Библейские тексты для исследования:
Ин. 14:9; Соф. 3:17; Ин. 1:1–3; Рим. 8:38, 39; Пс. 90:15, 16; Откр. 14:6, 7; Еф. 1:4, 5.
Памятный стих:
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10).
В отличие от христианства нехристианские религии акцентируют внимание на том, чему учили их основатели, не придавая особого значения тому, что они сделали для своих последователей. Ничто из того, что их основатели сделали, не имеет спасительной силы. Они лишь пытались научить людей «спасаться» своими силами.
В противовес этому христиане делают акцент не только на учении Иисуса, но и на Его делах, поскольку то, что совершил Христос, является единственным средством спасения. Воплощение Христа (Рим. 8:3), Его смерть на кресте (Рим. 5:8), Его воскресение (1 Петр. 1:3) и Его небесное служение (Евр. 7:25) — только эти действия спасают нас. Спастись самостоятельно мы точно не в состоянии. «Если вы припомните все, что есть в человеке хорошего, святого, благородного и любезного, а затем предложите все это ангелам Божьим в качестве заслуги, играющей важную роль в деле спасения человеческой души, такое предложение будет воспринято как измена» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 24).
Эта удивительная истина имеет для нас особую важность ввиду опасностей и обольщений последнего времени.
Незадолго до распятия Иисус говорил со Своими учениками о том, как люди могут прийти к Отцу через Него. И тогда Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8).
Что Иисус ответил Филиппу? См. Ин. 14:9. Что мы можем узнать об Отце из Его ответа? Какие ложные представления о Боге разоблачает этот ответ?
Некоторые люди говорят, что ветхозаветный Бог — это справедливый Бог в отличие от новозаветного Бога — милосердного, дарующего благодать и прощение. Они проводят ничем не оправданное различие. В Ветхом и Новом заветах это один и тот же Бог с неизменными качествами.
Одна из задач прихода Христа в этот мир — открыть истину о Боге Отце. На протяжении веков ложные представления о Боге и Его характере широко распространились не только среди язычников, но и среди Божьего избранного народа. «Утратив истинное представление о Боге, земля погрузилась в духовный мрак. И для того, чтобы рассеять тьму, чтобы мир мог вновь обратиться к Богу, необходимо было сокрушить сатанинское обольщение» (Э. Уайт. Желание веков, с. 22). Поэтому Иисус пришел на эту землю.
Бог не меняется. Если бы мы детально знали все события, описанные в Ветхом Завете, мы бы считали Бога Ветхого Завета таким же милосердным, как и Бога Нового Завета. Священное Писание говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).
К тому же не стоит забывать, что именно ветхозаветный Бог висел на кресте.
Этот Бог также явил Себя долготерпеливым, истинным, милосердным, многомилостивым и любящим (Исх. 34:6, 7). Божья любовь неизменна (Иер. 31:3), и Он благоволит к Своим последователям (Пс. 146:11). Бог имеет благие намерения в отношении людей и желает дать им надежду (Иер. 29:11). Он будет милостив по любви Своей и будет торжествовать о Своем народе с ликованием (Соф. 3:17). Бог Отец воистину прекрасен!
Поразмышляйте о том, что Иисус представляет Бога Отца. Каким образом эта истина способна обнадежить тех, кто по каким-то причинам боится Бога?
Грех разделил человека с Богом; между ними возникла зияющая пропасть, обрекающая человечество на вечную гибель. Бездна была глубокой и опасной. Для того, чтобы решить проблему греха и воссоединить грешное человечество с праведным и святым Богом, потребовалось нечто совершенно невероятное. Только вечный и святой Бог мог стать человеком и в этой человеческой природе принести Себя в жертву за наши грехи.
Прочитайте Ин. 1:1–3, 14, а также Флп. 2:5–8. Что эти тексты говорят нам о личности Иисуса?
Вечный Христос в Своем существовании не зависел от кого-либо или чего-либо. Он был Богом — не просто внешним обликом Бога, но Самим Богом. Его сущностная природа была Божественной и вечной. Иисус сохранил эту Божественность, но стал человеком, для того чтобы исполнить закон в человеческой плоти и умереть в качестве Заместителя за всех тех, кто нарушил закон. Преступником закона является каждый из нас (Рим. 3:23).
Христос стал обычным человеком, не имея никаких преимуществ над другими людьми. Он сохранил верность Божьему закону, положившись не на Свою внутреннюю Божественную силу, но на внешнюю Божественную силу, которая доступна любому человеку.
Иисус был всецело Богом и всецело человеком. Это значит, что Тот, Кто держит «все словом силы Своей» (Евр. 1:3), был «Младенцем, лежащим в яслях» (Лк. 2:16). Это значит, что Тот, Кто «есть прежде всего, и все Им стои́т» (Кол. 1:17), будучи человеческим дитятей, «преуспевал в премудрости и возрасте» (Лк. 2:52). Это значит, что Того, без Которого «ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3), «умертвили, повесив на древе» (Деян. 5:30).
Если все это показывает нам любовь Христа, являющуюся не чем иным, как проявлением любви Отца, у нас предостаточно оснований для радости и благодарности!
Прочитайте Рим. 8:38, 39. Каким образом пройденный сегодня урок учит доверять тому, о чем говорит Павел в этих стихах?
В отношении Святого Духа, как и в отношении Бога Отца, существует множество заблуждений. Некоторые богословы полагают, что Дух — это любовь между Отцом и Сыном. Другими словами, Святой Дух — это не одна из Личностей Божества, а всего-навсего чувство привязанности в отношениях Отца и Сына.
Но Священное Писание утверждает, что Дух Святой — Личность. Христиане крестятся во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Святой Дух прославляет Христа (Ин. 16:14). Святой Дух обличает людей (Ин. 16:8). Его можно оскорбить (Еф. 4:30). Он является Утешителем (Ин. 14:16). Он научает (Лк. 12:12), ходатайствует (Рим. 8:26) и освящает (1 Петр. 1:2). Христос сказал, что Святой Дух наставляет людей на всякую истину (Ин. 16:13).
Таким образом, Святой Дух является Божественной Личностью, равно как Отец и Сын. Вместе они представляют единого Бога.
Все действия Святого Духа направлены на то, чтобы явить Божественную любовь. Каким образом Он это делает? Лк. 12:12; Ин. 16:8–13; Деян. 13:2.
Величайшим доказательством Божественности Святого Духа является воплощение Христа. Иисус был рожден от Святого Духа (Мф. 1:20). Только Бог мог «сотворить» это.
Святой Дух совершил в отношении Христа два противоположных чуда. Во-первых, силой Святого Духа вездесущий Христос был зачат во чреве Марии. Христос вознесся на небо в этом человеческом теле с присущими ему ограничениями. Во-вторых, Святой Дух чудесным образом делает Христа, ограниченного человеческой природой, доступным для христиан по всему миру.
Таким образом, Святой Дух, равно как Отец и Сын, совершает служение ради нас. «Личности Божества были исполнены сострадания к человеческому роду. Отец, Сын и Дух Святой разработали план спасения» (Э. Уайт. Советы по здоровому образу жизни, с. 222).
Отец, Сын и Святой Дух любят нас в равной степени и трудятся, чтобы спасти нас для вечного Божьего Царства. Имеем ли мы право, зная об этом, пренебрегать даром спасения?
Насколько сильно нас утешает факт, что Отец, Сын и Святой Дух совершают совместный труд для нашего вечного блага!
Некоторые адвентисты седьмого дня хотят знать, будут ли они спасены. Им недостает уверенности в отношении своей будущей жизни. Прилагая все усилия, чтобы быть достаточно хорошими, они, тем не менее, знают, что терпят неудачу. Они заглядывают в свои сердца и не находят там почти ничего, что могло бы ободрить их на жизненном пути.
Когда мы видим огромную разницу между характером Иисуса и своим характером или читаем слова «тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14), всех нас посещает сомнение в собственном спасении.
Для того чтобы приготовиться к концу времени, люди должны иметь уверенность в спасении уже сегодня. Они должны радоваться спасению уже сейчас, чтобы встретить будущее без страха. Как мы уже увидели, все три Личности Божества трудятся ради нашего спасения. Поэтому мы можем и должны жить с уверенностью в нашем спасении.
Прочитайте следующие тексты. Какая в них содержится надежда? Каким образом они укрепляют уверенность в спасении и Божьей заботе?
Пс. 90:15, 16
Иоил. 2:31, 32
Ин. 10:28
Рим. 10:9–13
1 Ин. 5:11–13
Мы призваны жить святой жизнью, но эта жизнь является результатом спасения во Христе, а не средством достижения этого спасения. И хотя мы должны хранить верность, иногда ценой собственной жизни, нам следует всегда полагаться на этот дар как на нашу единственную надежду на спасение. Божий народ будет найден верным и послушным в последние дни, а верность и послушание проистекают из уверенности в том, что Христос сделал для него.
Прочитайте Откр. 14:6, 7. Что это за «вечное Евангелие»?
В этом отрывке Евангелие называется «вечным». Это еще одно доказательство того, что Бог не меняется. У неизменного Бога — неизменное Евангелие. Это вечное Евангелие дает уверенность всем, кто желает принять его. Евангелие открывает неизменную Божью любовь, и эту весть необходимо нести миру. Каждый человек нуждается в возможности услышать ее, и поэтому Бог призвал Свой народ распространять Евангелие.
«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:4, 5). Что еще говорит нам этот отрывок о том, насколько «вечным» является Евангелие в действительности?
Избраны в Нем «прежде создания мира». Речь идет о «вечном» Евангелии! Даже до сотворения этого мира у Бога уже был план для нас, чтобы мы могли иметь в Нем спасение.
Посмотрите на некоторые слова в этом тексте: «избрать», «предопределить», «благоволение», «усыновить». Эти два стиха указывают на сильное Божье желание даровать нам вечную жизнь «в Нем»! И тот факт, что Бог совершил это все от вечности (см. также 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9), весьма ясно указывает на Его благодать. Это говорит о том, что мы спасаемся не своими делами и заслугами, но исключительно благодаря Божьему любящему характеру. Как мы можем обрести спасение через свои заслуги, если мы были избраны к спасению в Нем прежде нашего существования? Выбор принять или отвергнуть его остается за нами.
Каким образом это избрание проявляется в жизни избранных? Мы должны быть «святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). К этому мы также были избраны.
Мы призваны возвещать миру «вечное Евангелие» перед Вторым пришествием Христа. Почему мы должны испытать на личном опыте силу «вечного Евангелия», прежде чем делиться им с другими?
Мы можем иметь уверенность в спасении, но нам не следует быть самоуверенными в этом вопросе. Существует ли такое понятие, как ложная уверенность в спасении? Конечно! Иисус также предупреждал об этом: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (Мф. 7:21–23).
Эти люди совершили две роковые ошибки. Во-первых, несмотря на великие дела, которые они совершали во имя Господа, они не исполняли Господню волю, которая заключалась в повиновении Его закону. Иисус не сказал: «Отойдите от Меня те, в ком найдется малейший грех, порок или несовершенство». Он охарактеризовал эту группу людей как «беззаконников» (от греч. аномиан — «без закона»). Во-вторых, обратите внимание, какое особое значение они придают себе и тому, что выполняли: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Насколько же далеки они были от Христа, что указывали на собственные дела, пытаясь тем самым оправдаться перед Богом?! Мы спасемся только благодаря заслугам Христа, которые вменяются нам через веру. В этом и заключается наша уверенность — не в нас самих и не в наших делах, но исключительно в том, что Христос совершил ради нас. Желаете ли вы иметь уверенность? Повинуйтесь Божьему закону, полагайтесь только на заслуги праведности Христа, и будете иметь уверенность, в которой так нуждаетесь!
Вопросы для обсуждения:
- Говорят, что Мартин Лютер однажды сказал: «Глядя на себя, я не знаю, как могу быть спасен. Взирая на Иисуса, я не знаю, как могу погибнуть». Какая великая мудрость заключается в этих словах? Почему важно никогда не забывать об этом?
- Поразмышляйте о том, что мы были избраны для спасения еще прежде создания мира. Почему это не означает, что спасутся все? Если какие-то люди не будут спасены, то этого не произойдет потому, что Бог не избрал их, или вследствие их личного выбора? Обсудите этот вопрос в классе.
- Как понимание реальности великой борьбы помогает нам лучше бороться со злом, существующим в мире несмотря на любовь к людям Отца, Сына и Духа Святого?