Библейские тексты для исследования:
Рим. 8:3; Ин. 1:29; Откр. 5:12; Евр. 7:1–28; 9:11–15; Лев. 16:13; Евр. 9:20–23.
Памятный стих:
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9, 10).
В Послании к евреям говорится об Иисусе в небесном святилище: «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:20).
Священное Писание, и в частности Новый Завет, ясно говорит о Христе как о нашем Первосвященнике в небесном святилище. Эту роль Он возложил на Себя после того, как выполнил Свою миссию на земле, где стал жертвой за нас (Евр. 10:12).
В течение этой недели мы будем исследовать служение Христа в небесном святилище. Его посредническое служение является решающим фактором в приготовлении Его народа к концу времени. Поэтому нам было дано важное наставление: «Истины о святилище и следственном суде народ Божий должен понимать очень ясно. Всем надо отчетливо уяснить для себя, чем занят их великий Первосвященник. В противном случае у людей не будет необходимой в наше время веры, и они не смогут занять положение, предназначенное для них Богом» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 488).
Что Христос совершает для нас в небесном святилище и почему понимание этого вопроса столь важно в последние дни?
Изучение превосходной жертвы Христа приносит огромную пользу в приготовлении верующих к концу времени. Часто люди смотрят на цель перед собой, и это имеет смысл. Но приятно также осознавать, что цель уже позади. Мы говорим о Голгофе. Цель, которую Иисус достиг ради нас, является непреложной и окончательной, а также придает уверенность для достижения последующих целей.
Прочитайте Рим. 8:3; 1 Тим. 1:17; 6:16; 1 Кор. 15:53. Зачем Бог послал Своего Сына в мир?
Бог послал Христа как жертву за грех, чтобы осудить грех во плоти. Что это значит? Будучи бессмертным Существом, Христос не мог умереть. Поэтому Господь стал человеком, приняв на Cебя нашу смертную природу, чтобы умереть вместо нас.
Будучи святым и обладая Божественной природой, Иисус сделался «подобным человекам» и смирил Себя, «быв послушным даже до смерти… крестной» (Флп. 2:6–8). Каким-то образом, известным Одному только Богу, Божественность Христа не умерла, когда Он умер на кресте. Это превыше нашего понимания, но Божественность Иисуса пребывала в бездействии на протяжении девяти месяцев в утробе матери, а также в течение дней, проведенных в могиле. Кроме того, Иисус никогда не прибегал к ней, чтобы оказать поддержку Своей человеческой природе на протяжении Своей земной жизни и служения.
Прочитайте Лк. 9:22. Что этот стих говорит нам о преднамеренном характере смерти Христа?
Христос родился, чтобы умереть. Мы можем представить, что в вечности не было такого момента, когда бы Он не думал об издевательствах, бичевании, ударах и душераздирающем распятии, с которыми Ему предстояло столкнуться. Эта любовь не знает себе равных, и постичь ее в полной мере невозможно.
Что еще мы, люди, можем сделать перед лицом такой любви, как не пасть ниц и не поклониться в вере и послушании? Что Крест говорит нам о тщетности человеческих заслуг?
Прочитайте Ин. 1:29; Откр. 5:12; 13:8. Какой общий образ встречается в этих текстах и каким образом он помогает нам понять план спасения?
Называя Иисуса Агнцем Божьим, Иоанн Креститель, несомненно, делал отсылку на святилище. Смерть Христа за грех он рассматривал как единственное исполнение прообразов, связанных с принесением в жертву за грех агнцев и других животных в иудейском святилище. Действительно, четыре Евангелия, чему бы еще они нас ни учили, в конечном счете повествуют о том, что Иисус в качестве Божьего Агнца понес на Себе грехи мира.
Но история об Иисусе и Его служении ради нашего спасения не заканчивается Его смертью и воскресением, описанными в Евангелиях.
С самого начала в Послании к евреям говорится о Христе, ставшем Первосвященником в небесном святилище после Своего служения в качестве жертвенного Агнца. С момента первого упоминания об этой Его роли после распятия (см. Евр. 1:3) последующие главы в этой книге указывают на Иисуса как на Первосвященника. Подробное описание Его служения в небесном святилище приводится в Евр. 7:1–28.
Прочитайте Евр. 7:1–28. Что автор говорит здесь об Иисусе?
Суть этих стихов, имеющих глубокий смысл, сводится к тому, что священство Иисуса Христа превосходит служение священников из рода Ааронова в земном святилище. Но теперь вместо земного священства в земном святилище мы имеем Первосвященника, исполняющего служение для нас в небесном святилище. Следовательно, взирая сегодня на Христа, мы видим Его в роли Первосвященника в небесном святилище.
Прочитайте Евр. 7:24–27; 8:6. Какая великая надежда для нас содержится в этих текстах?
Христос способен всецело спасти нас благодаря тем качествам, которыми никакой другой священник никогда не мог бы обладать. Он является Богом, имеющим власть прощать грехи. Его священство неизменно. На протяжении христианской эры Он непрестанно ходатайствует за Свой народ, проявляя такое же сострадание и любовь, как при исцелении больных и утешении страждущих. Он является также и человеком, но родился без греха и остался таковым. И, будучи безгрешным, Он умер под величайшим гнетом всех человеческих грехов. Таким образом, только Он, будучи одновременно Богом и человеком, может ходатайствовать за грешников в небесном святилище.
Кроме того, эти тексты показывают, что Христос принес Себя в жертву единожды и за всех. Для спасения каждого человека этой единственной жертвы достаточно.
В конце концов, понимая, Кто именно умер на кресте, как можно полагать, что этой жертвы недостаточно для спасения каждого человека?
Прочитайте Евр. 9:11–15. Что приобрел для нас Христос ценой Своей смерти и нынешнего служения на небе?
В Евр. 9:12 говорится, что Христос «приобрел вечное искупление». В греческом переводе слово «искупление» также имеет такие значения, как «выкуп», «освобождение» и «избавление». Это же слово используется в Лк. 1:68, когда Захария заявляет, что Бог «посетил народ Свой и сотворил избавление ему». Указание на кровь Христа как единственной достаточной жертвы означает, что именно Христос, будучи жертвенным Агнцем, приобрел это искупление, это избавление. И великая весть Евангелия заключается в том, что Христос приобрел это избавление не для Себя, а для нас, и оно распространяется на всех, кто принимает жертву Христа.
Поразмышляйте о мысли, что Христос «приобрел вечное искупление» для нас и только после этого приступил к Своему служению в небесном святилище. Какую надежду эта мысль дает нам в связи с тем, что Христос совершает для нас в небесном святилище?
Несмотря на то, что грех привел к ужасному разделению между Богом и человечеством, благодаря жертвенной смерти Христа мы, люди, предстаем перед Богом и все еще можем иметь доступ к Нему (Еф. 2:18; 1 Петр. 3:18).
«[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6:18–20). Что совершил для нас Христос, согласно данным стихам?
Прочитайте Евр. 9:24. В чем, судя по этому стиху, заключается служение Христа?
Иисус, наш Представитель, предтечею вошел в небесное святилище, чтобы предстоять за нас перед Богом. Другими словами, Иисус предстоит перед Отцом, указывая на заслуги «вечного искупления», которое Он «приобрел» для нас.
Конечно же, когда мы приняли Иисуса, наши грехи были прощены, и мы предстали перед Богом прощенными и очищенными. Но факт остается фактом — даже будучи христианами, мы все еще порой согрешаем, несмотря на все удивительные обетования о победе. В подобных случаях наш Первосвященник Иисус ходатайствует на небе за нас. Он представляет кающегося грешника, указывая Отцу не на наши заслуги (у нас их попросту нет), но на Свои собственные. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).
Может ли рожденный свыше христианин не осознавать своей собственной нужды в постоянном милосердии и благодати Христа? Найдется ли такой человек, который, имея во Христе новую жизнь и наблюдая удивительные изменения в ней, не осознает своей постоянной нужды в прощении? Почему познание Христа как нашего Первосвященника представляет для нас такую ценность?
Послание к евреям говорит о том, что земное святилище в Израиле было создано по образу небесного святилища, в которое Христос торжественно вошел как наш Первосвященник. Земное святилище, состоявшее из двух отделений, где совершались обряды жертвоприношения и очищения, было «образом и тенью небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии» (Евр. 8:5).
И точно так же, как обряды земного святилища подразумевали служение в двух его отделениях — Святом и Святом святых, обстоит дело со служением Христа в небесном святилище. В земном святилище идея суда была представлена Днем искупления, который заканчивался очищением святилища, как описано в Лев. 16. Раз в год Первосвященник входил во второе отделение, Святое святых (Лев. 16:12–14), чтобы совершить служение очищения за народ.
Прочитайте Евр. 9:20–23. Что нуждается в очищении и почему это является четким указанием на служение Христа в День искупления?
Ученых удивляло утверждение, что само небесное святилище нуждается в «очищении». Однако если понимать это как указание на День искупления, вопросы исчезают. В Евр. 9:23 показано, что служение священника в День искупления в израильском святилище указывало на служение, совершаемое Христом в небесном святилище. Очищение священником земного святилища служило предзнаменованием служения, которое Христос однажды совершит в небесном святилище. В тексте не говорится, что это очищение на небесах произойдет сразу после вознесения Христа. Изучая книгу Даниила, мы видим, что этот этап служения начался в 1 844 году. Поэтому нам, христианам последнего времени, необходимо понимать всю ответственность момента, в который мы живем, а также иметь уверенность в том, что Христос совершил для нас в прошлом и совершает для нас сейчас во Святом святых небесного святилища.
Весть первого ангела гласит: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:7). Реальность суда указывает на близость конца. Как это должно повлиять на наш образ жизни?
Послание к евреям указывает на земное святилище как на модель, символ того, что Христос совершил для нас на земле в качестве жертвы и что Он совершает на небесах как наш Первосвященник. Израильское святилище должно было всегда служить наглядным уроком Евангелия. Оно должно было открыть евреям план спасения, включающий жертву, ходатайство, суд и окончательное уничтожение греха. Между тем книга Даниила проливает дополнительный свет, помогая читателям понять апокалиптический (относящийся к концу времени) аспект заключительного служения Христа в небесном святилище. «Акцентируя наше внимание на очищении, суде и оправдании, апокалиптические видения Даниила проецируют образы Дня очищения на самый конец земной истории. Очищение непосредственно связывается с небесным святилищем и служением Мессии как Царя и священника. Видения вводят элемент времени, давая возможность читателю определить конкретный момент в истории спасения, когда Мессия начнет Свое дело последнего очищения, суда и оправдания в небесном жилище Бога» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 394. Настольная книга по теологии).
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте следующую цитату Эллен Уайт: «Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством ее крови переносились образно в земное святилище, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и фактически переносятся в небесное святилище. И как прообразное очищение земного святилища осуществлялось путем удаления из него грехов, так и действительное очищение небесного святилища осуществляется посредством удаления или уничтожения грехов, внесенных туда. Но чтобы определить, кто через покаяние и веру во Христа может получить право на спасение, необходимо изучить книги небесные» (Великая борьба, с. 421, 422). Какие две характерные черты присущи тем, кто имеет «право на спасение»? Почему их понимание является столь важным для Божьего народа, особенно в испытаниях последнего времени?
- Прочитайте Лев. 16:15, 16. Какое значение имеет кровь? Что она символизировала? Почему кровь играла главную роль в совершении обрядов в День искупления и что она значит для нас сегодня?