Библейские тексты для исследования:
Откр. 13:1–12; 14:9–11; 16:2; 19:20; 20:4; Иер. 51:6, 7, 53, 57; Откр. 18:1–4.
Памятный стих:
«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12:1).
В предыдущем уроке мы рассматривали «лжетроицу» — сатану (дракона) и две земные власти, которые, объединив усилия, подвергнут гонениям Божий народ.
Одна из этих властей, морской зверь (Откр. 13:1–10), изображена как помесь барса, медведя и льва (Откр. 13:2) — образов, взятых непосредственно из Дан. 7:4–6. В шестом уроке мы увидели, что в 7-й главе книги Даниила после Вавилона (льва), Мидо-Персии (медведя) и Греции (барса) — к власти приходит Рим, последняя земная сила. Изначально это был языческий Рим, который со временем превратился в папский Рим, представленный малым рогом в Дан. 7:7, 8; 19–21; 23–25. Этот малый рог вышел непосредственно из четвертого зверя. Также мы видим, что многие из характерных черт папского Рима, описанных в 7-й главе книги Даниила, наблюдаются также у морского зверя из Откр. 13:1–10. Поэтому исследователи Библии усматривают в Риме одного из главных противников Бога и Его народа в событиях последнего времени, согласно 13-й главе книги Откровение.
Однако Рим — не единственный противник. Пророческое откровение показывает еще одну власть. На этой неделе мы сосредоточим внимание на 13-й главе книги Откровение, на событиях и силах, о которых она повествует. Изучая этот урок, мы постараемся найти ответ на вопрос: «Какое значение имеют эти события и как мы можем приготовиться к ним?»
Прочитайте Откр. 13:1–10 и обсудите, почему эти стихи имеют отношение к роли папства как в прошлом, так и в будущем? Обратите особое внимание на то, каким образом выделяется эта роль в текстах. Что это значит в свете событий последнего времени?
Хотя у Бога есть верные дети во всех церквах, Священное Писание указывает на особую роль, которую данная организация сыграла в истории и сыграет в событиях последних дней.
Прочитайте Откр. 13:3. Что описывается в этом стихе и что это говорит нам о высоком положении Рима?
На протяжении веков Римская церковь играла ключевую политическую роль в западном мире, а ее религия была основной. Ее могущество иллюстрирует история римского императора Генриха IV, который, вызвав негодование папы Григория VII, прибыл в папский дворец для заключения мира. Римский император был вынужден зимой три дня ждать у ворот аудиенции папы. Григорий VII, окрыленный своим триумфом, с гордостью заявил, что считает своим долгом смирять гордыню правителей.
Тем не менее под влиянием Реформации, Просвещения и Французской революции Рим утратил свое политическое и религиозное господство уже к концу XVIII века. Папа Пий VI был пленен французской армией в 1 798 году и умер в ссылке в 1 799 году.
Однако 13-я глава книги Откровение говорит об исцелении «смертельной раны». И хотя сегодня Рим не обладает той политической властью, которую имел в дни Григория VII, благодаря популярности последних римских пап он остается влиятельной силой как в религиозной, так и в политической сферах. (Например, в 2 015 году папа римский Франциск впервые в истории выступил перед обеими палатами Конгресса США.) Согласно пророчеству, это влияние будет только возрастать.
Как мы можем оставаться верными вести, которую призваны провозглашать, но при этом не опускаться до уровня оскорблений? Почему мы не должны действовать в угоду «политкорректности», когда провозглашаем истину для настоящего времени?
Люди по понятной причине задаются вопросом: «Каким образом Рим мог бы сегодня или в будущем достичь уровня влияния, описанного в 13-й главе книги Откровение?» Уже давно прошли те времена, когда он мог командовать армиями. Ответ на этот вопрос можно найти также в 13-й главе книги Откровение.
Прочитайте Откр. 13:11, 12. Какие признаки помогают нам определить, кого символизирует эта власть?
Предыдущий зверь, в котором протестанты долгое время усматривали Рим, получил власть на 42 месяца (Откр. 13:5). Сорок два месяца — это то же самое, что и «время, времена и полувремя» (Дан. 7:25), три с половиной года (Откр. 12:14) или 1 260 пророческих дней (Откр. 12:6) — время, в течение которого папская власть притесняла своих противников. Этот пророческий временной период, исходя из принципа «день за год», начался в 538 году с возвышения папства и закончился в 1 798 году, когда папа римский был взят в плен. В это время папская власть, согласно пророчеству, получила смертельную рану.
Примерно в этот же исторический период, ближе к окончанию «сорока двух месяцев» (1798 год) возникает еще одна власть (Откр. 13:11; Откр. 13:1). Эта власть выходит из земли в противоположность своим предшественникам, выходящим из моря (Дан. 7:2, 3). Образ моря указывает на большое скопление людей. «И говорит мне: во́ды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки» (Откр. 17:15).
По этим и другим причинам эта власть должна символизировать Соединенные Штаты Америки, которые возникли в относительно безлюдной части мира и поэтому не имели нужды низвергать другие крупные империи.
«Какая нация начала укрепляться и возвышаться в Новом Свете в 1 798 году, обещая стать великой державой и привлекая к себе внимание мира? Толкование этого символа не вызывает никаких сомнений. Один-единственный народ соответствует данному пророчеству — оно безошибочно указывает на Соединенные Штаты» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 440).
И хотя эта власть сначала описывается как имеющая два рога, подобные агнчим и символизирующие кротость, говорить она будет «как дракон» (Откр. 13:11), что указывает на время гонений наподобие тех, что происходили при предыдущей власти. Кроме того, Откр. 13:11–17 дает ответ на вопрос, каким образом Рим может обрести влияние, о котором предсказано в пророчестве. За ним будут стоять могущественные Соединенные Штаты Америки!
На протяжении всей священной истории Господь неизменно имел дело с теми, кто впадал в идолопоклонство и другие формы поклонения ложным богам (Мф. 4:8–10). Во время последнего кризиса, судя по 13-й главе книги Откровение, снова встанет вопрос поклонения. В очередной раз народ Божий должен будет выбрать, кому поклоняться и служить (Нав. 24:15).
Во втором уроке «Даниил и конец времени» мы изучали историю трех еврейских юношей, которым было приказано «поклониться золотому истукану» (Дан. 3:5). Также мы увидели, как в 13-й главе книги Откровение теми же словами, что и в 3-й главе книги Даниила, описываются гонения, которым подвергнется Божий народ в конце времени. Мы убедились, что происходящее в 3-й главе книги Даниила предвосхищает события последних дней, описанные в 13-й главе книги Откровение. В повествовании Даниила всем было велено поклониться золотому истукану под угрозой оказаться в раскаленной печи. В Откр. 13 звучит аналогичная угроза: «Чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (ст. 15).
Прочитайте Откр. 14:9–11; 16:2; 19:20; 20:4. Что эти тексты говорят нам о том, насколько важным станет вопрос поклонения?
Вавилон всегда был столицей ложного поклонения. Строители Вавилонской башни пожелали, подобно Люциферу, «взойти на высоты облачные» (Ис. 14:14), а также подстраховаться на случай еще одного всемирного потопа. Таким образом, они отказались поверить Божьему заверению в том, что на земле больше не будет потопа (Быт. 9:8–11).
Ново-Вавилонская империя аналогичным образом возвеличивала дела рук человеческих. Навуходоносор восхвалял построенный им «величественный Вавилон» (Дан. 4:27). Позже царь Валтасар приказал принести золотые чаши из храма Соломона для пиршества, и они «пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» (Дан. 5:3, 4). Обратите внимание, что подлинные храмовые сосуды были наполнены пьянящим вином, притупляющим рассудок. В итоге в городе погибло много людей, когда пал Вавилон. Правдоподобный внешний вид может прельстить нас, скрывая за собой «вавилонское вино». Ложное поклонение и ложные идеи являются весьма распространенными в царстве сатаны.
Как мы можем иметь уверенность в том, что не вовлечены сейчас в какое-либо ложное поклонение?
Прочитайте следующие тексты. Что они говорят нам о Вавилоне? Иер. 51:6, 7, 53, 57; Зах. 2:7; Откр. 17:5, 6; 18:2, 3.
Как мы вчера увидели, Вавилон как столица ложного поклонения имеет длинную историю. Следовательно, он является подходящим символом власти последнего времени, которая вводит народы в заблуждение.
Сравните дракона, зверя морского и зверя багряного (Откр. 12:3, 13:1–3, 17:3). Чем они похожи, а чем отличаются?
Каждый из трех зверей имеет семь голов и десять рогов, что совпадает с общим количеством голов и рогов зверей из 7-й главы книги Даниила. Каждое последующее царство воздвигалось на предыдущем. Поэтому «багряный зверь» сочетает в себе элементы дракона, зверя морского (символизирующих, соответственно, языческий и католический Рим) и зверя земного (Откр. 13:11–14) и «олицетворяет собой все три враждующие против Бога силы» (Жак Дукан. Тайны Откровения. Апокалипсис через призму еврейского мышления, Заокский: Источник жизни, 2017. С. 174). Еще одним персонажем в 17-й главе книги Откровение является жена, сидящая на звере багряном и символизирующая незаконный союз религиозной и политической власти. Эта жена являет собой полную противоположность непорочной жене из 12-й главы книги Откровение:
Непорочная жена (Откр. 12)
|
Блудница (Откр. 17)
|
На небе
|
Сидящая на водах
|
Облеченная в солнце
|
Облечена в порфиру и багряницу
|
На главе ее венец из двенадцати звезд
|
Украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом
|
Подверглась нападению дракона
|
Поддерживаемая драконом
|
Мать Остатка
|
Мать блудницам
|
Будучи «матерью блудницам», Вавилон прилагал усилия к самовоспроизведению. Вероотступническая материнская церковь имеет множество вероотступнических дочерей. Однако Бог не несет ответственности за заблуждения и злодеяния отступившего христианства. Его истинный народ, хотя и подвергающийся нападкам сатаны, остается в живых в течение многих веков.
В Откр. 14:8 уже звучало предупреждение о падении Вавилона или отступлении от истины, которое в конечном счете ведет к заключительному обольщению и принятию начертания зверя (Откр. 14:9–11). Это предупреждение повторится с еще большей силой, достигнув своей кульминации в последнем обращении к Божьему народу, который призывается выйти из Вавилона и присоединиться к Божьей Церкви Остатка последнего времени (Откр. 18:1–4).
На протяжении многих лет исследователи библейских пророчеств наблюдали за происходящими в мире событиями с большим интересом, особенно за теми, которые, как они полагали, имеют отношение к концу времени. Подумайте, например, о роли Соединенных Штатов Америки. Еще в 1 851 году некоторые адвентисты отождествляли Америку с властью второго зверя (Откр. 13:11–15), что было весьма удивительно для положения США в то время. В середине 1800-х гг. наиболее влиятельными оставались страны Старого Света: Пруссия, Франция, Австро-Венгрия и Англия. В то время американская армия мирного времени насчитывала около двадцати тысяч человек, что составляло всего одну десятую военных, сражавшихся в битве при Ватерлоо (1815). В 1 814 году британцы захватили и сожгли Вашингтон, округ Колумбия. В 1 867 году индейцы во главе с вождем Сидящим Быком разгромили Седьмой кавалерийский полк генерала Кастера. Таким образом, даже после того, как некоторые толкователи отождествили Соединенные Штаты с властью, которая однажды будет навязывать миру «печать зверя», американский народ все еще сражался с коренным населением на собственной земле и не всегда одерживал победу!
Нет никаких сомнений, что мировые события происходят именно в той последовательности, в которой они должны происходить согласно нашему вероучению. Многому еще только предстоит исполниться по мере приближения к концу. Именно поэтому, говоря, например, о «начертании зверя», важно подчеркивать, что на данный момент его не имеет никто, независимо от того, соблюдает он четвертую заповедь или нет.
Прочитайте Откр. 18:1–4. О чем говорится в этих стихах и почему нам важно помнить об этом? Что эти тексты говорят нам о нашей миссии в этом мире?
Данные стихи в мрачных тонах описывают состояние мира в политической, нравственной и духовной сферах. Они показывают пагубное влияние ложного религиозного учения в мире. В то же самое время они вселяют великую надежду, поскольку сходящий с неба ангел освещает мир своей славой. Затем звучит призыв выйти от Вавилона, обращенный к верному Божьему народу — тем, кому еще не открылось необходимое знание. Это означает, что до самого конца Божий народ, вышедший от Вавилона, должен трудиться ради тех, кто все еще находится в нем.
Как нам следует понимать тот факт, что Господь называет часть людей, находящихся в Вавилоне, Своим народом? Почему для нас важно помнить об этом, когда мы общаемся с другими людьми?
Нападки сатаны на Божий Закон — это нападки на Самого Бога, как на Его авторитет, так и на Его правление. Таким образом, в последние дни во время кульминационных событий последнего кризиса сатана будет атаковать тех, кто соблюдает «заповеди Божии» (Откр. 12:17; 14:12), ведь они будут единственными людьми на земле, кто отказался поклониться ему в лице его земных представителей. Война, которую он некогда развязал против Бога на небесах, продолжилась здесь, на земле, и точно так же, как он потерпел поражение на небе, он будет побежден и на земле.
«С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий. Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать людей и заставлять их нарушать Закон Божий — вот цель, которую он упорно преследует. Достигается ли это попранием всего Закона или же отвержением одной из заповедей, в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в „одном чем-нибудь“ проявляет пренебрежение ко всему Закону; своим влиянием и примером поощряет беззаконие и „становится виновным во всем“ (Иак. 2:10)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 582).
Вопросы для обсуждения:
- Обсудите в классе происходящие в мире события. Каким образом они указывают на то, чему, как мы верим, надлежит произойти в последние дни? Чему еще предстоит исполниться? Как мы можем научиться внимательно отслеживать знамения времени, избегая фанатизма, установления дат и однозначных прогнозов в отношении того, о чем Библия и Эллен Уайт говорят неоднозначно?
- Что значит поклоняться чему-то? Каким образом мы поклоняемся независимо от объекта нашего поклонения?
- Поразмышляйте о мысли, что у Бога все еще есть народ в Вавилоне. Как в переносном значении мы должны понимать Вавилон? Что это говорит нам о нашем долге продолжать благовествовать другим независимо от их политических или религиозных убеждений?