Библейские тексты для исследования:
Деян. 9:32–43; Деян. 10:9–16; Еф. 2:11–19; Деян. 11:1–26; Деян. 12:1–18.
Памятный стих:
«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34, 35).
После отбытия Павла в Тарс Петр вновь становится главным персонажем повествования Луки о ранней христианской церкви. Он совершает миссионерские путешествия по всей Иудее и прилегающим областям. В книге Деяний мы читаем две небольшие истории о чудесах — об исцелении Энея и воскрешении Тавифы (Серны), за которыми в 10-й главе следует история о Корнилии.
Вопрос обращения язычников вызвал в апостольской церкви самые большие разногласия. И хотя дискуссии, которые велись после крещения Корнилия, не решали всех проблем, излитие Святого Духа, напоминавшее о событиях Пятидесятницы, помогло убедить Петра и братьев в Иерусалиме в том, что благословения Евангелия распространяются не только на иудеев. Между тем церковь в Антиохии начала благовествовать язычникам.
На этой неделе мы рассмотрим новое непродолжительное преследование под руководством царя Ирода, а также увидим, какое влияние оно оказало на апостолов, уцелевших во время предыдущих гонений.
Петр посещал христианские общины в прибрежном регионе Иудеи. Вероятно, он преследовал цель наставить их в учении (см. Деян. 2:42), однако Бог использовал его для совершения особого рода чудес, которые творил Сам Иисус.
Прочитайте Деян. 9:32–35. Какие общие черты имеют чудо, сотворенное Иисусом в Лк. 5:17–26, и исцеление Энея?
Несмотря на краткость изложения, это чудо напоминает нам известную историю о расслабленном из Капернаума, которого исцелил Иисус (см. Лк. 5:17–26). В обеих историях отмечается, что больной был прикован к постели. Однако еще более важным является влияние, которое оказало исцеление Энея не только в Лидде, но и в прибрежной равнине Сарон. Удостоверившись в реальности чуда, многие люди обратились к Господу.
Прочитайте в Деян. 9:36–43 историю о воскрешении Тавифы. Что в ней было такого особенного?
Тавифа (в пер. с арамейского — «газель»; в Синод. пер. — «серна») была верующей женщиной, которую люди очень любили и ценили за ее благотворительность. История ее воскрешения также перекликается с совершенным Иисусом чудом — воскрешением дочери Иаира (см. Лк. 8:41, 42, 49–56), свидетелем которого был Петр. Следуя примеру Иисуса, он попросил всех покинуть комнату (см. Мк. 5:40). Затем Петр преклонил колени и помолился, после чего обратился к умершей женщине: «Тавифа! встань» (Деян. 9:40).
Апостолы совершили множество чудес, но в действительности через апостолов действовал Сам Бог (Деян. 5:12). Не исключено, что сходство с чудесами Самого Иисуса должно было напомнить церкви, включая нас, что важно не то, кто является Божьим орудием, а степень посвященности такого человека Богу (см. Ин. 14:12). Когда мы позволяем Богу использовать нас для распространения Евангелия, может произойти невероятное. Петр не только воскресил Тавифу, но благодаря этому чуду множество людей в Иоппии обратилось к Господу (см. Деян. 9:42).
Некоторые люди полагают, что если бы они стали свидетелями реального чуда, наподобие воскрешения Тавифы, то непременно уверовали бы. И хотя чудеса порой помогали привести некоторых людей к вере, в Библии есть много историй о тех, кто, став свидетелем чуда, так и не уверовал. На чем в таком случае должна основываться наша вера?
В Иоппии Петр остановился у Симона кожевника (см. Деян. 9:43). Тем временем в Кесарии, в 40 километрах от Иоппии, жил римский сотник Корнилий. Он и его домашние были благочестивыми людьми, поклонялись Богу, хотя формально не обратились в иудаизм, а это означало, что Корнилий все еще является необрезанным язычником. В посланном Богом видении он получил указание послать людей в Иоппию за Петром (см. Деян. 10:1–8).
Прочитайте Деян. 10:9–16; 28, 34, 35. Какой опыт пережил Петр и как он его истолковал?
Важно понимать, что видение Петра касалось не пищи, а людей. Безусловно, время близилось к полудню, Петр был голоден, голос повелел ему заколоть увиденных животных и есть. Тем не менее Бог послал это видение не для того, чтобы отменить различие между чистыми и нечистыми животными, но чтобы поведать Петру о том, что Евангелие предназначено для всех.
Это видение однозначно было направлено на то, чтобы устранить неприязнь Петра к язычникам. Петр считал, что, если он войдет в дом Корнилия и будет беседовать с ним, то таким образом осквернит себя и не сможет поклоняться в храме или находиться в присутствии Бога. В первом веке евреи из Иудеи и прилегающих к ней областей не общались с необрезанными язычниками.
Проблема заключалась в богословии того времени, которое не принимало язычников в израильское общество, хотя подобный взгляд искажал смысл существования израильской нации — нести миру свидетельство об истинном Боге.
Поскольку обрезание было знаком завета Авраама, к необрезанным язычникам относились с презрением и предубеждением. Они не могли претендовать на благословения завета, пока не примут обряд обрезания и не станут иудеями. Однако эта идея противоречила универсальному характеру смерти Иисуса, и со временем первые христиане начали это понимать.
Прочитайте Тит. 2:11; Гал. 3:26–28 и Еф. 2:11–19. Что эти тексты говорят об универсальном характере евангельской вести? Почему нельзя относиться с предубеждением к людям разных этнических групп?
В Деян. 10:44–48 описывается переломный момент в истории ранней церкви. Впервые один из апостолов проповедовал Евангелие необрезанным язычникам. В отличие от эллинистов апостолы и иудеохристиане не были готовы принять язычников в церковь. Поскольку Иисус был Мессией Израиля, они полагали, что вестью Евангелия необходимо делиться только с иудеями из ближних и дальних мест. Язычникам же следовало сначала обратиться в иудаизм и только потом вступать в религиозную общину. Другими словами, прежде чем стать христианами, язычники должны были стать иудеями. Такое ошибочное представление, распространенное среди первых иудеохристиан, необходимо было опровергнуть.
Тот факт, что Корнилий и его домашние получили дар языков, был воспринят как очевидное доказательство того, что Бог нелицеприятен и в вопросе спасения язычники и иудеи имеют равные права перед Ним.
Прочитайте отрывок Деян. 11:1–18. Как церковь в Иерусалиме отреагировала на опыт, пережитый Петром в Кесарии?
В силу неприязни, питаемой иудеями к язычникам, верующие в Иерусалиме осудили Петра за то, что он ел с необрезанными людьми. Складывается впечатление, что вопрос соблюдения иудейских предписаний и обрядов интересовал их больше, чем спасение Корнилия и его семьи. Возможно, они боялись, что если церковь откажется от традиционной практики, это будет расценено как отречение от веры Израиля. Следовательно, они потеряют Божественное благоволение и подвергнутся жесточайшей критике со стороны своих собратьев-иудеев, которые расправились со Стефаном.
«Пришло время церкви Христовой начать новый этап работы. Дверь, которую многие обращенные из иудеев закрыли для язычников, теперь предстояло открыть. Язычники, принявшие Евангелие, отныне пользовались равными правами с иудеями и не должны были в обязательном порядке совершать обряд обрезания» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 136).
Как и в день Пятидесятницы, эти люди разговаривали на языках, которых они ранее не знали. Это не были небесные языки или звуки, издаваемые в состоянии исступления. В этот раз цель была иной: если апостолы получили этот дар для выполнения всемирной миссии церкви, то в случае с Корнилием он служил доказательством действия Божьей благодати в среде язычников.
Рассказ об обращении Корнилия побуждает Луку прервать повествование о служении Петра, чтобы показать начальный этап распространения Евангелия среди язычников.
Прочитайте Деян. 11:19–26. Что произошло, когда некоторые беженцы из Иерусалима прибыли в Антиохию?
Этот отрывок возвращает нас к содержанию 8-й главы — гонениям под руководством Савла. Таким образом, пока в Иудее и других местах происходили описанные выше события, некоторые из верующих эллинистов, вынужденных оставить Иерусалим, прокладывали путь Евангелию за пределами Иудеи.
Лука уделяет особое внимание великому городу Антиохии, расположенному в Сирии, где беженцы начали проповедовать своим собратьям иудеям и эллинистам, и многие из них принимали веру. Поручение Иисуса, записанное в Деян. 1:8, теперь выполнялось усилиями этих эллинистических иудеев-христиан. Именно они положили начало миссии для язычников.
Будучи наслышаны об успехе, которого достигла церковь в Антиохии, апостолы в Иерусалиме решили послать Варнаву, чтобы оценить ситуацию. Увидев безграничные возможности для продвижения Евангелия, Варнава послал в Тарс за Павлом, безошибочно усмотрев в нем полезного помощника.
В течение года Варнава и Павел трудились бок о бок, благодаря чему большое количество людей, преимущественно язычников, смогли услышать Благую весть. По причине энтузиазма, с которым они говорили об Иисусе Христе, верующих здесь впервые стали называть христианами (см. Деян. 11:26). Вероятно, это название им было дано в насмешку людьми не из церкви, тогда как сами верующие предпочитали называться братьями (см. Деян. 1:16), учениками (см. Деян. 6:1) или даже святыми (см. Деян. 9:13).
К тому времени, как была написана книга Деяния святых Апостолов, понятие «христианин» стало общепринятым наименованием (см. Деян. 26:28), и Лука это подтверждает. Христианин означает последователя или приверженца Христа.
Что для вас означает звание христианина? Является ли ваша жизнь по-настоящему христианской? Другими словами, отличается ли ваша жизнь от жизни мирских людей в принципиальных вопросах?
Возвращаясь к событиям в Иудее, мы читаем о том, что царь Ирод убил Иакова, брата Иоанна и сына Зеведеева (см. Мк. 1:19). То же самое он хотел сделать и с Петром.
Прочитайте Деян. 12:1–4. Что этот отрывок говорит нам об испытаниях, с которыми пришлось столкнуться ранней церкви?
Упомянутый здесь царь Ирод — это Агриппа I, внук Ирода Великого (см. Мф. 2:1), правивший Иудеей с 40 г. н. э. по 44 г. н. э. Выставляя напоказ свою мнимую набожность, он заслужил популярность среди иудейских подданных, особенно среди фарисеев. Попытка Ирода расположить к себе иудеев, подвергая нападкам некоторых апостолов, идеально соотносится с тем, что мы знаем о нем из других источников.
Поскольку казнь Иакова укрепила позиции Агриппы, он решил казнить также и Петра. Петра взяли под стражу и передали четырем сменам воинов из четырех человек в каждой, чтобы они стерегли его ночью. Рядом с Петром все время находились четыре воина: к двум из них он был прикован цепями, другие два стерегли вход. Такие крайние меры предосторожности были предприняты, чтобы исключить возможность того, что уже однажды произошло с Петром (и Иоанном) незадолго до этого (см. Деян. 5:17–20).
Прочитайте отрывок Деян. 12:5–18. Что произошло в ответ на молитвы братьев?
Ночью, накануне дня, когда Агриппа запланировал предать Петра суду и казнить его, апостола вновь чудным образом освободил ангел.
Затем мы читаем историю о смерти Агриппы в Кесарии (см. Деян. 12:20–23). Предпринимались попытки установить причину его кончины (воспаление брюшины, язва, отравление), однако Лука ясно утверждает, что смерть настигла царя вследствие Божественного суда.
Иаков был убит, Петр освобожден, а Ирод подвергся Божественному суду. В некоторых случаях мы видим справедливость, в других — нет. Как мы должны вести себя, когда у нас нет ответов на все наши вопросы? Почему нам необходимо жить верой, даже если чего-то мы не понимаем?
«В десятой главе Деяний мы находим еще один пример служения небесных ангелов, который привел к обращению Корнилия и его друзей. Пусть эти главы [8–10] читаются и перечитываются, пусть им уделяется особое внимание. Из них мы узнаем, что Небеса гораздо ближе к христианину, который занят спасением душ, чем многие предполагают. Нам следует с их помощью также усвоить урок, что Бог внимателен к каждому человеческому существу и что каждый должен обращаться со своим ближним с осознанием того, что он выполняет работу Господа на земле в качестве одного из Его инструментов» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1059).
«Когда церковь молится, Божье дело продвигается, а усилия Его противников сводятся на нет, даже если это не избавляет церковь от страдания и мученичества. Лука всей душой верит в победу Евангелия, признавая, что, хотя Слово Божье нельзя сдержать, его служители вполне могут пострадать и оказаться в оковах» (Howard Marshall, The Acts of the Apostles, pp. 206, 207).
Вопросы для обсуждения:
1. Корнилий описан как «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10:2). Это свидетельствует о том, что Дух Божий воздействовал на Корнилия задолго до его встречи с Петром. Можно ли сказать, что посвященная жизнь Корнилия позволила Богу открыть ему евангельскую весть? Какой урок мы можем извлечь из его истории?
2. Возвращаясь к уроку за понедельник, задайте себе следующий вопрос: «Какие моменты в культурной, социальной и политической сферах вызывают межэтническую напряженность, нагнетать которую христианам не подобает?» Другими словами, каким образом мы как христиане можем быть выше условностей нашей культуры и происхождения?
3. Несмотря на причиненный вред, инициированные Савлом гонения обернулись во благо. Прибывшие в Антиохию беженцы начали проповедовать иудеям и язычникам. Поделитесь в классе личным опытом того, как пережитую вами боль и страдания Бог обернул в благословение.
4. Иаков был одним из ближайших учеников Иисуса (см. Мк. 5:37; 9:2; 14:33). Тем не менее он первым из двенадцати претерпел мученическую смерть. Какие еще мы можем найти в Библии примеры того, как честные люди страдали несправедливо? Какой нам необходимо сделать вывод, касающийся вопроса страдания?