Библейские тексты для исследования:
Деян. 13; 2 Кор. 4:7–10; Рим. 10:1–4; Рим. 3:19; Деян. 14:1–26; Рим. 9–11.
Памятный стих:
«Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38, 39).
Евангелие, безусловно, должно было провозглашаться язычникам точно так же, как и иудеям. Иудеохристиане постепенно начали это осознавать.
Наше первое подробное описание масштабного обращения язычников в христианскую веру относится к Антиохии. Другими словами, именно в Антиохии была основана первая языческая церковь, хотя в ней и присутствовали верующие из иудеев (см. Гал. 2:11–13). Благодаря миссионерскому рвению основателей и новому импульсу, который придало прибытие Варнавы и Павла, церковь стремительно возрастала и стала первым крупным христианским центром за пределами Иудеи. В некоторых отношениях она даже превосходила церковь в Иерусалиме.
Пока апостолы оставались в Иерусалиме, Антиохия стала местом зарождения христианских миссий. Именно отсюда, заручившись поддержкой местных верующих, Павел отправился во все три миссионерских путешествия. Именно благодаря их приверженности христианство стало всемирной религией, а Евангелие было проповедано «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр. 14:6).
В 13-й главе Деяний Лука перемещает нас назад в Антиохию, чтобы рассказать о первом миссионерском путешествии Павла. Этому посвящены две главы книги (см. Деян. 13, 14). С этого момента и до конца книги внимание сосредоточено на Павле и его миссионерской работе среди язычников.
Это первая миссионерская инициатива в книге Деяния святых Апостолов, которая была предложена и тщательно спланирована поместной церковью. Тем не менее Лука отмечает, что эта инициатива исходила не от верующих, а от Самого Бога. Однако главный урок заключается в том, что Господь может действовать через нас только тогда, когда мы с готовностью занимаем положение, в котором Он может нас использовать.
Прочитайте отрывок Деян. 13:1–12. Какие основные моменты Лука желает подчеркнуть, описывая служение Варнавы и Павла в Кипре?
Путешествию миссионеров предшествовал период ходатайственной молитвы и поста. В связи с этим возложение рук, в сущности, являлось актом посвящения или вверения Божьей благодати для порученного дела (см. Деян. 14:26).
Остров Кипр расположен в северо-восточной части Средиземного моря, недалеко от Антиохии. Естественно было начать именно с этого места не только потому, что Варнава был отсюда родом, но и по причине того, что евангельская весть уже коснулась жителей этого острова. Тем не менее многое еще предстояло совершить.
Будучи на Кипре, Варнава, Павел и Иоанн Марк — племянник Варнавы (см. Деян. 15:39; Кол. 4:10) проповедовали в синагогах Саламина. Для Павла это была обычная практика: сначала проповедовать в синагогах, а потом обращаться к язычникам. Поскольку Иисус являлся Мессией Израиля, иудеи должны были узнать об этом первыми.
Из Саламина миссионеры отправились на запад, предположительно проповедуя по дороге, пока не прибыли в столицу — Паф. Здесь автор выстраивает повествование вокруг двух персонажей: иудейского волхва Вариисуса, также известного под именем Елима, и римского проконсула Сергия Павла. Эта история наглядно показывает две противоположные реакции на евангельскую весть: с одной стороны — открытое сопротивление, с другой — принятие с верой. Причем второе возможно даже со стороны почтенного язычника. Текст Деян. 13:12 ясно свидетельствует о его обращении.
Поразмышляйте, почему в этой истории иудей отверг истину, а язычник принял ее? Как это может помочь нам понять причину, по которой представители других христианских конфессий менее восприимчивы к «истине для настоящего времени», чем те, кто далек от любой веры?
Отплыв с Кипра, Павел и его друзья прибыли в Пергию в Памфилии, на южном побережье современной Турции. До их отправления в Писидийскую Антиохию читатель фиксирует два весьма важных изменения: Павел становится ведущей фигурой (до этого момента Варнава всегда упоминался первым), и Лука перестает употреблять в отношении Павла его иудейское имя Савл (см. Деян. 13:9). Вероятно, это обусловлено тем, что с этого момента Павел находится главным образом в греко-римской среде.
В Деян. 13:13 мы читаем о возвращении Иоанна Марка в Иерусалим. Эти тексты не сообщают причину его ухода. Эллен Уайт пишет: «По мере того как апостолы продвигались вперед и встречали все больше трудностей, Марк все чаще терял мужество. В конце концов он отказался идти дальше и вернулся в Иерусалим» (Деяния апостолов, с. 170). Бог никогда не обещал, что будет легко. Напротив, с самого начала Павел знал, что его служение во имя Иисуса повлечет за собой много страданий (см. Деян. 9:16), но он научился всецело полагаться на силу Бога, и в этом заключался секрет его собственной силы (2 Кор. 4:7–10).
Прочитайте Деян. 13:38. В чем заключалась суть вести, провозглашенной Павлом в антиохийской синагоге?
В Деян. 13:16–41 мы читаем первую из проповедей Павла, записанных в Новом Завете. Безусловно, это не первая произнесенная Павлом проповедь, и, без всяких сомнений, текст содержит лишь ее краткое изложение.
Проповедь состоит из трех основных частей. Начинается она с общих утверждений об избрании Богом Израиля и о царствовании Давида (см. Деян. 13:17–23); эта часть проповеди преследовала цель установить контакт с иудейской аудиторией. Затем в ней представлен Иисус как исполнение Божьих обетований о потомке Давида, который принесет Израилю спасение (см. Деян. 13:24–37). Заключительная часть предостерегает против отвержения спасения во Христе (см. Деян. 13:38–41).
Кульминацией проповеди являются стихи 38, 39, говорящие об оправдании. Прощение и оправдание даются не через закон Моисея, но только через Иисуса Христа. В этом отрывке вовсе не говорится, что закон упразднен. Напротив, Павел лишь отмечает неспособность закона совершить оправдание, чего ожидали от него иудеи (см. Рим. 10:1–4). Это исключительное право Иисуса Христа (см. Гал. 2:16).
Что означает заявление, что спасение возможно только через Иисуса? Как вы соотносите необходимость соблюдения Божьего морального закона с тем фактом, что он не способен нас оправдать?
В Деян. 13:38, 39 содержится важная доктринальная концепция: закон не способен оправдать человека. И хотя его моральные заповеди носят обязательный характер, закон не может даровать оправдание, поскольку не производит безупречное послушание в тех, кто его соблюдает (см. Деян. 15:10; Рим. 8:3). Даже если бы закон и смог произвести в нас совершенное послушание, оно не смогло бы искупить наши прошлые грехи (см. Рим. 3:19; Гал. 3:10, 11). Именно поэтому оправдание, пусть даже частично, заслужить невозможно. Мы можем принять этот незаслуженный дар верой в искупительную жертву Иисуса (см. Рим. 3:28; Гал. 2:16). И хотя послушание является ключевым элементом христианской жизни, мы не можем с его помощью заработать спасение.
Прочитайте Деян. 13:42–49. Как присутствующие в синагоге восприняли весть Павла?
Несмотря на резкое завершение проповеди Павла, реакция большинства присутствующих в синагоге была чрезвычайно благосклонной. Однако в следующую субботу ситуация кардинально изменилась. Весьма вероятно, что «иудеями», отвергнувшими весть Евангелия, были руководители синагоги — представители официального иудаизма. Лука объясняет их безжалостное отношение к Павлу завистью.
В древнем мире такие аспекты иудаизма, как монотеизм, образ жизни и даже соблюдение субботы, оказались привлекательными для неиудеев, многие из которых присоединились к иудейской вере в качестве прозелитов. Однако обрезание являлось серьезным препятствием, поскольку считалось грубым и омерзительным обрядом. Поэтому многие язычники приходили в синагогу на поклонение Богу, формально не обратившись в иудаизм. Эти люди были известны как «боящиеся Бога», и, возможно, именно они наряду с прозелитами антиохийской синагоги (см. Деян. 13:16, 43) помогли распространить среди народа идеи Павла, и люди пришли в синагогу в большом количестве. Возможность обрести спасение без предварительного обращения в иудаизм, без сомнения, особым образом привлекла внимание многих людей.
Это объясняет возникновение зависти у иудейских руководителей. В любом случае, отвергая Евангелие, они не только лишали себя Божьего спасения, но также позволяли Павлу и Варнаве сосредоточить все свое внимание на язычниках, ликующих и восхваляющих Бога за дарованный им план спасения.
Будучи подстрекаемы иудейскими руководителями в Антиохии, местные власти возбудили толпу против Павла и Варнавы и изгнали их из города (см. Деян. 13:50). Однако ученики исполнялись радости и Святого Духа (см. Деян. 13:52). Затем миссионеры отправились в Иконию.
Прочитайте Деян. 14:1–7. Каким был результат благовестия Павла и Варнавы в Иконии?
В Иконии Павел и Варнава по привычке обратились сначала к иудеям, а уже потом — к язычникам. В своей проповеди в Антиохии (см. Деян. 13:16–41) Павел разъясняет, что такая последовательность обусловлена прежде всего избранностью Израиля и связанными с ним преимуществами (см. Рим. 3:2; 9:4, 5), а также Божьим исполнением обетования о Спасителе из рода Давида. И хотя многие иудеи отвергали Евангелие, Павел никогда не терял надежды на возможность их обращения.
В Рим. 9–11 Павел ясно говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6), и что только по милости Божьей некоторые иудеи вообще верят. Бог не отверг Свой народ, но «в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим. 11:5). Павел продолжал проповедовать Евангелие язычникам, однако верил, что однажды многие иудеи обретут веру в Иисуса.
«Аргументация Павла в Рим. 9–11 разъясняет миссионерскую стратегию, которой он придерживается в книге Деяния святых Апостолов, и показывает каждому поколению христиан богословскую важность свидетельства неверующим иудеям» (David G. Peterson, The Acts of the Apostles, p. 401).
Ситуация не сильно отличалась от той, что сложилась в Антиохии. Первая реакция иудеев и язычников от провозглашенной Павлом евангельской вести была положительной, но снова неверующие иудеи, вероятно, руководители местной иудейской общины, подговорили язычников, настроили их против миссионеров и вызвали разделение в народе. Поскольку противники задумали схватить Павла и Варнаву и совершить над ними самосуд, миссионеры решили покинуть город и отправиться дальше.
Иудеям необходимо не просто слышать Евангелие, но и наблюдать его действие в жизни тех, кто исповедует имя Иисуса. Если у вас есть знакомые евреи, какое свидетельство вы им несете?
Следующим местом, которое посетили Павел и Варнава, стала Листра — малоизвестный городок, расположенный примерно в 30 км к юго-западу от Иконии. И хотя они пробыли там некоторое время (см. Деян. 14:6, 7, 15), Лука повествует только об одном эпизоде — исцелении хромого, предположительно нищего, который страдал от этого недуга с самого детства.
Прочитайте отрывок Деян. 14:5–19. Что говорит реакция людей на поступок Павла о глубине их невежества?
Народ был настолько поражен чудом, что принял благовестников за богов — Варнаву за Зевса, верховного бога греческого пантеона, а Павла за Ермия (Гермеса), глашатая, сопровождающего Зевса. Фактически народ хотел совершить для них жертвоприношения.
Древнеримский поэт Овидий (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.) ранее написал легенду о Зевсе и Гермесе (в оригинале — Юпитере и Меркурии), которые в человеческом обличии явились в город из этой же местности («фригийские холмы»), желая найти место для ночлега. Согласно легенде, одна пожилая пара с любезностью и гостеприимством приютила их, тогда как остальные люди проявили безразличие. За оказанную доброту и радушие пара была вознаграждена — их хижина превратилась в храм, а сами они стали жрецами, в то время как остальные жители города были полностью истреблены (см. Метаморфозы, Кн. 8, 620–725).
В свете такой истории, имевшей хождение в данной местности, реакция людей на совершенное Павлом чудо становится понятной. Эта история также помогает понять, почему народ принял миссионеров именно за этих двух богов, а не за Асклепия — бога врачевания. Павел и Варнава смогли пресечь ошибочное поклонение людей. Однако по вине противников из Антиохии и Иконии ситуация вскоре приобрела совершенно иной оборот — Павла побили камнями и посчитали умершим.
Прочитайте Деян. 14:20–26. Где Павел и Варнава закончили свое путешествие? Что они делали на обратном пути?
Павел пишет: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Что это значит? Каким был ваш личный опыт, подтверждающий правоту этого стиха? И, самое главное, как мы можем научиться возрастать в вере, невзирая на постигающие нас «скорби»?
«На протяжении Своей земной жизни Христос старался развеять миф иудеев о собственной исключительности. Обращение сотника и женщины сирофиникиянки служило примером Его непосредственного труда за пределами Израиля. Теперь пришло время для эффективного и постоянного служения среди язычников, которые целыми общинами принимали Евангелие, ликуя и восхваляя Бога за свет разумной веры. Неверие и злоба иудеев не воспрепятствовали Божьему замыслу; новый Израиль привился к старой маслине. Синагоги для апостолов были закрыты, однако двери домашних церквей распахнулись перед ними, а общественные здания язычников были также использованы для проповеди слова Божьего» (Э. Уайт. Очерки жизни апостола Павла, с. 51).
«Во всех своих миссионерских трудах Павел и Варнава стремились следовать примеру, поданному в свое время Христом, — примеру добровольной жертвенности и ревностных усилий по спасению душ. Постоянно бодрствующие, ревностные, не знающие усталости, не считающиеся с личными неудобствами и желаниями, они с величайшим усердием и молитвой сеяли семя истины. Но, сея семя, апостолы не забывали давать бесценные практические наставления тем, кто принимал Евангелие. Этот дух ревности и благочестия производил сильное впечатление на новых учеников, убеждая их в важности евангельской вести» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 186).
Вопросы для обсуждения:
1. Поразмышляйте об истории Иоанна Марка, оставившего Павла и Варнаву, когда стало трудно. Позже Варнава вознамерился снова взять Иоанна Марка с собой в миссионерское путешествие, а Павел эту идею не поддержал (см. Деян. 15:37). Однако спустя годы Павел писал: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2 Тим. 4:11). Какие уроки мы можем извлечь из этой истории касательно тех, кто в силу определенных обстоятельств оставляет свое призвание?
2. Прочитайте еще раз в Деян. 14:14–18, как Павел и Варнава отреагировали на то, что листрийцы приняли их за богов. Каким должен быть наш ответ на искушение приписать себе Божьи заслуги?
3. Прочитайте Деян. 14:21–23. Глядя на пример Павла и Варнавы, как можем мы — каждый в отдельности и как церковь в целом — способствовать укреплению веры новообращенных?
4. Как мы можем быть уверены, что не позволяем человеческим традициям или устоявшимся взглядам препятствовать продвижению истины? Как избежать ошибки религиозных вождей, воспрепятствовавших Павлу?