Библейские тексты для исследования:
Ис. 13:6, 9; Мф. 24:30, 31; Дан. 2:34, 35; 2 Тим. 4:6–8; 2 Фес. 1:7–10.
Памятный стих:
«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).
Стихотворение поэта Т. С. Элиота начинается со строчки: «В моем начале мой конец». Его лаконичные слова несут в себе глубокую истину. В истоках заложен конец. Отголоски этой истины мы, адвентисты седьмого дня, видим в нашем имени, выражающем два основополагающих библейских учения. Словосочетание «седьмой день» свидетельствует о субботе — еженедельном памятнике шестидневного творения жизни на земле, а слово «адвентисты» указывает на Второе пришествие Иисуса, во время которого исполнятся все надежды и обетования Писания, включая обетование вечной жизни.
Будучи отдаленными во времени событиями, сотворение мира (наше начало) и Второе пришествие Иисуса (конец нашего греховного существования) связаны между собой. Сотворивший нас Бог (Ин. 1:1–3) является тем же Богом, Который вернется и «во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15:52) подарит нам окончательное избавление.
На этой неделе мы поговорим о последнем событии в истории этого мира — о Втором пришествии нашего Господа Иисуса.
Мы привыкли считать учение о Втором пришествии Иисуса исключительно новозаветным, но это не так. Безусловно, только после Первого пришествия Иисуса, Его смерти, воскресения и вознесения нам было даровано более полное откровение истины о Втором пришествии. Однако, как и в случае со многими другими новозаветными понятиями, Ветхий Завет указывает на эту важную истину задолго до ее исполнения. В том, что касается Второго пришествия Иисуса, авторы новозаветных книг не открывают новую истину, но во многом дополняют истину, которая на тот момент уже была открыта в Библии. Только теперь, в свете знания о распятом и воскресшем Спасителе, обетование о Втором пришествии можно понять и оценить в полной мере.
Прочитайте следующие тексты. Что они говорят нам о Втором пришествии Иисуса? См. Ис. 13:6, 9; Зах. 14:9; Дан. 12:1.
Вне всякого сомнения, «день Господень» станет днем разрушения, скорби и смятения для заблудших. Но это также день избавления для всего Божьего народа — людей, «которых имена — в книге жизни» (Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8). «День Господень» в Ветхом Завете описан не только как час суда над нечестивыми, но и как время избавления верного Божьего народа и получения им награды. Несмотря на «пламенный гнев Господень», те, кто взыщет «правду и смиренномудрие», смогут «укрыться в день гнева Господня» (Соф. 2:1–3).
Прочитайте Мф. 24:30, 31. Каким образом данные стихи показывают глобальное деление людей на заблудших и спасенных во время Второго пришествия Иисуса?
По мере того как будут разворачиваться события последнего времени, все более очевидным будет то, какую из сторон мы поддерживаем. Какой выбор мы можем и должны сейчас сделать, чтобы удостовериться, что находимся на правильной стороне?
И хотя многие иудеи во времена Иисуса ожидали, что Мессия свергнет римлян и утвердит Израиль как самую мощную из всех наций, цель как Первого, так и Второго пришествия Иисуса была иной. Бог приготовил для Своего верного народа нечто большее, чем просто переустройство ветхого грешного и падшего мира.
Глава 2 книги Даниила, пожалуй, является единственным местом в Ветхом Завете, где столь отчетливо открывается истина о том, что новый мир не возникнет из старого, но будет принципиально новым творением.
Во 2-й главе книги Даниила показаны расцвет и падение четырех великих мировых империй — Вавилона, Мидо-Персии, Греции и Рима, который впоследствии распадется на государства современной Европы. Однако истукан, которого увидел в своем сне Навуходоносор и который символизировал последовательную смену этих четырех мировых держав, терпит весьма зрелищное крушение. Уничтожение этого истукана свидетельствует об отсутствии какой-либо связи между этим миром и миром, который наступит после Пришествия нашего Господа Иисуса Христа.
Прочитайте Дан. 2:34, 35, 44, 45. Что эти тексты говорят нам об участи этого мира и природе нового?
Эти стихи недвусмысленно говорят о том, что произойдет при возвращении Иисуса. В Лк. 20:17, 18 Иисус отождествляет Себя с этим камнем, повергающим в прах все оставшееся в этом мире. В Дан. 2:35 мы читаем, что после того, как были сокрушены золото, серебро, глина, железо и медь, они «сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них». Иначе говоря, после возвращения Иисуса от этого старого мира не останется ничего.
Между тем камень, уничтоживший все следы этого старого мира, «сделался великою горою и наполнил всю землю». И царство, которое восстанет в результате Второго пришествия, «вовеки не разрушится» и «будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
Каждого человека, когда-либо жившего на этой планете, ждет только одна участь: либо мы будем жить с Иисусом в вечности, либо же уйдем в небытие вместе с шелухой старого мира.
Прочитайте Тит. 2:13. Какую великую надежду мы имеем и почему?
Излагая свои убеждения относительно происхождения нашей Вселенной, лектор заявил, что около 13 миллиардов лет тому назад из ниоткуда возник компактный абстрактный шар с бесконечной плотностью и температурой. В результате Большого взрыва материя начала расширяться и породила Вселенную. Каким образом «компактный абстрактный шар» мог появиться из ниоткуда, лектор не объяснил. Он просто предположил, что так оно и было.
Сегодня, как уже отмечалось ранее, в наших истоках можно разглядеть конец. Если исходить из сказанного лектором, наш финал не внушает оптимизма, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Вселенная, возникшая из «компактного абстрактного шара», и все, что ее наполняет, включая человечество, обречены на окончательное исчезновение.
Библейская концепция нашего происхождения гораздо логичнее и утешительнее. Благодаря Богу, давшему всему начало, наши долгосрочные перспективы весьма позитивны. У нас есть все основания иметь надежду на будущее, которая напрямую связана с обетованием Второго пришествия Иисуса.
Прочитайте 2 Тим. 4:6–8. О чем говорит Павел в этих стихах и на что он возлагает надежду?
Несмотря на то, что Павел живет в ожидании скорой казни, его наполняют уверенность в спасении и надежда на возвращение Христа, или «явление Его» (2 Тим. 4:8). Апостола ожидает «венец правды», и это не его собственная праведность (1 Тим. 1:15), но праведность Иисуса, на которую Павел уповает в обетовании о Втором пришествии. Невзирая на стесненные обстоятельства, Павел знает, что в долгосрочной перспективе с ним все будет хорошо. Он видит всю картину целиком, а не сосредотачивается на одной ее части.
Как вы можете, подобно Павлу, иметь надежду независимо от обстоятельств, в которых находитесь? Как нам научиться видеть всю картину и ту надежду, которую она предлагает?
Хотя Второе пришествие является ключевым и центральным событием, не все христиане понимают его как буквальное и личностное возвращение Христа, как этому учит Библия. Некоторые, к примеру, утверждают, что Второе пришествие Иисуса произойдет не тогда, когда Сам Христос вернется на землю, но когда Святой Дух проявит Себя в Его церкви на земле. Иначе говоря, Второе пришествие Христа настанет тогда, когда в Его народе будут явлены нравственные принципы христианской веры.
Однако мы можем только радоваться, что это не так. Если бы данное учение оказалось истинным, сколько времени нам пришлось бы ждать?
Прочитайте следующие новозаветные тексты. Что в них говорится о характере Второго пришествия Христа?
Мф. 24:30
1 Фес. 4:16
Мф. 26:64
Откр. 1:7
2 Фес. 1:7–10
«Небо, кажется, открывается и закрывается. От престола Божьего видны проблески славы Божьей. Горы качаются, как тростник, колеблемый ветром, и обломки скал разлетаются во все стороны. Слышен как бы рев приближающейся бури. Разъяренное море волнуется. Нарастает гул страшного урагана, напоминающий голос демонов, совершающих свою губительную работу. Вся земля вздымается и опускается, как волны морские. Ее поверхность трескается, обнажая саму преисподнюю. Горные цепи оседают. Обитаемые острова исчезают. Разъяренные волны поглощают прибрежные города, ставшие рассадниками нечестия, подобно Содому. И Вавилон великий „воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его“» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 637).
Возвращение Иисуса — величественное событие, которое в буквальном смысле положит конец миру, каким мы его знаем. И когда оно произойдет, об этом узнает каждый. То, что Иисус совершил ради нас при Первом пришествии, будет в полной мере явлено во время Второго.
Как осознание реальности Второго пришествия должно повлиять на наш образ жизни сегодня? Каким образом оно может помочь нам в определении приоритетов?
Прежде чем поднять Своего друга Лазаря из могилы, Иисус произнес: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Вместо того чтобы попросить народ принять на веру Его смелое заявление, Христос берется за трудную задачу воскрешения Лазаря, чье тело уже начало разлагаться (Ин. 11:39).
Действительно, верующие в Иисуса умирают. Однако, согласно Его словам, если они и умрут, то снова оживут. В этом и заключается воскресение мертвых. Именно поэтому мы связываем все наши надежды со Вторым пришествием Иисуса.
Что произойдет с умершими верующими во Христа во время Его возвращения? См. Рим. 6:5; 1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:42–44, 53–55.
Славная надежда на Второе пришествие заключается в том, что опыт воскресения из мертвых, который пережил Сам Иисус, будет дарован Его верным последователям, жившим во все века. В Его воскресении они имеют надежду и уверенность в собственном воскресении.
Что произойдет с теми, кто встретит Иисуса при жизни? См. Флп. 3:21; 1 Фес. 4:17.
Те, кто сохранил верность Иисусу и встретил Его пришествие при жизни, останутся в своем физическом теле, которое сверхъестественным образом преобразуется в нетленное тело. Такие же тела будут иметь воскресшие из мертвых. «Живущие праведники изменятся „вдруг во мгновение ока“. Они были прославлены при звуке Божьего голоса, а теперь, став бессмертными, они вместе с воскресшими святыми восхищаются навстречу Господу по воздуху» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 645).
Составьте список вещей, которыми вы настолько дорожите в этом мире, что готовы пожертвовать вечной жизнью ради того, чтобы их сохранить. Что входит в этот список?
Второе пришествие Иисуса — это не эпилог, приложение или послесловие к плачевной истории человеческого греха и страдания в этом падшем мире. Напротив, Второе пришествие является грандиозной кульминацией, великой надеждой христианской веры! История человечества продолжается, беды и несчастья следуют друг за другом до тех пор, пока все это не кончится смертью. Без надежды, которую вселяет в нас возвращение Христа, жизнь, по выражению Уильяма Шекспира, — «сказка в пересказе глупца. Она полна трескучих слов и ничего не значит». Однако мы имеем эту надежду, поскольку Слово Божье неоднократно это подтверждает. У нас есть эта надежда, потому что Иисус искупил нас ценой Своей жизни (Мк. 10:45), и Он действительно вернется, чтобы забрать тех, за кого была уплачена столь высокая цена. Звезды в небе не говорят нам о Втором пришествии, пение птиц на деревьях не возвещает его. Эти явления сами по себе могут нас радовать в этом мире. Но они не свидетельствуют о том, что однажды, когда Иисус вернется при последней трубе, «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:52). Эти явления не говорят нам о том, что однажды мы поднимем взор и увидим «Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14:62). Нам это известно, потому что мы читаем об этом в Слове Божьем и верим в его обетования.
Вопросы для обсуждения:
- Что было бы, если бы Второе пришествие Иисуса, как некоторые верят, являлось не чем иным, как полным выражением христианских принципов в жизни последователей Христа. Какой бы чудесной ни представлялась подобная перспектива, почему она не дает нам никакой надежды?
- Почему популярная сегодня идея о том, что Вселенная возникла из ниоткуда, лишена всякого смысла? С какой целью продвигается эта точка зрения и почему некоторые в нее верят? Почему вера в вечносущего Бога, сотворившего весь мир, является более логичным и рациональным объяснением происхождения Вселенной?
- Обсудите с другими членами класса свой список вещей, ради которых вы готовы пожертвовать вечной жизнью. Чему вы можете научиться, сравнив эти списки? Даже если список пуст, как мы можем убедиться в том, что ничто в нашей жизни не препятствует спасению?