Библейские тексты для исследования:
Деян. 2:42–46; Деян. 4:34, 35; Деян. 3:1–26; Деян. 4:1–18; Деян. 5:1–11; Деян. 5:34–39.
Памятный стих:
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:46, 47).
Ранняя церковь как нельзя лучше осознавала безотлагательность миссии. Тот факт, что Иисус, отвечая на вопрос об установлении Царства Мессии, не обозначил временных рамок (см. Деян. 1:6–8), можно было интерпретировать следующим образом: теперь все зависит от сошествия Святого Духа и выполнения апостольской миссии. Таким образом, в день Пятидесятницы представители ранней церкви подумали, что все исполнилось: они получили Святого Духа и благовествовали всему миру. Не апостолы должны были оставить Иерусалим и отправиться в мир, а мир должен был прийти к ним (см. Деян. 2:5–11).
Следующим шагом стало то, что вопрос материального благополучия церкви отошел на второй план. Осознавая, что времени мало, верующие продали все, что имели, и посвятили себя учению и общению, продолжая свидетельствовать об Иисусе в пределах Иерусалима. Их общинная жизнь, позволявшая оказывать помощь бедным, вскоре переросла в проблему, и Бог должен был вмешаться, чтобы сохранить в церкви единство. В это время верующие также обнаруживают первые признаки противодействия. Тем не менее, невзирая на все эти трудности, их вера оставалась непоколебимой.
После рассказа о Пятидесятнице Лука переходит к общему описанию внутренней жизни церкви в Иерусалиме. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). В основу научения и общения, как мы видим, легли эти четыре аспекта. Согласно стиху 46, наставление проводилось в храме, а для общения они собирались в частном доме.
Двор храма окружали крытые притворы, где часто преподавали раввины. Преданность верующих апостольскому учению свидетельствует о том, что дар Святого Духа привел их не к созерцательной религии, а к интенсивному процессу обучения под руководством апостолов, чей авторитет подтверждался чудесами и знамениями (см. Деян. 2:43).
Еще одной отличительной чертой ранней церкви было духовное общение. Верующие постоянно пребывали вместе не только в храме, но также в своих домах, где они разделяли трапезу, проводили Вечерю Господню и молились (см. Деян. 2:42, 46). Пребывая в таком ежедневном служении, ранние христиане выражали свою надежду на скорое возвращение Иисуса и непосредственное общение с Ним в Царстве Мессии (см. Мф. 26:29).
Частные дома играли ключевую роль в жизни ранней церкви. Верующие по-прежнему посещали ежедневные богослужения в храме (см. Деян. 3:1), а по субботам, вероятно, находились в синагогах со своими собратьями иудеями (см. Иак. 2:2), однако отличительные аспекты христианского посвящения проявлялись именно в домах.
Прочитайте Деян. 2:44, 45; 4:34, 35. Какой важный аспект наблюдался в общении членов ранней христианской церкви?
Будучи убеждены в том, что конец близок, верующие решили, что необходимость в личном имуществе отпала и совместное использование материальных благ будет куда более целесообразным. Не было никакого основания беспокоиться о завтрашнем дне, ведь Сам Мессия должен был позаботиться об их нуждах в Своем Царстве (см. Лк. 22:29, 30). Совместное использование общего имущества позволило христианам испытать глубокое чувство единства и стало исключительным примером христианской щедрости.
Как часто вы щедро делитесь тем, что даровал вам Господь?
В Деян. 3:1 мы читаем, что в три часа дня Петр и Иоанн отправились в храм на молитву. Этот факт свидетельствует о том, что в этот ранний период церковь, по сути, исповедовала иудейскую веру. Другими словами, апостолы посещали храм не исключительно с целью наставления или обращения новых людей. Будучи по-прежнему иудеями, Петр и Иоанн придерживались иудейских религиозных традиций (см. Деян. 20:16; 21:17–26), по крайней мере, до сего момента. Здесь они совершили удивительное чудо (см. Деян. 3:1–10), благодаря которому у Петра появилась возможность сказать еще одну проповедь.
Прочитайте отрывок Деян. 3:12–26. На чем Петр сделал особое ударение в своей проповеди?
Проповедь ранних христиан отличалась наличием пяти основных пунктов: Иисус был Мессией, Которому надлежало пострадать (см. Деян. 3:18); Бог воскресил Его (см. Деян. 3:15); Иисус был прославлен на небесах (см. Деян. 3:13); Он снова придет (см. Деян. 3:20); покаяние необходимо для прощения грехов (см. Деян. 3:19).
По сути, ту же самую весть мы несем миру, пусть и в других условиях. Апостолы по-прежнему находились в иудейском окружении, тогда как вместо смены религии людям, в сущности, следовало просто «перейти» от старого завета к новому. Они как часть Божьего народа должны были принять Мессию и пережить новое рождение, которое следует за истинным принятием Иисуса.
И хотя в настоящее время ситуация изменилась, весть остается прежней: Христос умер за наши грехи, воскрес и вернется снова. Следовательно, это означает, что в Нем мы можем обрести спасение. Даже в контексте Трехангельской вести, записанной в Откр. 14, Иисус Христос, Который был распят, воскрес и снова грядет, должен быть центром провозглашаемой нами вести.
«Из всех тех, кто считают себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в возвышении Христа перед миром. Провозглашение Трехангельской вести требует изложения истины о субботе. Эту истину надлежит провозглашать вместе с другими, составляющими эту весть. Но при этом нельзя упускать из виду Христа — этот великий центр притяжения. Именно на кресте Христовом встречаются милосердие и истина, праведность и мир заключают друг друга в объятия. Грешника необходимо побудить взирать на Голгофу; с простой верой ребенка он должен довериться достоинствам Спасителя, принять Его праведность и уверовать в Его милосердие» (Э. Уайт. Служители Евангелия, с. 156, 157).
В скором времени успех церкви вызвал противодействие со стороны отдельных руководителей в Иерусалиме. Во главе иерусалимского храма стояли первосвященник и его помощники — по большей части саддукеи. Первосвященник также председательствовал в синедрионе, состоящем преимущественно из саддукеев и фарисеев. Поскольку саддукеи не верили в воскресение, их сильно взволновали заявления Петра и Иоанна о воскресении Христа из мертвых. Апостолы были задержаны храмовой охраной и брошены в темницу, чтобы на следующий день предстать перед синедрионом (Деян. 4:1–7).
Прочитайте отрывок Деян. 4:1–18. Что Петр ответил на вопрос о том, какой властью они совершили чудо? Какая идея в речи Петра вызвала у руководителей серьезные опасения?
Иудейских вождей, претендовавших на авторитет, интересовало, какой властью было совершено чудо. Петр заявил, что чудо было совершено во имя Иисуса, а также добавил, что спасение исходит только от Него. И хоть апостолы предстали перед высшим органом власти иудеев, служили они куда более могущественной власти. Мужество и красноречие необразованных галилейских рыбаков поразили всех присутствующих. Иудейские вожди не понимали того, что апостолы были исполнены Святого Духа в соответствии с предсказанием Иисуса (см. Мф. 10:16–20).
Будучи не в силах отрицать сам факт чуда, поскольку исцеленный находился среди присутствующих, члены синедриона запретили апостолам проповедовать. Услышанная весть устрашила их не меньше, чем само движение, стремительно набиравшее обороты. Они не были способны оценить должным образом услышанное свидетельство, поэтому позволили предрассудкам и стремлению к самозащите диктовать им дальнейшие действия.
Заключительные слова Петра являются одной из драгоценнейших жемчужин книги Деяния святых Апостолов: «Суди́те, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19, 20).
Поразмышляйте о стремлении к власти и о том, насколько оно может быть опасно вне зависимости от ситуации. Почему мы, христиане, призванные служить ближним, должны остерегаться жажды власти?
Отказ от личного имущества в ранней церкви носил добровольный характер. Другими словами, он не был обязательным условием членства в общине. Однако несколько примеров добровольной щедрости вдохновили всю общину. Одним из таких примеров стал поступок Варнавы (см. Деян. 4:36, 37), который позже сыграл немаловажную роль в книге Деяния святых Апостолов.
Наряду с положительными мы видим и отрицательные примеры внутри общины, которые ставили под угрозу единство церкви как раз в то время, когда она начала подвергаться нападкам извне.
Прочитайте отрывок Деян. 5:1–11. Какие уроки мы можем извлечь из этой истории?
Лука не вдается в подробности, но нет никаких сомнений, что грех Анании и Сапфиры заключался не в желании удержать часть денег, а в попытке обмануть общину. Этот проступок не был спонтанным, но являлся частью тщательно продуманного плана, намеренной попытки «искусить Духа Господня» (Деян. 5:9). Они не обязаны были продавать свое имение и жертвовать деньги церкви. Взяв на себя это обязательство, Анания и Сапфира, возможно, руководствовались исключительно корыстными мотивами, пытаясь этим благовидным поступком обеспечить себе влияние среди братьев.
Это предположение позволяет объяснить, почему их постигло столь суровое Божье наказание. Общинная жизнь церкви проистекала из уверенности, что Иисус в скором времени придет. Поступок подобного рода на столь раннем этапе мог умалить всю важность верности Богу и оказать пагубное влияние на остальных верующих. Судя по всему, у Анании была такая же возможность покаяться, как и у Сапфиры (см. Деян. 5:8), а отсутствие этой детали в тексте объясняется краткостью изложения.
В конечном счете мы видим, что действия супругов от начала и до конца были греховными, а грех в Божьих глазах — серьезная проблема (см. Иез. 18:20; Рим. 6:23), даже если возмездие за него приходит не сразу. Тот факт, что наказание порой приходит с промедлением, должен напоминать нам о великом Божьем милосердии (см. 2 Петр. 3:9).
Почему нам следует проявлять осторожность, чтобы не злоупотреблять благодатью и не повторить роковую ошибку Анании и Сапфиры?
Руками апостолов не только вершился суд Божий над грехом, как в случае с Ананией и Сапфирой. Господь также являл через них Свою милость грешникам. Удивительное служение исцеления, совершаемое апостолами (см. Деян. 5:12–16), было зримым свидетельством работы Святого Духа. Поразительна убежденность людей в том, что одна только тень Петра способна даровать исцеление. Это перекликается с евангельским рассказом о женщине, которая исцелилась, коснувшись края одежды Иисуса (см. Лк. 8:43, 44). Лука не утверждает, что тень Петра действительно обладала лечебной силой, но показывает убеждения людей. Несмотря на существующие предрассудки, Бог по-прежнему являл Свою милость.
Чем больше апостолы исполнялись силой Святого Духа, а чудеса и знамения умножались, тем больше зависть наполняла сердца религиозных лидеров. Это и послужило причиной второго ареста апостолов (см. Деян. 5:17, 18). Только после чудесного избавления из темницы (см. Деян. 5:19–24) и еще одной дерзновенной проповеди Петра, заявившего, что они должны «повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29), некоторые из начальствующих начали задумываться о том, что за всем этим может стоять сила свыше.
Прочитайте Деян. 5:34–39. Каким образом Гамалиил пытался отговорить синедрион от убийства апостолов?
Синедрион находился под контролем саддукеев, тогда как фарисеи представляли влиятельное меньшинство. Гамалиил был фарисеем и законоучителем. Он пользовался столь большим уважением среди иудеев, что заслужил титул «равван» («наш учитель»), а не просто «равви» («мой учитель»). Павел был одним из его учеников (см. Деян. 22:3).
Гамалиил в своей речи напомнил о двух повстанческих движениях в недавней истории Израиля, которые также привлекли последователей и вызвали смятение. Однако возглавившие их лидеры были убиты, а последователи полностью рассеялись. Гамалиил сделал вывод: если христианское движение имеет человеческое происхождение, то оно вскоре исчезнет. Если же этим движением, как утверждали апостолы, руководит Сам Бог, то они не смогут воспрепятствовать ему! К совету Гамалиила прислушались. Апостолов избили и снова запретили им проповедовать во имя Иисуса.
Что эта история говорит нам о пользе и своевременности доброго совета? Как мы можем научиться быть более открытыми к чужим советам, даже если они могут казаться нам не совсем приятными?
«Мы — управители. Наш отсутствующий Господь поручил нам заботиться о Своем доме и о Его интересах, которым Он служил, пребывая в этом мире. Он возвратился на небо, возложив на нас ответственность, и Он рассчитывает, что мы будем бодрствовать и ждать Его Пришествия. Останемся же верны своему долгу, чтобы Он, придя внезапно, не нашел нас спящими» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 37).
«Люди должны давать себе отчет в святости своих обетов и клятв, касающихся дела Божьего. Такие обеты обычно не считают настолько же обязательными, как, например, долговое обязательство, выписанное одним человеком другому. Но разве обещание менее священно и не так обязательно для исполнения только потому, что оно дано Богу? Если в нем нет специальных терминов и закон не может принудить человека к его исполнению, станет ли христианин игнорировать взятое на себя обязательство? Ни одна долговая расписка не является более обязательной, чем обет, данный в отношении дела Божьего» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1056).
Вопросы для обсуждения:
1. Иисус дал ученикам два безотлагательных поручения: ожидать Его скорого возвращения и возвещать миру Евангелие. Какое влияние должны оказать эти факторы на наше осознание собственной миссии и призвания?
2. Некто однажды сказал: «Мы должны быть готовы к пришествию Иисуса, как если бы оно произошло сегодня, но продолжать трудиться [выполнять миссию церкви], как если бы Он пришел через сто лет». Какая мудрость кроется в этом высказывании? Как мы можем применить ее в нашей жизни?
3. Почему жизнь, смерть, воскресение и возвращение Иисуса должны занимать центральное место в нашей проповеди? Взгляните на это с другой стороны: какую благую весть мы сможем возвестить без упоминания об этих событиях?
4. Каким образом рассказ об Анании и Сапфире указывает на трудность понимания нами чужих намерений — добрых и злых?
5. Есть ли в вашем окружении современные гамалиилы? Возможно, именно вы выступаете в этой роли для окружающих. Обсудите в классе этот вопрос. Поделитесь личным опытом, рассказав о том, как данный или полученный вами мудрый совет послужил во благо. Какие уроки мы можем извлечь из этих опытов?