Библейские тексты для исследования:
Рим. 8:1; 7:15–25; Рим. 7:1–14; Ин. 20:19–23; Деян. 20:6, 7; Дан. 7:23–25; Откр. 13:1–17.
Памятный стих:
«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени, и времен, и полувремени» (Дан. 7:25).
Ключевым для нашего понимания событий последнего времени является вопрос Закона Божьего. Если говорить более конкретно, то это вопрос четвертой заповеди о субботе. И хотя мы понимаем, что спасение возможно только по вере и что соблюдение закона, включая заповедь о субботе, никогда не принесет спасения, мы также знаем, что в последние дни повиновение Божьему Закону, включающему заповедь о субботе, станет внешним признаком нашей верности.
Наше отличие от других станет особенно заметным в критический период событий последнего времени, описанных в 13-й главе книги Откровение. Могущественные религиозные и политические силы объединятся, чтобы навязать ложную форму поклонения жителям мира. Все это противоречит Откр. 14:7, где Божий народ призывается поклоняться исключительно Творцу: «Поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод».
На этой неделе мы рассмотрим Божий Закон и, в частности, заповедь о субботе, обсудим вопросы, касающиеся попыток его изменить, и решим, какое значение это имеет для нас — живущих в последнее время.
Одно из величайших обетований Библии записано в Рим. 8:1: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Эти слова являются своего рода кульминацией, заключением изложенных выше мыслей. Лишь изучив то, о чем говорил Павел в предыдущих стихах, мы можем лучше постичь надежду и обетование, содержащиеся в данном стихе.
Прочитайте Рим. 7:15–25. Каков смысл слов Павла в этих стихах и каким образом они придают убедительность его словам в Рим. 8:1?
Хотя христиане продолжают спорить о том, говорил ли Павел конкретно о себе как о верующем или использовал обобще-ние, ясно, что Павел говорил о проблеме греха. Каждый человек, в том числе и христианин, может иметь отношение к борьбе, о которой Павел упоминает в этом отрывке. Кто из нас не испытывал влечения плоти и не чувствовал живущего в ней греха, который побуждает делать то, что, как мы знаем, делать не стоит, и не делать того, что мы обязаны делать? Согласно словам Павла, проблема заключается не в законе, а в нашей плоти.
Наверное, каждый из нас оказывался в такой ситуации, когда хочешь поступить правильно, но все равно совершаешь ошибку. Даже если Павел не говорит в этих стихах о неотвратимости греха в жизни рожденного свыше христианина, он, несомненно, приводит веские доказательства постоянной борьбы, с которой сталкивается каждый человек, желающий повиноваться Богу.
Таким образом, он подводит читателей к известным словам: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Ответ на этот вопрос заключается в Иисусе, а также в великом обетовании, которое гласит, что нет «никакого осуждения» верующему во Христа, который благодатью Божьей живет по духу. Конечно же, верующие борются и сталкиваются с искушениями, поскольку грех реален. Но благодаря вере в Иисуса верующие больше не осуждаются законом; фактически они повинуются ему. Следовательно, они учатся жить «не по плоти, но по духу».
Прочитайте еще раз тексты за сегодняшний день. Каким образом то, о чем говорит Павел в этих стихах, может относиться к нам? Почему в таком случае Рим. 8:1 является столь чудесным обетованием?
Вчера мы изучали стихи (Рим. 7:15–25), в которых говорится о реальности греха для каждого, даже для христиан. В предыдущих же текстах Павел говорит о законе, который показывает, насколько распространен и губителен грех.
Прочитайте Рим. 7:1–14. Какая связь существует между законом и грехом? Что эти тексты говорят нам о невозможности обрести спасение посредством закона?
В этих стихах прослеживаются две ключевые мысли. Во-первых, Павел показывает, что проблема заключается не в законе, ведь «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Проблема заключается в грехе, ведущем к смерти. Во-вторых, закон не в силах спасти нас от греха и смерти. Закон указывает на проблему греха и смерти, делает ее более очевидной, но не предлагает способа ее решения.
Только поверхностный читатель мог использовать эти стихи, пренебрегая множеством других, чтобы привести доводы в пользу того, что закон, Десять заповедей, отменен. Такое мнение противоречит позиции Павла. Если закон был отменен, тогда все, о чем Павел пишет в этих стихах, не имеет никакого смысла. Его аргумент имеет силу при условии, что закон по-прежнему действует, поскольку именно закон указывает на реальность греха и обусловленную этим необходимость Евангелия. «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: „не пожелай“» (Рим. 7:7).
Внимательно прочитайте Рим. 7:13. Что Павел говорит не только о законе, но и о том, почему он по-прежнему необходим?
Закон не убивает; это делает грех. Закон показывает смертоносное действие греха. Закон благ, поскольку указывает на грех. В нем просто нет решения проблемы греха, которое мы можем найти только в Евангелии. Павел убежден, что спасенные во Христе призваны «служить Богу в обновлении духа» (Рим. 7:6). Это значит иметь доверительные отношения с Иисусом, полагаться на Его заслуги и Его праведность в вопросе спасения (об этом неоднократно говорилось ранее при изучении Послания к римлянам).
Как ваш личный опыт соблюдения закона показал вам вашу нужду в Божьей благодати?
Как адвентисты седьмого дня мы часто слышим, как наши братья и сестры из других христианских конфессий заявляют о том, что закон отменен и что мы живем не под законом, но под благодатью. Однако в действительности они утверждают этим, что отменена была только четвертая заповедь. При этом они заявляют, что седьмой день, суббота, был заменен первым днем, воскресеньем, в честь воскресения Иисуса.
Они также верят, что существуют библейские тексты, доказывающие это. Ниже приведены самые распространенные стихи из Нового Завета, которые, как верят многие христиане, свидетельствуют о том, что суббота была перенесена с седьмого дня в Ветхом Завете на первый день в Новом Завете. Читая эти тексты, нам необходимо задать себе вопрос: действительно ли эти стихи говорят об изменении дня поклонения или же они просто описывают события определенного дня, не предписывая никаких изменений?
Прочитайте Ин. 20:19–23. По какой причине, согласно отрывку, ученики собрались в этой комнате? Сообщают ли данные стихи о том, что это было богослужение в честь воскресения Иисуса, как утверждают некоторые?
Прочитайте Деян. 20:6, 7. Говорится ли в этих стихах о том, что суббота была заменена воскресеньем, первым днем недели? См. также Деян. 2:46.
Прочитайте 1 Кор. 16:1–4. Помимо того факта, что верующие откладывали дома приношения в первый день недели, говорит ли этот отрывок о переносе дня поклонения с субботы на воскресенье?
Вот и вся сущность текстологического «свидетельства», используемого для продвижения ошибочной доктрины о том, что первый день недели заменил седьмой день — субботу. Ни один текст о том, как верующие собирались в воскресенье по той или иной причине, не утверждает, что эти собрания были богослужениями, которые регулярно проводились в первый день недели вместо седьмого дня — субботы. Этот аргумент — всего-навсего попытка привнести в текст чуждый ему смысл, обусловленный многовековой христианской традицией соблюдения воскресенья.
Как мы вчера выяснили, тексты, чаще всего используемые для продвижения идеи о замене субботы на воскресенье, не говорят ничего подобного. Фактически каждое упоминание в Новом Завете о седьмом дне, субботе, показывает, что он по-прежнему соблюдался, как того требовала одна из Божьих заповедей.
Прочитайте Лк. 4:14–16; 23:55, 56. Что эти отрывки говорят нам о седьмом дне, субботе, до и после смерти Христа?
Обратите внимание, что женщины, ходившие с Христом, «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Очевидно, что речь в этом тексте идет о четвертой заповеди, начертанной на горе Синай на каменной скрижали. Таким образом, у нас нет никаких оснований полагать, что Христос учил их чему-то иному, кроме как соблюдению Божьих заповедей, включая заповедь о субботе. Действительно, Христос сказал Своим ученикам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Его заповеди, которые соблюдал Он Сам, включали заповедь о седьмом дне — субботе. Если даже предположить, что суббота была заменена на воскресенье, то эти женщины определенно не знали об этом.
Прочитайте отрывки Деян. 13:14, 42–44; Деян. 16:12, 13. Какие аргументы приводятся в этих стихах в пользу соблюдения седьмого дня, субботы? А какие аргументы можно найти в пользу соблюдения первого дня недели?
В данных текстах нет ни единого доказательства замены субботнего дня воскресным. Напротив, они ясно указывают на устойчивую практику соблюдения субботы ранними верующими в Иисуса.
Особо примечателен стих Деян. 16:13, поскольку события происходят за пределами синагоги. Верующие собирались на берегу реки, куда «по обыкновению» приходили молиться. И делали они это также в субботу спустя многие годы после смерти Иисуса. Ничто в этих текстах не указывает на замену субботы воскресеньем.
Как, проявляя тактичность и не осуждая, вы можете свидетельствовать о субботе тем, кто соблюдает воскресенье?
Божий Закон, Десять заповедей, по-прежнему действует (см. Иак. 2:10–12), и этот закон включает заповедь о седьмом дне — субботе. Почему в таком случае так много христиан соблюдают воскресенье, если этому нет библейского обоснования?
В 7-й главе книги Даниила говорится о возникновении четырех великих царств: Вавилона, Мидо-Персии, Греции, а также Рима — четвертой и последней земной империи. В более поздний период Римской империи власть малого рога изображается как берущая начало из этой империи (Дан. 7:8). Он по-прежнему является частью Римской империи, но в ее поздний период. И символизирует эта власть не что иное, как папство, которое произошло непосредственно из Рима и по сей день является его частью. Томас Гоббс в XVII веке писал: «И всякий, кто займется вопросом о происхождении этой великой церковной власти, легко заметит, что папство представляет собой не что иное, как призрак умершей Римской империи, сидящий в короне на ее могиле» (Thomas Hobbes, Leviathan, p. 463).
Прочитайте Дан. 7:23–25. Как эти тексты помогают нам понять истоки соблюдения воскресенья?
Читая эти тексты на арамейском языке — языке оригинала, мы видим в 25-м стихе, что представленная малым рогом власть «возмечтала» изменить закон. Какая земная власть действительно в силах изменить Божий Закон?
И хотя история не сохранила всех деталей, мы доподлинно знаем, что под влиянием папского Рима библейская практика соблюдения седьмого дня, субботы, была заменена человеческой традицией соблюдения воскресенья. Эта традиция настолько глубоко пустила корни, что протестанты в основной своей массе поддерживают ее даже в двадцать первом веке. Сегодня большинство протестантов все еще соблюдают первый день недели, вместо того чтобы следовать библейскому повелению в отношении седьмого дня.
Прочитайте отрывок Откр. 13:1–17 и сравните его с Дан. 7:1–8, 21, 24, 25. Какие похожие образы используются в этих стихах для того, чтобы помочь нам представить события последних дней?
Используя образы, взятые непосредственно из книги Даниила и касающиеся позднего (папского) периода Рима, книга Откровение указывает на гонения последнего времени, которым подвергнутся отказавшиеся исполнить повеления властей.
Каким образом тексты Откр. 14:6, 7, и особенно стих 7, копирующий язык четвертой заповеди (Исх. 20:11), показывают ключевую роль субботы во время кризиса последнего времени, связанного с поклонением?
Тот же самый дракон, или сатана, развязавший войну против Бога на небе (см. Откр. 12:7), ведет войну с Божьим народом на земле, с «сохраняющими заповеди Божии» (Откр. 12:17; см. также 13:2, 4). В действительности сам сатана также становится объектом поклонения (Откр. 13:4). Таким образом, войну против Бога, которую сатана начал на небе, он пытается продолжить на земле. И главной его атакой на Бога являются его нападки на Божий Закон.
«В четвертой заповеди Господь открывается как Творец неба и земли — этим Он и отличается от всех других ложных богов. Суббота является памятником творческих трудов и свидетельствует о том, что седьмой день был освящен как день покоя для человека. Он установлен для того, чтобы постоянно напоминать людям о живом Боге — источнике бытия и объекте почитания и поклонения. Сатана стремится к тому, чтобы люди нарушали верность Господу и не соблюдали Его Закон; поэтому он и сосредоточивает усилия именно на этой заповеди, говорящей о Боге как о Творце» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 53, 54).
Мы поклоняемся Господу, потому что Он является Творцом «неба и земли», а седьмой день суббота — это основополагающее знамение Его творческой силы, берущее свое начало еще с недели Творения (Быт. 2:1–3). Неудивительно, что в своих нападках на Божий авторитет сатана пытается уничтожить основополагающее знамение этого авторитета — субботу.
В последние дни у Бога на земле будет народ, сохраняющий твердую и непоколебимую верность Ему. Эта верность проявляется в послушании Божьим заповедям, включая ту, что указывает на Господа как на Создателя. Он один достоин нашего поклонения.
Вопросы для обсуждения:
- В чем заключается проблема тех, кто говорит об угрозе греха и, тем не менее, утверждает, что Божий Закон отменен? На какое существенное противоречие вы можете указать в данном ходе рассуждений?
- Каким был ваш личный опыт общения с теми, кто отстаивает соблюдение воскресенья вместо субботы? Какие аргументы вы использовали и насколько эффективными они были? Что вы можете ответить на общепринятый аргумент, что соблюдение субботы является попыткой заработать спасение делами?
- Поскольку мы говорим другим о субботе и готовимся к событиям последнего времени, почему важно уяснить, что испытания, касающиеся «начертания зверя», еще не наступили?