Библейские тексты для исследования:
Быт. 17:9–11; Исх. 31:13, 17; Откр. 13:17; Еф. 1:13, 14; Евр. 4:9, 10.
Памятный стих:
«Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).
Песнь Моисея и Агнца начинается словами памятного стиха урока за эту неделю. Ее пели «победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его», стоя на стеклянном море на небе (Откр. 15:2). Как нам попасть в их число?
Одной из наиболее характерных особенностей истинного Божьего народа последнего времени будет провозглашение им вести третьего ангела, предостерегающей о принятии начертания зверя. Хотя во всей Библии нет более серьезного предостережения, на протяжении многих лет выдвигалось множество приводящих в замешательство идей о значении этого начертания. Под ним понимались штрих-код на лбу, номер кредитной карты или некая биометрическая идентификация.
Не стоит удивляться распространению озадачивающих идей о Вавилоне. В конце концов, его имя означает «смешение». Однако Божьему народу Остатка следует иметь четкое понимание этой темы, чтобы с особой силой провозглашать весть третьего ангела. На этой неделе мы попробуем разобраться, что собой представляет начертание зверя и как избежать его, приняв печать Божью.
В ветхозаветные времена два внешних признака отличали истинный Божий народ. Одним из них было обрезание. Кому первому был дан этот знак? См. Быт. 17:9–11; Исх. 31:13, 17.
Бог повелел Аврааму и его потомкам совершать обряд обрезания как знак завета спасения. Детей мужского пола должны были обрезывать на восьмой день (Лев. 12:3). Однако этот обряд имел куда более глубокое значение. Он должен был символизировать нужду в «обрезании», или обновлении, сердца (Втор. 30:6). Именно поэтому Павел пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28, 29).
Такие тексты, как 1 Кор. 7:19, Гал. 5:6 и 6:15, показывают, что в Новом Завете обрезание было заменено крещением, символизирующим обращение, «новое творение», которое умерло для греха и воскресло для новой жизни (Рим. 6:3, 4). Поэтому Павел и говорит, что обрезание больше не имеет смысла, и только «вера, действующая любовью», и «соблюдение заповедей Божиих» действительно имеют значение.
Какой второй внешний признак был дан Богом для идентификации Его народа и с какой целью он был дан? См. Исх. 31:13, 17; Иез. 20:12, 20.
Обратите внимание, что суббота как знамение существовала еще с сотворения мира (см. также Быт. 2:2, 3), тогда как обряд обрезания появился во времена Авраама. Ссылаясь на книгу Бытие, Иисус сказал: «Суббота создана для человека» (Мк. 2:27, ИПБ). Это свидетельствует о том, что мы принадлежим Богу по праву творения, поскольку Он сотворил нас, а также по праву искупления, потому что Он оправдывает нас и освящает. Поэтому, хотя Павел и говорит, что обрезание уже не имеет значения, он утверждает, что соблюдение Божьих заповедей (включая заповедь о субботе) по-прежнему играет важную роль (Евр. 4:9).
Пережили ли вы истинный опыт обновления сердца, если судить по вашим мыслям и стремлениям?
Прочитайте следующие тексты. Что они говорят нам о том, как важно избежать «начертания зверя»? Откр. 13:17; 14:9, 10; 16:2.
Те, кто выпьет цельное вино Божьей ярости, будут наказаны семью последними язвами и напоследок брошены в озеро огненное. Какой величайший контраст с теми, кто отверг печать зверя и стоит на стеклянном море, победоносно воспевая хвалу Богу и Агнцу!
Что это за начертание, которое никто не хотел бы принять? Очевидно, что вышеприведенные тексты соотносят его с ложным поклонением. Как мы увидели в предыдущем уроке, власть четвертого зверя из 7-й главы книги Даниила (также представленная в образе выходящего из моря зверя в Откр. 13) в поздний период своего правления «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7:25). Эта власть возмечтает отменить четвертую заповедь о субботе — единственную из десяти, которая имеет отношение ко времени и указывает на Бога как на Того, Кто «создал небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх. 20:11).
Примечательно, что весть первого ангела указывает на заповедь, которую власть зверя пыталась изменить, и ясно показывает, что мы должны поклоняться одному лишь Господу как Творцу. В действительности из семи стихов, говорящих о поклонении в Откр. 12–14, этот (14:7) единственный повествует об истинном поклонении; остальные шесть предостерегают против ложного поклонения зверю и образу его (Откр. 13:4, 8, 12, 15; 14:9, 11). Сразу же после того, как третий ангел описывает незавидную участь тех, кто принимает участие в ложном поклонении, он говорит об истинных поклонниках Бога: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
Иными словами, провозглашение этих трех вестей разделяет все человечество на две группы: те, кто поклоняется Творцу, соблюдая все Его заповеди, включая заповедь о седьмом дне субботе, и те, кто поклоняется зверю и его образу. Таким образом, эта ложная форма поклонения предлагает альтернативу поклонению Творцу посредством соблюдения заповеди о субботе.
Как соотносятся между собой поклонение и верность? Какие аспекты поклонения необходимы для того, чтобы мы могли показать нашу верность Богу?
Печать, подобно подписи, используется для подтверждения подлинности документа. В древние времена это был оттиск на мягком воске или глине; он свидетельствовал о подлинности или принадлежности документа, а также указывал на авторитет владельца печати.
Что такое печать Бога? Каким образом и когда она ставится? Еф. 1:13, 14; 4:30; 2 Тим. 2:19; Откр. 7:1–4; 14:1.
Печать Бога — это знак того, что народ принадлежит Богу и находится под Его защитой. Павел описывает запечатление, связывая его с обращением и принятием дара Святого Духа. Он называет этот дар «залогом», данным всем верующим в качестве заверения в полном искуплении и наследии, которое они получат, когда придет Иисус.
Книга Откровение описывает еще одно запечатление непосредственно перед Вторым пришествием. Эта последняя печать дается 144 тысячам во время излития Святого Духа при Позднем дожде. На своих челах они носят Божье имя, или подпись. Благодаря действию Святого Духа в своей жизни они отражают Божий характер.
Сравните печать Бога с начертанием зверя. Чем они отличаются? См. Откр. 7:3, 14:9.
Печать дана тем, кто истинно поклоняется Богу, тогда как начертание дано поклоняющимся зверю. Печать ставится только на чело, что свидетельствует о твердом решении человека поклоняться Богу так, как Он повелел. Начертание же ставится либо на чело, либо на руку. Это означает, что люди могут поклоняться зверю по одной из двух причин — либо они принимают его учение разумом, полагая, что поклоняются Богу, либо же они умом не соглашаются с ним, но поддерживают, поскольку боятся серьезных последствий неподчинения — того, что не смогут ни покупать, ни продавать и впоследствии будут убиты (Откр. 13:17, 15).
«Мир накладывает свой отпечаток на тех, кто находится в союзе с ним. Такие люди подготавливают себя к принятию начертания зверя. Напротив, люди, не доверяющие себе, смиряющие себя перед Богом и очищающие души через послушание истине, преображаются в небесный образ и готовятся к принятию печати Божьей на свои чела» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 216).
Что это за начертание, принятия которого нам необходимо избежать? Изучая предыдущий урок, мы увидели, что власть четвертого зверя в 7-й главе книги Даниила (также представленная в образе выходящего из моря зверя в Откр. 13) в поздний период своего правления «возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Дан. 7:25). Эта власть возмечтает отменить четвертую заповедь о субботе — единственную из десяти, которая указывает на Бога как на Того, Кто «создал небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх. 20:11).
Между тем весть первого ангела указывает на заповедь, которую власть зверя пыталась изменить, и ясно показывает, что мы должны поклоняться одному лишь Господу как Творцу. После предупреждения об участи тех, кто предпочел поклонение «зверю и образу его» (Откр. 14:9), в стихе 12 изображается верный Божий народ.
Прочитайте Откр. 14:12. Принимая во внимание прямой контекст, каким образом с помощью этого описания Божьего верного народа мы можем понять центральное место субботы в событиях последнего времени?
В тексте читаем: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Как мы убедились, «заповеди Божии» включают четвертую заповедь — заповедь о субботе, указывающую на Бога-Творца и единственного, Кому следует поклоняться. Неудивительно, что многие увязывают вопрос о «начертании зверя» с поклонением в воскресный день. Это «лжесуббота», к соблюдению которой Библия не призывает, тогда как в Писании дается четкое повеление соблюдать четвертую заповедь.
Означает ли это, что христиане, поклоняющиеся Богу в воскресный день, имеют на данный момент начертание зверя? Вовсе нет! Согласно Откр. 13:15, отказавшиеся присоединиться к этому ложному поклонению зверю будут убиты. И в конечном счете поклонение станет вопросом жизни и смерти. Безусловно, события еще не достигли того рубежа, и начертание зверя не будет дано до тех пор, пока не настанет это последнее испытание. Поэтому никто еще не получил начертания зверя.
Почему для того, чтобы быть настоящим христианином, очень важно уже сейчас соблюдать Божьи заповеди и иметь веру в Иисуса?
Как мы уже увидели, седьмой день суббота являлся знамением истинного Божьего народа на протяжении всей истории, начиная от Адама и Евы и во времена Израиля. Также мы читаем о том, что благодаря служению Иисуса и апостолов практика соблюдения субботы укоренилась в новозаветной церкви, а также стала отличительным знаком Божьего народа последних дней, соблюдающего «заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).
Почему суббота столь важна и какое особое значение она имеет для христиан? См. Исх. 20:8–11; Евр. 4:9, 10.
Суббота представляет собой сердцевину Десяти заповедей. Создатель дал ее как знамение, или печать, свидетельствующую о Его власти. Она называет Его по имени: «Господь, Бог твой». Она определяет сферу Его господства — «небо и земля, море и все, что в них». Также она указывает на основу Его власти: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю… а в день седьмой почил».
В Новом Завете Иисус представлен как Тот, через Кого Бог все сотворил (Ин. 1:1–3; Кол. 1:16; Евр. 1:1, 2). Ведь именно Иисус сотворил наш мир за шесть дней и в день седьмой почил. Поэтому тот факт, что Иисус, вися на кресте в конце пятницы, воскликнул «Свершилось!» (Ин. 19:30), имеет большое значение. Точно так же, как Он почил в субботу после завершения Творения, Иисус почил в субботу в могиле после Своего искупительного служения, став заместительной жертвой. Таким образом, суббота была освящена дважды: при сотворении мира и при распятии Христа. И, согласно Посланию к евреям, именно поэтому, пребывая в субботу в покое, христианин свидетельствует о том, что он «сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). Суббота — это прекрасное свидетельство того, что сами мы не в силах себя спасти, поскольку только через заслуги Христа нам дарована возможность обрести спасение по вере (ср. Евр. 12:2).
Если суббота символизирует отказ от наших дел, что же тогда представляет соблюдение воскресного дня и как это соответствует основному характеру Вавилона?
«Когда народ Божий будет отмечен знаком и печатью, но не тем, какой можно воочию увидеть, а интеллектуальным, духовным, непоколебимым утверждением в истине, тогда только народ Божий будет запечатлен и приготовлен к потрясению, и оно произойдет. Фактически оно уже началось; суды Божьи уже совершаются на земле, чтобы предостеречь нас… чего следует ожидать» (Э. Уайт. Вера, которой я живу, с. 285).
«Суббота станет великим испытанием верности, потому что она является главным вопросом истины, который подвергается нападкам. Когда наступит решающий час, тогда между теми, кто служит Богу, и теми, кто не служит Ему, будет сделано четкое разграничение. В то время как соблюдение лжесубботы по государственному закону и вопреки четвертой заповеди будет открытой клятвой верности богоборческой власти, соблюдение истинной субботы в знак повиновения Закону Божьему будет свидетельством верности Творцу. Люди, принявшие знак покорности земным властям, получат начертание зверя, а те, кто избрал знамение верности Божественной власти, получат печать Божью» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 605).
Вопросы для обсуждения:
- Каким образом мы можем открыть другим истину о начертании зверя и печати Божьей, не разжигая ненужной полемики? Почему мы должны делать особое ударение на том, что сейчас никто не имеет начертания зверя?
- Какая существует связь между субботой и запечатлением Святым Духом?
- Поразмышляйте о вышеизложенном определении печати как «интеллектуальном, духовном, непоколебимом утверждении в истине». Что это значит?
- Обсудите характерные черты духовного Вавилона, его ценности и методы. Чем они отличаются от ценностей Божьего Царства? Каким образом некоторые из ценностей Вавилона могут проникнуть в нашу церковь? Как мы можем научиться распознавать их и оказывать сопротивление так, как подобает христианину и поборнику Божьего Царства?