Быт. 1:26, 27; 1 Ин. 4:7, 8, 16; Быт. 3:16–19; Быт. 11:1–9; Гал. 3:29; Втор. 7:6–11.
Памятный стих:
«И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:5, 6).
История Божьего народа начинается с сотворения людей и их трагического грехопадения. Чтобы понять природу единства в церкви, сначала нужно понять первоначальный замысел Бога при Творении, а также осознать необходимость восстановления после грехопадения.
Первые главы Библии показывают, что Бог предусмотрел, чтобы человечество жило одной семьей. К сожалению, это единство было разорвано после грехопадения. Именно грех породил разобщенность и разделение — главные последствия непослушания. Это разделение просматривается в поведении Адама и Евы в момент, когда Бог впервые приблизился к ним после того, как они съели запретный плод (см. Быт. 3:11). Следовательно, одной из важнейших целей плана спасения наряду с остальными является восстановление первоначального единства.
Авраам, отец народа Божьего, стал ключевой фигурой в Божьем плане спасения. Писание изображает Авраама как великий пример «праведности по вере» (см. Рим. 4:1–5). Именно эта вера роднит народ Божий и объединяет с Самим Господом. Бог работает через людей, чтобы восстановить утраченное единство и возвестить Свою волю заблудшему человечеству.
Прочитайте Быт. 1:26, 27. Что эти стихи говорят об уникальности человека в сравнении с остальными сотворенными существами, описанными в Быт. 1 и 2?
В книге Бытие говорится, что только человека Бог создал по Своему образу. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26, 27). Хотя богословы на протяжении веков обсуждают точный характер этого образа и характер Самого Бога, многие отрывки Писания говорят, что Бог — это любовь.
Прочитайте 1 Ин. 4:7, 8, 16. Что эти тексты говорят о том, какими мы были изначально созданы и как это повлияло на изначальное единство при Творении?
Поскольку Бог есть любовь, люди также наделены способностью любить (таким образом, каким не могут любить другие земные существа). Сотворение по образу и подобию Бога подразумевает такую способность. Но любовь может проявляться только в отношениях с другими.
Прочитайте Быт. 3:16–19 и Быт. 4:1–15. Как эти стихи показывают плоды греха и его влияние на гармоничный мир, созданный Богом?
Непослушание Адама спровоцировало целый ряд событий, которые впоследствии повлияли на все Божье творение. Мир природы стал страдать от последствий греха. Человеческие отношения также оказались испорчены. Каин и Авель, два брата, которые должны были любить друг друга и заботиться друг о друге, разделились, потому что один из них желал следовать своим собственным эгоистичным наклонностям, вместо того чтобы следовать предписанной Богом модели богослужения. Это отчуждение привело к насилию и смерти. Однако гнев Каина был направлен в большей степени на Бога, чем на Авеля. Он злился на Бога (см. Быт. 4:5), и эта злость обращалась негодованием в адрес Авеля. Впоследствии неповиновение еще сильнее испортило человеческие отношения.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Это зло в конечном счете привело к потопу и невероятному разорению сотворенного Богом мира. Но даже тогда Бог не отказался от человеческого рода, но сохранил Остаток — Ноя и его семью, чтобы начать снова.
После потопа Бог дал обещание Ною и его семье. Радуга в небе всегда напоминала им о Его заботе и обещаниях, о Его доброте и милосердии (см. Быт. 9:12–17; Ис. 54:7–10). Бог заключил завет с Ноем и возобновил Свой первоначальный замысел о единой человеческой семье, верной Ему и Его Слову.
Каким образом грех вносит дисгармонию? Какое решение вы можете принять прямо сейчас, чтобы помочь восстановить гармонию в жизни тех, кто находится в сфере вашего влияния?
Далее Библия повествует о строительстве Вавилонской башни, смешении языков и последующем рассеянии людей, которые до этого говорили на одном языке. Вероятно, привлеченные красотой земель между реками Евфрат и Тигр и плодородием почвы, некоторые из потомков Ноя решили построить себе город и высокую башню на земле Сеннаар, на территории нынешнего Ирака (см. Быт. 11:2).
Археологические исследования показывают, что с самых ранних исторических времен Месопотамия была густонаселенным регионом. Среди народов, населявших Месопотамию, были шумеры, известные своим искусством писать на глиняных табличках. Кроме того, они хорошо строили дома и преуспели в изготовлении ювелирных изделий, инструментов и бытовой утвари. Раскопки также обнаружили многочисленные башнеподобные храмы, посвященные различным божествам.
Потомки Ноя, которые поселились в земле Сеннаар, вскоре забыли Бога и данное Им обещание — никогда больше не наводить на мир потоп. Вавилонская башня должна была стать памятником их невиданной мудрости и мастерству. Желание «сделать себе имя» (Быт. 11:4) было одним из ключевых мотивов этого строительства. «По Божьему замыслу люди должны были сохранить единство посредством истинной религии. Когда идолопоклонство и многобожие нарушили эту внутреннюю духовную связь, они потеряли не только единство религии, но и дух братства. Поэтому такой план, как строительство башни с целью сохранить внешними средствами то внутреннее единство, которое было утрачено, никогда не достиг бы успеха» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 284, 285).
Грехопадение Адама и Евы нарушило единство человеческого рода и первоначальный план Бога. Результатом стало неподобающее поклонение, широкое распространение зла и безнравственности по всей земле и в конечном счете разделение человечества на множество различных культур, языков и рас, которые с тех пор часто противостоят друг другу.
Какие практические шаги можно предпринять, чтобы преодолеть болезненное разделение рас, культур и языков хотя бы на уровне церкви?
Прочтите Евр. 11:8–19; Рим. 4:1–3 и Гал. 3:29. Какие элементы веры Авраама просматриваются в этих текстах и как они соотносятся с идеей христианского единства? Какова важнейшая составляющая христианского единства согласно этим текстам?
Как отец всех верующих Авраам демонстрирует в своей жизни ключевые элементы христианского единства. Во-первых, он проявлял послушание. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). Во-вторых, он хранил веру в Божьи обетования. «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог» (Евр. 11:9, 10). В-третьих, он верил в то, что Бог даст ему сына и что однажды его потомки будут такими же многочисленными, как звезды. Поэтому Бог оправдал его по вере (см. Рим. 4:1–3). В-четвертых, он доверял Божьему плану спасения. Когда Бог повелел Аврааму принести в жертву Исаака на горе Мориа, это стало величайшим испытанием веры Авраама (см. Быт. 22:1–19; Евр. 11:17–19).
Ветхий Завет характеризует Авраама как друга Бога (см. 2 Пар. 20:7; Ис. 41:8). Его вера, непоколебимое послушание и уверенность в Божьих обетованиях делают его примером того, какой должна быть наша христианская жизнь.
В течение следующих нескольких дней подумайте о своих действиях и словах. Как то, что вы говорите или делаете, характеризует вашу веру?
Согласно Втор. 7:6–11, для чего Бог призвал Израиль быть Своим народом? Почему Он избрал Своим народом потомков Авраама?
Бог избрал Израиль Своим народом из любви к человечеству. Бог заключил завет с Авраамом и его потомками, чтобы стараниями Своего народа сохранить познание о Боге и совершить искупление человечества (см. Пс. 66:3). Бог избрал Израиль по Своей великой любви. Потомкам Авраама нечем было хвалиться, и у них не было оснований претендовать на незаслуженную любовь Бога. «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов» (Втор. 7:7).
При выборе Своего народа Бог исходит из собственной системы ценностей. Если люди при выборе лидеров смотрят на силу, мудрость и самодостаточность, то Бог для служения Себе выбирает тех, кто сознает свою слабость, невежество и ничтожество, признавая, что никто не достоин Божьей славы (см. 1 Кор. 1:26–31).
Тем не менее посмотрите на данные Израилю преимущества: «Бог хотел вознести Свой народ в хвале и славе. Этому народу были дарованы все духовные преимущества. Бог не отказал ему ни в чем, что могло бы послужить формированию такого характера, который представлял бы другим Его Самого.
Послушание евреев Закону Божьему позволило бы им достичь чудесного процветания перед лицом всего мира. Тот, Кто смог дать им изначальную мудрость и мастерство, мог бы оставаться их учителем и далее, чтобы еще более возвысить и облагородить их через соблюдение Его законов. Если бы они были послушны, они оградили бы себя от болезней, поражавших другие народы, и получили бы благословение еще большей силы интеллекта. В их процветании должна была быть явлена слава Божья, Его могущество и сила. Они должны были стать народом священников и князей. Бог снабдил их всем необходимым, чтобы они стали величайшим народом на земле» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 288).
Какие параллели можно провести между древним Израилем и нами, адвентистами седьмого дня, в том, что касается Божьих благодеяний и Его призвания? Поделитесь своими ответами в классе субботней школы.
Изначальная Божья цель создания человечества также отражена в учреждении института семьи (см. Быт 2:21–24) и субботы. Суббота была предназначена для всего человечества, на что ясно Иисус указывает в Мк. 2:27, 28. Универсальный характер субботы виден уже в книге Бытие — Бог отделил седьмой день не только до призыва Израиля как Своего народа завета, но и до грехопадения. Суббота обладала бы огромной объединяющей силой, если бы все люди ее соблюдали! По Божьему намерению, день покоя должен был напоминать потомкам Адама и Евы об их неразрывной связи с Ним и друг с другом. «Суббота и семья были учреждены в Едеме, и в Божьем замысле они неразрывно связаны. В субботу более, чем когда-либо, можно жить жизнью Едема. Бог ожидает, что члены наших семей научатся общаться в работе и учебе, в богослужении и отдыхе, что отец будет священником в доме, а отец и мать вместе станут учителями и друзьями своих детей» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 535).
Вопросы для обсуждения
- Каким образом книга Бытие, повествуя о создании женщины из ребра Адама, раскрывает чрезвычайно близкую связь между мужем и женой? Почему в Библии Бог использует образ супружеского союза для описания близких отношений, которые Он стремится иметь со Своим народом?
- Хотя история Вавилонской башни говорит нам, что этническое и языковое разнообразие не было частью первоначального плана Бога в отношении человечества, как мы можем преодолеть это разделение, столь естественное сегодня? Как церковь может показывать единство и гармонию, если состоит из людей, которые принадлежат к различным народам и языковым группам?
- Что общего между призывом древнего Израиля и нашим призванием как адвентистов седьмого дня? Какие уроки можно извлечь из найденных параллелей, которые помогут нам быть верными Божественному призванию во Христе?
Вывод:
При Творении Бог задумал, чтобы человеческая семья жила в гармонии и единстве. Непослушание наших прародителей нарушило Божий план. Тем не менее Бог призвал Авраама основать народ, чтобы через него выполнить обетование о восстановлении, которое исполнилось только во Христе.