Втор. 28:1–14; Иер. 3:14–18; Суд. 17:6; 1 Цар. 12:1–16; 1 Кор. 1:10–17; Деян. 20:25–31.
Памятный стих:
«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч. 9:10).
Ветхозаветные пророки неоднократно призывали Израиль подчиняться указаниям Бога. Неповиновение и беззаботность привели к отступничеству и разобщенности. Послушание Божьим законам было средством, оберегающим евреев от естественных последствий греха и освящающим их среди многочисленных чужих народов.
Повиновение воле Бога должно было установить гармонию среди народа и укрепить решимость вместе противостоять распространению языческих и нечестивых практик поклонения. Божье намерение состояло в том, чтобы Его народ был святым и свидетельствовал окружающим народам.
Вот что сказал Господь после того, как вывел евреев из Египта: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: “только этот великий народ есть народ мудрый и разумный”» (Втор 4:5, 6).
Несомненно, если бы Божий народ остался верным, он был бы щедро благословлен и служил бы благословением для других. Однако неверность привела к множеству проблем, включая разобщенность.
Прочитайте Втор. 28:1–14. Какие благословения получил бы Израиль, если бы народ был послушен Божьей воле?
Прочитайте Иер. 3:14–18. Какой урок мы можем извлечь из обращенного к Израилю призыва покаяться и вернуться к Богу? Что это говорит нам о Божьей любви и терпении к Своему народу?
Книга Иеремии удивительна описанием Бога, бесконечно любящего, милосердного и великодушного к Своему народу, несмотря на восстание, разделение и идолопоклонство. Бог постоянно зовет Свой народ возвратиться к Нему и покаяться в своем отступничестве. Снова и снова Бог обещал восстановление и надежду на будущее.
«Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь» (Иер. 3:12, 13).
Слова Иеремии были произнесены во время всеобщего пренебрежения Божьим Словом. Хотя во времена царя Иосии были начаты некоторые реформы, большинство людей не испытывали духовной потребности повиноваться Богу. Их грехи, идолопоклонство и эгоистичные наклонности были причиной духовного и политического упадка. Чем больше они удалялись от исполнения Божьей воли, тем ужаснее была их судьба в будущем. Но Бог через Иеремию умолял их одуматься. У Бога было лучшее будущее для них, и Он стремился вернуть их к процветанию, единству и здоровой жизни. Но это могло произойти только в том случае, если бы они жили верой в полном смысле этого выражения.
Как вы понимаете разницу между послушанием и непослушанием в вашей жизни?
Прочитайте Суд. 17:6 и 21:25. Что эти тексты рассказывают о проблемах, которые возникли среди Божьего народа?
Речь идет о причине разделения и разобщенности среди Божьего народа. Единство нации должно было основываться на их верном послушании Господу завета — завета, который они заключили с Богом. Делая то, что казалось им справедливым, и будучи подвержены влиянию окружавших народов, евреи шли прямиком к катастрофе. Будучи предоставлены сами себе и следуя наклонностям своего сердца, мы как падшие существа неминуемо совратимся с истинного пути, по которому призывает нас идти Бог.
Что говорится в следующих текстах о духовном состоянии израильского общества в дни судей?
Суд. 2:11–13
Суд. 3:5–7
«Через Моисея Господь указал Своему народу на последствия неверности. Отказываясь хранить Его завет, израильтяне удалились от Источника жизни и потеряли Его благословения. Временами они внимали Его предостережениям, и тогда обильные благословения изливались на иудеев и через них — на окружающие народы. Но большей частью люди забывали Бога и пренебрегали своим высочайшим призванием быть Его избранниками. Они не служили Ему, как Он того требовал от них, и таким образом лишали своих ближних духовного руководства и святого примера. Они намеревались присвоить плоды виноградника, хранителями которого были поставлены. Завистливых и жадных израильтян стали презирать даже язычники. Таким образом, Господь и законы Его Царства предстали перед языческим миром в ложном свете» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 20, 21).
Как наши действия как членов церкви влияют на окружающих? Что они видят в адвентистах седьмого дня такого, что могло бы произвести на них благоприятное впечатление?
Прочтите историю царя Ровоама в 3 Цар. 12:1–16. Что вызвало страшное разделение среди народа Божьего?
«Если бы Ровоам и его неопытные советники постигли смысл Божьей воли в судьбе Израиля, они послушались бы голоса народа и решительно изменили систему управления. Но когда в Сихеме им предоставилась такая возможность, они не осознали важности создавшейся обстановки и, таким образом, навсегда утратили свое влияние на народ. Их намерение сохранить утвержденные Соломоном налоги и, более того, увеличить их находилось в прямом противоречии с Божьим планом для Израиля, и это вызвало у народа вполне обоснованные сомнения в справедливости таких действий. В этой неразумной и жестокой попытке проявить силу царь и избранные им советники проявили переполнявшую их гордость и упоенность высоким положением и властью» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 90).
Что говорят следующие стихи о необходимости мудрости для принятия правильных решений? Где источник истинной мудрости?
Притч. 4:1–9
Притч. 9:10
Иак. 1:5
История Ровоама и его опрометчивого решения навязать подневольный труд своему народу — печальное событие в жизни Израильского царства. Царь обратился за советом к двум группам советников, но последовал совету менее опытных молодых людей — своих ровесников. Это навлекло беду на царство, которое его отец Соломон и дед Давид создавали на протяжении 80 лет. Полученный совет — запугать толпу заявлением, что он превзошел в жестокости отца, — был довольно глупым. Молодые советники считали, что царю не подобает уменьшать по просьбе народа объем трудовой повинности. Они советовали ему показать себя безжалостным и жестоким. В конце концов он показал себя тираном, не достойным верности своего народа. Это привело к разделению, которое никогда не должно было произойти, поскольку не было частью Божьего замысла относительно Его народа.
Например, первые четыре главы Первого послания Павла к коринфянам — это призыв к единству. Находясь в Эфесе, Павел услышал, что в коринфской церкви произошло разделение. Поэтому он начинает свое письмо с пространной речи о церковном единстве и необходимости избегать раскола. Обеспокоенный наметившейся тенденцией, Павел стремится дать вдохновенный совет для исправления этой неблагоприятной ситуации.
Согласно 1 Кор. 1:10–17, что было причиной разобщенности, разногласий и ссор?
Павел забеспокоился о своих братьях и сестрах в Коринфе, когда люди из окружения Хлои рассказали ему о ссорах между ними. Его вступительные слова показывают степень его беспокойства: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений». Он видел решение в том, чтобы напомнить, что им как христианам необходимо пребывать «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Павел хотел пресечь начавшееся разделение независимо от его причин.
Павел напоминает коринфянам, что христиане призваны следовать за Христом, а не за человеком, каким бы талантливым, одаренным или духовным он ни был. Хотя они разделились на несколько групп, апостол недвусмысленно заявил, что в таком разделении нет воли Божьей. Он утверждал, что христианское единство сосредоточено на Христе и Его жертве на кресте (см. 1 Кор. 1:13).
Христианское единство берет начало в истине, заключенной в распятом Иисусе Христе и ни в ком другом, независимо от того, насколько «достойным» наставником, проповедником или лидером может быть этот человек. У подножия креста мы все равны. Мы крестимся в Иисуса, Который один может очистить нас от греха. Однако для единства во Христе нужно предпринимать практические шаги.
Это должно сказать нам, адвентистам седьмого дня, что нельзя считать само собой разумеющимся наше единство веры и миссии. Разделения и ссоры могут подорвать единство нашей церкви сегодня, если любовь и милость Христа не объединят нас с Ним.
Как мы можем научиться избегать тех опасностей, с которыми столкнулся Павел? Почему всегда нужно быть осторожными в проявлении преданности кому-либо, кроме Христа?
Во время своего служения Павел часто встречал сопротивление, поэтому знал, что будет трудно сохранить чистоту Евангелия Иисуса Христа. Прощаясь с ефесянами, он использует образ стража из Иез. 33:1–6, чтобы донести до лидеров мысль, что они так же несут ответственность за сохранение Евангелия. Они должны были быть верными пастырями своих общин.
Для описания лжеучителей Павел использует выражение «лютые волки» (Деян. 20:29), что напоминает схожее предупреждение Иисуса о лжепророках, которые приходят в овечьей одежде (см. Мф. 7:15). Действительно, лжеучителя появились вскоре после предупреждения Павла, и они обольщали верующих в созданных им азиатских церквах. В Еф. 5:6–14 и Кол. 2:8 Павел предостерегает об этом церкви в Малой Азии.
Во Втором послании к Тимофею Павел также предупреждает Тимофея, который нес ответственность за церковь в Эфесе, о заблуждениях в церкви и растущем безбожии в последние дни.
Прочтите 2 Тим. 2:14–19 и 3:12–17. Что Павел говорит Тимофею о том, как противостоять лжеучителям и сохранять единство церкви?
Во-первых, Тимофей должен знать Библию, быть «верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Противоядием от бесполезных споров и домыслов является правильное понимание и преподавание слова, данного Богом. Библейские истины должны быть правильно истолкованы, чтобы ни одна часть Писания не противоречила общей картине, представленной в Библии, и чтобы предотвратить неправильные толкования, способные подорвать веру человека в Иисуса. Второстепенные вопросы должны быть подчинены принципам Божьего Слова, которые на самом деле будут готовить верующих к победоносной жизни во Христе. Вторая рекомендация Павла Тимофею заключается в том, чтобы он избегал «непотребного пустословия» (2 Тим. 2:16). Несущественные и абстрактные темы не должны быть частью учения Тимофея, если он хочет, чтобы его считали достойным и верным служителем. Такие разговоры ведут только к еще большему нечестию и не назидают верующих (см. 2 Тим. 2:16). Только истина ведет к благочестию и гармонии среди верующих. Тимофей должен сам избегать подобных ошибок и призывать к этому своих подопечных, потому что такие заблуждения заражают церковь, подобно болезни (см. 2 Тим. 2:17). В конечном счете послушание Слову Божьему является противоядием от ложного учения (2 Тим. 3:14–17), которое угрожает единству церкви.
Как церковь в нашем лице защищает себя от подобных людей, которые своими ложными учениями могут посеять раздор?
«Господь желает, чтобы Его избранные слуги научились объединяться. Кое-кому, конечно, может показаться, что контраст между их талантами и способностями соработников слишком велик, и он не позволит им работать единым фронтом. Но когда эти братья вспомнят, что надо проповедовать самым разным людям, и, возможно, кто-то отвергнет истину, проповедуемую одним работником, и откроет свое сердце Божьей истине только тогда, когда истину иным образом представит ему другой работник, — тогда братья, вероятно, попытаются работать совместно. Их таланты, какими бы разными они ни были, все могут находиться под контролем одного Духа. В каждом слове и действии будут проявляться доброта и любовь. И, по мере того как каждый работник будет верно трудиться на определенном ему месте, ответ на молитву Христа о единстве Своих последователей станет реальностью, и тогда мир узнает, что это Его ученики» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 483).
Вопросы для обсуждения
- Делать то, что кажется правильным, не является новой идеей. Постмодернизм, который бросает вызов идее главного или общего интеллектуального или морального авторитета, может привести к той моральной анархии, о которой предупреждает Библия. Как каждый из нас и церковь в целом противостоим этой угрозе?
- Поразмышляйте об истории царя Ровоама и разделении Израиля (см. 3 Цар. 12). Какие уроки мы можем извлечь из нее сегодня?
- Что могут сделать руководители и члены церкви, чтобы помочь предотвратить конфликты и расколы в поместной общине? Насколько важно решать возникшие проблемы до того, как они разрастутся и станут взрывоопасными? Как мы, члены церкви, можем уберечься, чтобы не попасть в ловушку, как это произошло в Коринфе?
- Изучите контекст отрывка о раздорах в Притч. 6:16–19. Что может помочь предотвратить разлад в вашей поместной церкви?
Вывод:
В Библии мы находим ситуации, которые привели людей к разобщенности. Когда народ Божий жил в послушании, разделение ему не угрожало. Инциденты эпохи судей, а также периода правления Ровоама свидетельствуют о начале разделения. Даже в новозаветные времена сохранилась угроза разобщения. Правильное понимание Божьего Слова и усилия, направленные на повиновение ему, — наша лучшая защита от разобщенности и раскола.