Библейские тексты для исследования:
Откр. 14:8; 16:19; Ис. 52:9; Откр. 18:1–10; 16:12–16; 3 Цар. 18:1–40; 1 Кор. 15:1, 2.
Памятный стих:
«И на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5).
Как уже отмечалось ранее, книга Откровение построена на образах и лексике, взятых непосредственно из Ветхого Завета. Например, Вавилон в книге Откровение упоминается шесть раз, но речь идет не о древнем царстве Навуходоносора, покинувшем арену всемирной истории столетиями раньше. Иоанн использует образы Ветхого Завета для передачи истины. В данном случае Вавилон — крупная политическая и религиозная власть, притеснявшая в прошлом Божий народ, теперь описывает крупную политическую и религиозную власть, которая попытается сделать то же самое в конце времени.
Нечто подобное происходит и со словом Армагеддон. Оно встречается только в книге Откровение, но основано на еврейском выражении, которое, по-видимому, означает «гору Мегиддо» — конкретное место в древнем Израиле. С понятием «Армагеддон» связано огромное количество спекуляций. Многие люди считают, что грандиозное военное сражение перед концом света произойдет именно здесь — в Мегиддо.
На этой неделе мы рассмотрим понятия «Вавилон» и «Армагеддон», а также узнаем, что об этих образах говорит Библия.
Прочитайте Откр. 14:8; 16:19; 17:5; 18:2, 10, 21 — шесть упоминаний Вавилона в книге Откровение. С учетом ветхозаветной истории о буквальном Вавилоне что эти тексты говорят нам о духовном Вавилоне в контексте событий последних дней?
Бытует мнение, что Библия — это история двух городов, Иерусалима и Вавилона. И если Иерусалим по всей Библии представлял собой город Бога и Его народа завета (Пс. 101:22; Ис. 52:9; 65:19; Откр. 3:12), то Вавилон олицетворял гнет, жестокость, ложную религию и открытое восстание против Бога.
Вавилон в первую очередь ассоциируется с Вавилонской башней (Быт. 11:9). В 1 Петр. 5:13 Петр передает приветствия от церкви в «Вавилоне», под которым следует понимать не развалины древнего царства, располагавшегося на территории современного Ирака, но Рим, который в скором времени станет притеснителем церкви. Это весьма примечательное название в свете книги Откровение и представленной в ней роли Рима.
Прочитайте Откр. 14:8 и 18:2, 3. Что в этих стихах говорится о пагубном влиянии Вавилона на мир и Божий народ?
Нет никаких сомнений, что представленная Вавилоном власть, судя по книге Откровение, является крайне развращенной и оказывает порочное влияние в той или иной степени на весь мир. Выражение «яростное вино блуда своего» (Откр. 14:8) является прямым указанием на ложную доктрину, ложное учение, порочные практики и вытекающие из них последствия. Вавилон — это влекущая к злу сила, которая охватила «все народы» (Откр. 18:2). Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать ее разлагающего влияния.
Взгляните на современный мир, где царят развращенность, беспорядок и притеснение. Что это говорит нам о том, насколько сильно нам необходимо утвердиться во Христе и Его Слове?
И хотя Вавилон продолжает оказывать на мир разлагающее влияние, в книге Откровение говорится, что однажды этому придет конец.
Прочитайте Откр. 18:1–10. Что эти стихи говорят нам о «великом Вавилоне»?
В Откр. 18:2 мы видим повторение вести второго ангела о падении Вавилона (Откр. 14:8). Здесь показано, насколько сильно он погряз в своем нечестии. «Библия говорит, что перед Вторым пришествием Господа сатана будет действовать „со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения“. Они будут подвержены „действию заблуждения, так что они будут верить лжи“ (2 Фес. 2:9–11). Пока не исполнится все вышесказанное и христианские церкви не объединятся полностью с миром, окончательного падения Вавилона не произойдет. Церкви перерождаются постепенно, и полное исполнение того, что предсказано в восьмом стихе 14-й главы Откровения, — дело будущего» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 389, 390).
Только одному Богу известно, наступило ли сейчас «полное исполнение» библейского предсказания. Но на основании этих текстов мы знаем точно, что однажды духовный Вавилон предстанет перед судом Божьим за свое великое зло. «Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откр. 18:5). Это выражение также перекликается с ветхозаветными отрывками о древнем Вавилоне (Иер. 51:9) и означает, что час суда обязательно придет.
Грядущий суд, конечно же, не должен стать неожиданностью. В конечном итоге древний Вавилон был осужден (Дан. 5). Писание неоднократно и определенно говорит, что в судный день каждый даст ответ за свои деяния, включая Вавилон. Какое это утешение — знать, что мы, христиане, имеем на этом суде Посредника, Который будет ходатайствовать за нас (1 Ин. 2:1; Дан. 7:22). Без Него нас постигла бы участь, немногим лучшая участи Вавилона.
Какое утешение вы находите в обетовании о том, что всякую неправду и беззаконие, которые, казалось бы, сейчас остаются безнаказанными, однажды постигнет последнее Божье возмездие?
Хотя большинство людей, включая многих христиан, не очень хорошо разбираются в книге Откровение, все же один образ из нее стал достоянием массовой культуры: Армагеддон (Откр. 16:16). Даже в светской культуре это слово имеет значение последней борьбы, в которой решается участь Земли. Голливуд снял киноленту «Армагеддон» о гигантском астероиде, который грозит уничтожить планету. Мысли о конце света периодически возникают в головах секулярных людей.
Многие христиане, которые хорошо знают книгу Откровение и верят в нее, понимают битву Армагеддон как буквальный военный конфликт перед концом света на Ближнем Востоке. По одной из версий, это будет вторжение 200-миллионной азиатской армии в Северный Израиль. Другие пристально следят за военными и политическими конфликтами в этой части мира, которые, как они полагают, закладывают основу для последней военной битвы на территории Мегиддо.
Однако Библия показывает совершенно иную картину. В Писании Армагеддон описывается как кульминационная точка противостояния не враждующих народов, но двух сторон вселенского конфликта. Речь идет не об экономической или политической борьбе, но о борьбе религиозной, хотя экономические и политические факторы в ней тоже присутствуют.
Прочитайте Откр. 16:12–16. Что мы можем узнать об Армагеддоне, исходя исключительно из этих текстов?
Во-первых, обратите внимание на то, какой символический язык здесь используется. Духи, подобные жабам, выходят из уст дракона, лжепророка и зверя (указание на власти из 13-й главы книги Откровение; лжепророк, который упоминается в этих стихах, должно быть, перекликается со зверем, выходящим из земли, в Откр. 13:11). Идея великой борьбы здесь также прослеживается, поскольку «бесовские духи» (Откр. 16:14) выходят на брань в «великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14). Каким бы образом ни разворачивались события Армагеддона, ясно одно: это всемирный конфликт между силами Христа и сатаны. Это не локальное сражение на территории Мегиддо, равно как и Вавилон в книге Откровение не ограничивается территорией современного Ирака.
Прочитайте Откр. 16:15. Насколько удивителен тот факт, что даже среди этих событий Иисус ободряет нас посредством евангельской вести и обетований о Его пришествии, а также предлагает нам облачиться в Его праведность! Каким образом это помогает нам лучше понять духовный характер борьбы, в которую мы вовлечены?
И все же что это за великая битва при Армагеддоне? Во-первых, само название, по-видимому, означает «гору Мегиддо». Однако на этой территории нет горы с таким названием. Поскольку поблизости расположена гора Кармил, ученые усматривают в выражении «гора Мегиддо» указание на гору Кармил.
Более того, библейские исследователи видят в истории об Илии и лжепророках Ваала у горы Кармил прообраз грядущих событий, символически описанных в 13-й главе книги Откровение.
Как мы вчера увидели, Откр. 16:13, указывая на дракона, зверя и лжепророка, возвращает нас к событиям 13-й главы книги Откровение, где изображается лжетроица (см. урок 9).
События 13-й главы книги Откровение достигают кульминации в стихах 13 и 14, где описывается, как второй зверь творит великие знамения, «так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (Откр. 13:13). Эти события позже приведут к прямому противоборству между Богом и сатаной, между поклоняющимися истинному Богу и поклоняющимися «образу зверя» (Откр. 13:14).
Прочитайте 3 Цар. 18:1–18. Какие события этой истории предвосхищают противоречия, которые выйдут на первый план в последнее время согласно свидетельству книги Откровение?
По большому счету мы видим в этом отрывке описание великой борьбы. В 18-м стихе Илия весьма ясно утверждает: народ отступил от Божьего Закона, поклоняясь и следуя ложным богам. Не эта ли проблема существовала на протяжении всей истории, какими бы ни были бесчисленные формы и способы, в которых проявлялся этот грех? Либо мы поклоняемся «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7), либо мы поклоняемся кому-то или чему-то другому. Что же касается событий, описанных в 13-й главе книги Откровение, то мы видим, как народ поклоняется зверю и его образу, вместо того чтобы поклоняться Господу. Мы либо на стороне Бога, либо на стороне сатаны — третьего не дано! Вот почему вопрос нашей принадлежности так важен — сегодня и особенно во время битвы Армагеддон, когда, судя по истории на горе Кармил, различие станет весьма четким.
Прочитайте 3 Цар. 18:18–40. Какие события разворачиваются в этой истории и чем она заканчивается? Каким образом этот отрывок предвосхищает куда более масштабные события в конце времени, когда великая борьба достигнет своей кульминации?
Борьба на горе Кармил происходила между Божьим пророком Илией с одной стороны и 450 пророками Ваала и 400 пророками Астарты — с другой (обратите внимание, насколько зло численно превосходило добро). Это была проверка, которая должна была показать, кто является истинным Богом — Бог, сотворивший небо и землю, или Ваал, одно из проявлений «дракона». Также в этой истории показаны уловки, используемые «драконом» для обольщения мира (Откр. 12:9).
Пророки взывали в молитвах к Ваалу, чтобы он ниспослал огонь на их жертвенник. Они вопили с утра до полудня. «Кричите громким голосом, — смеялся над ними Илия. — Может быть, он… спит» (3 Цар. 18:27). Пророки довели себя до неистовства, кололи себя ножами и копьями, так что кровь струилась по их телам. Уставшие и измученные, они отступились лишь только во время вечерней жертвы.
Илия три раза облил свою жертву водой, которая заполнила ров. Пророк обратился к Богу в простой молитве, и Тот тотчас ниспослал огонь, который пожрал жертву, каменный жертвенник и землю у его подножия. На фоне бессилия Ваала могущество истинного Бога было теперь совершенно очевидным.
Прочитайте Откр. 16:13; 19:20, 21 и сравните эти тексты с описанием участи, которая постигла лжепророков Ваала. Что мы здесь видим?
И хотя многие моменты, касающиеся Армагеддона, нам сейчас непонятны, мы знаем, что итог будет один: уничтожение Божьих врагов и оправдание Бога и Его святых.
Прочитайте 1 Кор. 15:1, 2. Хотя прямой контекст не говорит об Армагеддоне, на что обращает здесь внимание Павел? Почему важно об этом не забывать, особенно в свете грядущих событий? Прочитайте также Откр. 16:15, где прямо говорится об Армагеддоне. О чем говорят эти тексты, вместе взятые?
«В описании битвы при Армагеддоне в нескольких местах безобразные животные и ужасные события на мгновение отходят на второй план, и наблюдаются проблески истины, носящей личный характер. Один из таких проблесков мы видим в Откр. 16:15: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его». Данный текст, приведенный в середине библейского отрывка, в котором встречается название Армагеддон, перекликается с многими отрывками из Ветхого Завета, в которых говорится о личном приготовлении к пришествию Иисуса и событиям последнего времени.
Еще один похожий текст записан в Откр. 17:14: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные». В этой великой заключительной войне участвует армия людей, главная цель которых — не уничтожить остальных с помощью оружия, но оставаться верными Божественному призванию и избранию. Это сражение в корне отличается от тех, которые и по сей день ведут народы и повстанческие организации. И, как уже было неоднократно сказано, битва при Армагеддоне — это борьба за разум и сердце, призыв сохранить верность Агнцу, закланному за нас (Откр. 5:9, 10, 12; 13:8)» (Jon Paulien, Armageddon at the Door, p. 193).
Вопросы для обсуждения:
- Что бы вы сказали человеку, который верит, что многие из событий, описанных в книге Откровение, будут происходить в конкретных географических местах? Какие подходы могут помочь ему увидеть, что подобное буквальное толкование текстов является ошибочным?
- Влияние Вавилона, как мы уже увидели, распространяется на весь мир. Какие лжеучения предлагает Вавилон? Как мы можем научиться различать их и избегать?
- В цитате Э. Уайт, приведенной в уроке за понедельник, говорится: «Пока христианские церкви не объединятся полностью с миром, окончательного падения Вавилона не произойдет». Какое серьезное предостережение здесь содержится для нас?