрос обостряется, если принять во внимание отступничество в христианской среде, о котором говорится в книге Откровение. Чистая церковь из Откр. 12 противопоставляется «блуднице» из Откр. 17, или великому городу Вавилону, который в свою очередь противопоставляется невесте Агнца, святому городу или Новому Иерусалиму в Откр. 21 и 22. В первом столетии Вселенская церковь относительно хорошо просматривается. Гораздо труднее ее увидеть, например, во времена Средневековья.
Поэтому адвентисты не ограничивают понятие истинной Божьей церкви своей деноминацией и не распространяют его автоматически на другие христианские церкви. Божья истинная церковь состоит из тех людей, которые истинно верят в Него. Бог их знает. С другой стороны, адвентисты отождествляют себя с особым видимым Божьим Остатком последнего времени из Откр. 12:17 и Откр. 12–14. Этот Остаток имеет как локальный, так и вселенский характер (см. Откр. 2:24 и 12:17)» (Ekkehardt Mueller. “The Universality of the Church in the New Testament,” in Ángel Manuel Rodríguez, ed., and Message, Mission, and Unity of the Church, p. 37).
Вопросы для обсуждения
- Почему исполнение молитвы Иисуса из Ин. 17 так важно для нашей церкви? Что молитва Иисуса о единстве церкви первого столетия говорит о Его желании относительно нашей церкви сегодня?
- Сотрудничает ли ваша местная церковь в каких-то вопросах с другими христианскими конфессиями? Насколько хорошо это удается? Как мы можем при необходимости сотрудничать с ними, не компрометируя ни одну из доверенных нам истин?
- О чем говорит следующее утверждение? Как можно достичь этого в церкви? «Если бы дети Божьи приняли свет, сияющий им со страниц Слова Божьего, они достигли бы того единства, о котором молился Христос и о котором писал апостол: „Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение“ (Еф. 4:3–5)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 379).
Вывод:
Первосвященническая молитва Иисуса в Ин. 17 — напоминание о том, что для Иисуса по-прежнему важно церковное единство. Его молитва должна стать нашей молитвой, и мы должны искать способы укрепить нашу веру в Божье Слово. Наши отношения, в том числе и с другими христианами, должна отличать любовь друг к другу, какими бы ни были наши различия в богословских вопросах.