Библейские тексты для исследования:
Мф. 24:1–25; Откр. 13:11–17; Мф. 7:24–27; Лк. 21:20; 4 Цар. 23:13; Мф. 25:1–30.
Памятный стих:
«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).
В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея Иисус открывает важные истины о последнем времени и о том, как к нему приготовиться. В этих главах Христос изложил Свое учение о событиях последнего времени. В то же время, заглядывая в ближайшее будущее, Он видит приближающееся разрушение Иерусалима, трагедию катастрофических масштабов для Его народа.
Но слова Христа обращены не только к ученикам, но и к последующим поколениям Его последователей, особенно к тем, которые встретят пришествие Христа при жизни. Изображаемую Иисусом картину не назовешь оптимистичной. Войны, военные слухи, моры, лжехристы и гонения — таким будет удел мира и Его церкви. Оглядываясь назад, мы видим, какими на удивление точными оказались Его предсказания. Поэтому мы можем верить всем Его предсказаниям, которые еще не исполнились в нашей жизни.
Однако Иисус не только предупреждал о предстоящих событиях. В 25-й главе Евангелия от Матфея Он рассказывает притчи, которые, если принять их во внимание, приготовят Его народ к моменту, когда «приидет Сын Человеческий». Несомненно, грядут трудные времена, но Христос приготовит народ к Своему возвращению.
В последние дни перед распятием ученики беседовали с Иисусом на Елеонской горе. Представьте себя на месте учеников, которым Христос сказал, что храм будет разрушен. Можно только предполагать, о чем они думали, но вопросы, которые они зададут позже, свидетельствуют о том, что разрушение храма они связали с «кончиной века» (Мф. 24:3).
Прочитайте отрывок Мф. 24:1–25. Какую общую идею, касающуюся последнего времени, Иисус хотел донести до Своих последователей?
Перечисляя в Мф. 24:1–25 знамения Своего пришествия, Христос обращает внимание на ухищрения и обольщения, которым будет подвергаться Его народ на протяжении веков и в последнее время. Восстанут лжепророки и лжехристы. Некоторые будут утверждать, что являются представителями Христа, а кто-то провозгласит себя Самим Христом. И как бы чудовищно это ни звучало, люди им поверят.
Мы являемся свидетелями трагических событий, предсказанных Словом Божьим. По сей день появляются обольстители, заявляющие: «Я — Христос!» Какое удивительное пророчество! В отличие от современников Христа мы можем изучить многовековую историю и увидеть, насколько точным было это предсказание. Но нам также не стоит удивляться тому, что подобные обольщения умножаются, поскольку мы приближаемся к последнему кризису.
Также обратите внимание на то, как Иисус описывает состояние мира. Во все времена земной истории со дня рождения Христа люди возлагали свои надежды на то, что, как они верили, устранит или хотя бы облегчит страдания и скорби человечества. Будь то политические движения, технологии, наука или интеллект — в то или иное время люди возлагали большие надежды на то, что благодаря всему этому здесь, на земле, воцарится идеал. И, как свидетельствует история, эти надежды всегда оказывались тщетными. Сегодняшний мир находится как раз в таком состоянии, о котором говорил Иисус. Слова Христа, сказанные около двух тысяч лет тому назад, показывают, насколько ложными были эти надежды.
Прочитайте Мф. 24:25. Какой урок мы можем извлечь из данного текста? Как он поможет нам утвердиться в вере?
Прочитайте Мф. 24:9 и Откр. 13:11–17. Какие параллели можно заметить между тем, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея, и тем, что Иоанн написал в Откровении?
Христос беспокоится за Свой народ в конце времени в связи с масштабным обольщением, посредством которого сатана рассчитывает уничтожить истинную веру и навязать миру ложное поклонение. Те, кто будет стойко держаться, столкнутся с ненавистью, испытаниями и даже смертью.
Прочитайте Мф. 24:13. Как обрести спасение и сохранить верность вопреки противостоянию всего мира?
«Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 593). Данное утверждение означает, что все, кто закалит свой ум библейскими истинами, устоят во всех испытаниях последнего времени. Они должны глубоко укорениться в истине, иначе не смогут противостоять обольщению.
Прочитайте Мф. 7:24–27. Что еще необходимо, чтобы оставаться верным Богу?
И хотя крайне важно постигать разумом Божье Слово, согласно словам Иисуса, этого недостаточно, чтобы устоять в испытаниях, с которыми мы столкнемся. Мы должны исполнять то, о чем читаем; то есть нам следует повиноваться истине, какова она есть в Иисусе. В притче, упомянутой выше, оба строителя слышали слова Иисуса. Разница между ними заключается только в том, что строитель, чей дом устоял, повиновался сказанному Христом.
Почему повинующийся стоит твердо, а неповинующийся терпит крах? Какое влияние оказывает послушание на утверждение человека в вере?
В Своей великой проповеди о конце времени Христос указывает на «мерзость запустения» (Мф. 24:15), образ, упоминающийся в книге Даниила (Дан. 9:27; 11:31; 12:11).
Бог провозглашал «мерзостью» действия, связанные с серьезным нарушением Его закона, такие как идолопоклонство (Втор. 27:15) или аморальное сексуальное поведение (Лев. 18:22). Следовательно, эта «мерзость запустения» подразумевала некое вероотступничество.
Прочитайте Мф. 24:15 и Лк. 21:20. Как с помощью этих текстов мы можем лучше понять, что имел в виду Иисус, говоря о «мерзости запустения»?
Эти стихи ясно показывают, что предсказание Иисуса в ближайшей перспективе говорит об ужасном разрушении Иерусалима в 70 году н. э., когда языческий Рим разрушил не только город, но и священный храм.
Однако существует еще одно исполнение этого пророчества. Ближайшие события, такие как разрушение Иерусалима, символизируют отдаленные события последнего времени. «Христос видел в Иерусалиме прообраз мира, ожесточившегося в своем неверии, возмущении и быстро идущего навстречу карающим судам Божьим» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 22, 23).
В Дан. 12:11 и Дан. 11:31 «мерзость запустения» описывает-ся в связи с последним периодом римского господства — папским периодом. В это время устанавливается альтернативная система посредничества и спасения, желающая присвоить себе право на то, что Христос совершил для нас и продолжает совершать сейчас в небесном святилище.
8-я глава книги Даниила (стихи 9–12) помогает поместить эти события в исторический контекст и соотнести с двумя периодами римской власти. Первый период, характеризующийся стремительным горизонтальным разрастанием малого рога (Дан. 8:9), показывает огромную империю языческого Рима. Во время второго периода (Дан. 8:10–12) малый рог возносится, растет вертикально, низвергая часть звезд (гонения на Божий народ) и возносясь на «Вождя воинства сего» (Дан. 8:11) — Иисуса. Он символизирует папский период, следующий за падением языческого Рима. Папская власть продолжает представлять Рим. (Именно поэтому оба периода представлены в образе малого рога.) Суд в Дан. 7:9, 10, очищение святилища в Дан. 8:14 и знамения на небе в Мф. 24:29 — все это предвещает Божье заступничество за Свой народ в последние дни.
После проповеди в Мф. 24 о знамениях Своего пришествия Иисус в Мф. 25 говорит о том, как приготовиться к этому событию.
Прочитайте притчу о десяти девах в Мф. 25:1–13. Как, согласно словам Иисуса, мы можем приготовиться к Его возвращению?
Иисус начинает эту часть Своей проповеди с притчи о десяти девах. «Девы» символизировали людей, называющих себя христианами. Они не были на стороне сатаны. Им уподобляется Царство Небесное (Мф. 25:1). Но в конце времени все они уснули (Мф. 25:5). Христос уже призывал ранее к бдительности (Мф. 24:42), и если бы они бодрствовали, Его возвращение не застало бы их врасплох.
У всех десяти дев были светильники, и каждая из них вышла встречать жениха. Это означает, что все они с нетерпением ожидали Его пришествия. Когда жених замедлил, все верующие в Его пришествие уснули. В полночь все они проснулись от крика: «Вот, жених идет» (Мф. 25:1–6).
Неразумные девы были напуганы и неготовы. Почему? В ряде переводов, включая Синодальный перевод, девы говорят: «Светильники наши гаснут» (Мф. 25:8). То есть светильники еще горели, но масла в них было недостаточно, чтобы достойно встретить Христа.
Так в чем же заключается проблема?
Эти девы символизируют христиан, которые ожидают пришествия Христа, но имеют поверхностные отношения с Ним. У них есть немного масла, в их жизни наблюдается некое действие Святого Духа, но это лишь мерцание; они довольствовались малым, тогда как имели нужду в большем.
«Для работы Духа в сердце человека необходимо желание последнего и стремление обрести новую природу; люди же, которые представлены в виде неразумных дев, удовлетворяются поверхностным воздействием. Они не знают Бога. Они не постигли Его характер; они не находятся в постоянном общении с Ним и поэтому не знают, как доверять Ему, как взирать на Него и как жить в Нем. Их служение Богу сводится к формальностям» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 411).
Каким образом, проанализировав свою жизнь, мы можем убедиться, что не совершаем тех же ошибок, что эти люди? Если же мы оказались на их месте, как это изменить?
Прочитайте отрывок Мф. 25:13–30. Какую роль играют наши дарования в подготовке к пришествию Христа?
Притча о талантах, безусловно, отличается от притчи о десяти девах, но обе говорят о готовности к пришествию Христа. Каждая притча рассказывает о тех, кто оказался готов или неготов к этому событию, и каждая из них описывает участь тех, кто по причине собственного духовного небрежения потерял вечность.
Если масло в притче о десяти девах представляет Святого Духа, «таланты» (Мф. 25:15) символизируют способности (греч. talanta). «Таланты представляют особые дары Святого Духа наряду со всеми природными дарованиями» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 510).
Каждый раб в притче получил от господина часть имения. Обратите внимание, что имение, доверенное рабам — «каждому по его силе» (Мф. 25:15), было собственностью господина. Эти дары были даны им в доверительное управление. Эти рабы были распорядителями имения, которое им не принадлежало, но за которое они несли ответственность. Именно поэтому по возвращении господин «потребовал у них отчета» (Мф. 25:19).
Духовные дары исходят от Святого Духа (1 Кор. 12:1–11; Еф. 4:11). Для тех, кто считает себя обладателем наименьшего дара, есть добрая весть. Мы никогда не получаем дары без Дарителя. Поэтому эти люди наряду со своим скромным даром получают величайший дар — Святого Духа.
Дары уже являются нашими во Христе, но наше фактическое обладание ими зависит от нашего принятия Святого Духа и повиновения Ему. В этом и заключалась ошибка негодного раба. Он получил дар, но так и не применил его и не приумножил. Он не приложил усилий для того, чтобы каким-то образом воспользоваться тем, что по милости было доверено ему. В конечном итоге Иисус осудил его, назвав «лукавым и ленивым рабом» (Мф. 25:26).
Иисус рассказал эту притчу в контексте разговора о последнем времени и Своем возвращении. Какой урок мы можем из нее извлечь? Насколько важным является применение наших талантов в приготовлении к последнему времени?
«Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
«Получивший самый малый дар оставил свой талант неиспользованным. Это предупреждение всем, кто считает, что их незначительная одаренность является достаточным оправданием их уклонения от служения Христу. Если бы они могли совершать великие дела, рассуждают такие люди, с какой радостью они взялись бы за них; но, поскольку их возможности служить Богу видятся им ничтожно малыми, они считают, что можно ничего не делать. Они заблуждаются. Господь, распределяя дары, испытывает наш характер. Человек, пренебрегший увеличением своего таланта, проявил себя как неверный слуга. Можно с уверенностью сказать, что если бы он получил и пять талантов, он все равно закопал бы их так же, как и тот один. Его обращение с единственным своим талантом показало его пренебрежение дарами Неба.
«Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). Важность малых вещей часто недооценивается именно потому, что они невелики; однако именно на них основывается действительный порядок в жизни. В жизни христианина нет несущественных вещей. Если мы недооцениваем важность малого в жизни, работа по формированию нашего характера будет постоянно подвергаться большим опасностям» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 356).
Вопросы для обсуждения:
- Какие взгляды побуждали людей верить в достижение идеальной жизни на земле? Что собой представляли эти идеи и почему все они без исключения не оправдали надежд?
- Как послушание Божьим повелениям укрепляет нашу веру? И почему «вера без дел мертва» (Иак. 2:26)? Какие испытания ожидают «соблюдающих заповеди Божии» (Откр. 14:12)? Почему так важно уже сейчас быть готовыми к событиям, которые произойдут в тот момент, когда мы меньше всего их ожидаем?
- Поразмышляйте о десяти девах. О чем нас должна предупреждать эта история, если учесть, что со стороны поведение всех десяти дев выглядело одинаково? Как мы можем быть уверенными, что не являемся жертвами самообмана, подобно неразумным девам?
- Как понимать тот факт, что даже «избранные» могут быть прельщены? Что значит «избранные»? См. Мф. 24:31; Рим. 8:33; Кол. 3:12. Что это говорит нам о том, насколько сильным будет обольщение?