Библейские тексты для исследования:
Деян. 16; Рим. 3:28; Гал. 2:16; Деян. 17; 1 Кор. 1:23; Деян. 18:1–10.
Памятный стих:
«Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9, 10).
Вернувшись в Антиохию, Павел и Варнава наставляли церковь и продолжали евангельскую деятельность. Видимо, это был последний раз, когда они трудились вместе, поскольку острые разногласия привели к их разделению. Причиной разногласия между Павлом и Варнавой стал Марк, племянник Варнавы (см. Кол. 4:10). Когда Павел предложил Варнаве посетить места, где они проповедовали во время предыдущего путешествия, Варнава захотел взять с собой своего племянника, но Павел эту идею не поддержал из-за прошлой оплошности Марка (см. Деян. 13:13).
Однако разделение Павла и Варнавы обернулось благословением, поскольку, распределив свои усилия, они смогли охватить более широкую территорию, чем планировалось изначально. Варнава взял с собой Марка и вернулся на родной Кипр (см. Деян. 4:36). Между тем Павел, избрав в спутники Силу, прошел Сирию и Киликию, укрепляя прежде созданные там церкви. До своего первого прихода в Антиохию Павел провел несколько лет в Тарсе (см. Деян. 9:30; 11:25, 26). Теперь апостолу представилась возможность навестить ранее созданные им общины. Однако Божий замысел в отношении Павла был куда грандиознее, чем он мог себе вообразить.
Выборочное описание Лукой событий переносит Павла практически сразу в Дервию и Листру. О Сирии и Киликии упоминается лишь то, что Павел проходил через эти территории, утверждая церкви (см. Деян. 15:41).
Прочитайте отрывок Деян. 16:1–13. Что поступок Павла говорит нам о том, насколько чутким он был, желая трудиться ради обращения душ?
Хотя отец Тимофея был язычником, его мать Евника была иудеохристианкой. Несмотря на тот факт, что Тимофей был необрезанным, он с детства знал Священное Писание (см. 2 Тим. 3:15) и, следовательно, был набожным человеком. Как христианин он заслужил уважение и восхищение со стороны всех местных верующих.
Поскольку у евреев национальность передается по материнской линии, Тимофей был иудеем. Возможно, он не был обрезан в восьмой день после своего рождения потому, что его отец эллин считал этот обряд варварством.
Желая взять с собой Тимофея в качестве напарника и зная, что ему как необрезанному иудею вход в иудейские синагоги будет запрещен, Павел обрезал его. Поступая так, Павел руководствовался исключительно практическими соображениями, которые не противоречили провозглашаемому им Евангелию.
Еще раз посетив города, в которых он побывал во время своего первого путешествия, Павел решил отправиться на юго-запад, возможно, в Эфес в провинции Асия. Однако Святой Дух воспрепятствовал осуществлению этого плана. Затем Павел отправился на север, желая посетить Вифинию, но снова каким-то непостижимым образом Святой Дух это предотвратил. Поскольку Павел проходил через Мисию, единственным вариантом было идти на запад в морской порт Троаду, откуда он мог плыть в нескольких направлениях.
Однако в ночном видении Бог открыл апостолу, что ему следует пересечь Эгейское море, чтобы посетить Македонию. Узнав об этом видении, спутники Павла пришли к выводу, что Бог призывает их делиться Евангелием с македонянами.
Поразмышляйте о причинах обрезания Тимофея Павлом. Допустимо ли ради достижения высшей цели совершать то, с чем мы не всегда согласны и в чем не видим необходимости?
По прибытии в Македонию Павел и его спутники отправились в Филиппы, где они организовали первую христианскую общину в Европе.
Прочитайте отрывок Деян. 16:11–24. Куда миссионеры отправились в субботу и почему? Что с ними там в конечном счете произошло?
Всякий раз, когда Павел посещал какой-либо город, он по привычке отправлялся в субботу в местную синагогу, чтобы свидетельствовать иудеям (см. Деян. 13:14, 42, 44; 17:1, 2; 18:4). Тот факт, что в Филиппах он со своей группой, включавшей верующих женщин — иудеек и язычниц, отправился для молитвы на берег реки, вероятно, означает, что синагоги в городе не было. Важным моментом является то, что Павел посещал иудейские синагоги по субботам не только с целью евангелизации, но также и потому, что для него это был день личного поклонения Богу.
Прочитайте отрывок Деян. 16:25–34. Проанализируйте историю обращения темничного стража. Что ему необходимо было сделать, чтобы обрести спасение?
Данный темничному стражу ответ Павла и Силы полностью согласуется с Евангелием, так как спасение возможно исключительно через веру в Иисуса (см. Рим. 3:28; Гал. 2:16). Однако было бы ошибочно на основании этого отрывка заявлять, что вера в Иисуса отменяет необходимость доктринального и практического наставления до крещения.
Что нам известно о темничном страже? Он был иудеем или иудейским прозелитом? В любом случае ему необходимо было поверить в Иисуса как в Господа и Спасителя. Он вполне мог быть язычником, который уже знал о Боге и поклонялся Ему, как, например Корнилий, Лидия (см. Деян. 16:14) и еще несколько человек из книги Деяния святых Апостолов. Возможно, он слышал проповеди Павла ранее. Какими бы ни были факты об этом человеке, краткость изложения этой истории не оправдывает случаи поспешного крещения.
Прочитайте Деян. 16:31–34. Что здесь говорится о том, насколько полной и совершенной была жертва Христа за нас? Как мы можем научиться ежедневно иметь уверенность в праведности Христа, которая покрывает нас и является единственной надеждой на спасение?
Освободившись из темницы, Павел и Сила покинули Филиппы (см. Деян. 16:35–40) и отправились в Фессалонику — столицу Македонии.
Прочитайте Деян. 17:1–9. Как фессалоникийские иудеи отреагировали на успех проповеди Павла среди язычников?
Мы снова видим, что Павел ищет синагогу, где он мог бы поделиться Евангелием. Многие набожные греки и немало знатных женщин приняли весть Павла. Замечание, что новообращенные «присоединились к Павлу и Силе» (Деян. 17:4), по всей видимости, означает, что они образовали отдельную группу, которая собиралась не только в синагоге, но и, вероятно, в доме Иасона.
Движимые завистью, их противники подняли мятеж. Они намеревались силой привести Павла и Силу (о Тимофее упоминания нет) в городской совет и предъявить им обвинения. Но поскольку этим людям не удалось найти миссионеров, к местным властям приволокли Иасона и еще нескольких новообращенных, обвиняя их в укрытии политических подстрекателей.
Прочитайте Деян. 17:10–15. Каким был отклик верийских иудеев по сравнению с иудеями из Фессалоники?
Греческое слово эугенэ́с из Деян. 17:11 означает «знатный» или «благородный», но также может означать «беспристрастный», что лучше всего соответствует контексту. Иудеи из Верии получили такую высокую оценку отнюдь не потому, что согласились с Павлом и Силой, но благодаря своей готовности самостоятельно исследовать Священное Писание и ежедневно проверять, действительно ли миссионеры говорят правду. Одна лишь эмоциональная реакция на весть Евангелия, без интеллектуальной убежденности, как правило, является поверхностной и кратковременной.
Однако в скором времени успешное служение Павла в Верии было прервано гонением, вынудив его двигаться на юг — в Афины.
Когда последний раз вы прилежно исследовали Священное Писание, желая выяснить, «точно ли это так»?
Город Афины, интеллектуальный центр древней Греции, был в буквальном смысле отдан идолам. Мраморные статуи людей и богов находились повсеместно, в особенности при входе на городскую площадь, агору — эпицентр городской жизни. Увидев господствующее идолопоклонство, Павел так сильно опечалился, что изменил своей привычке посещать сначала синагогу. Еженедельно он разговаривал в синагоге с иудеями и обратившимися в иудаизм язычниками, а ежедневно — с эллинами на городской площади (см. Деян. 17:15–22).
Поскольку афиняне любили послушать что-то новое, некоторые философы заинтересовались учением Павла и пригласили его выступить с речью в ареопаге — высшем совете города. В своей проповеди Павел не цитировал Священного Писания и не обращался к истории отношений Бога с Израилем, как в случае обращения к иудеям (ср. Деян. 13:16–41); в этом не было никакого смысла. Вместо этого Павел изложил ряд важных библейских истин понятным для образованных язычников языком.
Прочитайте отрывок Деян. 17:22–31. Какие великие истины о Боге, спасении, истории и человечестве открыл Павел в своей проповеди этим людям?
Для искушенной языческой публики, чьи представления о Боге и религии были сильно искажены, большая часть сказанного Павлом звучала как нелепость. Нам неизвестно, каким образом Павел намеревался закончить провозглашаемую весть. Судя по всему, его прервали в тот самый момент, когда он упомянул о Божьем суде над миром (см. Деян. 17:31). Это убеждение прямо противоречило двум греческим идеям: 1) Бог — абсолютно трансцендентное существо, не имеющее никакого отношения к миру или жизни людей; 2) воскрешение мертвых невозможно. Это объясняет, почему Евангелие для эллинов было безумием (см. 1 Кор. 1:23) и количество обратившихся в Афинах было небольшим.
Тем не менее в числе уверовавших были одни из самых влиятельных людей афинского общества, такие как Дионисий Ареопагит и Дамарь. Упоминание имени женщины свидетельствует о ее высоком положении в обществе и, возможно, даже о ее членстве в совете (см. Деян. 17:34).
Тот факт, что Павел избрал иной подход в своей проповеди в ареопаге, говорит о его понимании социальных и культурных различий. Он даже процитировал языческого поэта (см. Деян. 17:28), чтобы подтвердить свою точку зрения. Каким образом мы можем использовать разные методы, чтобы достигать сердец разных людей?
В Деян. 18:1–11 описывается пережитый Павлом опыт в Коринфе, где он находился год и шесть месяцев. Акила и Прискилла стали близкими друзьями Павла (см. Рим. 16:3; 2 Тим. 4:19). Повествование дает понять, что они уже были христианами, когда прибыли в Коринф. Вероятно, их переезд был обусловлен изгнанием евреев из Рима по указу императора Клавдия. Римский историк Светоний указывает на то, что изгнание произошло из-за беспорядков в иудейской общине, «взволнованной Хрестом» (Клавдий, 25.4). Не исключено, что беспорядки были вызваны проповедью Евангелия местными иудеохристианами. Акила и Прискилла вполне могли быть причастны к этим событиям. В любом случае, Павла и его новых друзей объединяли не только вера и еврейские корни, но также и общее дело.
Прочитайте отрывок Деян. 18:4–17. К какому результату привела миссионерская деятельность Павла в Коринфе?
Вернувшись из Македонии, Сила и Тимофей принесли пожертвования от церквей из той местности (см. 2 Кор. 11:8, 9), благодаря которым Павел смог целиком посвятить себя проповеди Евангелия. Павел на протяжении своего служения предпочитал жить за счет собственных средств, хотя он же учил, что проповедующим Евангелие следует «жить от благовествования» (1 Кор. 9:14).
Несмотря на сильное сопротивление проповеди Павла, некоторые иудеи и поклоняющиеся Богу язычники уверовали во Христа. В числе новообращенных оказались начальник местной синагоги Крисп и все его семейство. Многие коринфяне также уверовали и крестились. Поскольку ситуация среди иудеев оставалась напряженной (см. Деян. 18:12–17), Павел собирался покинуть Коринф, но в ночном видении он получил Божественную поддержку и повеление остаться (см. Деян. 18:9–11).
Возвращаясь в Антиохию, Павел взял с собой Акилу и Прискиллу и оставил их в Эфесе, где провел несколько дней, прежде чем продолжить свой путь. Здесь он имел возможность проповедовать в местной иудейской синагоге, и позитивный отклик иудеев заставил Павла пообещать, что, если Богу будет угодно, он вернется (см. Деян. 18:18–21). Свое обещание апостол выполнил во время своего следующего путешествия.
Павел, встретивший холодный прием в Коринфе, нуждался в поддержке от Господа, спасая души в этом городе. Какое обетование мы находим в словах Господа, обращенных к Павлу (см. Деян. 18:10)?
«Те, кто проповедует непопулярные сегодня истины, не должны унывать, если даже христиане оказывают им такой же холодный прием, какой Павел и его соработники встречали среди людей, для которых они трудились. Вестникам Креста надо вооружиться молитвой, бодрствовать и идти вперед с верой и мужеством, всегда трудясь во имя Иисуса» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 230).
«Если бы в конце истории этого мира люди, которым проповедуются неизменные истины, последовали примеру верийцев и ежедневно разбирали Писания, сравнивая проповеданную им весть с Библией, то сегодня было бы гораздо больше людей, повинующихся заповедям Закона Божьего…
Все будут судимы в соответствии с данным светом. Господь посылает Своих представителей с вестью спасения, и все, слышавшие ее, несут перед Богом ответственность за то, как они отнесутся к словам Его рабов. Искренние искатели истины тщательно рассматривают в свете Слова Божьего преподанное им учение» (там же, с. 232).
Вопросы для обсуждения:
1. В продолжение темы урока за понедельник обсудите в классе смысл следующего выражения: «Кандидатов ко крещению необходимо тщательнее готовить… Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 91, 92).
2. Поразмышляйте о последнем вопросе урока за среду. Каким образом мы как церковь можем, подобно Павлу, учитывать культурные различия и принимать людей такими, какие они есть, не ставя под удар Евангелие или собственную религиозную принадлежность?
3. Прочитайте Деян. 17:32–34. Чему мы можем научиться, глядя на различную реакцию афинян на весть Павла? «1) Одни осмеяли Павла. Их забавляла страстность и серьезность этого странного иудея. Можно шутить над жизнью, но часто жизнь начинается как комедия, а заканчивается как трагедия. 2) Другие решили подискутировать с Павлом попозже, в другое время. Но, откладывая важные дела и решения на будущее, можно попасть в большую беду. 3) Некоторые уверовали. Мудрый знает, что лишь глупец отклоняет предложение, сделанное Богом» (Уильям Баркли. Деяния апостолов, с. 133).
4. Павел процитировал языческого автора (см. Деян. 17:28), чтобы донести до афинян свою мысль. Насколько полезным может быть использование подобных источников? С другой стороны, какие опасности могут таиться в этом?